2.1 Власть и руководство.
Понятия «стиль руководства», «власть» и «лидерство», их взаимосвязь. Формы управленческого взаимодействия.
Стили руководства: сущность, классификация, особенности,
преимущества и недостатки, факторы, влияющие на выбор стиля
руководства.
Управленческая сетка (управленческая решетка, ГРИД).
Формирование эффективного стиля руководства.
Практические занятия
Изучение особенностей различных стилей руководства. Выбор стиля руководства конкретной организацией.
2.2 Мотивация работников
Мотивация, ее сущность. Теории мотивации: классификация, преимущества и недостатки, область применения.
Практические занятия.
Изучение достоинств и недостатков содержательных и процессуальных теорий мотивации. Выбор мотивации для конкретной организации.
2.3 Управление конфликтами
Конфликт в организации, его структура. Виды конфликтов. Причины и последствия конфликтов.
Управление конфликтами. Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях.
Практические занятия.
Изучение конкретных конфликтных ситуаций. Определение вида конфликта и выбор стратегии его разрешения.
2.4 Теория и практика принятия
Понятие «управленческое решение». Требования к управленческим решениям. Виды решений в менеджменте. Подходы к принятию решений. Этапы принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Методы принятия управленческих решений. Определение эффективности принимаемых решений.
Практические занятия.
Принятие управленческого решения по предлагаемой ситуации.
Раздел 3 Основы управления персоналом
3.1 Управление персоналом
|
Сущность понятий 2персонал», «кадры». Структура кадров, ее разновидности. Функции кадровой службы. Набор и отбор персонала. Оценка его работы: методы, проблемы. Текучесть кадров.
Практические занятия.
Анализ эффективности методов оценки персонала (аттестация, оценки непосредственным руководителем.) Анализ структуры учебной группы.
3.2 Организация управленческого труда
Функции и задачи менеджера. Требования к менеджеру. Планирование личного труда руководителя. Сущность и необходимость делегирования полномочий. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей.
3.3 Эффективность менеджмента
Эффективность деятельности коллектива. Коэффициенты,
принимаемые для определения его эффективности. Эффективность труда управленческих работников.Зависимость эффективности менеджмента от результатов деятельности.
Практические занятия
Анализ особенностей определения эффективности труда
управленческих работников и деятельности коллектива.
Оценка эффективности работы персонала.
Общие методические указания и задания по
Написанию контрольной работы
Цель контрольной работы состоит в закреплении теоретических знаний по предмету «Основы менеджмента».
Контрольная работа выполняется студентами самостоятельно в письменной форме четким и понятным почерком. Ответы на вопросы, заданные в учебном пособии должны быть краткими, но емкими и содержать в себе основные положения. Отвечая на каждый вопрос, содержащийся в учебном пособии, необходимо указать литературный источник, используемый в каждом конкретном случае (см. список литературы).
|
Приступая к написанию контрольной работы, рекомендуется изучить основные разделы курса по учебнику, учебному пособию, рекомендованных в списке литературы по предмету, а также законы, законодательные акты и нормативные материалы Республики Беларусь.
Контрольная работа состоит из 3 заданий, списка используемых источников.
Задание 1. Ответьте на вопросы. Данный раздел контрольной работы является общим для всех.
Задание 2. Анализ менеджмента на предприятия, на котором работает учащийся:
- составить схему организационной структуры управления предприятием,
- указать вид и тип структуры,
- указать преимущества и недостатки.
Задание 3. Анализ стратегии, миссии и целей предприятия, на котором работает учащийся:
- указать стратегию деятельности предприятия,
- выделить миссию предприятия,
- перечислить цели деятельности предприятия.
Задание 1
1. Управление это...
2. Менеджмент это...
3. Наука менеджмента изучает...
4. К методам науки менеджмента относятся...
5. Элементами экономической внешней среды предприятия являются...
6. Достижение внутренних целей позволяет предприятию...
7. Для предприятия миссия важна, потому что...
8. Под функцией менеджмента понимается...
9. С практической точки зрения принципы можно рассматривать как...
10. Учет и контроль это...
11. Анализ это...
12. Классификационным признаком функций менеджмента является...
13. К общим функциям менеджмента относятся...
14. Прогнозирование отличается от планирования тем, что
15. Метод Дельфи...
|
16. Для промышленного предприятия прогнозирование продаж важно, потому что…
17. Содержательные теории мотивации концентрируются на...
18. Процессуальные теории мотивации концентрируются на...
19. Мотивация представляет собой...
20. Потребность представляет собой...
21. Методы мотивации подразделяются на...
22. В процессе мотивации руководитель...
23. Нормы управляемости.
24. Делегирование.
25. Виды полномочий.
26. Полномочия и власть.
27. Разделение управленческого труда это...
28. Управленческая структура -это...
29. Решение это...
30. Проблема это...
31. Альтернатива это...
32. Мозговой штурм предполагает...
Требования, предъявляемые к контрольной работе
Контрольная работа должна быть выполнена до сессии.
Контрольная работа выполняется только после проработки теоретического курса.
Контрольная работа выполняется в соответствии с заданием.
Работа должна быть написана чисто или отпечатана.
При выполнении работы должны быть использованы отчетные материалы предприятия, на котором работает учащийся.
В работе должны применяться общие методы исследования - системный подход, сопоставительный, экономический анализ, статистические группировки, а также выборочные статистические обследования, а также специфические методы и методики маркетинга.
Контрольная работа состоит из введения, 3 заданий, список использованной литературы
В конце выполненной работы должен быть приведен список литературы, который должен содержать следующий минимум реквизитов: фамилию автора, название литературного источника, издательство, город, где издан литературный источник, год издания и количество страниц.
В конце выполненной работы должна стоять ваша подпись.
Сохраняйте черновик. Работа, которая зачтена, студенту не возвращается.
Если работа требует доработки - результаты узнавайте в колледже.
Приложения подшиваются после списка использованной литературы.
Небрежно выполненная работа будет возвращена на доработку.
Объем контрольной работы не должен превышать 20 листов, включающих в себя титульный лист и список использованной литературы.
Тесты для самоконтроля:
1. Объектом школы научного управления являются:
а) рабочее место;
б) организация в целом;
в) внешняя среда организации.
2. Главной целью административной школы управления является:
а) процесс производства;
б) универсальные принципы организации в целом;
в) метод управления.
3. Объектом исследования школы человеческих отношений является:
а) интеллектуальные ресурсы человека;
б) межличностные взаимоотношения;
в) производственные отношения.
4. развитие современного менеджмента основывается:
а) на элементах внутренней среды организации;
б) на адаптации организации к внешней среде;
в) на совершенствование организационных структур управления.
5. Системный подход позволяет:
а) выявить общие закономерности и проблемы организации.
б) выявить функции управления;
в) определить организационную структуру.
6.Любая организация создается и существует для …
а) удовлетворения потребностей членов организации;
б) удовлетворения общественных потребностей;
в) для создания новых видов продукции;
7. Структура организации относится:
а) к внутренним переменам;
б) внешнем переменам;
в) зависит от вида организации;
9. Достижение целей организации зависит:
а) от используемых ресурсов;
б) от организационной структуры управления;
в) от факторов внешней среды.
10. целью организации является:
а) получение прибыли;
б) удовлетворение общественных потребностью;
в) конкурентоспособность.
11. Формальные организации создаются:
а) стихийно;
б) директивно;
в) исходя из интересов группы людей.
12. При вертикальном разделении труда:
а) производится установка руководителей по различным
подразделениям организации;
б) вышестоящий руководитель координирует работу ниже
стоящих руководителей;
в) поощряется инициатива нижестоящих руководителей.
13. Функции управления определяются:
а) организационно-правовой формой организации;
б) конъюнктурой рынка;
в) решаемыми задачами.
14. Основой стратегического планирования является прогноз
развития:
а) внутренней и внешней сред предприятия;
б) внешней среды;
в) конъюнктуры рынка.
15. Мотивация – это процесс побуждения человека к
деятельности под воздействием:
а) внутренних движущих сил;
б) внешних движущих сил;
в) внутренних и внешних движущих сил.
16. Предварительный контроль – это:
а) контроль персонала;
б) контроль ресурсов;
в) контроль внешней среды.
17. Формальные группы организации возникают:
а) спонтанно, в процессе функционирования;
б) при структуризации;
в) в процессе разработки целей организации.
18. Неформальная структура организации возникает:
а) при планировании;
б) при структуризации;
в) спонтанно.
19. Лидерство, это:
а) узаконенная сила в организации;
б) способность влиять на людей;
в) круг полномочий.
20. Законная власть:
а) исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать;
б) исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями;
в) исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания.
21. Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют:
а) его статусу;
б) ситуации;
в) стадии жизненного цикла организации.
Вопросы к экзамену по дисциплине
1. Цель, задачи, предмет дисциплины, ее значение в системе подготовки специалистов.
2. Взаимосвязь терминов «Управление» и «менеджмент». Процесс управления, субъект и объект управления.
3. Менеджмент как наука, практика и искусство.
4. Место менеджмента среди других экономических наук. Цели, задачи и виды менеджмента.
5. Основные этапы развития менеджмента.
6. Управленческие идеи древности.
7. Развитие менеджмента как науки. Школы менеджмента.
8. Подходы к менеджменту, их особенности.
9. Общие функции менеджмента. Их сущность и взаимосвязь.
10. Особенности конкретных (специальных) функций управления организацией.
11. Принципы менеджмента: характеристика, место в системе основных понятий менеджмента.
12. Уровни управления: низший, средний, высший.
13. Сущность понятий «организационная структура управления» и «структура управления».
14. Общие принципы построения организационных структур.
15. Виды и типы ОСУ.
16. Преимущества и недостатки различных ОСУ.
17. Классификация методов менеджмента.
18. Сущность, содержание, особенности.
19. Понятие «цели организации», «дерево целей».
20. Требования, предъявляемые к целям организации.
21. Система целей организации. Управление по целям.
22. Декларирование целей.
23. Управленческая стратегия и ее элементы.
24. Основные виды управленческих стратегий.
25. Стадии формирования стратегий.
26. Понятия «стиль руководства», «власть» и «лидерство», их взаимосвязь.
27. Формы управленческого взаимодействия.
28. Стили руководства: сущность, классификация, особенности,
29. преимущества и недостатки, факторы, влияющие на выбор стиля
30. руководства.
31. Управленческая сетка (управленческая решетка, ГРИД).
32. Формирование эффективного стиля руководства.
33. Мотивация, ее сущность.
34. Теории мотивации: классификация, преимущества и недостатки, область применения.
35. Конфликт в организации, его структура.
36. Виды конфликтов. Причины и последствия конфликтов.
37. Управление конфликтами. Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях.
38. Понятие «управленческое решение». Требования к управленческим решениям.
39. Виды решений в менеджменте.
40. Подходы к принятию решений.
41. Этапы принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.
42. Методы принятия управленческих решений.
43. Определение эффективности принимаемых решений.
44. Сущность понятий «персонал», «кадры».
45. Структура кадров, ее разновидности.
46. Функции кадровой службы.
47. Набор и отбор персонала.
48. Оценка работы персонала: методы, проблемы.
49. Текучесть кадров.
50. Функции и задачи менеджера. Требования к менеджеру.
51. Планирование личного труда руководителя.
52. Сущность и необходимость делегирования полномочий.
53. Проведение бесед, собраний, совещаний, прием посетителей.
54. Эффективность труда управленческих работников.
55. Зависимость эффективности менеджмента от результатов
деятельности.