Много говорят в последние дни, особенно в теософских кругах, в отношении индивидуализации души – отделения от души групповой души индивидуальной. Если мы и взялись рассматривать вопрос об этой теории, то делаем это не в духе противопоставления, но лишь для того, чтобы привлечь внимание к одному простому факту, который может найти себе подтверждение во всех сферах жизни. Всякое истинное объединение жизни является в своем роде семьей, неважно, насколько небольшой или обширной. Если какая-нибудь жизнь извне прибавляется к любой из этих естественных групп благодаря обстоятельствам или условиям, она оказывается ей чужда и должна оставаться таковой, вне зависимости от того, насколько близки ее связи с изначальными членами группы.
Существуют и группы внутри групп, от индивидуализированных солнечных систем до видов амеб, но группы всегда имеют отличительные особенности, всегда обладают какими-то выраженными характерными качествами. Тем клеткам, которые, будучи объединены, составляют сердце человеческого существа, так же невозможно придать качества клеток какого-либо другого органа или части органа, как человеку – изменить свою индивидуальность, отрицая родственные связи с матерью, которая породила его. Такой человек может жениться, родить детей и таким образом сформировать новую семейную группу, но это никоим образом не меняет его родственных связей с собственной матерью, а следовательно – не может изменить его отождествления с изначальной семейной группой. Его брак всего лишь служит образованию меньшей группы внутри другой, большей группы, и поскольку духовное наследство всегда передается по женской линии, его дети принадлежат к той же групповой душе, к которой принадлежит его жена. Чем более развит его разум, тем больше он впитывает бесконечную мудрость, которая является наследием его изначальной группы, от которой он произошел, накопленным в течение всех прошлых эпох, включая время первого семеричного подразделения проявленного космоса. Его идентичность, а следовательно – и его индивидуализация были установлены вместе с первым взрывом семени жизни, которое создало пространство для одушевляющей монады.
|
Хотя всякая клетка всякого сердца, которое бьется в любом из царств природы, содержит в потенциале форму и сущность любого другого органа и формы во вселенной, ни одна из этих клеток не может изменить свою форму и природу в течение одной манвантары. С течением времени все они войдут в близкий контакт с клетками иных органов и зачнут третью форму жизни. Эти третьи формы будут соединительными линиями между семьей сердечных клеток и семейными клетками иных органов, через которые расовые импульсы всякой семьи будут переданы другой семье, и таким образом станут помогать эволюции обеих.
Когда различные состояния субстанции, которая формирует клетки всех органов чувств и воли во всех царствах природы, будут приведены в гармоничные взаимоотношения посредством взаимодействия, тогда они смогут одушевиться в определенной форме, как происходило со всеми прототипами всех форм жизни в манифестации. Эти прототипы были индивидуализированными сущностями, ибо с формой всегда связана идентичность. Однако мы считаем, что следует проводить различие между сознательной и бессознательной индивидуализацией. Существующее различие во взглядах на этот предмет между нами и другими, вероятно, является скорее кажущимся, нежели реальным. На наш взгляд, сознательная индивидуализация приходит вместе с пробуждением интуиции. Если контакт с другими расами человечества и играет в этом какую-нибудь роль, то это должна быть роль вторичная, и мы не видим, каким образом это могло бы оказать какое-то влияние на отношение индивидуальной души к групповой душе, коей первая является частью. Постоянная идентификация с бесконечностью может быть лишь осознанием истиной связи души с любой другой эманацией бесконечности, а вместе с таким осознанием – и окончательной утратой того, что мы ныне именуем персональной идентичностью, в идентичности целого.
|
Если бы мы могли проследить свою родословную линию сквозь каждую семейную группу великой групповой души, частью которой мы являемся, и таким образом проследить свои взаимоотношения со всеми членами одной великой семьи человечества настоящей эпохи, это значительно укрепило бы существующие между нами узы, равно как и объяснило бы тот антагонизм, который мы порой испытываем по отношению к другим, когда кажется, что для этого нет никакой внешней причины.
Мы говорим об Эго, о Монаде, о Сынах Воли и Йоги и обо всех прочих дифференциациях высших царств мысли и бытия, но все они могут быть сведены к двум терминам: «идентичность» и «разум», к тому самому «Я ЕСМЬ» Божественной Души, к знанию о том, что «Я» как индивидуальное сознательное разумное существо «есмь» живое и развивающееся в соответствии с определенным Божественным прототипом – бо́льшим «Я ЕСМЬ». Сама по себе групповая душа должна развиваться так же, как и атомы, ее составляющие. Когда развивается одна часть группы, вся группа развивается до соответствующей степени.
|
ЕДИНСТВО Урок 143
Хорошо известным фактом является то, что чем более высокоразвитыми, чем более компактными и концентрированными становятся молекулы материи, тем ближе они подходят к точке единства и утрачивают способность к дифференциации в индивидуальное формы, тем быстрее развиваются характеристики старения и распада. Но какие бы физиологические причины этого ни были установлены в результате исследований – а следует заметить, что эти причины, выдвигаемые различными авторитетами разных школ в разные эпохи, периодически изменяют свой характер – истинная причина этого лежит за пределами царства физической материи.
Поскольку всякая жизнь представляет собой единство, то чем ближе она становится к изначальному состоянию космического мыслетворчества, в котором дифференциация невозможна, тем быстрее происходит распад, который позволяет освободить мыслеформу, пребывавшую до тех пор в плену законов, управляющих силой и субстанцией, и впоследствии рекомбинировать искры мысли, которые составляли эти мыслеформы, в более концентрированные формы.
Вам, вероятно, случалось наблюдать, как вновь объединяются разделенные частицы ртути. Сила притяжения, которая стягивает эти частицы вместе в единую массу, является той же силой, которая стягивает вместе дифференцированные искры мыслей в то же мгновение, как разделяющая сила – сила дезинтеграции, свойственная субстанции низших вибраций, оказывается преодолена. Поэтому все усилия тех мечтателей, которые трудолюбиво ищут эликсир жизни на физическом плане, где нет ничего вечного, обречены на неудачу.
Та же духовная сила, которая изначально придала форму мысли и заставила ее сформировать матрицу для протоплазматической субстанции, чтобы воплотить ее, является истинным эликсиром жизни, насколько это касается жизни в объективной форме.
Если бы для человека была желательна очень долгая жизнь; если бы его эволюция ныне требовала гораздо более длительных периодов покоя и ассимиляции между жизнями, чем непрерывная жизнь в материи может ему обеспечить, то человек уже давным-давно отыскал бы то, что так долго ищет – способность продлевать свою жизнь бесконечно. Но пока жизнь человека связана с удовлетворением его иллюзорных чувств, пока он не способен осмыслить реальность индивидуального сознания в единстве, его естественный срок жизни не может намного превзойти тот, который характерен для людей нынешних рас, обитающих на Земле. В доисторические времена человек доживал до весьма преклонного возраста по той причине, что в то время существовала гораздо бо́льшая дифференциация субстанции и силы с ментальной и физической точки зрения, чем в настоящее время. По мере того как интересы, цели и идеалы людей все ближе подходят друг к другу и сливаются, так же сближаются течения религиозной, социальной, индустриальной и политической жизни. По мере того как семьи уменьшаются в числе, люди обретают более острый интеллект и становятся менее духовными; в свои права вступает эпоха распада. Тогда природа отбирает наилучший материал для матрицы новой расы, а старая постепенно вымирает или бывает уничтожена в какой-либо великой катастрофе.
Тот факт, что наиболее глубокие мыслители, наиболее разумные исследователи во всех сферах науки практически едины ныне во мнении относительно того, что существует великая истина о единстве всей жизни, является одним из знаков этого времени. Исследования в области физики проливают свет на многие давным-давно утерянные связующие звенья между различными порядками бытия, но пока деятели этой науки отказывают в наличии сознания и индивидуальности меньшим формам жизни, пока от их наблюдения ускользает душа, они будут продолжать работать практически вслепую.
Факт возможной трансмутации одного вещества в другое они более не могут отрицать, но сознательные жизни, которые вызывают такую трансмутацию – промежуточные жизни, – остаются для них явлением немыслимым.
Чудовищная энергия, запасаемая и излучаемая светом в виде цветов, ныне может быть до некоторой степени признана, но существующие в форме элементали, которые живут, изменяются и умирают, чтобы снова ожить в каждой вспышке цвета, непостижимы для физических чувств.
Истинный оккультист не только знает об этих удивительных фактах, он также способен использовать их к своей личной пользе и во благо мира в целом. Но труды его оказываются в весьма невыгодной позиции, когда он пытается доказать свою правоту или поделиться своим знанием с теми, кто отказывается принять его или не способен подготовить себя для обладания им. Когда людям говорят, что жертвенность является главным ключом к этому знанию, они начинают искать какой-либо личной причины для такого предложения за душой того, кто подарил им знание об этом ключе. Если им говорят, что для этого требуется личная чистота, они начинают искать какой-либо способ минимизировать необходимую степень чистоты или отыскать какой-нибудь путь самоудовлетворения, который смягчит строгость этого требования и все же позволит им не упускать своей выгоды. Если им указывают на их долг по отношению к тем, кто указывает им путь, они тут же пытаются определить, насколько далеко могут продвинуться в противоположном направлении, не подвергая опасности свои шансы на успех, или находят какой-нибудь личный предлог, оправдывающий их отступничество. Они не в состоянии принять простые утверждения, переданные им, и действовать соответственно. Однако для достижения духовной силы всегда существовал лишь один путь, и другого никогда не будет.
Существуют определенные необходимые физиологические изменения; существуют определенные качества, характеристики, ментальные и моральные, которые равно необходимы; существуют определенные духовные характеристики, совершенно неотъемлемые; и все это ученик должен заработать благодаря личным усилиям – и обретаются они благодаря повиновению законам, которые правят каждым из вышеназванных необходимых качеств.