Весной 2014 года я стал замечать одну любопытную штуку в продвижении групп и мероприятий. Выглядит все так. К вам в друзья добавляется незнакомая девушка (к прекрасной половине человечества, видимо, добавляются красивые парни). У нее хорошая анкета — создана давно, ведется регулярно, фотки не из Google. Как только ты ее добавляешь, она начинает писать сама (прямо мечта всех мужчин!). На этом все хорошее заканчивается и начинается «обработка пассажира». Девушка пишет: «Привет! Я пишу тебе потому, что ты подписан на (название сообщества). Я тоже. Как оно тебе, много интересного нашел там?» Жертва что-то отвечает. Что именно, в принципе неважно. Далее следует главное. Дама (или кто там это есть на самом деле) пишет что-то вроде «Я тут случайно узнала про классный вебинар — там как раз про все это рассказывают, записывайся скорее, пока не поздно».
Варианты:
Паблик «Литорг» — мероприятие «Вебинар о том, как написать свою книгу».
Паблик о бизнесе — мероприятие «Вебинар о том, как открыть свое дело».
Паблик о маркетинге — мероприятие «Вебинар о настройке Яндекс.Директа».
Паблик о кулинарии — мероприятие «___________________________» (впишите свой вариант).
Что самое интересное, работа на этом не заканчивается. Когда приходит время нового ивента, прекрасная леди снова появляется у вас в личных сообщениях. Если делается все профессионально, то поступает она ювелирно — тонко обвиняя «жертву» словами: «Привет, ну ты куда пропал? Как дела-то?» Вряд ли найдется много парней, которые ответят что-то в духе: «Ты вообще-то кто такая?» Держу пари, в основном на этом этапе идут оправдания. Потом еще пара ничего не значащих фраз и… приглашение на новое мероприятие. Круг замкнулся.
|
Будьте внимательны, когда к вам в друзья добавляется незнакомый, который начинает куда-то вас приглашать или что-то предлагать. Как только от вас требуют действий (например, регистрации на вебинаре) — насторожитесь: вами играют.
Существует и другой френдинг — обратный. К примеру, если вы маркетолог и занимаетесь настройкой контекстной рекламы, дайте промопост в крупном тематическом паблике. В нем расскажите о себе и о своих заслугах, а затем пригласите всех к регистрации на вебинаре и напишите, что каждый, кто добавит вас в друзья, получит 15-минутную skype-консультацию по настройке «контекста». Вы сделаете так, что целевая аудитория будет «френдить» вас сама. Если вы действительно поможете людям с решением их проблем, они впоследствии, когда им понадобится большая помощь, возможно, придут именно к вам. В конце бесплатной консультации можно, например, и пообещать скидку на какую-то свою услугу. Как минимум, эти люди не будут удаляться из друзей и считать вас за спамера.
Рекомендуемая литература
Книга была бы неполной, если бы в заключение не был представлен список произведений, которые бы дополнили ту информацию, которую вы получили, качественно и многосторонне. Я порекомендую всего пять книг, которые прочитал сам. Они все принципиально разные, но каждая из них может оказать на вас сильное влияние и заставить пересмотреть многие устоявшиеся стереотипы. Это все десять из десяти, литература высочайшей пробы.
Малкольм Гладуэлл — «Переломный момент»[1]
Книга посвящена исследованию психологии толпы. Ищется ответ на вопрос «Почему одни вещи становятся модными, а другие нет?». На примере книжного бизнеса могу сказать, что часто крупные маркетинговые бюджеты «вливаются» в раскрутку «нового крутого автора», а толку от этого нет никакого — звезда не загорелась, деньги выброшены в трубу. При этом случается и так, что автор, которого вообще никто не знал и который чуть ли не сам издал свою книгу на последние деньги, становится популярным. Инструменты, с помощью которых автор ищет решение своей задачи, универсальны — они подходят как для книг, так и для одежды, жаргонных словечек и всего остального. Книга поможет мыслить масштабно и научит креативному подходу.
|
Евгений Криницын — «Акулы интервью»[2]
Повествование построено в виде коротких «знакомств» с лидерами российских массмедиа. Своими секретами и фишками делятся те, кто на интервью (и вообще на мастерстве говорить) собаку съели. Действительно, такие персоны, как Владимир Познер, Николай Сванидзе, Владимир Соловьев в представлении не нуждаются. Всего в книге 11 так называемых мастер-классов. Читатель может пройти их все и впоследствии начать их комбинировать на собственном журналистском пути. Книга полезна всем, кто по работе общается с людьми. Кроме этого, если вы рассматриваете свое сообщество как СМИ или официальный рупор вашей компании (с соответствующим уровнем подачи информации), — прочтите «Акул интервью».
Стивен Прессфилд — «Война за креатив»[3]
Об этом произведении я узнал из книги другого бизнес-гуру — Роберта Кийосаки. Он несколько раз приводил цитаты из «Войны за креатив», и уже по ним я понял, что это книга близка мне по духу. Вам она тоже окажется близка, если вы из тех, кто любит постоянно откладывать все на потом. А я как раз такой! Вы не представляете, с каким трудом мне доставалась каждая строчка первой «Аскетской России». Не в том плане, что мне было тяжело писать, нет. Просто постоянно что-то появлялось, и я отвлекался. О, кто-то написал в личку, надо ответить! О, статья в «Википедии» о Бабраке Кармале. Стоит посмотреть! О, документальный фильм про Брайана Джонса из The Rolling Stones. Почему бы не глянуть! И так далее, конца и края этому не было. Но Стивен Прессфилд ставит все на свои места. Он называет внутреннего врага, который нас постоянно отвлекает — СОПРОТИВЛЕНИЕ (Resistance). Научитесь побеждать сопротивление, и ваша работа сразу же станет в разы эффективнее.
|
Андрей Меркулов, Николай Мрочковский — «Бизнес на автопилоте»[4]
Достойная книга. В ней собраны воедино и, главное, красиво упакованы рекомендации по тому, как отойти от дел в своем бизнесе. Плюс такой информации в том, что она подходит не только владельцам крупных компаний, которые решили остаток дней провести на Мальдивах, ведя образ жизни зажиточных рантье. Советы и рекомендации из этой книги помогут в первую очередь научиться нанимать правильных сотрудников. Поверьте, это настоящее искусство. И ему, что логично, следует учиться. Даже если вы просто работаете в небольшой фирме и скромно занимаетесь социальными сетями, прочтите. Вы по крайней мере поймете бизнес-механизмы и, возможно, решитесь со временем запустить что-то свое.
Артем Сенаторов, Олег Логвинов — «Аскетская Россия. Хуже не будет!»[5]
Да, мимо своей книги я пройти не могу. Вы, возможно, сейчас подумали, что у меня в планах на этом заработать дополнительную пару долларов. Вовсе нет. Если ввести в поисковике «Аскетская Россия скачать бесплатно», вы увидите добрую сотню сайтов, где можно в два клика получить электронную версию книги. Мы сами отдали в сеть свое произведение. Нам не жалко, мы верим в идею. Идею нового «аскетизма». Присмотритесь к людям, которые описаны в книге. Конечно, я не призываю вас становиться такими же беспринципными и вероломными. Но некоторые качества «аскетов» иногда примеряйте на себя. Потому что любая публичная деятельность (в том числе и ведение сообщества во «ВКонтакте») — это взаимоотношения с большим количеством людей. Иногда нужно быть жестким. Когда ситуация действительно требует этого — бейте наотмашь. Так, как бьют люди, именуемые нами аскетами…
Заключение
Информацией, которая помещена на этих страницах, владеют и другие, ведь эту книгу прочли не только вы. Более того, вполне вероятно, что ваши коллеги и конкуренты прямо сейчас, пока вы читаете эти строки, что-то внедряют в жизнь (и может быть — что-то успешное). Я не призываю вас очертя голову бросаться «на фронт». Напротив, охолонитесь. Успокойтесь и найдите время, чтобы хорошо подумать. Пищи для размышлений предостаточно.
Моя задача как автора была не столько познакомить вас с техниками и механиками работы с сообществами во «ВКонтакте», сколько показать вам, что сделать что-то стоящее можно самостоятельно. Без нужных знакомых и больших капиталов. Вам необходимо поверить в свои силы и все время идти вперед. Я имею в виду, что ваша цель — постоянно придумывать все новые и новые варианты продвижения себя / своего бизнеса. Это похоже на музыку. Нот всего ничего, а песни все пишутся и пишутся. Присоединяйтесь к SMM-композиторам. Сочиняйте и внедряйте. Осваивайте инструмент под названием «ВКонтакте» и ищите своих слушателей.
Напоследок должен предупредить. Наступит момент (и, вероятно, не раз), когда вам захочется все бросить. Плюнуть на сообщество с его контентом и уйти заниматься другими своими делами. Когда это произойдет, вспомните эти слова. Такое случается с каждым, было и со мной. За первый год я дважды чуть не бросил «Литорг», и всякий раз меня останавливала только вера в свою книгу — в «Аскетскую Россию». Я понимал, что если поставить крест на сообществе, то книга так и останется незамеченной. Такого я допустить не мог, она мне как ребенок. Когда вы напишете свою книгу, вы поймете меня. Что же касается дохода, то первые деньги с паблика мне пришли только через четыре месяца. Четыре месяца ежедневной упорной работы, и я получил 200 рублей за размещение рекламы. В тот день я вышел на улицу и купил себе бургер с газировкой. Я чувствовал, что нужно отметить первые деньги, потому что это действительно большое событие, когда ноль в кассе превращается в «не ноль». Расходы «Литорг» отбил только на девятом месяце своего существования. С тех пор он начал приносить прибыль. Все это я пишу к тому, чтобы вы усвоили — сиюминутного успеха добиться не получится. Это война на истощение, и вам понадобятся силы, нервы и время. Но куш того стоит. Найдите то, что не даст угаснуть огню в ваших глазах, и вспоминайте об этом в минуты отчаяния.
Также в любые минуты вы можете написать мне.
Если вы хотите оставить отзыв, задать вопрос (ну или купить «Аскетскую Россию», хе-хе) — пишите мне на почту. Адрес — artem@asketskaya-rossiya.ru. Даю слово, что постараюсь уделить время каждому обратившемуся. А это аккаунты в «ВК». Мой персональный — vk.com/senatorov_art, и Клима Моржового — vk.com/asket_klim.
Удачи вам и, как любит повторять моя матушка, знайте, что все в ваших руках, и поэтому никогда их не опускайте!
Об авторе
В 20 остался на второй год в институте (МГТУ им. Косыгина).
В 21 выиграл конкурс у 2000 конкурентов и стал ведущим музыкального телеканала A-One (VJ Tommy).
В 22 объездил всю Россию в качестве ведущего концертов.
В 23 взял интервью у Metallica.
В 24 перешел на телеканал «Доверие САО», где прошел путь от корреспондента до ведущего новостей в прямом эфире.
В 25 написал свой первый роман — «Аскетская Россия» (в соавторстве с Олегом Логвиновым).
В 26 создал во «ВКонтакте» сообщество «Литературный оргазм», на которое теперь подписано более 330 000 человек, а также снял вирусное видео, набравшее на YouTube 2 500 000 просмотров.
В 27 приглашен работать в «Газпром-Медиа», где стал первым в истории холдинга SMM-специалистом.
В 28 написал книгу, которую вы держите в руках.
[1] Гладуэлл М. Переломный момент: Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам. — М.: Альпина Паблишер, 2013.
[2] Криницын Е. Акулы интервью: 11 мастер-классов. — М.: Альпина Паблишер, 2010.
[3] Прессфилд С. Война за креатив: Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить. — М.: Альпина Паблишер, 2013.
[4] Меркулов А., Мрочковский Н. Бизнес на автопилоте: Как собственнику отойти от дел и не потерять свой бизнес. — М.: Альпина Паблишер, 2013.
[5] Сенаторов А., Логинов О. Аскетская Россия: Хуже не будет! — М.: Флюид ФриФлай, 2012.
Руководитель проекта О. Равданис
Корректор С. Мозалёва
Компьютерная верстка К. Свищёв
Дизайн обложки Д. Громов
Арт-директор С. Тимонов
В оформлении обложки использовано изображение из фотобанка shutterstock.com
© Артем А. Сенаторов, 2015
© Е. Дмитриева, фотография А. Сенаторова, 2014
© ООО «Альпина Паблишер», 2015
© Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2015
Сенаторов А.
Битва за подписчика «ВКонтакте»: SMM-руководство / Артем А. Сенаторов. — М.: Альпина Паблишер, 2015.
ISBN 978-5-9614-3697-6