ТВОРЕНИЕ В ЕДИНСТВЕ И ТРИЕДИНСТВЕ Урок 56




Я взываю к вам и учу вас важности единого действия, но обнаруживаю, что во многих случаях вы совсем не понимаете или понимаете лишь отчасти вовлеченные в него основополагающие принципы – и поэтому недостаточно цените результаты объединенного действия на любом поприще и их влияние на ваше собственное внутреннее, равно как и внешнее развитие. Те, кто уже достиг умеренных познаний на эту тему, могут не найти для себя ничего особенно ценного в следующем резюме, касающемся сведений об эволюции; но для тех, кто до сих пор не смог воспользоваться преимуществами, которые можно извлечь из сознательного обращения к учению, я надеюсь изложить более краткую и вразумительную идею о действии законов эволюции и инволюции, полагаясь на помощь их интуиции.

Прежде всего, представьте себе все пространство как сформированное бесчисленными миллиардами бесконечно малых жизней, обладающих различными потенциалами возможностей, численности и формы, но в данный момент пребывающими в спящем, дремлющем состоянии. Каждому уровню этого космоса необходимо сообщить эволюционный импульс в начале великого мирового периода, дабы завершить развитие составляющих его жизней путем расширения и взрыва содержащейся в них спящей энергии, которая составляет их основу. Эта энергия, прорвавшись через стягивающую, обволакивающую ауру эфирной силы (которая является мостиком между двумя состояниями сознания), таким образом, продвигает эти жизни из внутренних сфер Космоса во внешние.

Среди этих уровней дремлющих элементальных сил есть и те, которые обычно известны под именами света, тепла, электричества, магнетизма, всегда первыми проявляющиеся в любом великом мировом периоде. Далее, представьте, что потенциальный космос in toto [75] является единой, сознающей себя сущностью, обладающей почти беспредельной силой, интеллектом и способностями, которая в начале нынешнего мирового периода одушевляется одним великим импульсом (желанием) проявить эту силу. Одним долгим вздохом – «одним движением массы» – пробуждает она многие и разнообразные виды движения и вибрации составляющих ее самое жизней и атомов – различных уровней лайя-центров, которые существуют от одной Манвантары до другой. Этот импульс, порождаемый посредством силы Фохата, потенциального Звука, повелительной силы Космоса, сам по себе является силой, подлежащей действию только высшего закона, а именно – закона гравитации, великая тайна коего в действительности состоит в том, что он представляет собою духовную силу, проявленными аспектами которой являются следующие силы (Боги) – Притяжение, Отталкивание, Сцепление, Расширение, Протяжение и Поглощение. Эти шесть аспектов или разновидностей гравитации создают, контролируют и разрушают (в процессе инволюции и эволюции) все формы проявленной силы и энергии во внешних сферах пространства и материи. Далее, представьте, что весь потенциальный Космос или Сущность разбивается на волны звука, и каждый лайя-центр его массы отзывается на такой призыв, создавая свою собственную особую тональность и питая вибрации или тональности таких звуковых волн в течение определенного периода времени, таким образом, поддерживая каждый индивидуальный вид развивающихся лайя-центров в определенном типе движения масс. Благодаря порожденной таким образом энергии он формирует определенную сферу влияния – орбиту, причем размер этой орбиты определяется объемом и мощью энергии, высвобожденной в момент взрыва. Группировка таких индивидуальных лайя – (или атомных) центров в различные формы, отличающиеся по весу и плотности, вызывается действием закона сродства (одним из аспектов силы притяжения) соответственно числу. Первым развивается огонь (пламя), затем вода, воздух и земля – благодаря все тому же процессу расширения и взрыва; наконец, происходит манифестация минеральных, растительных и животных зародышей жизни. Наиболее быстрые вибрации порождают огонь, атомные центры которого впервые собираются вместе во внешней манифестации в виде Солнц, сияющих своим собственным внутренним светом и освещающих темное пространство внутри каждой индивидуальной ауры, где оплодотворенная негативная сторона жизненного принципа собирает вместе и вынашивает лайя-центры, которые со временем проявятся как вода.

Как все лайя-центры должны взрываться, чтобы манифестировать, так и огненные центры, составляющие массу таких солнц, должны со временем взорваться – и тогда пылающие фрагменты или жизни, падающие в пространство, становятся центрами притяжения для других блуждающих меньших жизней, которые соединяются с бо́льшими и поглощаются ими. Во́ды, содержащиеся в пространстве во взвешенном состоянии, притягиваются тепловыми волнами, порождаемыми такими сгустками пламени, и падают на горящие массы, становясь таким образом причиной (путем дальнейших взрывов) высвобождения содержащихся в них потенциальных газов. Эти газы проникают в пылающие массы и окружают их воздушными подушками. От взаимного союза огня, воды и воздуха и взрывов, которые от этого соединения следуют, выпадает осадок, который мы называем элементом земли. Далее, благодаря взаимному союзу этих четырех элементов, а также благодаря процессу расширения и взрывов тех жизней, которые составляют означенные элементы, под действием тех же самых законов, что направляли и контролировали действия первых звуковых волн, развивается субстанция, которую наука называет протоплазмой – основа творения всех живых форм.

Убедившись, что вся материя развивалась изнутри вовне, обычный человек без особых трудностей примет мое объяснение и сформирует, к своему вящему удовлетворению, собственное представление о последующем действии вышеупомянутой субстанции.

При манифестации означенной субстанции Ничто становится Всем в зародыше. Дух и материя встречаются. Но по завершении половины великого мирового периода человек, к тому времени достигший своей высшей стадии человеческого развития, должен заново стать Богом. А в процессе этого становления он бывает слишком склонен забывать свой божественный прототип; забывать о том, что является всего лишь одним из атомов субстанции, составляющей Бога, – и, влюбляясь в свой собственный персональный образ и позволяя этому образу привлечь и поглотить всю заботу и почитание, он забывает лик своего Отца, красоту и милосердие своей Матери. Как корабль в бурю, швыряет его туда и сюда, пока в результате долгих страданий он, наконец, не раскроет свое внутреннее око и не узрит брошенный ему спасительный канат жизни. Этот канат бросает ему высшее «я», когда субстанция-материя достигает своей высшей вибрации в качестве материи. В этот момент, если бы не инкарнация высшего разума (Духовного Эго в телах, созданных, как указано выше), материя, изначально наделенная лишь низшим разумом (инстинктом), не смогла бы поддерживать себя при таких высоких частотах вибрации и возвратилась бы в свое первобытное безусловное состояние, а род человеческий в том виде, в каком мы его знаем, не смог бы существовать.

Как можно соединить две вершины разных треугольников, вдвинуть их на определенное расстояние один в другой и сформировать шестиконечную звезду – так Дух и Материя встречаются и объединяются в человеке, будучи одновременно разделены и отличны друг от друга. Однако они являются одной сущностью, и таким образом дух получает средства, которые требуются ему для воплощения в материи и обретения всего знания о своих возможностях в форме. Когда материя достигает своей высшей возможной частоты вибрации в человечестве, процессы и законы эволюции меняются на обратные. Происходит постепенное обращение двух полюсов универсального бытия, и следует такой же точно период инволюции, продолжающейся в течение второй половины великого мирового цикла. Первым и последним необходимым условием инволюции является постепенное снижение и угасание энергии вибрационной тональности или скорости массового движения, которая была фундаментальной и питающей силой эволюции. Другими словами, происходит возрождение могущественной силы безмолвия; консервация и концентрация всех форм энергии, подготавливающие звучание другой, более высокой тональности для новой эпохи; ибо эволюционные силы всегда работают по спирали, а не по замкнутому кругу.

Наиболее высокоразвитые представители нынешних народов уже достигли уровня знания, на котором становится возможным заложить фундамент для обретения такой силы. Изначальные причины и следствия эволюции становятся очевидны; и все попытки к саморазвитию должны следовать в направлении конденсации, консервации и концентрации. В этот момент важность индивидуального самоотречения – альтруизма – становится более очевидной. Никакое научное открытие не сравнится по степени важности с тем, которое укажет на эту необходимость. Альтруизм не является сентиментальной добродетелью, это абсолютная настоятельная необходимость для саморазвития.

Всякий раз как для любой группы из трех или более личностей наступает момент гармоничного действия во всех направлениях ее жизни – тот уровень, на котором достигнута совершенная кооперация воли и усилий; тот уровень, где на практике, так же как и в теории, члены группы могут жить и действовать в соответствии со своими высшими идеалами пользы и служения друг другу – они достигают такого состояния, при котором могут стать активным проводником для действий духовных сил, порожденных гораздо более великими существами, чем они когда-либо прежде могли себе представить. И когда они становятся таким проводником, индивидуальная эволюция каждой составляющей группу части начинает продвигаться огромными шагами. Как я указывал в предыдущей иллюстрации, вершины двух треугольников, духа и материи, встречаются и переплетаются. Каждая подобная личность с течением времени становится Спасителем для всех тех, кто пока еще находится ниже ее на эволюционной лестнице. Путь к Богам открыт, и вместо медленного, трудоемкого, ползучего способа подъема, которым человек до сих пор был принужден пользоваться, он движется вперед и вверх, будто бы обутый в семимильные сапоги, ибо «получает причитающееся ему» и обретает власть над тайными силами Вселенной. Каждое усилие, которое вы сознательно направляете к достижению такого триединства жизни и действия, на которое я указывал, делает вас на один шаг ближе к этой весьма желанной цели. Каждый промах в использовании такой возможности отбрасывает вас назад на такое же расстояние.

Зная и понимая истинность и справедливость каждого сделанного до сих пор утверждения; зная и понимая, что мое собственное, равно как и ваше, индивидуальное развитие целиком и полностью зависит от вашего принятия описанных мною законов и повиновения им – разве вы все еще удивляетесь тому, что я повторяю и вновь повторяю свои мольбы к вам: прислушиваться и повиноваться? Ибо никаким иным способом, никаким иным методом или планом действий человек не может ускорить свое эволюционное развитие.

ИНИЦИАЦИЯ Урок 57

Много было написано непосвященными о Посвященных и о Великих Тайнах, о которых пишущие не имеют ни малейшего понятия. Ничем, кроме духовной слепоты, нельзя извинить человека ординарных умственных способностей, если он не способен понять абсурдность любого доверия к таким ощутимо противоречивым утверждениям, какие выдаются любопытным ради их умственного услаждения. Невзирая на то что в одном параграфе утверждается, что Посвященный должен быть высшим воплощением всякой истины, мудрости, верности и силы, уже следующий параграф может рисовать портрет того же Посвященного, который сообщает всем подряд, вне зависимости от их добрых или дурных наклонностей, их веры или неверия или степени интеллектуального развития, описание какой-либо церемонии посвящения – а то и предлагает за презренный металл вести к высотам Инициации любого, кто согласится с его требованиями. До тех пор пока человек делом не доказал свою способность сохранять тело свободным от греха сладострастия, разум – от ненависти к ближним своим, а душу – верной его высшему «я», он может с такой же уверенностью ожидать исполнения своих желаний, с какой и утверждать, что солнце взойдет лишь ради того, чтобы сделать приятной для него лодочную прогулку. Бесчисленные глупцы размышляют над подобной чушью, передают свои с трудом заработанные на жизнь средства и во всем подражают бесчисленным другим глупцам, столь же безответственным, как они сами. Они полностью игнорируют голос совести, которая взывает к ним с просьбой остановиться и подумать о великой пропасти, которая неизбежно должна существовать между ними – такими, каковы они сейчас, – и человеком, достигшим высот, столь неизмеримо далеких от них, что они не смогут увидеть лишь слабый отблеск возможностей такого положения, даже если напрягут свое воображение до предела. И напрасно этот голос умоляет их подумать, что могло бы случиться, если бы развратник, предатель, лжец, богохульник вели их сквозь лабиринты стадий эволюции, которые должны быть пройдены до того, как будет достигнута такая высота. Ах, дети мои, не обманывайтесь и не позволяйте другим обманывать себя! Будьте честны со своей собственной душой; взгляните в лицо тому факту, что, несмотря на ваши божественные возможности, вы полны слабостей и гнусных желаний, даже если не склоняетесь к таким желаниям открыто; что вы по-прежнему носите то грязное одеяние, которое за долгие эпохи соткали вокруг себя. И будьте достаточно смелы, чтобы признать эту правду перед самими собой, достаточно скромны, чтобы провидеть собственную недостойность, и достаточно велики, чтобы начать приготовления к закладыванию фундамента, на котором надеетесь возвести здание, коего верхний этаж дотянется до небес.

Ни один разумный человек не станет критиковать и осуждать ваши желания, ваше стремление достичь таких высот, какие вы можете мысленно созерцать, ибо такое созерцание – не просто радужные обещания, но также и гарантия того, что они будут достигнуты.

Никогда не было такого, чтобы целая группа учеников Белой Ложи была одновременно допущена к испытанию на более высокую ступень. Один человек приходит в этот мир, один он должен покинуть его путем смерти или посвящения – и та же великая сила, что руководила его рождением, должна руководить и его инициацией, будь такая инициация проведена благодаря силам и действиям Иерофанта той ступени, которой ученик достиг, или благодаря встрече чела с собственной душой на упомянутых мною высотах. Будьте уверены, ибо истинно говорю я вам: к подножию лестницы великой Инициации вас может привести человек, подходящий для такого водительства и облеченный властью. Но, дойдя до этой лестницы, вы должны миновать Стража Порога в одиночестве – и пусть даже было бы возможно пройти мимо него, будучи по-прежнему обремененными вашими слабостями, по-прежнему облаченными в изорванные грязные лохмотья, за которые вы ныне так жадно цепляетесь, лестница подалась бы под вашим весом, и вы бы канули в глубины преисподней (в одном из кругов которой сейчас пребываете, совершенно не сознавая этого своим низшим «я»). Сердце мое льнет к вам с любовью, которой не описать словами. Я простираю к вам руки в мольбе, прося вас немедля приступить к закладке этого фундамента. Дайте самим себе возможность достичь стоп Адонаи, успешно пройдя первые ступени!

Форма церемонии – это всего лишь выражение реальности духа в материи, и если вы не осознали этой реальности, форма не принесет вам никакой пользы. Если бы кто угодно сумел прошептать вам на ухо великое Слово Творящее – слово, которое сделало бы вас более чем человеком, – вы бы не смогли услышать и понять Его до тех пор, пока в вас остается хотя бы малейший след того, что до сих пор глушило ваш слух и мешало вашему пониманию. Не в словах и не в формах нуждаетесь вы столь отчаянно, но в мыслях, воплощенных в деяния, которые объединят вас с источником всей силы и дадут вам возможность придерживаться обязательств, данных во внешних церемониях.

СУБСТАНЦИЯ БОГА Урок 58

Из всех обманов, когда-либо измышленных и распространяемых человеком, нет более опасного и ослабляющего истину, чем тот, за который ухватились и применили к одному из основных принципов оккультизма, широко распространяя его от имени Мастеров, множество непросвещенных, самозваных учителей Божественной Истины. И тем более смертоносен этот обман по своим результатам, что он якобы выражает общепринятый космический закон, закон противоположностей, и подчеркивает всеми признаваемую необходимость, а именно – подчинение низшего «я».

Любовь и ненависть – два полюса одного универсального закона. Но то чувство, что принято именовать любовью в общем понимании, даруемое или принимаемое представителями широких масс человечества на материальных планах, более похоже по природе на свой нижний полюс – ненависть, чем на высший – любовь. Такая любовь часто жестока, эгоистична, бесчеловечна и имеет очень мало общего с великой Любовью, как ее понимают Посвященные.

Толкование апостолом Павлом слова «любовь» как милосердие более совершенно описывает манифестацию такого высшего полюса, чем это удавалось кому бы то ни было, пишущему на данную тему, но даже его интерпретация не полна, ибо в ней нет особого упоминания о сущности Любви – о законе притяжения, и о разнообразных ее степенях, которые являются разными видами вибрации этой сущности.

Моей целью в настоящее время не является пространное рассуждение на тему научных ли, универсальных ли аспектов или самого действия этого космического закона. Я лишь пытаюсь опровергнуть ложные идеи, выдвигаемые имитаторами Посвященных, которые никогда не понимали сокровенных указаний, даваемых последними своим ученикам относительно необходимых для ученичества качеств – и, как следствие, искажали или пародировали их, нанося величайший вред тем, кто доверялся их водительству. И ни в каком случае их указания не были более разрушительны, чем когда они говорили об изничтожении естественной любовной природы.

Насколько мне известно, в настоящее время под руководством таких некомпетентных учителей пребывает множество групп искренних, разумных учеников, которые изо всех сил стараются убить в себе силу и способность к любви, сводя таким образом на нет свою высшую природу и умерщвляя те самые органические центры, через которые по необходимости должен действовать высочайший аспект закона притяжения, чтобы достигать духовных и материальных планов и соединять их, продвигая эволюцию человека. Иными словами, они уничтожают тот мост, через который «я» должно двигаться от своей высшей ипостаси к низшей и обратно, таким образом покидая низшее «я» на сомнительную милость низших психических элементалов, которые, мстя за подавление телесных функций, обеспечивающих этим элементалам удовлетворение, со временем объединяются и коллективными усилиями принуждают незащищенное низшее «я» пасть в пучины страсти и самоудовлетворения.

Даже самая низкая вибрация закона притяжения – страсть, когда она совершенно естественна, обладает определенной функцией в эволюции мужчины или женщины, которые еще не вышли из начальных классов школы жизни и не обрели совершенного контроля над всеми органическими центрами своего тела. Но, закончив эти классы, человек уже не может возвратиться на низшие уровни, не подвергнув опасности всю свою жизнь.

На какой бы космической ступени жизни человек ни пребывал, некая сторона или вибрация закона притяжения должна быть его путеводной звездой на пути к следующей, более высокой ступени, будь то любовь к Богу, природе или человеческой личности – до тех пор, пока человек не достигнет той ступени, где вся личная любовь поглощается любовью вселенской; где любовь, так сказать, обнажается и становится чистой силой притяжения, раз от раза перевоплощаясь в каждом живом существе в течение следующего периода манифестации. Великим грехом, препятствием на пути всякого развития является злоупотребление, оскорбление Всемогущего, Вездесущего Бога, ибо Бог есть любовь. И я говорю вам ныне, что тот, кто использует власть, полученную над каким-либо другим человеческим существом в результате злоупотребления любым аспектом любви, навлекает на себя соответствующее возмездие кармического закона в такой степени, что кровь застыла бы у него в жилах от ужаса, сумей он увидеть приближение этой кары; а, к несчастью, подобные люди слишком легко приобретают такую власть. Одной из характеристик любви является смирение: тот, кто истинно любит, всегда преисполнен размышлений о своей собственной недостойности по сравнению с предполагаемой ценностью своего идеала – и положение его становится уязвимым. Мысль о том, что он якобы недостоин столь возвышенного дара, каким полагает взаимную любовь, порождает, в свою очередь, вывод, что ничто из того, что он имеет, не может быть слишком хорошо, чтобы не расточать без оглядки эти блага предмету своей любви. Однако таким даром могут в действительности пренебречь или злоупотребить – и в зависимости от чистоты, силы и бескорыстия любви, которую столь щедро расточает даритель и которой злоупотребляет беспринципный мужчина или женщина, возрастает ее мощь; и в то же время духовная сила и богатство, обретаемые дарителем через такое злоупотребление его даром, возрастают десятикратно. Бескорыстная любовь ведет его к таким высотам, на которых он причащается общества святых. И не так много остается пройти ему по крутой тропинке жизни, прежде чем он обретет свою награду в превращении персональной любви и жизни в любовь и жизнь универсальную, если будет верно держаться за свой идеал; ибо и поверженный идол служит для него ступенькой, чтобы подняться на высший уровень, где обитает его истинный Идеал.

Если бы только род человеческий постоянно помнил, что субстанцией Бога является субстанция Любви, не так-то легко было бы его обмануть лицемерными речами. Именно высшая, бескорыстная любовь неизменно получает награды от жизни, хотя может обрести их, лишь пройдя через пламя отречения. Ничто из того, что может предложить мир, не способно возместить потерю способности любить – и, осознав эту истину, можно получить некоторое представление о невосполнимой утрате, которую несет человек, собственными неустанными попытками к саморазвитию преуспевшей в уничтожении центров, через которые должна течь великая космическая сила притяжения, соединяя его с Богом – с Высшим «Я»; центров, благодаря которым только и можно достичь истинного развития.

ТРАНСМУТАЦИЯ Урок 59

Несмотря на все усилия католического духовенства прояснить доктрину трансмутации – то есть претворения хлеба и вина в плоть и кровь Христову, – средний мирянин испытывает значительные трудности в понимании этого процесса или в принятии факта такого кажущегося чуда.

Поскольку означенная доктрина основана на действии великого естественного закона, и его следствия столь же глубоко затрагивают членов Храма, как и любое другое человеческое общество, я возьму на себя труд просветить их в отношении и этого закона, и следующих из него явлений. Основание всего оккультизма зиждется на принципах Желания, Побуждения и Воли; тех трех форм энергии, которые, приходя в действие, становятся светом, теплом и пламенем – Отцом, Матерью и Сыном – Творцом, Разрушителем и Хранителем.

Чтобы понять высший аспект любой вещи или условия, мы должны обратить свое внимание на их низший аспект, каковым для нашей нынешней цели должно являться физическое тело, являющееся негативным аспектом духовного тела – Сына – Тела Христова – Хранителя. Ради поддержки и сохранения физического тела врожденный принцип желания побуждает животную волю к действию, целью (мотивом) которого является обеспечение (поглощение и усвоение) с регулярными промежутками достаточного количества пищи, чтобы поддерживать тело в течение определенного периода времени. Такое действие сил становится для человека почти автоматическим. Ни один психически здоровый человек не считает, что может лишить свое тело пищи – и продолжать при этом жить. Однако тот факт, что душа человеческая требует питания в не меньшей степени, чем тело, более того – требует ее через определенные промежутки времени и в значительных количествах, не всегда бывает осознан или принят. Как следствие, в большинстве случаев такое питание обеспечивается в недостаточном объеме или только от случая к случаю, и результат такого небрежения очевиден для внимательного наблюдателя в лицах и телах людей, которых он встречает. С животным миром дело обстоит по-другому, ибо, если только животное не лишено пищи и питья суровыми жизненными условиями, так называемый инстинкт (который человек утратил) толкает его к бессознательному применению сил, которые соответствуют желанию, побуждению и воле человека – и животная душа насыщается почти автоматически. Что же касается человека, если всякая трапеза будет предваряться сознательно выраженным желанием к насыщению души, а во время приема пищи в разуме будет присутствовать более высокое побуждение, нежели просто животное удовлетворение аппетита, и если несколько мгновений молчаливой признательности и благодарности будут завершать каждую трапезу – то в действие неизбежно будут приводиться все три формы энергии, которые в сущности своей обеспечат питание, переваривание и усвоение этой пищи душой, а пища, предоставленная телу, станет благословенной и создаст для него наиболее здоровые условия благодаря установлению гармонического соответствия сил. «Здоровье – это гармония».

Помните, что не сама по себе грубая пища, помещенная в этот замечательный приемник – желудок, – в конце концов поступает в кровоток, чтобы питать и оживлять тело. Она разлагается на составные части, уступая воздействию пищеварительных соков, пока огненные жизни, которые оживляют пищу, не высвободятся, чтобы поступить в кровоток, оставляя свои тела (отработанную материю) разделять судьбу всех прочих внешних форм и состояний материи. Каждая из защитных оболочек этих огненных частиц связана с различными планами или состояниями материи; некоторые из них в сущности являются столь утонченными, что пребывают во власти воли и разума.

Если Желание побудило Волю решить, что определенная часть и разновидность оболочек этих огненных жизней способна напитать душу, а Разум обеспечил динамическую силу, принудив уста изречь звуки, которые устремят эту сущность в определенном направлении, ничто не помешает ей двигаться в эту конкретную сторону. Опять же, те же самые или сходные силы приводятся в действие Желанием, Волей и Разумом в благодарении, которое следует за трапезой, и на этом процесс душевного пищеварения и усвоения завершается. Не забывайте, что эго, прежде всего, ответственно за принятие пищи в интересах физического тела и что оно столь же глубоко заинтересовано в питании души. Но я не имею в виду, что душа питается лишь этим способом, ибо истинно сказано: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» [76]. Всякое подобное слово является Сыном Божиим, живым существом, ибо одна лишь жизнь может поддерживать жизнь; и поскольку ничего мертвого не существует, душа может питаться благодаря всему, с чем соприкасается, если только она способна искать и находить такую пищу.

Воспринимая слова «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть» [77] буквально, а не фигурально, как они и мыслились, средний ортодоксальный верующий не делает никаких попыток пробудить духовное Желание, Волю и Разум до, во время и после принятия пищи – и, соответственно, не обеспечивает сколько-нибудь методичного питания душе, которая вынуждена довольствоваться крохами, падающими со стола богатого – то есть более совершенного – человека. Но, увы, и еще раз увы! Даже эти крохи чересчур тяжелы для ментального пищеварения неподготовленной души, и посему душа эта слишком часто бывает принуждена поддерживать себя плевелами, отвергнутыми объедками эгоистичного, себялюбивого, потакающего себе мирского индивидуума, который отбросил прочь бесценную пищу, ибо у него нет души, чтобы питать ее, а ду́ши прочих ему безразличны. Ах, какую бесконечную жалость, какую космическую скорбь это вызывает! Колесо мира ежедневно перемалывает ту муку, которая могла бы питать, укреплять и оживлять миллионы изголодавшихся мирских душ – полуразвившихся, сокрушенных, измученных, искушаемых, сломленных чужой волей душ, которые ежедневно вытесняются из своей инкарнации, в то время как на всех довольно манны небесной, а следовательно – и жизни.

Если личность осознает необходимость питания своей души, определяет для этого питания методичный, периодический способ и время, обретает и использует внешние символы такой пищи, порождает энергию в звуке путем определенной словесной церемонии, то она буквально «собирает себе сокровище на небе» [78], помогая возводить вечное здание, в котором и через которое эго сможет действовать после того, как его внешняя форма стала прахом и пеплом.

Определенные формы пищи и питья содержат большее количество и лучшее качество или более совершенный вид огненных жизней, чем другие; среди них – пшеница, вино и вода. Они легче распадаются на элементы и усваиваются; поэтому их огненные жизни быстрее и полнее освобождаются от уз более грубых форм материи, и пищеварительные соки взаимодействуют с ними с большей готовностью.

Может показаться, что сказанное мною указывает на принижение великого духовного идеала – но вместо того, чтобы призывать вас к умалению или принижению какого-либо одного идеала, я хотел бы помочь вам возвысить все идеалы и осознать, что естественный закон управляет как духом, так и материей.

Нет более духовной функции, нежели снабжение тела питанием; и невозможно представить себе более унизительного процесса, чем набивание желудка ради простого удовлетворения аппетита.

ИДЕАЛЫБОГА Урок 60

Каково бы ни было положение человека, будь он рабом или хозяином, будь он грубым или утонченным, у каждого нормального человеческого существа есть некий идеал Бога, пусть даже неосознанный, искаженный, неверно понятый или осмеянный. Мы можем не отдавать себе отчета в существовании этого идеала, пока какое-нибудь замечательное качество или характеристика в нас самих или в другом человеке не возбудит внезапно наше уважение или восхищение. И тогда мы принимаемся искать проявления этого качества или подобных ему, и со временем объединяем все, что сумели заметить, создавая идеал, который составляет для нас высшее воплощение силы, красоты и благости, – и этот идеал является нашим первым истинным осознанием Бога. Из первоначального уважения и почитания мало-помалу рождается страх перед этим идеальным Богом или любовь к нему, в зависимости от нашей силы и способности соответствовать требованиям, предъявляемым к послушанию, или от стремления найти выражение любви, которую мы ощущаем как внутренне присущую этому идеалу. Другие народы сотворили себе своих богов, которые по какой-то причине не полностью сходны по природе с нашими, и если их идеалы вступают в конфликт с нашими идеалами, мы тут же принимаемся делать сравнения, при этом всегда умаляя чужих богов и превознося своих собственных. Некоторые из атрибутов богов древних более напоминают наших идеальных демонов, но поскольку религиозными инстинктами людей древности правил страх, ничего удивительного в этом нет.

Если не получается убедить ближних в превосходстве наших Богов справедливыми методами и мягкими аргументами, некоторые из наших более воинственных братьев, похоже, считают, что имеют право пытками, обманом или стрельбой вбить свои идеи в сознание противников.

Чрезмерный эгоцентризм не дает многим людям даже попытаться понять идеалы других. Они принимают как само собой разумеющееся, что такие идеальные боги должны быть полными ничтожествами, если исходить из предлагаемых им форм поклонения, и отказываются поверить, что предрассудки или невнятные речи почитателей этих богов могут хоть каким-то образом создавать или представлять великий Идеал высшей силы, мощи, мудрости, который стоило бы принимать во внимание. Они полностью игнорируют тот факт, что у почитателей таких культов могло быть меньше возможностей обрести способность к воображению или описанию, чем у наших более цивилизованных наций; что, будь мы способны верно интерпретировать их грубые представления, мы отыскали бы в них идеал, похожий на тот, который сформировали мы сами. Вовсе не всегда любование и наслаждение зрелищем такой ужасной бойни и крайней жестокости, которые мы презираем в религиях некоторых народов и племен, указывают именно на требования и наклонности самих их богов. За всем этим может стоять великое восхищение сверхчеловеческой силой, выносливостью, мощью и способностями, которые эти народы приписывают своим богам и посредством которых могут быть наказаны враги этих народов и сохранена их собственная безопасность. Когда же почитание и восхищение более благородными атрибутами и качествами переходит в удовольствие от совершения намеренной жестокости, это значит, что демоны украли одеяние Бога и пользуются им к вящей выгоде темной стороны жизни.

Если бы мы могли принять тот факт, что всякое благородное, истинное и доброе качество, свойство или признак, которые мы в состоянии воспринять, на деле и воистину являются частью Бога, это помогло бы нам сформировать истинную концепцию Божественности.

Некоторые из ближних наших не способны формировать и удерживать ментальный образ, который приносил бы им сколько-нибудь серьезное личное удовлетворение, не пользуясь при этом материальным объектом. И нет никакого сомнения в том, что вначале идолопоклонничество было результатом попыток более просвещенных людей изложить идеи о великих космических силах в таких простых формах, которые сумели бы привлечь и удержать внимание менее просвещенных слушателей. По мере того как человек становился более эгоистичным, а его желание повелевать и править менее разумными массами возрастало, то, что изначально было чистым стремлением преподать другим хоть какие-то знания о действии космических сил, выродилось в склонность управлять с помощью страха. Поэтому темный, негативный аспект природы стали представлять ужасные идолы, и духовное почитание, только-только зародившееся в невеждах, было намеренно превращено в идолопоклонство. Так утвердилось поклонение сотворенной вещи, а не Творцу всех вещей.

В прошлые эпохи материальные объекты поклонения были конкретными формами, которые представляли такие богоподобные атрибуты, как сверхчеловеческая мощь, способности, сила и храбрость. Великая нужда человека в помощи и поддержке сильно облегчила задачу жрецам и правителям, которые желали играть на человеческих страхах и таким образом обогащаться за счет предрассудков, укорененных ими в умах невежественных масс. Уже одна торговля такими изображениями сама по себе должна была приносить гигантские суммы в руки церкви и государства, и таким образом то, что когда-то было вспомогательным средством для молитвы и сосредоточения, стало служить исключительно темной стороне бытия.

Главная же рассматриваемая нами сейчас мысль заключается в том, что, несмотря на значительное вырождение духовных идеалов, факт остается фактом: боги давным-давно позабытых народов и боги нашего времени на самом деле являются одним и тем же Богом, и имя ему – Любовь; ибо даже в самых грубых формах идолопоклонства присутствовала любовь к некоторым атрибутам того, что признавалось Божественным, изначально привлекавшая неразвитые души широких народных масс.

Многие разумные и просвещенные люди нашего времени считают необходимым прибегать к помощи какого-либо материального объекта, чтобы зафиксировать свое блуждающее внимание на внутреннем мире. Римская католическая церковь, как и некоторые другие, признает эту необходимость и заботится о ней, и, несмотря на то что во многих случаях священники извлекают из этой необходимости вульгарную выгоду, образы святых, непорочных дев, мучеников, Агнцев Божьих служат мудрой цели, ибо они



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: