Стратегические ресурсы строительного предприятия




Как показывают исследования, на стратегический выбор, осуществляемый руководителями строительного предприятия, влияют разнообразные факторы:

склонность высшего руководства к риску;

опыт применения стратегий в прошлом;

отношения между собственниками строительного предприятия.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.

 

(11)Анализ внешней и внутренней среды.

После установления своей миссии и целей руководство предприятия начинает диагностический этап процесса стратегического планирования. На этом пути первым шагом является исследование внешней среды:

оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;

определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии предприятия; контроль и анализ деятельности конкурентов;

определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов.

Для этого необходимо выяснить, где находится организация, где она должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:

(ЗАПИСАТЬ)

1. Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели организации. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

 

2. Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.

 

3. Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.

 

4. Технологические факторы. Анализ технологической среды может по меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи

5. Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

 

6. Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).

 

7. Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.

 

(12)

 

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

1. Где сейчас находится предприятие?

2.Где, по мнению высшего руководства, должно находится предприятие в будущем?

3. Что должно сделать руководство, чтобы предприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть руководство?

 

 

(13)

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1-5 лет). В структурных подразделениях предприятия в рамках тактического планирования планируют не только цели и мероприятия, но и отдельные проекты по реализации стратегических целей.

Тактическое планирование осуществляется в форме – бизнес – планов, которые представляют собой программу эффективного управления предприятием и проектами.


Взаимосвязь стратегического и тактического планов
Оценка текущей стратегии
Анализ портфеля продукции
Выбор стратегии
Оценка стратегии
Внутренние факторы
Привлекательность отрасли
Конкурентная позиция
Типовые стратегии
Ресурсы
Обязательства предприятия
Фактор времени
Соответствие среде
Соответствие потенциалу
Мотивация
Оценка текущей стратегии
Разработка системы бизнес- планов
Внешние факторы
Возможности и угрозы
Потенциал предприятия
Преимущества предприятия
Цели предприятия
Позиция руководства
Зависимость от внешней среды
Приемлемость риска
Средства и методы реализации стратегии
 

 

1 СТРУКТУРА ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

Состав разделов и показателей тактического плана зависит от спецификии отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методовуправления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики,рыночной конъюнктуры и т.д.

(14)

В расширенном варианте тактический план содержит следующие разделы:

- экономическая эффективность производства;

- нормы и нормативы;

- производство и реализация продукции;

- материально-техническое обеспечение производства;

- персонал и оплата труда;

- издержки производства, прибыль и рентабельность;

- инновации (техническое и организационное развитие предприятия);

- инвестиции и капитальное строительство;

- охрана природы и рациональное использование природных ресурсов;

- социальное развитие коллектива;

- фонды специального назначения;

- финансовый план.

 

Основу тактического плана составляют стратегический план и портфельзаказов предприятия, сформированный на планируемый период. На базестратегического плана разрабатывается план инноваций, а на базе портфелязаказов — план производства и реализации продукции. План производства иреализации продукции является основным в структуре тактического плана. Онустанавливает возможности предприятия по производству и реализациипродукции в планируемом периоде.

Задания этого плана определяют показателиостальных разделов тактического плана:

плана по издержкам,

прибыли ирентабельности;

плана материально-технического обеспечения;

плана поперсоналу и оплате труда.

Важное место в структуре плана отводится плану инноваций, которыйотражает научно-техническую, организационную и экономическую политикупредприятия в планируемом периоде. Мероприятия плана инноваций служат

средством обоснования плана по инвестициям и капитальному строительствупредприятия.

Объем инвестиционных ресурсов, которыми может располагать предприятиев планируемом периоде, обосновывается в плане по фондам специальногоназначения (фонду развития). Здесь также рассчитывается величина средств,направляемых на потребление, социальное развитие, природоохранныемероприятия, создание страховых резервов.

На основе мероприятий плана инноваций формируется система норм инормативов по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, спомощью которых достигается реальность всех планов. План инноваций служитсредством обоснования производственной мощности предприятия, необходимойдля расчета производственной программы предприятия.

Заключительным в структуре тактического плана является финансовыйплан. Он определяет конечные цели деятельности предприятия и связан совсеми остальными разделами плана предприятия.

Сокращенный вариант тактического плана содержит следующие разделы:

- производство и реализация продукции;

- материально-техническое обеспечение производства;

- персонал и оплата труда;

- издержки производства;

- финансовый план.

 

 

2 СОДЕРЖАНИЕ ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

 

Экономическая эффективность производства

Исследованияпоказывают, что производственные резервы имеются практически на каждомпредприятии. Для их выявления и реализации составляется соответствующийраздел тактического плана.

В данном разделе плана увеличение эффективности предусматривается засчет рационального использования материальных, трудовых и финансовыхресурсов на основе внедрения достижений научно-технического прогресса,повышения технического уровня производства, совершенствования управления,улучшения организации труда, производства, стимулирования труда, укреплениятрудовой дисциплины, улучшения структуры и повышения качества продукции.

 

Нормы и нормативы

 

Разработка тактического плана должна осуществляться на основепрогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативоврасхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии, нормзатрат живого труда, нормативов использования средств труда и организациипроизводственных процессов.

 

 

Производство и реализация продукции

 

Основными задачами данного раздела тактического плана являютсяопределение оптимального объема продукции (услуг), который может бытьпроизведен и реализован предприятием в планируемом периоде, изыскание

возможностей наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию,эффективное использование производственных мощностей, основных фондов идругих материальных и трудовых ресурсов.

План производства и реализации продукции является основой, на которойразрабатываются все остальные разделы тактического плана предприятия и егоструктурных подразделений. Он разрабатывается в следующем составе:

- производство и реализация продукции в натуральном и стоимостном выражении;

- изменение остатков готовой нереализованной продукции;

- баланс производственных мощностей и их использование.

 

Материально-техническое обеспечение производства

 

В данном разделе плана устанавливается потребность предприятия вматериальных ресурсах, необходимая для выполнения производственнойпрограммы

Исходными данными для разработки плана материально-техническогообеспечения являются планируемые объемы производства, намечаемыемероприятия по техническому и организационному развитию, капитальномустроительству, а также нормативная база.

В ходе составления плана материально-технического обеспечения должнаучитываться экономия средств производства, достигаемая в результатеснижения веса машин и изделий, уменьшения отходов и потерь, заменыдорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми.

Потребность в материально-технических ресурсах определяется с учетомотраслевых особенностей предприятий исходя из применяемых:

- сырья и материалов;

- топлива и энергии;

- оборудования.

 

Персонал и оплата труда

 

Данный раздел плана устанавливает потребность в персонале и средствахна оплату труда предприятия. В процессе его разработки необходимообеспечить:

· оптимальную величину численности работающих и соотношениеотдельных категорий персонала;

· опережающие темпы роста производительноститруда над темпами роста заработной платы;

· эффективное использованиеперсонала;

· овышение квалификации и переподготовку работников предприятия.

 

Издержки производства, прибыль и рентабельность

 

При составлении данного раздела тактического плана решаются следующиезадачи:

- составляются плановые калькуляции себестоимости основных видов выпускаемой продукции (услуг) и смета затрат на производство продукции по предприятию;

- выявляются нецелесообразные затраты и разрабатываются меры по их ликвидации;

- определяется балансовая прибыль;

- рассчитывается рентабельность видов выпускаемой продукции и производства;

- оценивается влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции;

- создается база для разработки цен на продукцию предприятия;

 

Инновации

 

Научно-технологическое развитие является непременным условием решениявсех экономических и социальных задач предприятия. Поэтому основнымизадачами данного раздела тактического плана являются ускорение внедрениядостижений науки и техники, передового опыта, повышение технического уровняи организации производства, труда и управления, качества иконкурентоспособности продукции, эффективности хозяйственной деятельности.

План инноваций должен отражать уровень технического развитияпроизводства, который включает следующее:

- состояние орудий труда;

- степень прогрессивности применяемой технологии;

- уровень механизации и автоматизации производства;

- уровень организации производства, труда и управления;

- качественные и структурные изменения «портфеля» продукции предприятия (например, удельный вес новой продукции, средняя марка цемента, содержание полезного вещества в продукте);

- уровень использования оборудования по техническим параметрам

- материалоемкость производства

- производительность труда в натуральном выражении;

Каждое мероприятие плана инноваций должно содержать расчетэкономической эффективности.

 

Инвестиции и капитальное строительство

 

Основной задачей данного раздела плана является обоснование решений понаращиванию производственных мощностей и основных фондов.

Большое внимание должно уделяться в плане мероприятиям по предотвращениюзагрязнения окружающей среды и обеспечению рационального использованияприродных ресурсов.

.

План инвестиций и капитального строительства составляется по следующимпоказателям:

- прирост производственных мощностей за счет мероприятий по техническому перевооружению;

- прирост производственных мощностей за счет реконструкции;

- ввод в действие производственных мощностей за счет расширения действующих и строительства новых объектов;

- ввод в действие основных производственных и непроизводственных фондов (включая объекты охраны природы);

- объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ;

- объем незавершенного строительства;

- прочие направления (объекты) инвестиций.

 

Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов

 

Для предотвращения загрязнения окружающей среды, а также рациональногоиспользования природных ресурсов в тактическом плане предусматриваютсямероприятия по охране природы и рациональному использованию природныхресурсов.

В данном разделе плана обосновывается перечень важнейшихприродоохранных мероприятий с указанием технико-экономических параметров.

 

Социальное развитие коллектива

 

В плане социального развития предусматриваются мероприятия по решениюнаиболее актуальных для данного коллектива и региона задач социальногоразвития, улучшения условий труда, отдыха и быта, совершенствованияотношений в коллективе, развития благоприятного морально-психологическогоклимата.

 

План социального развития коллектива охватывает следующие направления:

- изменение социально-демографической структуры трудового коллектива;

- улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников;

- улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих;

- совершенствование стиля и методов руководства коллективом.

 

Фонды специального назначения

В соответствии с действующим законодательством на предприятии могутсоздаваться различные целевые фонды специального назначения: фонднакопления; фонд потребления; дивидендный фонд; финансовый резерв.

Источниками формирования таких фондов являются чистая прибыль,амортизационные отчисления, прибыль от внереализационных операций.

В данном разделе тактического плана устанавливаются размеры инаправления использования средств указанных фондов. В состав плана пофондам специального назначения входят сметы использования фондов напланируемый год.

План по фондам специального назначения связан с финансовым планом.

 

Финансовый план

Заключительным разделом тактического плана является финансовый план.

 

.

Отличительные черты стратегического и
текущего планирования

Показатели Тип планирования
стратегическое тактическое  
Цель планирования Общее направление деятельности (что хотим достичь?) Меры реализации стратегии (как достигнуть?)  
Основной элемент Стратегия Политика (тактика)  
Объект планирования Организация в целом и ее место в рыночной среде (внешние проблемы, товар - рынки) Производственно-хозяйственная деятельность организации и ее подразделений (внутренние проблемы)  
Ключевые плановые решения Организационно-правовая форма, структура управления, слияние, инвестиции, НИОКР и т.д. Прогноз продаж, производственная программа, бюджеты, управление ресурсами  
Сроки планирования Длительные, определяются спецификой отрасли Год, квартал, месяц. Корректировка - скользящий план  
Детализация Невысокая Средняя  
Используем. методы и модели SWOT-анализ, портфельные матрицы (И.Ансоффа, БКГ), сценарии развития Статистические методы прогнозирования, линейное программирование, бюджетирование  
Плановые показатели Миссия, долгосрочные цели, конкурентные преимущества, позиция организации на целевых рынках Объемные, (выпуск, затраты в натуральном и стоимостном выражении по укрупненным показателям)  
Увязка с ресурсами Ориентировочная Объемная - сопоставление имеющихся ресурсов с потребностями за период времени (год, месяц)  
Метод воздействия на произ-водство Косвенный - доведение до исполнителей стратегических задач Косвенный - доведение до исполнителей планов, норм затрат  
Органы планирования Совет директоров при содействии специальной службы Функциональные отделы: плановый, маркетинга, финансовый  
Оперативное, краткосрочное или оперативно-календарное планирование   Ќ Направлено на детализацию тактических планов. На этом этапе необходимо спланировать производственные, финансовые, маркетинговые операции и потоки во времени, чтобы получить желаемый результат на выходе, используя установленные административные отношения. По сути, речь идет о логистическом планировании деятельности организации

 

Функции и структура плановых служб на предприятии

Состав и величина служб планирования в организации зависят от типа организационной структуры.

Очень многие маленькие фирмы не нуждаются в плановике, работающем на полную ставку. Поэтому они зачастую вовсе отказываются от его услуг. Это неразумно. Полезнее привлечь работника на неполную ставку или пригласить плановика на полную ставку, но на определенный период времени, связанный с составлением планов. Оправдывает себя приглашение внешнего консультанта по вопросам планирования.

© Для организаций средних размеров характерным является выполнение функций специалиста по планированию одним постоянным работником на полной ставке.

© В больших фирмах размеры служб планирования варьируются от одного-двух человек, а иногда - до сверхраздутых планирующих подразделений в 100 человек. Крупные службы планирования включают в себя как профессиональных плановиков, так и технический персонал.

В последнее время в связи с созданием стратегических хозяйственных центров в крупных подразделениях организаций характерным становится сокращение чрезмерно расширившихся центральных служб планирования до 20-25 человек.

Структура отдела утверждается руководителем организации с учетом типовой структуры (при ее наличии) и на основании соответствующих нормативов численности административно-управленческого персонала.

 

Планово-экономический отдел может включать в себя структурные подразделения,специализирующиеся на:
- различных аспектах планирования (стратегическое, оперативное, бизнес-планирование и т.д.);
- ценообразовании;
- анализе финансово-хозяйственной деятельности организации;
- разработке норм труда и расценок;
- составлении статистической отчетности и т.д.

 

Функции отдела:Разработка стратегических, перспективных, оперативных планов (в т.ч. бизнес-планов) выпуска продукции, товаров, работ, услуг на основании текущей и перспективной потребности рынка:
- формирование системы разработки планов как в целом по организации, так и в рамках структурных подразделений, отделов, цехов, производств и т.д.;
- разработка производственных программ для структурных подразделений, отделов, цехов, производств и формирование общей производственной программы для организации;
- курирование составления планов структурными подразделениями, отделами, цехами, производствами. Обеспечение их взаимоувязки;
- формирование сводного плана по организации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: