В школе как в организации существует собственная культура, которая приводит к достижению положительных результатов. Организационная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации, генерирует приверженность целям организации, укрепляет социальную стабильность, служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников.
По классификации Бердяева наш исследуемый объект относится:
По отношению к власти - к анархическому типу;
По отношению к чужакам может быть гостеприимной, а может быть агрессивно настроенной;
По критерию Восток - Запад - к коллективной;
По соотношению быта и искусства может относиться к сфере бытового, а может к сфере идеального.
В школе организационная культура складывается из следующих элементов:
Традиции
В школе отсутствуют требования к внешнему виду, в частности, не введена школьная форма.
Из года в год проводятся такие праздники:
Осенний бал;
День матери;
Масленица;
Встреча с выпускниками;
Линейки, посвященные Дню знаний и последнему звонку;
День пожилого человека; [5]
День самоуправления, посвященный Дню учителя;
Митинг, посвященный Дню победы;
День здоровья;
Туристические слеты, посвященные Дню защиты детей.
Традицией стала отмечать всем коллективом дни рождения и юбилеи,
профессиональные праздники.
Информационные потоки
В коллективе информация передается формальным и неформальным способом.
К формальному способу относится: ознакомление с помощью документов; общения в процессе совместной трудовой деятельности.
К неформальному способу относится: обмен опытом с помощью общения в неформальной обстановке.
|
Язык
В преподавательской деятельности, также как и в других профессиях, существует профессиональный язык. Например, учителя используют сокращения, не дидактический материал, а дидактика или дидактичка.
Символы
В школе есть такие символы как флаг РФ, гимн и эмблема школы. Все стены в школе покрашены в спокойные тона: светло - голубой и светло - зеленый. Каждый кабинет оформлен в определенном стиле. При входе в школу есть охранник, который фиксирует, кто во сколько пришел и ушел.
Школа имеет положительный имидж среди других школ района. [6]
Глава 2. Диагностика организационных проблем
Диагностика проблем
Школа, как любая организация, при осуществлении своей деятельности сталкивается с необходимостью решения ряда проблем. В нашей школе можно выделить следующие их виды.
Большим минусом школы является блок технических проблем:
плохое водоснабжение, отсутствие санузла;
неимение в наличии спецодежды для учителей технологии и лаборантов, а также для технического персонала;
устаревшее оборудование в столовой;
недостаток библиотечного фонда
Устранение вышеназванных проблем связано, главным образом, с финансированием школы. Те малые средства, которые поступают из муниципального бюджета, недостаточны для полного финансового оснащения. Поэтому руководство школы вынуждено самостоятельно искать дополнительные источники доходов. Ими могут выступать: крестьянско-фермерские хозяйства; курирование со стороны депутатов Государственной Думы и Саратовской областной Думы; благотворительная помощь со стороны родителей, а также банковские кредиты и предоставление платных образовательных услуг.
|
Кроме того, школа сталкивается с проблемой недостатка специалистов по таким предметам как музыка, черчение, английский язык, а также отсутствие психолога.
Данный пробел может восполниться путем сотрудничества с педагогическими училищами, Педагогическим институтом и школами района по привлечению специалистов. Воплощение данной деятельности осуществляется путем ведения активной социальной политики со стороны Учредителя.
В свою очередь у некоторых молодых специалистов можно выделить проблему несоответствия личности и функции, заключающейся в наличии не у каждого педагога преподавательских способностей. Их развитие можно добиться посредством предоставления им возможности проведения уроков под руководством опытных педагогов. В итоге последний делится своим опытом и повышает уровень профессионализма молодых кадров. Поскольку школа не имеет дополнительных средств на реализацию таких мероприятий, они проводятся на общественных началах.
Наряду с этим можно выделить и проблему в управлении. Она представляет собой дублирование организационного порядка. Сверхнормативные решения проявляются в превышении директором своих полномочий. Например, назначение факультативных занятий обязательными в то время как они носят рекомендательный характер.
Эта проблема преодолевается активным участием всего педагогического состава в сфере принятия решений. Для этого необходимо внедрять новые методы управления, в частности делегирование полномочий.
|
Не меньшего внимания среди проблем школы заслуживает рассмотрение конфликтов. В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и руководитель. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - родители, ученик - руководитель, учитель - учитель, учитель - родители, учитель - руководитель, родители - родители, родители - руководитель.
Всякий раз, когда с руководителями и учителями школ заходит разговор о трудностях работы, они обязательно называют проблему взаимодействия с коллегами, учениками, родителями.
Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.
Сегодня часто приходится наблюдать такие ситуации, когда в школу приходят специалисты-предметники, а не учителя в изначальном понимании сущности этой профессии. Они хорошо знают предмет, интересуются методикой преподавания, совершенствуют ее, могут дать хороший урок, но установить контакт с учениками, помочь им при затруднениях не хотят и считают это необязательным.
В работе каждого учителя встречается множество ситуаций, когда он оказывается беспомощным, неготовым их разрешить, молча переживает неудачи, а потом ожесточается, доходит до отчаяния и уходит из школы. При этом он приносит вред не только себе и своему здоровью, но и оставляет как минимум большой пробел в воспитании ученика.
В последние годы отношения между учителями и учениками, так же как между взрослыми и детьми, стали значительно сложнее и напряженнее, о чем свидетельствуют частые публикации в печати на эту тему. Бесспорные идеи педагогики сотрудничества, выдвинутые самой жизнью, не всегда легко реализовать в работе каждого учителя. Практических работников школы, учителей, не надо агитировать за педагогику сотрудничества, нужно помочь им в ее реализации.
Подобные затруднения в отношениях вызваны, в частности, тем, что общество стало сильно изменяться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старших как бы начинает терять свою актуальность для новых поколений. Единственный выход здесь состоит в том, чтобы взрослые были бы способны к изменениям сами и не относились к своему сложившемуся опыту как к единственно ценному.
В многочисленных публикациях о проблемах современной школы часто отмечается, что главная ее беда - это отсутствие у учителя интереса к личности ребенка, нежелание и неумение познать его внутренний мир, а отсюда и конфликты между педагогами и учениками, школой и семьей. [7]Хочется подчеркнуть, что в этом прежде всего, проявляется не столько нежелание учителей, сколько их неумение, беспомощность в разрешении многих конфликтов, особенно проявляющаяся у начинающих учителей.
Проектное предложение
Выходом из сложившейся проблемы может служить владение учителей соответствующими знаниями в области психологии и конфликтологии и применении их на практике. Для достижения этого в школе необходимо наличие психолога, который способствовал бы привитию педагогам навыков такого общения с учениками, при котором учителя могли бы учитывать индивидуальные качества каждого школьника.
В нашей школе нет специалиста, который мог бы выполнять подобные функции. Именно поэтому мы предлагаем пригласить высококвалифицированного психолога. Его деятельность будет направлена на создание в школе благоприятного климата как для осуществления педагогической деятельности, так и для получения знаний. После чего планируется развить эту идею до создания при школе консультационного центра. В то же время созданная структура будет являться автономной, т.е. осуществлять свою деятельность самостоятельно, возможно и на коммерческой основе. [8]
Психолог будет предоставлять услуги на платной основе по разрешению конфликтных ситуаций в семьях, а также консультации предпринимателям и другим слоям населения. Среди управляющих воздействий по отношению к конфликту центральное место занимает его разрешение. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь конструктивно выходить из конфликта.
Возможно, в будущем под руководством центра будут проводиться социологические исследования различной направленности, а также внедряться различные социальные программы при сотрудничестве с институтами конфликтологии и фондами по реализации научно-исследовательских программ.