Введение
Проблемы образования, его состояние, возможности и перспективы развития находятся сегодня в центре внимания российского общества. Многие ученые-социологи, педагоги занимаются исследованием проблем сферы высшего образования, переживающего этап реформирования. Но и на среднюю школу направлено большое внимание со стороны государственных органов и общественности. Именно она является фундаментом, основой формирования личности, на которую в будущем сможет опереться все государство.
Сегодня России приходится поднимать свой престиж, выбираться из трудного социального, экономического и производственного положений, сталкиваясь с рядом препятствий на пути.
Кризис 90-х годов привел к резкому сокращению производственного и интеллектуального потенциала страны. Составной частью этого кризиса российского общества является глубокий социальный кризис общей образовательной школы. Процесс экономических реформ сопровождается резкими и негативными явлениями во всей системе сельского образования, увеличением и без того большой разницы в уровнях образования городских и сельских жителей.
В данном проекте проводится анализ сельской школы на примере муниципального общеобразовательного учреждения " средней школы № 6 с. Каменка Красноармейского района. Саратовской области".
Цель работы - разработка проекта организационных изменений, позволяющих школе влиться в процесс кардинальных преобразований, происходящих в российском среднем образовании.
Задачи проекта:
аудит школы, предполагающий анализ целей, структуры, функций и окружения организации;
диагностика проблем, т.е. выявление тех противоречий, которые существуют как внутри, так и вне организации;
возможные пути решения выявленных проблем;
внедрение инновационной идеи.
Глава 1. Общая характеристика СОШ № 6 с. Каменка
Организационно-правовая форма организации и ее характеристика
Название: Средняя общеобразовательная школа №6 с. Каменка.
Главные функции организации: обучение и воспитание.
История организации: Как упоминалось выше, в проекте исследуется средняя школа № 6 с. Каменка, основанная в 1954 году как восьмилетняя. Располагалась она в кирпичном одноэтажном здании.1 сентября 1970 года была переименована в Каменскую среднюю школу № 6 (приказ № 46 от 01.09.70 г). А 15 октября 1996 г. была переименована в Каменскую среднюю общеобразовательную школу № 6, на основе свидетельства о государственном регулировании № 564 от 15.11.96 года была зарегистрирована администрацией ОМО Красноармейского района. Каменская средняя общеобразовательная школа № 6 была переименована в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6 с. Каменка Красноармейского района Саратовской области" - 14.04.2002 года на основе о государственном регулировании № 000096 Ю-16 от 14.04.2002 года, школа получила лицензию № 173980 от 19.12.2005 года, которая устанавливает, что МОУ "средняя общеобразовательная школа № 6 с. Каменка" имеет право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам С 1985 года был построен новый двухэтажный корпус. введено и общее образование.
Численность организации: В школе обучается 110 человек; педагогический состав включает 22 учителя. Управление школой осуществляет директор, назначенный Учредителем. Технический персонал состоит из 23 человек. Площадь школы составляет 3000 кв. м.
Положение организации: Среди школ города в целом школа №6 занимает срединное положение; в документационном оснащении - лидирует.
Влияние на школу оказывает учредитель в лице Управления образованием администрации объединенного муниципального образования Красноармейского района Саратовской области. Организация осуществляет взаимодействие с детским садом, администрацией города, домами культуры, спортивной школой.
Целевая картина
Прежде чем приступить к проектированию школы, необходимо грамотно сформулировать ее миссию, кредо и целевые ориентиры.
Миссией школы является ее создание в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В качестве яркого варианта кредо школы мы заявляем следующую мысль: "Умы на благо Родины". Данная формулировка подразумевает, что уровень образования в данной школе довольно высок и в будущем государство сможет опереться на выпускников нашей школы.
Исходя из миссии и кредо, можно говорить о целях организации. Школа является объединением людей, стремящихся достичь определенных целей. Их общность позволяет сконцентрировать усилия и сделать их более эффективными.
Основные цели, являющиеся официальными, заявлены в Уставе школы. Они включают в себя:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе;
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
воспитание гражданственности и любви к Родине.
Оперативные цели показывают, что действительно собирается делать и делает организация. В качестве оперативных целей школы можно выделить следующие:
повышение уровня образования в школе путем предоставления педагогам возможности прохождения курсов повышения квалификации;
дополнительная подготовка школьников к районным и областным предметным олимпиадам;
предоставление помощи молодым специалистам со стороны опытных учителей;
стимулирование работников посредством системы поощрений;
создание благоприятной психологической обстановки в классах путем индивидуального подхода к ученикам со стороны учителей;
привлечение новых учителей в результате сотрудничества с педагогическими училищами области, Саратовским педагогическим институтом Саратовского государственного университета;
оказание социальной помощи семьям молодых сотрудников;
активное привлечение родителей в жизни школы, совместная работа учителей и родителей в деле воспитания подрастающего поколения.
Еще более специфичными являются операциональные цели, которые могут быть выражены количественно. Они представлены в виде краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных.
Краткосрочными целями выступают:
отбор учеников для участия в районных олимпиадах в период с 1 по 10 декабря 2008 года;
в период с 25 по 28 декабря 2008 года проведение мероприятий, посвященных встрече Нового года;
проведение пробных экзаменационных испытаний для учеников 9 и 11 классов в апреле 2009 года;
проведение 25 мая "Последнего звонка";
проведение итоговой аттестации выпускников с 1 по 20 июня 2009 года.
К среднесрочным относятся:
прохождение учителями математики и истории двухнедельных курсов повышения квалификации в Саратовском педагогическом институте СГУ летом 2009 года;
прохождение учениками школы летней практики;
составление учебного плана на 2009/2010 учебный год;
проведение косметического ремонта классов за счет средств родителей;
Долгосрочные цели предполагают проведение следующих мероприятий в период до 2012 года:
полный капитальный ремонт школы;
внедрение дополнительных платных курсов;
повышение квалификации большинства сотрудников.
Контроль за выполнением вышеуказанных целей будут осуществлять органы управления школы в лице директора, Педагогического совета, Попечительского совета и Родительского комитета. Со стороны директора учредителю предоставляется отчет.
Функции школы
Представление об основных рычагах и организационных механизмах, приводящих к осуществлению целей, дают функции. Функции школы мы разбили на следующие блоки:
1. Учебно-воспитательные:
самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с Уставом школы, лицензией и свидетельством об аккредитации;
осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим Уставом и требованиями закона РФ "Об образовании".
2. Функции диспетчеризации:
разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.
3. Организационные:
подбор, прием на работу и расстановка педагогических кадров и вспомогательного персонала, ответственность за уровень их квалификации;
организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;
разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
установление структуры управления деятельности школы, штатного расписания, распределения должностных обязанностей;
разработка и принятие устава образовательного учреждения, согласованного с Учредителем в части, определенной законодательством РФ;
разработка и принятие правил внутреннего распорядка и иных локальных актов школы.
4. Финансово-хозяйственные функции:
материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
обеспечение безопасности в образовательном учреждении посредством наложения соответствующих полномочий на технический персонал;
привлечение для осуществления своей уставной деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств, включая использование банковского кредита;
установление ставок заработной платы и должностных окладов в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;
установление надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования работников.
5. Контрольные функции:
представление Учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании средств;
контроль за своевременностью предоставления отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных федеральным, областным законодательством и актами органов местного самоуправления.
6. Социокультурные функции:
создание в школе необходимых условий для работы подразделений предприятий общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья школьников и работников образовательного учреждения;
содействие деятельности учительских (педагогических) организаций и методических объединений;
регулирование в школе деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций, разрешенной законом;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
Проследить основные блоки функций позволяет технологическое ядро школы, которое может быть представлено в виде схемы 1.
Схема 1
Социологические исследования, кадры, программы | Диспетчеризация (составление расписаний) | Учебно-воспитательный процесс | Контроль (экзамены) | Оформление документов об образовании |
На первом этапе проводятся социологические исследования по выявлению детей дошкольного и школьного возраста; идет подбор и расстановка кадров; утверждаются образовательные программы. [1]
Следующим этапом выступает составление учебного плана на год.
В течение учебного года осуществляется образовательный процесс.
По итогам проводится аттестация и выдача образовательных документов. [2]
Взаимодействие организации с внешней средой
Внешняя среда организации - это те субъекты, с которыми она взаимодействует, и условия, которые оказывают на нее влияние. Внешнюю среду можно рассмотреть как макро - и микросреду. К микросреде относится:
Учредитель, главным образом, оказывает на школу административное воздействие в форме приказов, распоряжений организационного характера. Обеспечивает в установленном порядке бюджетное финансирование, осуществляет контроль за деятельностью и расходованием средств. Кроме того, между школой и Учредителем существуют информационные каналы.
Клиентами школы выступают родители и общество в целом. Между ними существует взаимодействие информационного характера. Родители являются одним из источников дохода. Между школой и родителями существует взаимный контроль по вопросам воспитания детей.
Конкуренты в лице других школ взаимодействуют с нашей в форме обмена информацией, а также сотрудничают при проведении предметных олимпиад. Важно отметить, что конкуренция между ними происходит не за учеников, а за положение в глазах Учредителя.
Партнерами школы являются детский сад, Дома культуры, спортивная школа, администрация города. Между ними существует взаимные контрольный и информационный обмены. А также ученики школы получают дополнительное образование в секциях спортшколы и кружках Домов культуры и участвуют в мероприятиях, проводимых ими.
Школа ощущает контролирующее и информационное воздействие со стороны таких органов, как Санитарно-эпидемиологический надзор, пожарная служба, газовая служба, МЧС, милиция, медицинские учреждения и Комиссия по делам несовершеннолетних в форме инструктажей и проверок.
СМИ в лице местной газеты "Искра" выступает средством оповещения населения о событиях, происходящих в жизни школы. Она публикует статьи об учителях, дипломируемых на региональных и общероссийских конкурсах, а также о призерах районных и областных олимпиад.
При школе находится интернат, в котором живут дети с близлежащих отделений. Школа оказывает на него финансовое, информационное и контролирующее воздействия. В свою очередь, от интерната идет обратная информационная и контрольная связь.
Помимо Учредителя и родителей, еще одним дополнительным средством доходов являются коммерческие организации и спонсоры. С их стороны осуществляется также контроль за отчисляющимися средствами, происходит взаимный информационный обмен. И школа предоставляет учеников на сезонные работы.
В связи с законодательным утверждением школы юридическим лицом, она взаимодействует с налоговыми органами, отчисляя обязательные сборы.
Помимо непосредственного школа подвержена и косвенному воздействию со стороны макросреды. Она включает в себя:
политические условия в стране;
законодательство;
экономику;
социокультурную сферу;
научно-технический прогресс;
международный аспект.
Влияние со стороны политических условий выражается в том, как руководители государства относятся к образованию. Примером может служить тот факт, что после прихода к власти Ельцина Б.Н. первым подписанным актом явился Указ "Об образовании" (1991г). Тем самым он хотел показать приоритетность данной отрасли в своей политике. В настоящее время образованию уделяется не меньшее внимание. В последнем Послании Президента Федеральному Собранию РФ В.В. Путин заявил: "…условия глобальной конкуренции требуют от нас усиления практической направленности образования…". Кроме того, школа выступает проводником политического курса руководства.
Законодательство является правовой основой функционирования школы. В осуществлении своей деятельности школа руководствуется ф. з. "Об образовании" (1992г). А также реализуются Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, национальный проект "Доступное образование". [3]
Поскольку образование относится к социальной сфере, которая финансируется по остаточному принципу, экономика уделяет мало внимания на эту сферу. Этот вопрос необходимо решать как на федеральном, так на региональном и местном уровнях.
Социокультурная сфера проявляется во влиянии таких общественных организаций, как профсоюзы и конфессии. На сегодняшний день до сих пор остается нерешенным вопрос о преподавании в школах уроков религии. Учителя школы имеют право создавать профсоюзные организации, которые защищали бы их интересы.
Развитие науки и техники также откладывает свой отпечаток на школу. Это видно по внедрению программы компьютеризации школ и использованию Интернет-технологий.
Подверженность школы влиянию международного аспекта можно видеть по введению в школах единого государственного экзамена, модульной системы и системы тестирования, заимствованных у стран Западной Европы.