УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК




Теоретическая часть

Тема 1. Предмет, метод, периодизация предмета «Истории политических и правовых учений», критерии оценки политико-правовых доктрин. Становление и развитие политико-правовой идеологии.

1. Предмет истории политических и правовых учений – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей.

2. Периодизация истории политических и правовых учений:

I. Древний мир – происходит зарождение политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды, справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.

II. Средние века проходят под эгидой христианства. Первоначально находившаяся в оппозиции к власти религия создавала возможность для духовной свободы. При последних римских императорах христианство прочно утвердилось в качестве официальной веры, основы мировоззрения и политического строя в средние века и служило идеологическим оправданием феодализма.

III. Эпоха Возрождения и Реформации. В 14-16 вв. в Западной Европе – период подтачивания основ феодального строя, бурного развития науки и культуры. В центре внимания, после веков господства теологии и схоластики оказался человек. Складываются концепции гуманизма, индивидуализма. Возрождается, приспосабливаясь к новым условиям, греко-римская политическая мысль.

IV. Эпоха буржуазных революций. 17-18 вв. Главными событиями этих двух веков были буржуазные революции в Нидерландах, Англии, США, Франции. Эти революции подготавливались в идейном плане философией просветительства. Просвещение носило сугубо рационалистический характер. Просветители считали, что распространение здравых идей служит лучшим средством общественного преобразования. Возникает концепция ограничения королевской власти и народного суверенитета, теория естественного права и общественного договора, обосновывается необходимость конституции, которая бы четко определила пределы и формы власти.

V. Эпоха свободной конкуренции. Основным политическим течением этого периода был либерализм. Принцип свободы получил в политической мысли двоякое толкование. Гражданское равноправие рассматривалось как важнейший признак политического либерализма, т.е. государственного строя, основанного на разделении властей и соблюдении законов. Экономический либерализм, т.е. полная свобода предпринимательской деятельности. Ведущее направление правовой теории - юридический позитивизм. Центральной проблемой юридической теории считается внутренний механизм, логика правовых норм, которые анализировались формально-догматическими методами. Появляются социалистические течения. Большинство из них исходило из солидарности всех слоев общества, их заинтересованности в преодолении противоречий буржуазного строя. К. Маркс и Ф. Энгельс создают теорию «научного социализма», основанную на материалистической интерпретации истории. Классовая борьба - главный двигатель общественного развития. Экономические законы ведут к замене капитализма социализмом, которая произойдет в форме революции, превращающей пролетариат в политически господствующий класс.

VI. Эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, стабилизации капитализма и кризиса «реального социализма». Усложнение системы производства, растущие требования организованного рабочего движения сделали необходимым, государственное вмешательство в социально - экономические процессы, обеспечивающие стабильность общества. Это привело и к смене или обновлению правовых концепций. Юридический позитивизм начинают вытеснять различные варианты социологического позитивизма, расширившие теорию права за счет социологии, психологии и других наук. Право перестало ассоциироваться только с государством.

3. Место и роль истории политических и правовых учений в системе юридических наук. История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин, которая наряду с историей государства и права занимает одно из ведущих мест в системе юридических наук. Закономерности развития государственно-правовой жизни и закономерности развития политической идеологии во многом имеют под собой единые основания, однако, полностью они не совпадают.

4. Методология истории политических и правовых учений. История политических и правовых учений как самостоятельная юридическая дисциплина вместе с другими юридическими дисциплинами относится к числу гуманитарных наук. И в ней, как и в других современных гуманитарных науках, используется – с учетом предметной специфики и особенностей целей и задач научного познания в области истории политических и правовых учений – богатый арсенал философских и специально-научных методов, и прежде всего методы формально-логического, диалектического, системного, сравнительно-исторического исследования. Заметным выражением предметной и методологической специфики истории политических и правовых учений является ведущая роль именно тех принципов, приемов и способов исследования, которые по своим возможностям в наибольшей мере соответствуют историко-теоретическому содержанию и профилю данной юридической дисциплины. Отсюда и определяющее значение способов и приемов исторического подхода к политико-правовым учениям прошлого, поскольку без принципа историзма нельзя вообще всерьез говорить и об истории этих учений.

5. Многообразие политико-правовых доктрин. История политических и правовых учений развивается неравномерно. В истории каждой страны или группы стран были эпохи, когда одна за другой возникали новые политические и правовые доктрины, любая из которых отличалась от остальных содержанием и выводами. Эти эпохи сменялись периодами апатии, потери интереса к политико-правовой идеологии, воспроизведением и повторением давно известных идей. Основной причиной развития политико-правовой идеологии являются исторически возникающая острота проблем государства и права, повышенный интерес общества к этим проблемам и, главное, соревнование ряда общественно-политических идеалов, выражающих интересы и цели различных социальных групп. Государственно-организованное общество неоднородно; в нем всегда есть приверженцы и противники существующего права и государства, сторонники их изменения или сохранения. Соревнование, борьба этих групп создают тот комплекс разнообразных политико-правовых взглядов, идей, настроений, который является питательной почвой для теоретических обобщений, формирования политических и правовых доктрин. При этом существование и противостояние ряда политических и правовых доктрин не всегда обусловлены противоречиями общественно-политических идеалов, на которые они ориентированы. Нередко дискуссии по проблемам государства и права ведутся между идеологами одной и той же группы по той причине, что каждый из них современную им государственно-правовую реальность видит по-разному и строит свою теорию на отличной от других методологии. Политические и правовые учения всегда сложнее и многообразнее, чем современная им государственно-правовая действительность. В них отражается опыт прошлого и делается попытка предсказать будущее, учения разнообразны по программно-оценочному содержанию и решению теоретических вопросов права и государства, неодинаково связаны с философией, религией, этикой, другими формами общественного сознания и, наконец, зависят от познаний и склада ума создающих их теоретиков. Поэтому государство и право едины, а политико-правовых доктрин может быть много, причем между ними ведется порой ожесточенная полемика.

6. Критерии оценки политико-правовых доктрин. История политических и правовых учений, как и любая общественная наука, неотделима от современного исторического и политико-правового сознания, от основных тенденций общественного развития и жгучих проблем современности. С точки зрения идеалов гражданского общества и критериев оценки истории политических и правовых учений ее содержанием являются возрастание гуманистических начал политико-правовых доктрин, обоснование значительной частью этих доктрин идей справедливости, свободы, общего блага и других элементарных норм общечеловеческой нравственности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: