Российский опыт управления качеством





В современном обществе на развитие систем управления качеством большое влияние оказал не только зарубежный, но и отечественный опыт управления качеством.

В СССР применялся комплексный подход к управлению качеством, об этом свидетельствует история развития отечественных систем управления качеством.

На основании многочисленных литературных данных в России в советском периоде с 1920 по 1990 год можно выделить три этапа разработки систем управления качеством:

- этап развития и совершенствования методов и форм контроля качества на промышленных предприятиях (конец 20-х - начало 50-х годов);

- этап поисков и внедрения различных организационных форм управления качеством труда (середина 50-х - начало 60-х годов);

- этап применения комплексно-системных методов управления качеством продукции на основе средств и методов стандартизации (середина 60-х - конец 80-х годов).

Управление качеством было широко внедрено в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс: авиации, радиотехнике, ракетной технике, машиностроении. Однако, самые эффективные системы управления качеством создавались и использовались в военно-промышленном комплексе.

Наряду с этим на передовых предприятиях в масштабах страны были разработаны и внедрены системы управления качеством (табл. 5).

 

Таблица 5

Название системы Дата, место Область применения
Бездефектное изготовление продукции (БИП) 1955 г., Саратовский авиационный завод Производство
Качество, надежность, ресурс с первых изделий (КАНАРСПИ) 1958 г., Горьковский авиационный завод Проектирование, технологическая подготовка производства
Система бездефектного труда (СБТ) 1961 г., Львовский завод телеграфной аппаратуры Производство
Научная организация работ по увеличению моторесурса (НОРМ) 1964 г., Ярославское объединение «Автодизель» Все стадии жизненного цикла продукции
Научная организация труда, производства и управления (НОТПУ) 1967 г., Рыбинский моторостроительный завод Все стадии жизненного цикла продукции
Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП) 1973 г., Львов, совместно промышленные предприятия, ВНИИС, Госстандарт Весь жизненный цикл продукции

В основе системы БИП были заключены следующие принципы:

- 100 %-ный контроль качества изделий и соответствия их действующей документации до предъявления службе ОТК;

- полная персональная ответственность исполнителя за качество выпускаемой продукции (самоконтроль);

- сосредоточение внимание не только на факте выявления и регистрации брака, но и на мероприятиях, исключающих его появление;

- строгое соблюдение технологической дисциплины.

Система КАНАРСПИ включала комплекс инженерно-технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции высокого качества и надежности с первых промышленных образцов. Она имела универсальный характер и могла применяться в различных отраслях.

В ее основе лежали следующие принципы:

- комплексность задач обеспечения качества продукции;

- поисковый характер системы, предполагающий всемерное развитие исследований в области повышения качества продукции; развитие технологических, испытательных служб предприятия;

- осуществление работ по получению объективной информации о состоянии качества производимой продукции;

- выявление и устранение причин появления брака в серийном производстве и при производстве опытного образца;

- участие предприятия-производителя в совершенствовании конструкции продукции и повышения технического уровня эксплуатации не только на самом предприятии, но и в эксплуатирующих организациях.

В системе СБТбыл установлен строгий контроль за изготовлением продукции, проводились дни оценки качества, а также были определены показатели качества труда:

- процент сдачи продукции с первого предъявления;

- коэффициент качества труда, который определял количественное выражение качества труда исполнителей - «ноль дефектов», как наиболее краткое бескомпромиссное соответствие качества труда конкретным параметрам, предъявляемым требованиям, единственную границу между качественным и некачественным состоянием изделия;

В системе НОРМ планирование основных показателей качества и управление осуществлялись на всех стадиях жизненного цикла продукции. Эта система добавляла к существующим системам технический критерий - величину ресурса работы до первого капитального ремонта.

Для НОТПУ предусматривалась количественная оценка уровня организации труда, производства и управления в рамках предприятия, отделов, цехов, участков на основе постоянного совершенствования технологий и оборудования.

КСУКП органически впитала в себя все прогрессивные элементы ранее разработанных систем. Она стала первой системой управления качеством, в которой организационно-техническими основами управления стали стандарты предприятия. Это позволило улучшить согласованность действий исполнителей.

В процессе функционирования КСУКП осуществлялись следующие цели:

- создание новых видов высококачественной продукции, соответствие лучшим мировым образцам;

- увеличение в общем объеме выпуска продукции изделий высшего качества;

- улучшение показателей качества продукции;

- своевременное снятие, замена или модернизация продукции второй категории качества;

- планомерное повышение качества работы исполнителей;

- строгое соблюдение требований нормативно-технической документации при изготовлении продукции [14].

При всех достоинствах КСУКП необходимо отметить, что ее оказавшаяся несостоятельность объяснялась несвоевременностью и недостатками самой организации внедрения.

Кроме рассмотренных выше систем существовали и другие, применение которых дало толчок развитию движения за качество в различных отраслях промышленности. Однако наряду с очевидными преимуществами системы имели ряд недостатков:

- ограниченность сферы действия (для ранее созданных);

- отсутствие ориентации на потребителя;

- экономическая незаинтересованность предприятий;

- несистемный подход (для созданных позднее).

Таким образом, советский опыт в области управления качеством можно рассматривать как одну из стадий развития философии TQM в российском бизнесе, при условии ясного понимания того, что движущей силой движения качества в России были интересы государства, в отличие от запада, где основным являлся потребитель и его интересы.

 





Читайте также:
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.011 с.