Тема 2. Политическая и правовая мысль древнего мира и средних веков




1. Государственно-правовая мысль в Древней Индии. Учение брахманизма. Политико-правовая мысль в Древней Индии развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений. Доминирующее положение занимали жрецы (брахманы). Общество делится на четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Исходным пунктом ведийского мировоззрения идея о божественном создании мира и общественного строя. Божественный закон – рита – высший порядок, который установлен на Земле небесами и требует от человека определенного поведения. За нарушение – кара, но не социального, а божественного порядка. «Дхарма » включает в себя весь круг обязанностей и ответственности человека, моральные нормы, ритуалы, правила гигиены, очищения и т.д. У древних индийцев отсутствовали специальные категории права и закона, они еще не выделились из общей массы, регулирующих жизнь человека. Понятие прав личности неразработанно.

2. Буддизм о причинах возникновения государства. Ситхартха Гаутама или, иначе, Шакья Муньи (563 – 483). Будда – «познавший истину ». Учение сконцентрировано на личности. Главная цель – избавление от страданий в этой жизни. Путь избавления – освобождение от желаний и страстей, философско-созерцательное отношение к миру, самоуглубление. Носит психологический, этический характер. Главное – непричинение вреда. Отвергает священность Вед и противопоставляет им попытки рационалистического объяснения природы и общества. Отвергает теорию божественного происхождения каст и царской власти. Будда – сторонник договорной теории, проповедует равенство между людьми в духовной сфере. Люди равны, ибо все они живут в мире страданий. Путь духовного совершенства открыт для всех.

3. "Артхашастра" о задачах государства и правителя. Политический трактат посвящен ремеслу правителя, что и как надо делать для сохранения и приумножения власти. Цель общества – благо всех живущих. Общее благо понимается как сохранение созданного божественным провидением общественного порядка, который достигается исполнением каждым человеком его «дхармы». Царь – наместник богов. Он заставляет подданных исполнять дхарму при помощи «данды» (четко определена природа власти).Патерналистическая природа власти. Особая дхарме царя и кшатриев, сопряженной с применением хитрости, жестокости и насилия.

4. Государственно-правовая мысль в Древнем Китае. Теория о «мандате неба». В конце XII в. до н.э. создатель Чжоу-Гун.Небо вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному правителю, лишая тем самым власти недобродетельного. Смена мандата – не выбор лиц, а выбор династии. Своего рода династийные циклы. Родоначальник, которому Небо предлагает основать династию, обладает добродетелью в высокой мере, но по мере передачи власти эти качества утрачиваются и вынуждают власти провести смену мандата.

5. Идеи Конфуция о влиянии этических идеалов на государственное устройство. Выдвинул, качестве социального идеала, бескорыстного рыцаря безупречной морали, обладающего чувством высокого долга («и »), гуманности («чжень »), соблюдавшего нормы взаимоотношений между людьми (принципы «ли ») и глубоко почитавших мудрость старших (принцип сыновней почтительности «сяо »). Считал, что государство –большая семья, необходимо принципы семейных отношений распространить на государственную политику. Выдвинул идею разумного управления государством, цель государства – создание этически безупречного и гармоничного общества. Нет идей социального и политического равенства. Считает деление на благородных и простолюдинов – естественной, но осуждает крайности бедности и богатства, т.к. они подрывают мир в государстве. Предлагает принцип «исправления имен», т.е. социальный статус человека зависит не от его происхождения, а от его душевных качеств и поступков. Считал вредным управление с помощью новых законов, опиравшихся на суровые наказания, так как это не дает достигнуть нравственного обновления. Следование ритуалу и обычаю, вот основные принципы управления государством.

6. Идеи Мо-цзы о договорном происхождении государства и управления. Считал, что мудрость основа управления. Выдвигает договорную идею происхождения государства и управления, и выборности первого правителя. Выдвигает идеи социального равенства, обосновывает концепцию всеобщей и равновеликой любви, которая распространяется и на отношения внутри государства: «все люди – братья». Идея эгалитаризма. Отказ от ритуалов и церемоний. Государство – активный субъект преобразования. Управление четко ассоциируется с необходимостью применения принуждения. Для преобразований нужны не только обычаи, но и новые законы и наказания.

7. Концепция легизма. Основатель – Гунсунь - Ян Шан Ян(340-338 гг.) тракт «Шан цзунь шу» Книга правителя области Шан. Легизм – ответ на экономический и политический кризис в Китае в эпоху позднего Чжоу. Выход из кризиса – устранение распущенности и установления единообразия в мыслях и действиях. Управление должно опираться на законы и суровые наказания. Взаимоотношения между обществом и государством носят антагонистический характер. Внедрение принципа «коллективной ответственности». Государство – самодовлеющий институт, смысл и цель существования общества.

8. Представления о государстве в концепции даосизма (Лао-цзы). Основатель– Лао-цзы, произведение «Дао дэ цзин»Великий Абсолют («дао ») – первопричина и закона, и развития вселенной, ему подвластны небо, земля, природа и общество. Дао олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к Дао все равны. Все проблемы в обществе - последствия отклонения от подлинного Дао. Поскольку человек – часть природы, он должен подчиняться вечному закон, только это может дать ему счастье в единстве с природой. Развитие цивилизации, усложнение и жизни ведут к утрате совершенства и спокойствия, чреваты конфликтами и гибелью. Идеал даосизма – соединение с природой, отшельничество, полный возврат к примитивной жизни. Государство, по мнению даосов, структура искусственная, критикуется и осуждается. Правители используют власть в корыстных целях. Полное уничтожение всякой системы правления – нереально, выход – в создании минигосударств на уровне деревень, общин. Правители должны как можно меньше вмешиваться в естественный ход жизни. Главный принцип управления – недеяние («у-вэй »). Цель даосизма – личная праведность, духовное совершенствование, обращение к духовному идеалу.

9. Политические и правовые учения Древней Греции и Древнего Рима Учения софистов (Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта, Ликофрона, Алкидама и др.) о естественном праве и равенстве. Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт - старшие софисты). Фрасимах, Калликл, Ликофрон – младшие софисты. Демокрит (ок. 460–370 г. до н. э.) считал, что развитие человеческого общества - естественный процесса. В государстве должны быть представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Протагор считал, что «человек есть мера всех вещей». Справедливость, рассудительность и благочестие - есть основные человеческие добродетели, обладание ими приводит к возникновению государства. Антифонт (ок. 400 г. до н. э.) идея о природном равенстве всех людей, у всех людей одни и те же естественные потребности, причина неравенства кроется в человеческих законах. Фрасимах - политика – область проявления человеческих сил и интересов.

10. Идеи Сократа о справедливом и законном. Существует одна вечная истина и справедливость, которая возводится к единому неперсонифицированному богу – источнику вселенной, который наделил людей жаждой истины и способностью познать ее. Отвергал нравственный субъективизм софистов. Основная добродетель состоит в знании. Этическая добродетель тоже знание, которое, обеспечивает выбор добра и отказ от зла. Регулирующая роль знания безусловна и абсолютна. Поэтому зло творится, по неведению, по незнанию. Добро и зло, не два различных и автономных начала, а следствие наличия или отсутствия одного и того же начала, а именно — знания. Нравственная организация полисной жизни также невозможна без законов, как невозможны и законы вне полиса; законы и есть, сами устои полиса. Отличает естественное право от позитивного законодательства. Но неписаные божественные законы, и писаные человеческие законы имеют в виду, одну и ту же справедливость, которая не просто является критерием законности, но по существу тождественна с ней.

11. Учение Платона об идеальном государстве. Основные труды «Государство», «Законы», «Политика». Общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. Полис – это органическое целое, со своей структурой, функциями, интересами, а не конгломерат самостоятельных атомов индивидов. Интересы целого выше интересов части. Государство должно служить интересам всего общества, а не какой-нибудь его группе. Правильные законы, установлены ради общего блага, неправильные установлены в интересах какой-либо группы, захватившей власть. Причина общественных конфликтов в частной собственности. Создает проект идеального государства: у первых двух сословий нет частной собственности. Средства к существованию поставляет третье сословие. Регламентируются все стороны человеческой жизни: социальные, экономические, политические, материальные условия, деторождение, воспитание, семья, культура. Обосновывает принцип единства власти и философии. Лучшая форма государства – аристократия.

12. Соотношение этики, политики и права в работах Аристотеля. «Политика», «Афинская политика», «Этика». Основатель политической науки. Политика - наука о высшем благе человека и государства. Цель этики и политики – счастье, благосостояние человека и полиса. Государство - «творение природы», продукт естественного развития, в основе его лежат естественные потребности людей. Человек «животное политическое» или общественное, ибо полис – это общество. Цель полиса – благо граждан. Полис представляет собой органическое целое и стоит выше семьи и индивида. Право – это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Важнейший признак закона – его принудительная сила. Право - тождественно справедливости. Законное и справедливое должно совпадать. Цель права, как и государства (полиса) – общее благо, а оно, ассоциируется со справедливостью. Право как важнейший элемент полиса регулирует отношения свободных и равных людей и отношения власти и подчинения. Право не однородно по форме, по своему происхождению. Естественное право, которое не нуждается в законодательном закреплении, условное право - нормы, установленные людьми в форме законов и соглашений. Придерживался принципа: закон запрещает то, что не предписывает. Справедливость уравнивающая и распределяющая. Первая основана на равенстве, вторая предполагает неравенство и оправдывает его. Политическая организация сфера не уравнивающей, а распределяющей справедливости. Формы правления зависят от того, кто признается гражданином, или от числа властвующих. Делит государства по числу участвующих в управлении на три группы – где властвует один человек, немногие и большинство. В зависимости от того, думают ли правители об общем благе или только о своих интересах, он подразделяет формы правления на правильные и неправильные (извращенные). Совершенная форма правления – полития – представляет собой вариант власти большинства. Гражданами признаются только лица, имеющие средний достаток. Чистая форма политии – редкость, ибо она требует сильного среднего класса.

13. Договорная концепция справедливости в учении Эпикура о государстве, естественном праве и законах полиса. Основные идеи:удовольствия, свобода, «атараксия». Свобода человека это, согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы – сфера его ответственности за себя, она – вне и необходимости, поскольку «необходимость не подлежит ответственности», и непостоянного случая. Главная цель государственной власти обеспечение взаимной безопасности людей, преодоление их взаимного страха, непричинение ими друг другу вреда.

14. Естественноправовое учение Цицерона о государстве и его законах «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», а также политические и судебные речи. Происхождение государства связывал с присущей человеческой природе обязательностью, склонности к «соединению, союзу, государству». Государство дело, достояние народа («res publica»). Государство, согласованное правовое общение членов общества, определенное правовое образование. Семья первоначальная ячейка общества, из которой постепенно и естественным образом возникает государство. Причиной образования государства является охрана собственности. По своей природе и сущности государство носит божественный характер и основано на всеобщем разуме и справедливости. Классификации государственных форм: в зависимости от числа правящих различал три простых формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократия) и народную власть (демократия). Предпочтение отдается царской власти, на последнее место ставится демократия. Достоинство разных форм правления должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной форме государства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. В основе права, лежит присущая природе справедливость, понимается она как вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и человеческой природы в частности. Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушать порядок в природе. Законы, принимаемые в том или ином государстве должны не только быть справедливыми, но и соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Под действие закона должны подпадать все. Делит писанное право на частное и публичное.

15. Учение римских стоиков (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет) об универсальном естественном праве и космополисе (вселенском естественном государстве). Основными представителями римского стоицизма были Луций Анней Сенека (3–65 гг.), Эпиктет (ок. 50–ок.140 г.) и Марк Аврелий Антонин (121–180 гг). Сенека отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Объектом рабства может быть лишь телесная и чувственная, но не духовная и разумная часть человека. Раб, человек, равный по натуре другим людям, и ему присущи те же душевные качества, что и всем остальным. Купля-продажа касается лишь тела раба, но не его свободного духа, неподвластного торговым сделкам. Рабство как социально-политический институт в этическом плане несостоятельно. Все люди равны, поскольку одинаково находятся во власти судьбы. Люди не в силах изменить мировых отношений, частью которых являются их собственные отношения, но могут лишь мужественно и стойко переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаться воле законов природы. Разум как факт и норма естественного порядка воплощен и в человеческом сообществе как части мирового целого. Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на разуме: человеческий разум – часть божественного духа. Эпиктет призывал к личному нравственному совершенствованию и надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, резкая критика богатства и осуждение рабства. Обоснование безнравственности рабства. Марк Аврелий Антонин (121 - 180 гг.) "К самому себе" Миссия мудреца, нести людям разум, приобретая тем самым бессмертие души для себя. Вселенная единое целое, живое существо, обладающее единой душой. Вера в единый мир на земле, ощущение себя гражданином мира. Идея государства с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего чтящем свободу подданных.

16. Учение Августина о "двух градах", его концепция естественного права. Августин – ранний период христианства (IV-V вв.). История человечества подчинена божественному провидению, заранее установленному плану, который Богу известен, а людям – нет. Все социальные, правовые и государственные учреждения, созданные человеком, «Град Земной» - результат греховности человека, его извращенной свободной воли. Государство возникло в ходе естественной эволюции, но его возникновение обусловлено божественной волей. Стремление к общественному объединению приводит к «общественному договору». Цель власти – обеспечение справедливости, мира и согласия. Любая форма правления приемлема, когда соблюдают справедливость, верность заветам религии. Собственность – человеческое установление и так же, как она была установлена, так же может быть отменена. Светская и духовная власть – каждая обладает своим суверенитетом, независимостью. Любое вторжение одной власти в сферу другой опасно.

17. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. Виды законов. Учение о формах правления. Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Работы: «Сумма теологии», «О правлении государей», комментарии к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Стремится вывести бытие Бога из бытия вещей. Мировоззрение основывается на идее божественного создания мира. Многоярусная система права: 1.Вечный Закон, Божественное провидение. 2. Естественный Закон. 3. Человеческий Закон. 4. Божественный закон. Цель государства – общее благо, как материальное, так и духовное. Политическое общество предполагает власть. Принцип власти божественен, но ее установления и использование может противоречить божественным предначертаниям. Формы государства: три чистых и три извращенных. Критерий – отношение к общему благу. Правильные государства – политическая власть, неправильные – деспотическая; первые основаны на праве и обычае, вторые – на произволе. В вопросе соотношения светской и церковной властей – верховенство церкви, но в умеренной форме. Томизм – символ религиозного освящения существующего порядка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: