И развитие ее экономической интеграции
Неокейнсианство в обосновании политики денежной экспансии
После обмена денег возобновилась их экспансия в связи с проведением государствами активной финансовой политики. Ее теоретической базой становится теория государственных финансов, разработанная последователями Кейнса в Великобритании и США - Д. Хиксом, А. Хансеном, П. Самуэльсоном, А. Лернером и др. Согласно теории, в условиях отсутствия автоматического саморегулирования экономики главной причиной кризиса, выражающегося в недогрузке производственных мощностей, неполной занятости и падении цен, является нехватка платежеспособного спроса. Функцию стабилизации и повышения темпов экономического роста выполняет государство, воздействуя на совокупный общественный спрос и изменяя тем самым предложение.
По Кейнсу эмиссия дополнительных платежных средств, понижая процентную ставку, делает выгодным капиталовложения и, следовательно, совокупный спрос будет расти. Наоборот, в периоды оживления и подъема экономики рекомендуется проводить сжатие денежной массы посредством повышения процентной ставки, что делает невыгодным капиталовложения и сокращает спрос. Учитывая опыт 30-х гг., когда в условиях глубокой депрессии учетная ставка становится нечувствительной к росту денежной массы, т.е. имеет место «ликвидная ловушка», последователями Кейнса было предложено активизировать государственную финансовую политику расширением расходов государственного бюджета для компенсации нехватки частных капиталов и уменьшением государственных налогов для создания дополнительного текущего спроса. Наоборот, при высокой конъюнктуре рекомендуется увеличивать налоги и уменьшать расходы для сдерживания спроса.
|
Неокейнсианская школа, представителями которой являются Харрод, Робинсон и др., сосредоточила свое внимание на проблемах экономического роста для обеспечения победы в экономическом соревновании со странами социализма. Харрод выступил с теорией сбалансированного роста, основным фактором которого он считал инвестиции. Робинсон, как представитель левого неокейнсианства, обосновывала необходимость обеспечения постоянства доли заработной платы и прибыли в национальном доходе, чтобы не допустить кризиса неплатежеспособности. Широкое развитие в послевоенном периоде получили экономико-математические исследования по созданию «программирующих» моделей развития смешанной экономики.
Таким образом, исходя из стабилизирующей роли бюджета и легализуя бюджетный дефицит, кейнсианская теория государственных финансов меньше уделяла внимание его традиционным фискальным и структурным целям, отрицая догмат классической теории о необходимости сбалансированного бюджета для «здоровых» финансов. С легализацией бюджетного дефицита появилась проблема накопления государственного долга, но теория предполагала, что достигнутый благодаря бюджетному дефициту рост не превратит долг в опасное бремя и инфляция будет контролируемой. Другая серьезная проблема состояла в учете влияния международной валютно-кредитной системы, ограничивающей возможности проведения государством независимой активной финансовой политики, так как обменный курс валюты был связан с долларом и устанавливался на основе соглашений в Бреттон - Вудсе.
|
Политика денежной экспансии и помощь США
В восстановлении экономики Западной Европы
Восстановление экономики стран Западной Европы сопровождалось раскручиванием инфляции, темпы которой в разных странах были разными, что определялось не только внутренними, но и внешними условиями.
Англия
Экспансия денег в Англии, не проводившей обмен денег, привела к большому росту в ней цен и большому дефициту платежного баланса. Не желая проводить политику дефляции, ведущую к падению цен, Англия для восстановления равновесия платежного баланса предпочла путь последовательных девальваций по отношению к доллару. Для поддержки спроса при низких процентных ставках по кредитам и по доходности государственных бумаг в рамках лимитов наличных ресурсов Экономический отдел Кабинета министров и Группа планирования казначейства разрабатывали рекомендации для проведения скоординированной политики инвестиций, импорта, цен и т.д. В 1949 г. курс фунта стерлингов снизился с 4 долл. до 2,8 долл. Война в Корее в 1950 г. и Суэцкая экспедиция в 1956 г. ухудшили состояние платежного баланса, что заставило английское правительство ввести валютные ограничения, сузившие возможности банков для кредитования нерезидентов фунтами стерлингов.
Франция
Во Франции, отказавшейся от проведения жесткой денежно-кредитной политики, получило развитие дирижистское управление экономикой с использованием индикативного планирования или системы программирования. Экономическое программирование получило также широкое применение в Нидерландах, Норвегии и Японии. В 50-х гг. и в особенности 60-х гг. оно получает применение в Англии, Швеции, Бельгии, Италии, ФРГ и др. западноевропейских странах. Развитию государственного программирования экономики способствовала национализация многих отраслей народного хозяйства, огромное количество ресурсов, мобилизуемых государственным бюджетом, и приоритет долговременных стратегических задач. Помимо прямых инвестиций государственная власть использует фискальное и денежно - кредитное стимулирование выполнения программ. Разработка программ осуществляется специальными плановыми органами. Развитие получает национальное счетоводство и межотраслевой баланс, в основе которых лежат балансовые методы, разработанные в СССР.
|
В программе развития экономики Франции в 1947 г. главной целью было развитие энергетической базы и черной металлургии, в 1954 - 1957 гг. - общее обновление производственного потенциала, в 1958 - 1961 гг. - развитие машиностроения и электроники. Желание быстро реализовать цели программирования имело следствием инфляцию и внешний дефицит.
Золотой запас в 1800 т, укрытый за пределами Франции, упал до менее 50 т в 1947 г., после чего произошло обесценение франка на 45 %, а затем в 1949 г. опять была произведена его девальвация.
В 50-х гг. давление на государственный бюджет оказывала холодная война и колониальные войны. Развитие войны в Алжире ухудшило платежный баланс Франции, что вызвало в 1957 г. усиление протекционистских мер, установление дифференцированных валютных курсов франка, рост внешней задолженности. До 1958 г. в экономической политике Франции использовался валютный контроль с обязательной сдачей валюты государству и с ограничением движения золота и капиталов, контингентирование, лицензирование и другие средства ограничения импорта, а также субсидирование экспорта.
В 1958 г. под руководством генерала до Голля был принят план финансового оздоровления, согласно которому финансирование бюджетного дефицита осуществлялось за счет выпуска долгосрочных облигаций. После либерализации обмена с восстановлением конвертируемости франка для нерезидентов вновь была произведена его девальвация. Все эти меры позволили восстановить платежный баланс. Франк 1958 г. составил 1/13 часть франка 1938 г.