Фаза менеджмента качества





Начало стадии связывают с работами Деминга, Джурана (50-е - 60-е годы ХХ века). Они разработали программу, основной идеей которой было: основа качества продукции – это качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, т.е. такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы.

Программа базировалась не только на совершенствовании производственных процессов, но и системы в целом, на непосредственном участии высшего руководства в проблемах качества, обучение всех сотрудников фирм сверху донизу основным методам обеспечения качества, мотивации сотрудников на высокооплачиваемый труд.

Основой программы стала концепция «Ноль дефектов».

Эту фазу характеризует спираль качества (спираль Джурана), разработанная доктором Джезефом Мозесом Джураном (Joseph M. Juran, 1904-2008), одним из основателей Американского общества контроля качества (ныне Американское общество качества - АОК), академиком Международной академии качества, автором свыше 30 книг по проблемам качества, переведенных на 12 языков и опубликованных во многих странах.

1– изучение рынка и исследование эксплуатационных показателей качества продукции; 2 – составление проектных заданий на изготовление продукции улучшенного качества; 3 – проектно—конструкторские работы; 4 – составление технических условий для процесса производства изделий; 5 – разработка технологии и подготовка производства; 6 – приобретение материалов, комплектующих изделий и деталей, технологического оборудования и инструмента; 7 – изготовление инструмента, приспособлений и контрольно—измерительных приборов; 8 – процесс изготовления продукции; 9 – технический контроль процесса производства; 10 – технический контроль готовой продукции; 11 – испытание продукции; 12 – сбыт; 13 – техническое обслуживание в период эксплуатации; 14 – изучение рынка и исследование эксплуатационных показателей
Спираль Джурана определила основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством (рис. 13) и послужила прообразом многих появившихся позже моделей.

 

 

 

 

Рис. 13. Спираль Джурана

Модель Джурана представляет собой спираль, отображающую непрерывное формирование и улучшение качества. Каждый виток восходящей спирали обозначает процесс повышения качества.

Можно констатировать, что эта фаза послужила основой менеджмент качества в его современном понимании.

На этой фазе были разработаны Международной организацией по стандартизации (ИСО) стандарты серии 9000 в области менеджмента качества, которые в настоящее время являются самыми востребованными и применяются в 150 странах мира, а во многих государствах приняты как национальные стандарты

 

2.4.5. Фаза планирования качества

Эта стадия является логическим развитием предыдущей фазы в направлении более полного удовлетворения запросов потребителей и связана, с одной стороны, развитием теории надежности планирования экспериментов, и с другой стороны, с повсеместным внедрением CALS-технологий в процесс разработки и изготовления изделия.

CALS-технологии (англ. Continuous Acquisition and Life cycle Support — непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла) — современный подход к проектированию и производству высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, заключающийся в использовании компьютерной техники и современных информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла, обеспечивающий единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков продукции, поставщиков/производителей продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала.

Идея CALS возникла в 1974-1975 годах в оборонном комплексе США в связи с необходимостью повышения эффективности управления и сокращения затрат на информационное взаимодействие в процессах заказа, поставок и эксплуатации средств вооружения и военной техники.

Применение CALS-технологии были настолько эффективно, что эти технологии стали применяться не только в военных ведомствах, но и в промышленности, строительстве, транспорте и других отраслях экономики, расширяясь и охватывая все этапы жизненного цикла продукта – от маркетинга до утилизации.

Русскоязычный аналог CALS — ИПИ (информационная поддержка жизненного цикла изделий).

На этой фазе можно выделить следующие основные тенденции в области управления качеством продукции:

1) Системный подход к управлению качеством. Данный подход означает охват системы управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

2) Руководящая роль высшего звена в формировании и обеспечении стратегической политики предприятия в области качества.

3) Обеспечение высокого качества продукции при снижении ее себестоимости, а так же цены для потребителя.

4) Усиление роли и значения человеческого фактора в управлении качеством продукции.

5) Тесная и непосредственная работа с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий.

6) Анализ затрат на качество.

Фаза планирования качества продолжается по настоящее время. На этой фазе идет постоянная работа по актуализации международных стандартов серии 9000 в области качества. Все большее применение находят стандарты серии 14000 в области экологического менеджмента. Фаза качества среды так можно назвать в современный этап эволюции философии качества.

Современный менеджмент качества базируется на обобщении теоретических концепций и практического опыта выдающихся специалистов в области качества Ф. Кросби, Э. Деминга, А. Фейгенбаума, К. Исикавы, Дж. Джурана и др., которых часто называют «гуру», «учителя и наставники качества» и даже «проповедники качества».

Все они являются истинными гуманистами, показывая возрастающую роль рабочих и служащих в достижении успешного развития и конкурентоспособности компаний, а также важность мотивации и непрерывного обучения.

Всеобщее управление качеством (TQM) возникло как обобщение ряда похожих, но, в то же время, имеющих определенные отличия концепций. Все они оказали огромное влияние на экономики целых стран и способствовали переходу к эпохе TQM. Их теории, в отличие от социально-экономических доктрин прошлого, проверены по критерию эффективности, они имеют собирательный характер, выявляя и объединяя все наиболее ценное в опыте различных компаний и стран.

 





Читайте также:
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.013 с.