САМОИССЛЕДОВАНИЕ Урок 149




Вы, алчущие власти, влияния, собственности; вы, уверенные, что ваша алчба происходит от бескорыстного побуждения к величайшему благу для наибольшего числа; вы, убежденные, что ваш собственный план жизни – единственный, который может привнести порядок в хаос, в коем мир, по вашему мнению, ныне пребывает, но не отвечающие даже начальному требованию для овладения силой или построения схемы, в соответствии с которой вы смогли бы управлять собственной личностью – вам говорю я: займитесь честным самоисследованием и таким образом выясните, какие препятствия до́лжно преодолеть не только в вас самих, но и в других.

Ибо строгое самоисследование обнаружит в вас самих те же качества, которые вы так стремитесь исправить в других. В вашем случае они могут быть не столь очевидны, но они есть – и ждут лишь импульса сильного желания или необходимого окружения, чтобы проявиться с такой же силой. Пока вы не будете готовы и способны устроить этот строгий экзамен самим себе, распознать свои ограничения и признать свою способность совершить ошибку, вы не сделаете никакого достаточно мощного усилия, чтобы превозмочь их, равно как не сможете распознать причины ограничений вашего соседа и помочь ему в их преодолении.

Одной из первых трудностей, с которой вы столкнулись бы в таком усилии, оказалось бы то, что вам сложно убедить остальных в ясности вашей цели и мотива, в вашей способности вынести верное суждение в любом отдельно взятом случае. Вы бы тогда увидели, что из-за нежелания остальных видеть себя такими, каковы они есть в действительности, их точка зрения в корне отличается от вашей, а посему они в настоящий момент абсолютно неспособны трудиться в совершенной гармонии с вами; они не смогли бы распознать такую необходимость действий, какой она представляется вам, и поэтому ваши предпосылки были бы для них совершенно неверны.

К примеру, вы воображаете, что любите какое-то дело или человека. Отказываясь достаточно глубоко погрузиться в собственные мысли, чтобы отыскать причину такой любви, вы позволяете предвзятому взгляду на свой долг и обязательства по отношению к этому делу или человеку, равно как и их долг по отношению к вам, превратить эту любовь в простую терпимость, равнодушие или даже ненависть. Вы бы прошли по раскаленным углям, чтобы исполнить некий воображаемый или реальный долг или эгоистическое желание, которые кажутся вам имеющими достаточную важность, в то же время пронзая сердца возлюбленных ваших метафорическим кинжалом требований, которые невозможно выполнить, абсурдных протестов и демонстрации собственной мелочности, совершенно не ведая о той точке зрения, с которой эти другие принуждены рассматривать свои поступки.

Самоисследование показало бы вам это и снабдило бы вас импульсом к переменам. Вы должны дотянуться до фундаментальных основ человеческого характера, выбрать из этих основ те, которые вы бы стали развивать, и те, которые хотели бы подавить, а затем сознательно приняться за дело, прежде чем вы сумеете подняться над своим нынешним ментальным и физическим окружением. Вы можете сказать, что уже обладаете этой способностью. Но беда в том, что вы пытаетесь докопаться до результатов поступков уже совершенных и изменить их – вместо того чтобы изменять изначальные причины таких поступков. Как правило, вы игнорируете огромную силу самовнушения. Как только вы осознали, что ваши мотивы сомнительны, как это и бывает в большинстве случаев, дотянитесь до желания, стоящего за таким мотивом, и, если это желание эгоистично, жестоко или плохо оформлено, заговорите с ним со всей концентрированной силой воли, имеющейся в вашем распоряжении, и скажите: «Я не желаю этого, хотя мой разум или тело могут этого желать. Это не согласуется с универсальным законом, а поэтому не является моим истинным желанием».

Если вы станете поступать так достаточно часто и с достаточной энергией, то в один прекрасный день обнаружите, что это конкретное желание съеживается, исчезает – и поймете, что освободились от него, а его место заняло более высокое желание.

При самоисследовании обнаруженный вами мотив к тому, чтобы что-то делать или не делать, будет действовать как индикатор и разоблачит желание, стоящее за ним. Если же ментальные наслоения в вашем сознании, оставленные долгой сосредоточенностью на каком-либо желании, становятся столь активны и настойчивы, что вам оказывается трудно избавиться от них, перестаньте им сопротивляться: наполните свое мышление другими мыслями так, чтобы для них не осталось места, и они будут принуждены исчезнуть.

МЕРА ЧЕЛОВЕКА Урок 150

Неважно, как ученый ведет свои наблюдения – с точки зрения Бога, природы или случайных обстоятельств; даже склонному к казуистике разуму должно быть очевидно, что та же сила, которая придает материи форму, предопределяет, что никакая форма, будь то человек, гора или капля воды, не сохранит эту форму дольше определенного периода времени. Закон периодичности – инструмент, используемый в создании формы, – применяется столь же совершенно и неумолимо в определении продолжительности жизни для организаций человеческих существ, как и для индивидуального человека или амебы. Есть всего один высший, более важный, чем закон периодичности, инструмент, которым может владеть Божественное в лице вселенной, и этот инструмент – закон служения. Тот, кто обладает достаточной мудростью и смирением, чтобы распознавать и с выгодой использовать свое восприятие метода, цели и результатов действия указанных двух законов в жизни других, может, если захочет, формировать обстоятельства своей собственной жизни так, чтобы они вписывались в новую форму, которую он смутно различает в туманной дали своего воображения. Эта форма строится вышеупомянутыми инструментами Божественного из субстанции, которую человек сам создает день за днем, но она при этом складывается ими в соответствии с планом, подробности которого далеко превосходят нынешнюю способность человека к восприятию. Если бы он мог удовольствоваться тем, чтобы радостно и бескорыстно создавать субстанцию для этой формы, не делая пауз, чтобы измерить количество того, что он создал, или поздравить себя с успехом своих стараний, или, что еще хуже, впасть в отчаяние при виде своих кажущихся неудач в созидательном труде, он мог бы однажды уразуметь, что был, сам того не ведая, использован в качестве инструмента при сотворении той вершины, на которой он уже стоит, глядя вдаль на верхушки великой горной цепи, уходящей за окоем. Но именно когда он достигает вершины своего первого холма, наступает срок его первого истинного испытания. Тогда будет он должен узнать, что пока он не обрел силы равновесия, которая даст ему возможность стоять прямо и бесстрашно, пока он не понял, что его единственная надежная опора – посох смирения, он неизбежно будет откатываться в состояние забытья или какое-либо иное неопределенное состояние иллюзорности.

Когда звезда жизни человека находится на подъеме, когда он достигает вершины своего первого холма, мерою этого человека являются силы, которые руководят его эволюцией и направляют ее. От вида окружающей долины, открывающегося ему, и местоположения следующего холма, на который он должен взобраться, зависит, сможет ли он когда-нибудь достичь еще большей высоты знания и силы в своем нынешнем жизненном цикле. То есть от выбора им поприща для себя зависит, сможет ли его служение быть обращено на пользу человечеству в целом, а от его способности установить трон Божественности в своем сердце зависит, будет ли предоставлена ему бо́льшая возможность.

Мера заявившего о себе и принятого ученика Великой Белой Ложи в эти дни разобщенности устанавливается весьма быстро и точно. Фигурально выражаясь, высота, глубина и вес каждого определяется по мере развития, которой он достиг, в особенности – развития способности к Проницательности, Постоянству и Служению. Быстрота падения то одного соискателя, то другого была бы прискорбным зрелищем для случайного наблюдателя, неспособного понять, что, хотя движущая сила эгоизма низвергла свою жертву с вершины ее маленького холмика в простершуюся внизу долину, эта долина есть естественное обиталище такого ученика и будет оставаться таковой, пока он не сумеет развить достаточную целенаправленность и устойчивость, чтобы утвердиться на вершине своего холма.

Помимо эгоизма, лени и непостоянства не сыщется другого качества, так же способствующего падению, как чрезмерный эгоцентризм. Никакая форма не разрушается так быстро, как та, что построена посредством чрезмерного эгоцентризма и самодовольства.

Человечеству требуется много времени, чтобы постичь, что мера человека определяется Божеством и Служителями Божества и передается сознанию всякого другого человека, который преуспел в достижении вершины хотя бы единственного холма в своей жизни. Лишь те, кто застрял в долине внизу, в долине собственных желаний и страстей, могут быть обмануты эгоцентристом, да и то лишь потому, что они опутаны такой же паутиной неблагодарности, неповиновения и эгоизма, которая сделала эгоцентриста тем, что он есть, – пленником самого себя.

МНОГОЧИСЛЕННОСТЬ ПЛАНОВ БЫТИЯ Урок 151

Религия Мудрости различает семь различных планов или состояний сознания. Многие учителя философии этой религии часто говорят об одном или нескольких из семи подпланов каждого из семи больших подразделений, не ведая о том, что эти подпланы могут дифференцироваться почти ad libitum, ибо в действительности существует столько же подпланов, сколько есть мыслящих сущностей на четырех первичных планах материи. Как не найдется двух совершенно одинаковых существ, двух листьев на одном дереве, двух стеблей травы, так нет и двух одинаковых разумов. Динамическая сила, присутствующая в одной-единственной великой идее или идеале, может собрать вместе и направить к определенной точке множество умов, хотя каждый ум может воспринимать иной отдельный аспект этой идеи.

Когда определенная идея обретает форму в мысли и выражается в речи или на письме, пусть даже она нова для людей в целом, но если в ней выражается какая-то значительная потребность, ее жадно схватывают и быстро применяют на практике. Всякий ум, ухватившийся за эту идею и сосредоточенный на ней, добавляет к изначальной идее определенную соответствующую степень энергии, и таким образом постепенно создается особенный план или состояние сознания, в которое могут погрузиться умы несчетных, дотоле нерожденных человеческих существ, и которое продержится до тех пор, пока энергия, создавшая и питавшая его, не истощится.

Размер вихря, созданного субстанцией Манаса вселенной благодаря зарождению этой идеи, постепенно уменьшается; движение вращающейся субстанции замедляется; и после того, как завершится циклический путь этой идеи, от нее останется лишь семя изначальной мысли. Это семя сохраняется в качестве лайя-центра во вселенском разуме, пока не наступит время, когда новый цикл идеи сможет открыться благодаря оплодотворению ее в уме какой-либо иной личности. Это может произойти спустя целые эпохи после ее предыдущего проявления во внешнем мире.

Всякому истинному психику, а в некоторой степени – и каждому мечтателю доступно множество мимолетных видений различных форм феноменов, отчасти иллюстрирующих одну из истин, которую я желаю выразить. В начальных стадиях транса или сна человек видит разнообразные полуоформленные картины или образы, слышит частичные высказывания или неполные откровения, прежде чем его психические чувства смогут ухватить какую-либо ясно очерченную картину или пережить некое отчетливое ощущение, на каком бы плане ни действовало сознание. Эти неопределенные, неполные образы являются фрагментарными личными воспоминаниями о какой-либо предыдущей цепи переживаний на одном из подпланов, имеющем явственную связь с одним из бо́льших полных планов – семи изначальных планов манифестации. Такие ощущения стоит замечать и интерпретировать, ибо они являются связующими звеньями некоего жизненного опыта, но поскольку достойная доверия интерпретация может быть сделана только посредством символизма, их никто не понимает и не ценит, кроме отдельных далеко продвинувшихся исследователей оккультизма.

Отношение между идеями и их циклическим возвращением может быть частично проиллюстрировано на примере ожерелья из сорока девяти бусин, разнящихся в размерах от горчичного семени до грецкого ореха. Все бусины должны быть одного цвета, кроме каждой седьмой, которая должна отличаться и формой, и цветом; эти цветные бусины следует распределить в соответствии со шкалой цветов спектра. Нить, на которую нанизаны бусины, символизирует изначальную идею; изменяющийся размер бусин указывает на рост идеи от одного подплана к другому, в то время как каждая седьмая бусина воплощает идею, выраженную вовне на одном из полных планов. Иные цвет и форма каждой бусины, образующие другие шесть разделов, укажут другие периоды внешнего проявления, а каждая промежуточная бусина будет символизировать подплан – новое состояние сознания – для указанных таким образом соответствующих рас Земли или отдельных личностей.

Это далеко не точная иллюстрация, но никакая точная иллюстрация наиболее сокровенных истин невозможна, ибо в этом случае мы имеем дело с материей, подчиненной совершенно иным законам, нежели те, что действуют на физическом плане – с материей, которую новички в оккультизме могут рассматривать лишь по соответствию и аналогии.

Человеческому уму необходимо преодолеть физический план и сознательно действовать на внутренних планах, чтобы усвоить основополагающий принцип любого универсального закона и действие сил, контролирующих грубую материю на любом плане манифестации.

ПУПОВИНА Урок 152

Пути между Богами и людьми – это пуповина, которая когда-то соединяла людей с Богом. Пуп, Центральное Духовное Солнце – это точка разделения между Духом и Материей. Пуповинное соединение было оборвано, когда Элохим [143] сказали: «Давайте сотворим человека по своему образу и подобию» – и, сотворив его таким образом, поместили его в Сад Эдемский. Человек оборвал связь между собой и великим Отцом-Матерью. Поэтому человек же должен воссоединить два разъединенных конца этой связи. За использованием пупка некоторыми учителями древности в практике концентрации стоит великая и истинная оккультная тайна. Символически он представляет собой нижний конец пути, так сказать, врата; и если врата заросли сорняками (чувственными желаниями и их удовлетворением), то душа не может пройти сквозь них, чтобы достичь пути истинного знания и силы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: