ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Содержание:
Введение……………………………………………………. 3
Перечень тем, изучаемых по курсу……………………………5
Содержание программы дисциплины………………………..6
Общие методические указания и задания по написанию
контрольной работы…………………………………………10
Требования, предъявляемые к контрольной работе………12
Тесты для самоконтроля……………………………………..13
Вопросы к экзамену по дисциплине……….…………………16
Словарь основных понятий…………………………………....18
Список рекомендуемой литературы….………………..20
Приложения……………………………………………….22.
Введение
Программа по курсу «Основы менеджмента» подготовлена на основе типовой учебной программы, утвержденной 05.07.07, системы фундаментальных научных управленческих знаний и с учетом программ, используемых в других СУЗах Республики Беларусь, а также опубликованных программ и учебников научных школ.
Управленческая логика, структура и содержание программы построены таким образом, чтобы обеспечить будущему специалисту целостную систему управленческих знаний и сформировать умение их использовать в качестве методологической, теоретической и практической базы при освоении курсов других дисциплин управленческого цикла и в будущей практической деятельности.
Главной целью программы является обеспечение систематичного, актуального и доступного изложения курса «Основы менеджмента».
Цель изучения дисциплины- формирование необходимых базовых знаний, умений и навыков управленческой деятельности на основе теоретического обобщения отечественного и зарубежного опыта, принятия управленческих решений, осуществления процесса управления.
|
Основная задача дисциплины – дать учащимся систематизированные знания о сущности принципов, методов и функций менеджмента, содержании и особенностях работы менеджера.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Владеть:
- определениями основных понятий теории менеджмента;
- представлениями о месте и роли теории менеджмента в системе социально-гуманитарного, управленческого и экономического знания;
- знаниями механизма функционирования организаций.
Знать:
- методы науки менеджмента;
- принципы и функции менеджмента;
- методы менеджмента и существующие стили руководства;
- структуры менеджмента и классификацию управленческого персонала;
- методы обоснования и методики принятия управленческих
решений.
Уметь:
- использовать знания теории менеджмента для анализа и построения организационных структур, управленческих процессов, выработки и реализации управленческих решений..
Данное учебное пособие предназначено для оказания методической помощи. Оно содержит теоретические и практические вопросы по данной дисциплине и является основной для повышения уровня знаний и лучшего освоения материала курса.
Предложенное студентам учебное пособие по выполнению контрольной работы направлено на более глубокое изучение и понимание законов, методов и стратегий маркетинга. Оно состоит из основных разделов, изучаемых по дисциплинам: «Менеджмент», «Основы менеджмента». Каждый раздел включает в себя блок основных вопросов, на которые студент должен ответить самостоятельно, используя различные литературные источники, приведенные в конце пособия.
|
Перечень тем, изучаемых по курсу
Количество часов | ||
всего | ||
Введение | ||
Раздел 1 Теоретические основы менеджмента 1.1Развитие теории и практики менеджмента 1.2 Функции и принципы менеджмента. Уровни управления. 1.3 Организационные структуры управления организацией. 1.4. Методы управления организацией. 1.5. Цели организации и управленческие стратегии. | ||
Раздел 2 Внутриорганизационные процессы 2.1 Власть и руководство. 2.2 Мотивация работников 2.3 Управление конфликтами 2.4 Теория и практика принятия управленческого решения. | ||
Раздел 3 Основы управления персоналом 3.1 Управление персоналом 3.2 Организация управленческого труда 3.3 Эффективность менеджмента |
Содержание программы.
Введение
Цель, задачи, предмет дисциплины, ее значение в системе подготовки специалистов.
Взаимосвязь терминов «Управление» и «менеджмент». Процесс управления, субъект и объект управления. Менеджмент как наука, практика и искусство. Место менеджмента среди других экономических наук. Актуальность изучения дисциплины.
Цели, задачи и виды менеджмента.
Раздел 1 Теоретические основы менеджмента
1.1 Развитие теории и практики менеджмента
Основные этапы развития менеджмента. Управленческие идеи древности. Развитие менеджмента как науки. Школы менеджмента.
Подходы к менеджменту, их особенности.
1.2 Функции и принципы менеджмента. Уровни управления.
Классификация функций менеджмента. Общие функции менеджмента. Их сущность и взаимосвязь.
|
Особенности конкретных (специальных) функций управления организацией.
Принципы менеджмента: характеристика, место в системе основных понятий менеджмента.
Уровни управления: низший, средний, высший.
1.3 Организационные структуры управления организацией.
Сущность понятий «организационная структура управления» и «структура управления». Общие принципы построения организационных структур.
Виды и типы ОСУ. Особенности построения иерархических структур. Преимущества и недостатки различных ОСУ.
Практические занятия
Изучение конкретных производственных ситуаций. Выбор
оптимальных ОСУ, для конкретных организаций.
1 .4. Методы управления организацией.
Классификация методов менеджмента. Сущность,
содержание, особенности.
Практические занятия
Изучение взаимосвязи функций, принципов и методов
менеджмента, особенностей, реализации управленческих
функций (принципов, методов) любой
организационно-правовой формы организации.
1.5. Цели организации и управленческие стратегии
Понятие «цели организации», «дерево целей».
Требования, предъявляемые к целям организации.
Система целей организации. Управление по целям.
Декларирование целей.
Управленческая стратегия и ее элементы. Основные
виды управленческих стратегий. Стадии формирования
стратегий.
Практические занятия
Определение миссии конкретной организации.
Составление декларации собственных целей.