1. Учение Марсилия Падуанского о праве и государстве. Государство – светский институт, развивающийся по светским законам и имеющий собственную субстанцию. Государство выросло из семьи как первичного элемента человеческой ассоциации. Власть в государстве делиться на исполнительную и законодательную. Исполнительные функции в государстве у правительства, во главе которого стоит правитель, избираемый и ответственный перед народом. Основная задача правителя – проводить на практике то, что считает нужным народ – законодатель, а также служить общему благу, справедливости. Но самая важная функция правителя – отправление правосудия: он должен судить, повелевать и исполнять свои решения на основе закона.
2. Дж. Локка теория разделения властей. «Два трактата о государственном управлении». Предлагает конституционный механизм, призванный помешать государству стать тираническим. Выделяет три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Средством от произвола служит законность. Она предполагает четкую регламентацию структуры, целей и компетенции всех государственных органов.
3. Ш. Монтескье теория разделения властей и ее влияние на развитие учений о правовом государстве. Шарль Луи Секонда барон де Ла-Бред и де Монтескье1689-1755гг.: «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе законов»(1748). Различал общество и государство. Государство зарождается не одновременно с образованием общества, а с возникновением частной собственности. Главная цель государства — примирять противоречия, возникшие между людьми в обществе и разрешать споры между частными лицами правовым путем. Разумное соглашение между народами и правителями трактовал как акт принятия основных законов государства, регулирующих отношения между ними. Обосновал идею конституционного правления. Цель теории разделения властей - гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления власти, обеспечить их политическую свободу, сделать право регулятором отношений между гражданами и правительством. Законы в государстве восстанавливают свободу и равенство. Политическая свобода есть право делать то, что дозволено законами. Выступал против отождествления свободы с формами правления, например с демократией, мерой свободы выступает право. Разделение властей не только разграничение полномочий между органами власти, но и соотношение социальных сил в обществе. Чтобы придать формам правления большую стабильность, обеспечить политическую свободу всем социальным слоям, предложил провести разделение власти между различными социальными силами. Не видел политической свободы там, где разделение властей проведено только как разграничение функций государственных органов, тогда как все основные должности в них занимают лица одного и того же сословия. Главное назначение законодательной власти — сформулировать право в виде положительных законов, обязательных для всех граждан. Функция исполнительной власти — осуществление законов, принятых законодательными органами. Судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц», тогда как две другие власти регулируют и исполняют общие дела государства. Таким образом, свобода и безопасность граждан зависят, прежде всего, от функционирования судебной власти. Речь не идет о равновесии властей, поскольку законодательная власть играет доминирующую роль: она создает законы, выражающие общую волю, в то время как две другие власти лишь реализуют и исполняют законы, их деятельность носит подзаконный характер.
|
|
4. Конституция США 1787 г. «Отцы основатели»: А. Гамельтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамельтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов». Практическое воплощение этой системы получила мощный импульс в связи с решением Верховного суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.