Тема «Роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека»
Цели урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания о значении растений в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: продолжить воспитание экологической грамотности, бережного отношения к растениям.
Методы:
1. Словесный: объяснительная беседа, рассказ.
2. Наглядный
3. Самостоятельная работа с учебником и анализ новой информации
Оборудование: учебное пособие, рабочая тетрадь или тетрадь для лабораторных и практических работ.
Тип урока: комбинированный
План урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
4. Закрепление знаний
5. Рефлексия
6. Домашнее задание
Ход урока:
1. Организационный момент:
· Приветствие
· Проверка отсутствующих.
· Наличие на партах необходимых материалов к уроку.
· Учащимся сообщаются цели и задачи урока.
Актуализация знаний
Анализ выполнения практической работы.
Проверка домашнего задания.
1. Уход за посевами.
2. Уборка и хранение урожая.
Расшифруйте названия растений:
1. кбубма; (Бамбук.) 4.нлоябя; (Яблоня.)
2.ткорстни; (Тростник.) 5.цанипеш. (Пшеница.)
3.уркзукау; (Кукуруза.)
Изучение нового материала
• Бумага, топливо, кислород, пища, лекарства, ткани, строительный материал... Что объединяет все эти слова? (Все это дают нам растения.)
• Как хорошо, что на Земле есть растения! Без растений не было бы жизни на Земле!
Ознакомление с темой урока и постановка целей.
Роль покрытосеменных растений в природе. Покрытосеменные растения, наряду с другими растениями, являются главными производителями органического вещества. Растения, и в первую очередь покрытосеменные, обеспечивают пищей все живые организмы планеты. Кроме того, они являются поставщиками кислорода, который необходим большинству организмов для дыхания. Цветковые растения являются неотъемлемой частью ландшафтов и формируют облик нашей планеты.
Значение покрытосеменных растений в жизни человека. Покрытосеменные растения, как вы уже знаете, играют важнейшую роль в жизни человека, так как они обеспечивают его продуктами питания и кормами для домашних животных.
Помимо культурных растений человек использует в пищу в качестве кормов для животных и в других целях многие дикорастущие растения.
Растения являются сырьем для различных отраслей промышленности: деревообрабатывающей, фармацевтической, пищевой. Они используются для постройки домов и других сооружений, в кораблестроении.
Из целлюлозы, которая входит в состав оболочек клеток растений, делают бумагу, картон, древесно-волокнистыеплиты.
В коре многих деревьев имеется пробковая ткань, состоящая из мертвых клеток, как правило, заполненных воздухом. Такая ткань надежно защищает растения от неблагоприятных условий. Она плохо проводит тепло и не пропускает воду, т. к. оболочки клеток этой ткани пропитаны особым водоотталкивающим веществом. Такую ткань у некоторых деревьев можно срезать без вреда для растения. Изкоры пробкового дуба, например, делают пробки для бутылоки легкие, упругие, не пропускающие воду и воздух облицовочные плиты.
Многие растения содержат ядовитые, сильно пахнущие или целебные вещества. Эти вещества применяют для производства лекарств, духов. Цветки, листья, стебли или плоды некоторых растений используются в качестве пряноароматических добавок к пищевым блюдам.
Красивоцветущие растения применяют для украшения парков, скверов, приусадебных участков. Комнатные растения играют важную роль в озеленении жилых и рабочих помещений, рекреаций. Природа делает жизнь людей более гармоничной. Она является источником вдохновения и творчества для человека.
Для удовлетворения своих запросов человек выращивает многие растения. Культивируют растения в открытом и закрытом (защищенном) грунте. Выращивание в открытомгрунте связано с климатическими условиями, поэтому посев семян и сбор урожая проводятся в определенные сроки. Выращивание в закрытомгрунте не связано с температурными и другими условиями окружающей среды и может вестись круглогодично. Защищенным грунтом называют специальные помещения, оборудованные для создания искусственного климата, благоприятного для роста растений. К ним относятся теплицы и парники. В теплицах и парниках независимо от сезона создают наилучшие условия для роста и развития растений (освещение, температура, влажность). В закрытом грунте выращивают томаты, огурцы, перец, капусту, землянику, редис, салат, укроп, петрушку.
В современных условиях в теплицах многие растения выращивают без почвы на искусственных питательных средах. Такой способ выращивания растений носит название гидропоника (рис. 202). В зависимости от подачи питательного раствора к корням растений различают водную культуру (собственно гидропонику), субстратную культуру (растения выращивают на твердых заменителях почвы — субстратах, которые периодически смачивают питательным раствором) и воздушную культуру (аэропонику).
Закрепление знаний
Учащиеся записывают в тетрадь определение защищенного грунта и гидропоники.
Составьте схему, отображающую значение растений в жизни человека и значение растений в природе.
5.Рефлексия
- Что нового сегодня узнали на уроке.
- Что вызвало у вас затруднения?
- Выставление оценок
Домашнее задание.
§ 46 (с. 224—228); написать эссе на тему «Я не смог бы прожить без растений, потому что...».