Рекомендации по самостоятельной работе магистров




Изучение «Истории правовых и политических учений» содействует исследованию истории права и его философскому осмыслению, формированию навыков различения между внешним содержанием политических и правовых теорией и их интенциональностью, а равно и фактическим результатом, к которому исторически привело их восприятие;

Структура учебно-методического комплекса позволяет выбрать индивидуальный график изучения теоретического, хрестоматийного и иллюстративного материала, закрепить полученные знания, ответив на поставленные вопросы.

Учебно-методический комплекс предоставляет возможность получить необходимую дополнительную справку, обратившись к словарю терминов и понятий. Программа курса позволяет определить основные принципы построения комплекса, содержание и формы учебной работы.

В учебно-методическом комплексе представлено планирование лекционного курса и семинарских занятий, что позволяет на первом этапе изучения дисциплины составить общее представление о ее объеме, структуре и содержании. В соответствии с ним распределяется время на изучение отдельных тем курса, для подготовки к промежуточному и итоговому контролю полученных знаний.

При изучении курса «История правовых и политических учений» магистру необходимо обратить внимание на следующие моменты: следует различать понятия «история политико-правовой мысли» и «история политических и правовых учений». История политических и правовых учений включает теоретически оформленные взгляды, различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающего знания. Предметом истории политических и правовых учений являются, прежде всего, теоретически оформленные в виде доктрины (учения) взгляды на государство, его назначение, развитие, взаимодействие с другими социальными институтами и процессами, на право и политику.

Необходимо учитывать, что политико-правовая доктрина включает три основных компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов происхождения государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, о его соотношении с личностью и обществом; 3) программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Глоссарий

Аристократия - (греч. ἀριστεύς «знатнейший, благороднейшего происхождения» и κράτος, «власть, государство, могущество») - форма государственного правления, при котором власть принадлежит знати (в отличие от единоличного наследственного правления монарха, единоличного выборного правления тирана или демократии). Черты данной формы правления можно увидеть в некоторых городах-государствах античности (Древний Рим, Спарта и т. д.) и в некоторых средневековых республиках Европы.

Автаркия – (от греч. αυτάρκεια — самообеспеченность, самодостаточность) — экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот. Принцип автаркии был, например, одним из ключевых моментов политической доктрины корпоратизма. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной самостоятельно обеспечить себя всем необходимым. Развитие автаркии в стране, по мнению некоторых экспертов, идёт вразрез с закономерностями развития мировой экономики, что в некоторых случаях приводит к хозяйственной отсталости страны. Пример экстремальной автаркии в современном мире — Северная Корея с идеологией Чучхе.

Абстрактное право – по Гегелю: свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). То есть абстрактное право охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности.

Анархизм - (от др.-греч. αναρχω — от ἀν, ан, «без» + ἄρχή, архэ, «власть» + -изм) - политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

Анархизм – идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).

Анархизм – политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

Брахманы – это варна или социальная группа, существующая в Индии. Аналог европейского духовенства. Исторически брахманы были жрецами, также брахманы были учителями, монахами, учёными, иногда — судьями, чиновниками. Считались высшей варной, хотя монархи в индийских государствах обычно были по происхождению кшатрии, но были и династии, брахманские по происхождению..

Вайшья – (санскр. vaisya = «преданность, зависимость») — представитель третьей по значимости варны древнеиндийского общества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков.

Эти касты признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским кастам; как правило, вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения. Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли.

Варна – (санскр. वर्ण, varṇ?, «качество, цвет, категория») — относится к делению древнеиндийского общества на четыре основных сословия:

§ брахманы — жрецы, учёные, подвижники

§ кшатрии — воины, правители

§ вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы

§ шудры — слуги, наёмные рабочие.

Предполагается, что эти сословия выкристаллизовались в обществе ариев на протяжении эпохи «Риг-веды» (1700—1100 гг. до н. э.) в результате контакта развитой племенной сословной структуры с людьми чуждой культуры, имевшими кожу другого цвета. Термин «варна» не означает и никогда не обозначал «каста», как его часто неточно переводят.

Уже в Древней Индии внутри варн началось расслоение, которое привело к образованию многочисленных каст.

Возрождение или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века. Период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирование антисхоластического типа мышления, искусства и мировоззрения.

Веды – (санскр. वेद, véda? — «знание», «учение») — сборник самых древних священных писанийиндуизма на санскрите.

На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворёнными человеком вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через посредствосвятых мудрецов. Существует четыре Веды:

1. Риг-веда — «Веда гимнов»

2. Яджур-веда — «Веда жертвенных формул»

3. Сама-веда — «Веда песнопений»

4. Атхарва-веда — «Веда заклинаний»

Веды относятся к категории шрути («услышанное») и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах.

Государство – это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.

По сравнению с общиной, которая является простым (неорганизованным) обществом, государство содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми)

Дао – (кит. 道, буквально — путь) — одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцыпридали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. При этом даосы вкладывают в это понятие иное значение, раскрытию которого служит трактат Дао Дэ Цзин.

Даосизм – (кит. 道教, пиньинь dàojiào) - китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. Существует также даосская философия. Даосизм следует отличать от Учения о Дао (道学) — более позднего явления, широко известного под названием неоконфуцианство.

Демократия – (греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») —политическая система, при которой народ является единственно легитимным источником власти. Под демократией также понимается метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, от семьи до всего человечества, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право наций на самоопределение, права человека и др.

Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей:

· Афинская демократия - Приблизительно с 500 по 321 г. до н.э. в городе-государстве Афины существовала демократическая форма правления. Любой гражданин имел право (считалось даже, что все граждане, движимые заботой об интересах общества, обязаны) участвовать в работе суверенного собрания. Разработка повестки дня собрания и повседневное руководство городом осуществлялись советом; судебные и аудиторские функции — большим жюри. Членство как в совете, так и в жюри предоставлялось по жребию. Любой гражданин имел равные шансы быть сегодня правителем Афин, а завтра — верховным судьёй. Первый идеолог демократии, Перикл, отстаивал эту форму правления на том основании, что она способствует проявлению терпимости и гражданственности. Он ввёл плату за работу в жюри, которая равнялась примерно дневному доходу работника. Позднее такой порядок был распространён на членов совета и ассамблеи. Как отмечал Аристотель, это дало возможность участвовать в работе ассамблеи бедным. Подобно Платону и Фукидиду, Аристотель был против демократической формы правления; все трое они считали её не защищённой от невежественных демагогов и способствующей экспроприации собственников. Однако остаток восторженного отношения к демократии сохранился в слове, которое мы заимствовали у греков, — на древнегреческом языке idiotes означало «частные граждане».

· Имитационная демократия (англ. Totalitarian democracy), или иначе управляемая демократия, тоталитарная демократия, манипулируемая демократия, декоративная демократия, квазидемократия, псевдодемократия, — форма устройства политической системы государства, при которой, несмотря на формально демократическое законодательство и формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое участие гражданского общества в управлении государством и влияние общества на власть (обратная связь) мало или минимально. Имитационная демократия, как правило, имеет политическую систему с доминирующей партией. Термин стал известным благодаря израильскому историку Якобу Лейбу Талмону (J. L. Talmon). До него данное понятие использовалось Бертраном де Жувенелем (Bertrand de Jouvenel) и Эдуардом Карром (E. H. Carr).

· Либеральная демократия - является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.

· Прямая демократия (Непосредственная демократия) форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

· Социал-демократия (часто идентифицируется с демократическим социализмом) — направление в социалистическом и рабочем движении, выступающее за переход к социально справедливому обществу методом реформирования буржуазного.

· Суверенная демократия — концепция, введённая в широкий оборот заместителем руководителя Администрации президента России В. Ю. Сурковым в 2005-2006 годах. Являлась одной из главных идеологем на думских и президентских выборах в России 2007-2008 годов.

Аналогичный термин использовался на Тайване правительством Гоминдана.

· Христианская демократия — автономное от церкви политическое движение, выступающее за решение социальных и экономических проблем при соблюдении христианских принципов.

Исторически ведущим идеологом была Римско-католическая церковь. Основные цели движения состояли в том, чтобы религиозное сообщество стало организованным, защитило свою идентичность, завоевало территорию в общественном пространстве и вырвалось в лидеры. Согласно изначальной доктрине, христианская демократия призывала к гармонии между взаимопомощью и требованием справедливости, избегая крайностей какиндивидуализма, так и коммунизма. В дальнейшем сторонники движения добавили в его идеологию ряд новых концепций: субсидиарность, персонализм, солидаризм, популяризм, социально-ориентированная рыночная экономика.

Дхарма (для брахманизма) – (санскр. धर्म, dharma, «закон», «правило») — индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении — пути благочестия. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от корня дхр — «держать»), и обычно переводится на русский язык как «закон» и его значение часто даётся как «универсальный закон бытия». В контексте индийских языков термин подразумевает религию человека. В большинстве направлений индийской философии дхарма выступает как центральное понятие, которое используется для объяснения высшей истины. В индийском историко-философском контексте термин «дхарма» всегда олицетворял правильное поведение в жизни в соответствии со вселенскими законами.

Дхарма (для буддизма) – 1. Универсальный закон бытия, открытый Буддой; 2. Буддийское учение; 3. Явление, далее неделимая составляющая бытия. Элементарный «кирпичик» сознания и мира (о мире самом по себе, независимо от сознания, буддизм ничего не говорит): «круглое», «длинное», алчность, не-алчность, мысль, сознание и т. п. Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека (или другое существо), воспринимающего мир. Чем больше человек обуреваем страстями, тем меньше среди дхарм благих и больше неблагих, что по закону кармы ведет к усилению страдания, испытываемого человеком. Если человек ведет нравственную жизнь, почитает Будду или божеств других религий, то в его «потоке сознания» преобладают благие дхармы, и он в этой и последующих жизнях испытывает мало страданий и даже может родиться небожителем. Но и небожители подвластны закону кармы и смертны. Чтобы полностью прекратить волнение дхарм, нужно осознать, что нет ничего неизменного — ни мира самого по себе, ни Бога-Творца, ни вечной души. Когда это все не только понято, но и осознано, процесс «бывания» прекращается, и достигается нирвана — состояние, которое нельзя назвать ни вечным бытием, ни полным уничтожением: все наши понятия непригодны для описания нирваны. Дхарма считается одной из центральных и вместе с тем одной из наиболее сложных категорий буддийской мысли.

Дхармасутра – древнейшие индийские законники, относящиеся еще к ведийской литературе. Они написаны стихами вперемежку с прозой и представляют собой большею частью короткие, афористические правила, предназначенные для заучивания наизусть. Они относятся к V-VI в. до Р. X. Впоследствии (после Р. X.) из них выработались метрические законники, так называемые Дхармашастры (см.), образчиком которых служит законник Ману.

Дхармашастра – под этим термином разумеются законники (классической эпохи индийской литературы), выработавшиеся из ведийских Дхармасутр, с прибавкой материала, почерпнутого из Грхьясутр (Gŗ hyasû tra = "Домострой", руководство к домашнему культу), обычного права и т. д.

Естественное право – (лат. lex naturalis) - понятие философии права и юриспруденции. Естественное право противопоставляется положительному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.

За́падничество – сложившееся в 1830-х—1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, в отличие от Славянофилов и почвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками главным образом как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.

Иосифляне – (осифля́не) - последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV— середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Выражали интересы крупного монастырского землевладения.

Конфуцианство – (кит. трад. 儒學, упр. 儒学, пиньинь Rúxué, палл. жу сюэ) — китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.). В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «Школа образованных людей»); таким образом традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного-единственного мыслителя. Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве отдельного учения непосредственно связывается с именем одного философа, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.

Категорический императив – (нем. kategorischer Imperativ, от лат. imperativus - повелительный) — понятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и необходимое единство этих принципов.

Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем: поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространяться на всех, в том числе и на тебя; к человеку нельзя относиться как к средству для решения своих интересов. Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.

Каста – обособленная группа лиц с наследственным характером их деятельности, складывающаяся по профессиональному, родовому, религиозному и другим признакам.

Кшатрии – (санскр. क्षत्रिय, kṣatriya, «властный, благородный»), также ра́джан (санскр. राजन्, rājan?, «повелитель») - представитель второй по значимости (после брахманов) варны древнеиндийского общества, состоявшей из владетельных воинов. Из этой касты в Древней Индии выбирались цари.

Коммунизм – (от лат. commūnis - «общий») - в марксизме организация общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства.

Либерализм – (фр. libéralisme) - философская, политическая и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

Легизм – философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников» (кит. 法家, фацзя; англ. Legalists).

Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Неоконсерватизм – (англ. neoconservatism) — идеология и политическое движение, стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации и при этом не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера государственного аппарата и расходов на социальное обеспечение.

Неолиберализм – (англ. neoliberalism) — направление политической экономии и философии, возникшее в 1930-е годы и достигшее своего расцвета в конце 1980-х - 1990-е. Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Возникнивение неолиберализма связывается с наступлением «второй эры глобализации» (не путать с новым либерализмом). Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами.

Нестяжатели – духовное и политическое течение реформаторско-гуманистического толка на Руси в XV веке. Получило свое название потому, что его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества.

Неотомизм – наиболее влиятельное направление современной религиозной философии. Это объективно-идеалистическая философская доктрина, характеризующаяся стремлением синтезировать в целостную гармоническую систему прямо противоположные принципы – веру и разум, религию и науку.

Олигархия – (греч. ὀλιγαρχία(oligarchia), от др.-греч. ὀλίγον(oligon), «немного» и др.-греч. ἀρχή(arche), «власть») — форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу.

Охлократия – (греч. οχλοκρατια; от греч. οχλος — толпа и Κρατος — власть, лат. ochlocratia) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов.

Права человека – права, образующие основу правового статуса личности.

Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различныхмеждународно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве впервые закреплены Всеобщей декларацией прав человека ООН.

Правовой позитивизм, юридический позитивизм – состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет. Право предстаёт некой автономной дисциплиной, отождествляемой с волей государства, выражением которой такое право и является. В такой ситуации не должно возникать конфликтов между правом и государством, которое выступает его единственным источником, эволюция или мутация которого влекут за собой соответствующие изменения для права. Право редуцируется до уровня государственных атрибутов и часто оборачивается произволом властей или политикой силы.

Принцип разделения властей – политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё (фр. séparation des pouvoirs, лат. trias politica). Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.

Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Выражало интересы различных слоев третьего сословия. Просветители вели борьбу с феодальной и религиозной идеологией. Выдвинули идею народного суверенитета, разработали учение о естественном праве как о праве разных по природе людей, обосновали неотчуждаемость естественных прав человека, которые сохраняются за ним при любом общественном строе.

Реалистическая школа права – одно из направлений американской юридической науки, возникшее в 1920-х гг. Сторонники Р.ш.к. рассматривают право как результат деятельности судьи, отрицая превалирующую роль стабильного закона, который ведет к ликвидации творческого характера права. По их мнению, право - это всегда конкретное решение, а не правило. Главные представители Р.ш.п. - Джером Френк (1889- 1957) и Карл Ллевеллин (1893-1962).

Реформация – (лат. reformatio - исправление, восстановление) - массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Свобода – это наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы - несвободе.

Суверенитет – (фр. souveraineté — верховная власть) - свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства. Также в русской научной терминологии существуют понятия национального и народного суверенитета. В современной политологии, кроме этого, используется такой термин как суверенитет личности или гражданина.

Солидаризм (фр. solidarisme, от solidaire - действующий заодно) – термин, употребляющийся для обозначения ряда различных политических теорий.

Социализм – экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая полностью или частично заменяет собой частную собственность.

Социологическая юриспруденция – (социологическая школа права) - направление в современной теории права. Формирование Социологической юриспруденции началось на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили распространение в общественных дисциплинах.

Славянофи́льство – сложившееся в 1830-е - 1850-е годы направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности.

Софисты – (от др.-греч. σοφιστής - «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») - древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V - 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» означал искусного или мудрого человека. Софистами иногда называют представителей древнекитайской школы имён (мин цзя) (Дэн Си,Хуэй Ши, Гунсунь Луна и др.).

Тирания – (греч. τυραννίς) - форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении. Также тирания - это форма политического устройства ряда средневековых городов-государств Северной и Средней Италии, то есть Синьория.

Термин «тирания», особенно с эпохи Просвещения, приобрёл нарицательное значение - жестокое, деспотичное правление (в том числе и по отношению к наследственным монархиям). Поэтому по отношению к форме правления он сменился в XIX веке более нейтральным термином диктатура (который ныне также имеет негативный оттенок).

Тимократия – (др.-греч. τῑμοκρᾰτία, от τῑμή, «цена, честь» и κράτος, «власть, сила») - форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. Является одной из форм олигархии.

Утопический социализм – принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.

Фа – позитивные законы, включали в себя Ли - правила ритуала; Жэнь - правила человеколюбия; Шу - правила заботы о людях; Сяо - правила почтительного отношения в родителям; Чжун - правила преданности правителю и т.д.

Частное право – регулирует отношения индивидов как собственников.

Чистая теория права – структурный анализ позитивного права, ее базис - в гипотезе о базисной норме, установленной логическим анализом реального юридического мышления.

Эгалитаризм – (фр. égalitarisme, от égalité - равенство) - концепция, предлагающая создание общества с равными возможностями по управлению и доступу к материальным благам всем его членам. Противоположность элитаризму. Может рассматриваться как разновидность утопического социализма, основывающегося на всеобщем уравнении как основе социальной жизни. В социологии семьи эгалитаризм признаёт за супругами равные права в самореализации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: