Менеджмент – искусство практики управления в любой области бизнеса в виде умения общаться с людьми для решения проблем в управлении бизнесом или финансами.
Цель – конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа работая вместе.
Задача – предписанная (заданная)работа, совокупность работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в установленный срок.
Организация – группа (группы) взаимосвязанных людей, объединенных в определенную структуру, имеющая единую общую цель; систематизированное сознательное объединение людей, для последующего достижения определенных целей.
Система управления – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих систему, создаваемую для обеспечения управленческих воздействий управляющих органов на объекты управления.
Структура организации – совокупность устойчивых связей в организации, обеспечивающих ее целостность и тождественность подразделений общеструктурным подходам фирмы.
Организационная структура – логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованных таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.
Стратегия фирмы – вариант выбора первоочередных заданий для определения последовательности реализации подцелей от детальных к более глобальным (снизу - вверх).
Внутренние факторы – ситуационные составляющие внутри организации, которые могут изменятся могут изменятся усилиями сотрудников фирмы. К основным внутренним переменным относятся цели, люди, структура, задачи и технология.
Внешние факторы (среда) – воздействующие составляющие вне организации, которые находятся вне влияния организации и менеджеров, но требуют обязательного учета, анализа и использования в процессах планирования и функционирования организации.
|
Функции системы управления – совокупность целенаправленных повторяющихся действий, обеспечивающих процесс управления жизнедеятельностью организации.
Методы управления – совокупность определенных приемов и способов воздействия управляемых органов на управляемые объекты.
Список рекомендуемой литературы:
1. Бигель Дж. Управление производством. Количественный подход.- М.:Мир, 1973.
2. Брасс А.А. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - Мн.: ИП “Экоперспектива”, 1999.
3. Брасс А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: Пособие. - Мн.: ООО “Мисанта”, 2002.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998.
5. Генкин Б.М., Кононова Г.А., Кочетков В.И. и др. Основы управления персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Генкина Б.М.-Мн.,Высш.шк.,1996.
6. Голубков Е.П. Какое принять решение? (Практикум хозяйственника). - М.: Экономика, 1990.
7. Десслер Г. Управление персоналом/ Пер. с англ.М: "Издат-во БИНОМ", 1997.
8. Киллен К. Основы управления.- М.:Экономика,1981.
9. Ладанов И. Д. Практический менеджмент (психотехника управления и самотренировки). - М.: Элник, 1995.
10. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова.-М.:ИНФА-М., МГАЭиУ, Новосибирск, 1998.
11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1992
12. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов/ Б.В. Прыкин, Л.В. Прыкина, Н.Д. Эриашвили, З.А. Усман; Под ред. проф. Б.В. Прыкина. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998
|
13. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов.-М.:Финстатинформ,1997.
14. Планкетт Г. и др. Выработка и принятие управленческих решений. - М.: Экономика, 1984.
15. Пуанкаре А. О науке - М: Наука, 1983.
16. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
17. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2001.
18. Управление персоналом предприятия: Учебник/ Под ред. Кибанова А.Я.-М.:1997
19. Управление персоналом: от фактов настоящего к возможностям будущего: Учебное пособие. А. Брасс, В. Глушаков, В. Кривцов, Р Седегов - Мн., Уп “Технопринт”, 2002
20. Якокка Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. Р.И.Столпер. - Мн.: “Парадокс”, 1996
Рецензия
на домашнюю контрольную работу № ________ по дисциплине
«Основы менеджмента»
учащегося группы ______ ____специальность _________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)
№ варианта _____ (соответствие варианту) ___________ (да, нет)1 Структура работы включает:
– задание для выполнения ДКР по варианту № ___
– ответ на теоретический вопрос _________
– практические расчеты _________________
– список используемой литературы __________________
– приложения _________________
2 Соответствие содержания теоретического ответа теме задания ___________________ (да, нет)
3 Соответствие оформления ДКР требованиям методуказаний ________________ (да, нет)
3.1 Общее количество страниц________________
3.2 Наличие ссылок на литературу _____________
3.3 Наличие ссылок на приложения _________________
4 Правильность арифметических подсчетов ___________
|
5 Обоснованность аналитических выкладок ___________
6 Обоснованность выводов и предложений ____________ (да, нет)
7 Замечания: _____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8 Домашняя контрольная работа №____________ зачтена ______________ (да, нет)
Дата ____________________ Преподаватель _________________________
Приложения
Таблица 1
Вклад в современную науку менеджмента концепций различных школ и подходов.
Научные направления и ключевые положения концепций | Основные идеи, используемые в современном менеджменте |
1. Научный менеджмент и классическая административная школа | |
Научные принципы Рационализация выполнения работ Разделение труда в управлении | Научный подход к менеджменту и принципы управления Анализ способов выполнения работ с целью совершенствования Оплата труда как важнейший элемент мотивации |
2. Школа человеческих отношений и поведенческие науки | |
Коллектив как особая социальная группа Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работающего | Использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики и лидерства Исследование поведения людей в организациях Отношения к членам организации как к активным человеческим ресурсам |
3. Количественный подход (исследование операций) | |
Применение методов математических исследований, моделирования и вычислительной техники | Использование математических моделей в принятии решений Использование автоматизированных информационных систем, специальных программ и программных комплексов |
4. Системный и ситуационный подходы | |
Взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации Выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды | Рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных частей Значение окружающей среды в обратной связи для достижения целей организации Принятие управленческих решений на основе анализа всей совокупности ситуационных факторов |
Таблица 2