Школа как организм представляет собой определенную структуру.
Схема 2.
Указанную структуру мы определили как линейно-функциональнуюдепартаментализацию. Подразделения располагаются в иерархическом порядке, и у каждого определен свой круг полномочий.
Функции директора школы:
представление школы во всех инстанциях;
прием на работу, увольнение и перевод сотрудников в соответствии со статьями КЗоТа РФ;
распоряжение имуществом и материальными средствами;
утверждение расписания и графиков работ;
издание приказов и инструкций, обязательных для выполнения всеми работниками и учащимися школы;
утверждение плана учебной нагрузки, установление ставок заработной платы на основе Единой тарифной сетки и решения аттестационной комиссии, определяет виды доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств;
контроль совместно с заместителем по УВР за деятельностью педагогов, в том числе путем посещения уроков, всех других видов учебных занятий, воспитательных мероприятий;
назначение секретаря педагогического совета.
Функции завуча:
функция диспетчеризации;
распределение почасовой нагрузки;
проведение внутришкольных олимпиад;
организация летней практики.
Функции заместителя по воспитательной работе:
составление плана культурно-массовых мероприятий на год;
составление расписания работы кружков и спортивных секций;
отчет о проведении культурно-массовых мероприятий в школе.
Функции завхоза:
организация капитального, аварийного и текущего ремонта, материально-технического снабжения и своевременной подготовки школы к новому учебному году;
организация и контроль за деятельностью технического персонала, охраной, столовой и котельной;
контроль за выполнением требований по охране труда, технике пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим правилам.
Функции учителей и классных руководителей:
осуществление преподавательской деятельности;
учет посещаемости и успеваемости;
организация и проведение совместно с заместителем по воспитательной работе культурно-массовых мероприятий на уровне классов и общешкольном уровне.
Функции руководителей кружков:
организация деятельности кружков;
предоставление заявки на участие в районных конкурсах;
отчет о проделанной работе.
Общее собрание трудового коллектива:
обсуждает и принимает Устав школы, изменения и дополнения, вносимые в него;
избирает кандидатов в Совет школы;
обсуждает и утверждает "Правила внутреннего распорядка школы".
Общее руководство школой осуществляет выборный представительный орган - Совет школы, состоящий из 12 представителей: 6 - педагогического коллектива, 3 - родителей учащихся и 3 - учащихся старших классов (9 - 11).
Совет школы:
утверждает план развития школы (концепцию развития), образовательные программы;
утверждает локальные акты (правила приема учащихся, правила для учащихся, бюджет и другие).
В целях рассмотрения сложных педагогических и методических вопросов, организации учебно-воспитательного процесса, изучению и распространению передового педагогического опыта в школе действует Педагогический Совет.
Педагогический Совет определяет:
порядок проведения промежуточных аттестаций для учащихся невыпускных классов;
количество предметов для проведения итоговой аттестации выпускников 9 - 11 классов;
условный перевод учащихся, имеющих задолженность по одному предмету, в следующий класс;
оставление на повторный год обучения, перевод в класс компенсирующего обучения или перевод на семейное образование (по усмотрению родителей) учащихся, имеющих академическую задолженность по двум и более предметам по результатам учебного года;
перевод в следующий класс учащихся, освоивших в полном объеме образовательные программы.
В качестве общественных организаций в школе действуют классные и общешкольный родительские комитеты. Они содействуют объединению семьи и школы в деле обучения и воспитания детей. Оказывают помощь в определении и защите социально незащищенных учащихся.
В школе в соответствии с п.2 ст.35 закона РФ "Об образовании" создается Попечительский совет, который является формой самоуправления. Действует на основе "Положения о Попечительском совете", которое утверждается на общешкольном родительском собрании.
Попечительский совет:
содействует организации и совершенствованию образовательного процесса, привлекая внебюджетные средства для его обеспечения и развития;
определяет направления, формы, размер и порядок использования внебюджетных средств школы, в том числе на оказание помощи учащимся из малообеспеченных семей, детям-сиротам и одаренным детям;
определяет перечень факультативных курсов и дополнительных образовательных услуг.
Объем полномочий основных структурных подразделений и степень их конкретизации можно проследить на линейной карте управления.
Таблица 1
Должность Функция | Директор | Завуч | Заместитель по воспитательной работе | Завхоз |
Диспетчеризация | ! | & | ||
Финансовые функции | * | & | ||
Учет деятельности педагогов | ! | * | @ | |
Составление плана культурно-массовых мероприятий | ! | & | ||
Проведение культурно-массовых мероприятий | ! | * | & | @ |
Хозяйственные функции | * | & |
* - функции контроля
@ - вспомогательные функции (материально-техническое снабжение)
& - функции организации или осуществления
! - функции утверждения