Учение Б. Констана о праве и государстве. «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов». Политическая свобода не более чем условие для достижения свободы гражданской, которую он понимал как право любого индивида выбирать любой образ жизни и следовать ему, не спрашивая на то дозволения государства. Ядром гражданской свободы выступают права личности: неприкосновенность личности, свобода совести, свобода слова, печати и собраний, свобода выбора профессии и места жительства, неприкосновенность собственности и невмешательство государства в экономику. Источник прав - в самом человеке, они не имеют отношения ни к государству в целом, ни тем более, к его законодательным органам. Как только публичная власть вступает в противоречие с одним из этих прав, любой ее закон утрачивает свой нравственный авторитет и юридическую силу. Границей политической власти, независимо от того, кому она принадлежит, служат права человека. Обеспечить их может сила общественного мнения и соответствующее устройство власти.
Иеремий Бентам 1748-1832 гг.: «Фрагмент о правительстве», «Анархические софизмы», «Введение к принципам нравственности и законодательства», «Конституционный кодекс». Основатель теории утилитаризма и современного либерализма, решительный противник теории естественного права. В качестве главного принципа разумной системы права провозглашается утилитарность, полезность. Критерием полезности является обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей. В основе человеческого поведения - эгоизм. Просвещенные представления о личных интересах ведут к уважению прав и интересов других лиц. Выдвинул идею корыстных интересов правящих кругов и неконституционного влияния на власть. Целью правительства в любом государстве должно быть наибольшее счастье наибольшего числа людей. Конституционное право призвано превратить правительство в опекуна подданных, действующего в их, а не в собственных интересах, уберечь от злоупотреблений властью путем установления ответственности. Единственная возможность осуществить принципы утилитаризма - демократия. Плохого управления можно избежать, создав четко действующую систему учреждений и правовых норм. Принцип «совпадения интересов» - основа всей структуры и механизма действия государства. Средство обеспечения хорошего состава аппарата управления: контроль общественного мнения и законодательных учреждений, экзамены для претендентов на должности, исследование их нравственных и деловых качеств и т.п. Вся система управления строится на сочетании демократии и бюрократии, широких полномочий законодательных органов с действиями квалифицированной и автономной в пределах своей компетенции армии чиновников.
|
5. Фундаментальные законы Д. Юма. Фундаментальные (природные) законы человеческого поведения диктуют нравственные нормы, которые невозможно ни ограничить, ни подавить.
6. «Теория нравственных чувств» Адам Смит. Нравственная жизнь и экономическая деятельность возможны без директив со стороны государства. Наиболее сильны те нации, в которых граждане свободны проявлять свою собственную инициативу. Необходимо покончить с феодальным и меркантильным регулированием, с патентами и возникшими благодаря протекции государства монополиями. Развил теорию мотивации, которая приводит личную материальную заинтересованность в согласие с нерегулируемым общественным порядком. Правительство должно решать задачи, которые невозможно увязать с жаждой прибыли. Налоги не должны наносить вреда экономике, процентная ставка налога должна быть постоянной.
|
7. Классический либерализм. Классический либерализм — политическая идеология, появившаяся в XIX веке в Англии, Западной Европе и Америке. Идеология утверждает идеалы ограничения власти и свободу личности, включая свободу вероисповедания, свободу слова, свободу прессы, свободу собраний и свободных рынков. Термин «классический либерализм» иногда используют также как синоним термина «либерализм» (в том числе для описания взглядов, относящихся к XVII и XVIII векам). После 1970 года термин начал использоваться либералами для описания их веры в превосходство экономических свобод и ограничений регулирования.
8. Революционный либерализм: Т. Джеферсон, Д. Адамс. Идея, что обычные люди должны заниматься своими делами без диктата со стороны монархов, аристократии или церкви, оставалась большей частью теорией до американской и французской революций. Все более поздние революционеры-либералы в той или иной степени следовали этим двум примерам. Немаловажную историческую роль сыграло принятие парламентом Англии в 1689 «Билля о правах», ставшего одним из первых документов, юридически утвердивших права человека. Т. Джефферсон и Д. Адамс убедили своих соотечественников восстать во имя жизни, личной свободы и стремления к счастью.Главной целью революции стала республика, основанная на личной свободе и правлении с согласия управляемых. Над армией был введён гражданский контроль, и были приняты меры по возвращению офицеров к гражданской жизни после прохождения службы. Тем самым концентрация власти в руках одного человека стала практически невозможной. Революции существенно укрепили позиции либералов во всём мире. Главным образом, они стремились к созданию парламентских республик на месте существовавших абсолютных монархий. Движущей силой политического либерализма были экономические мотивы: желание положить конец феодальным привилегиям, гильдиям и королевским монополиям, ограничениям на собственность и на свободу заключения контрактов. Стремление к независимости от внешнего господства на оккупированных территориях или в колониях стало основой национально-освободительной борьбы.
|
9. «Либеральная демократия» Аликсис де Токвиль. Алексис Токвиль (1805-1859) внес особенно большой вклад в разработку теории и истории демократического общества и государства. "О демократии в Америке" (1835), "Старый порядок и революция" (1857). Историческая заслуга демократии, идущей на смену аристократии, состоит, прежде всего, в том, что связанные с ней свобода и правовое равенство граждан означает широкое вовлечение масс в политическую жизнь, что именно демократия способна обеспечить больше свободы и возможностей для развития личности, роста благосостояния большинства людей. Власть демократического большинства должна заканчиваться там, где начинаются неотъемлемые права личности и демократические права меньшинства. Токвиль прямо осуждает примеры "несанкционированных" бесчинств толпы, "демократическую тиранию". Для нейтрализации негативных тенденций демократического правления он считал важным расширить непосредственное участие масс в управлении, не допускать излишней административной централизации, развивать местное самоуправление, создавать различные добровольные ассоциации граждан ("наука ассоциаций - основная наука" в эпоху демократии) и суды присяжных как неотьемлемые элементы демократической политической системы. Выступал за представительное правление. Считал, что именно оно способно ограничить отрицательные стороны демократии. В целом же ему удалось, в отличие от многих, доказать принципиальную совместимость равенства и свободы в условиях демократии, в частности, на опыте США. Свобода для него - высшая ценность, и потому "кто ищет в свободе чего-либо другого, а не ее самой, тот создан для рабства".
10. Экономический либерализм. Экономический или классический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Девизом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику, означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании. Некоторые из них готовы допустить правительственный надзор над монополиями и картелями, другие утверждают, что монополизация рынка возникает только как последствие действий государства. Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должны определяться свободным выбором индивидуумов, т. е., рыночными силами. Некоторые допускают присутствие рыночных сил даже в областях, где государство традиционно сохраняет монополию, например, обеспечении безопасности или судопроизводстве. Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения.
11. Социальный либерализм. Социальный либерализм возник в конце XIX века в развитых странах под влиянием утилитаризма. Некоторые либералы восприняли, частично или полностью, марксизм и социалистическую теорию эксплуатации и пришли к заключению, что государство должно использовать свою власть для восстановления социальной справедливости. Все индивидуумы, будучи основой общества, для реализации своих способностей должны иметь доступ к базовым нуждам, таким как образование, экономические возможности, защита от пагубных масштабных событий вне пределов их контроля. Социальный либерализм поддерживает введение некоторых ограничений на экономическую конкуренцию. Считает, что правительство должно предоставлять социальную защиту населению (за счёт налогов), для создаия условий развития, предотвращения социальных бунтов и «для общего блага». Главная задача государства состоит в социальной защите и обеспечении социальной стабильности.
12. Неолиберализм. Неолиберализм рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социального либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами. Теоретические основания неолиберализма связаны с монетаризмом. Ведущая идея - интенсификация и всемирное распространение свободного рынка, как экстенсивно - в международном масштабе, так и интенсивно - на все сферы жизни общества.
13. Современный либерализм. На сегодняшний день либерализм является одной из ведущей идеологий в мире. Концепции личной свободы, чувства собственного достоинства, свободы слова, всеобщих прав человека, религиозной терпимости, неприкосновенности личной жизни, частной собственности, свободного рынка, равенства, правового государства, прозрачности правительства, ограничений на государственную власть, верховной власти народа, самоопределения нации, просвещённой и разумной государственной политики получили самое широкое распространение. К либерально-демократическим политическим системам относят такие разные по культуре и уровню экономического благополучия страны, как Финляндия, Испания, Эстония, Словения, Кипр, Канада, Уругвай или Тайвань. Во всех этих странах либеральные ценности играют ключевую роль в формировании новых целей общества, даже несмотря на разрыв между идеалами и реальностью.