Заключительная фаза анализа предметной области состоит в проектировании ее информационной структуры или концептуальной модели.
Концептуальная модель включает описания объектов и их взаимосвязей, выявляемых в результате анализа данных.
Концептуальная модель применяется для структурирования предметной области с учетом информационных интересов пользователей системы. Она является представлением точки зрения пользователя на предметную область и должна быть стабильной т.е. неизменной. Хотя возможно ее наращивание и включение дополнительных данных.
Одной из распространенных моделей концептуальной схемы является модель “сущность – связь”, основными компонентами которой являются сущности и связи.
Под сущностью понимается основное содержание объекта, о котором собирают информацию. Экземпляр сущности – конкретный объект.
Например:
Сущность (объект) – студент. Экземпляр сущности – Демидов А.В.
Сущность (объект) – факультет. Экземпляр сущности – факультет механики.
Сущность принято определять атрибутами – поименованными характеристиками. Например: Сущность – студент.
Атрибуты этой сущности (или этого объекта): ФИО, год рождения,
№ зачетной книжки, пол, № учебной группы и т.д..
Связи определяют отношения между сущностями. При построении концептуальной модели используют графические диаграммы.
При этом обозначают:
сущности – прямоугольниками,
атрибуты – овалами,
связи – ромбами.
Выберем для заданной БД следующие сущности:
ФАКУЛЬТЕТ, ГРУППА, СТУДЕНТ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, РЕЗУЛЬТАТЫСЕССИИ.
Зададим каждую сущность набором атрибутов:
ФАКУЛЬТЕТ (Название, № факультета, декан, № телефона, количество студентов).
СТУДЕНТ(ФИО, пол, год рождения, № группы, № зачетной книжки).
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (ФИО, должность, ученая степень, кафедра, № телефона, предмет обучения, адрес).
ГРУППА (№ группы, название факультета, № курса, направление)
РЕЗУЛЬТАТЫСЕССИИ (ФИО, ПРЕДМЕТЫ, ОЦЕНКИ) и т.д.
Как правило в каждом наборе атрибутов, характеризующих сущность, нужно выбрать ключевые атрибуты, то есть атрибуты, которые делают эту сущность уникальной. При задании атрибутов - ключевые подчеркивались.
Далее определяются связи между сущностями:
Связи между сущностями Название связи
Студент, факультет учится
Преподаватель, факультет работает
Преподаватель, предмет обучения преподает
Факультет, группа имеет
И т.д..
После выбора сущностей, задания атрибутов и анализа связей следует проектирование информационной (концептуальной) схемы БД.
Рассмотрим некоторые ограничения в рассматриваемом задании:
1. Значение атрибута “ ФИО “ ограничено двадцатью (20)символами.
2. Значение атрибута “ № телефона “ задается целым положительным числом.
3. Один студент может учится только на одном факультете.
4. Один преподаватель работает только на одной кафедре.
5. Одному студенту может соответствовать только одна группа.
И т.д..
Концептуальная схема БД “ИНСТИТУТ”
| |||||
![]() | |||||
![]() |
|
![]() | |||
![]() |
РЕЗУЛЬТАТЫСЕССИИ