КОЛОРИСТИКА
Пособие для студентов по специальности
«профессиональное обучение (дизайн)»
Автор-составитель Васильева Альбина Александровна
Подписано в печать 28.11.2003. Формат 60*84/16.
Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л. 4,5.
Тираж 200 экз. Заказ № 45
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет
им. И.Я. Яковлева»
428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Отпечатано на участке оперативной типографии
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я. Яковлева»
ББК 85.12 К 613
Колористика: Пособие для студентов по специальности «профессиональное обучение (дизайн)»/Автор-составитель А.А. Васильева. - Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет И.Я.Яковлева, 2003. - 73 с.
Печатается по решению ученого совета Чувашского, государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.
Пособие содержит рабочую программу, вопросы для самоконтроля, рекомендуемую литературу, теоретический материал, тематику рефератов и приложения.
Рецензенты:
С.А. Стройнов, член союза дизайнеров ЧР, член правления союза дизайнеров ЧР.
Н.А. Алимасова, канд. пед. наук, доцент кафедры живописи Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, Заслуженный работник образования ЧР, член союза художников России.
А.А. Флегентов. зав. кафедрой технологии и предпринимательства Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, доцент, Заслуженный работник-высшей школы ЧР.
Васильева А.А., составление. 200.3 ©Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. 2003
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность дизайнера неразрывна с понятием «цвет», так как невозможно создавать образы и объекты, лишенные цвета. Поэтому значение изучения цвета в дизайн-образовании вряд ли кто будет оспаривать.
|
Данное пособие предназначено для студентов художественно-графического факультетов по специальности «профессиональное обучение (дизайн)» со специализацией «интерьер» как очного, так и заочного обучения.
Оно содержит рабочую программу, список предлагаемой литературы, теоретический материал, примерные практические задания, таблицы и список использованной литературы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОЛОРИСТИКЕ
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
1. Введение. Терминология. Основные группы цветов. Однотоновые цвета. Родственные и родственно-контрастные цвета. Контрастные цвета. Колорит. Закономерности колорита.
2. Цветовая гармония. Классификация цветовых гармоний. Однотоновые цветовые гармонии. Гармония родственных цветов и родственно-контрастных цветов. Гармония равностороннего, прямоугольного и равнобедренного треугольников. Гармония контрастных цветов. Проблема цветовой гармонии. Цветовые гармонии в дизайне.
3. Психологическая теория цветовых гармоний. Цветовые ассоциации, символика.
4. Гармония цветов в интерьере. Общие положения. Основные принципы моделирования цветового климата. Цвет как фактор зрительного комфорта. Цвет как фактор психофизиологического воздействия. Цвет как эстетический фактор. Цвет как средство выявление формы и организации пространства. Цвет как средство информации.
5. Особенности проектирования цветовой среды. Производственные здания. Учебные помещения. Общественные здания. Цвет в художественном конструировании изделий. Цвет в рекламе.
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Изображение семантических триад (мягкий - жесткий - колючий; сладкий - вкусный - горький и т.д.)
2. Изображение оттенков одного и того же цвета, ассоциирующихся с различными качествами (спокойный, драматический, героический, веселый, грустный).
3. Составление композиций из выкрасок нескольких цветов на ассоциации: температурные, осязательные, эмоциональные, акустические, возрастные, географические.
4. Составление композиции из соответствующих цветов «портрета товарища» или «автопортрета».
5. Составление плоскостной композиции рекламного типа (плакат, проспект), дающий представление о характере той или иной выставки при помощи неизобразительной формы и цвета.
6. Составление композиций на гармонические сочетания цветов: однотоновых, родственных, родственно-контрастных, контрастных.
7. Составление композиций по цветовой организации пространства на оптические ассоциации с природными явлениями (осень, зима, весенние перевертыши и т.п.).
8. Составление композиций по цветовой организации пространства на основе неоптических ощущений (напряжение, динамика, ритм и т.п.).
9. Составление композиций по цветовой организации пространства на составление «интерьеров—портретов», дающих представление о каком-либо персонаже, социально-культурном явлении, об отвлеченном понятии, идее.
10. Составление композиций по цветовой организации пространства на внеассоциативной семантике цвета (мелодия, спорт, искусство и т.п.).
|
11. Составление цветовых схем интерьеров по заданным параметрам: функция, размеры, пропорции, направленность световых проемов по сторонам света, микроклимат.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Дерибера М. Цвет в деятельности человека. - М.: Стройиз-дат, 1984.-183 с.
2. Миронова Л.И. Цветоведение. - Минск: Высшая школа 1984.-284 с.
3. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. - Минск: Высшая школа 1984.-166 с.
4. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство - М.: Стройиздат, 1973. - 116 с.
СВЕТ И ЦВЕТ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Цветоведение является наукой, занимающейся вопросами восприятия, определения расчета и измерения цвета. Цветоведение сравнительно молодая наука, оформившаяся во второй половине XIX в. С того времени началось ее довольно быстрое развитие. В настоящее время цветоведение находит все большее и большее применение в светотехнике и в других областях науки, в ряде областей промышленности, в искусстве и т.п.
Цвет нельзя рассматривать без света. Велика роль света в жизни человека. Невозможно представить себе жизнь без света. Все живые организмы и растения, окружающие нас, развиваются под влиянием света и сопутствующих ему ультрафиолетовых и инфракрасных излучений.
Свет дает нам возможность видеть и изучать все окружающее нас на земле и в беспредельном мировом пространстве. С помощью света человек все глубже и глубже познает природу, все больше расширяет границы своего познания.
Мы ощущаем свет при помощи органа зрения — глаза, и ощущаем мы не только свет, но и цвет.
Первичным является излучение, воздействующее на органы чувств, а ощущение света и цвета возникает в результате воздействия излучения на светочувствительные клетки глаза. Различные ощущения того или иного цвета объясняются различной длиной световых волн.
Еще в древние времена, на заре возникновения научной мысли, возник вопрос о том, что такое свет. Древнегреческими учеными была высказана гипотеза о так называемых глазных лучах, исходившая из предположения, что глаза испускают лучи, которые ощупывают необходимые предметы, чтобы узнать их.
Гипотеза о глазных лучах господствовала в течение многих столетий.
В конце XVII столетия были предложены две теории, совершенно по-разному трактовавшие сущность распространения света.
Теория Ньютона предлагала рассматривать луч света как поток материальных частиц - корпускул, которые излучаются светящимся телом и, попадая в глаз, вызывают ощущения света.
Вторая теория, развитая Гюйгенсом, носившая название волновой теории света, исходила из того предположения, что вся вселенная заполнена идеально упругой средой, называемой эфиром. С появлением в некоторой точке эфира источника света частицы эфира начинают совершать быстрые колебания. Являясь центром упругой деформации, каждая колеблющаяся частица эфира приводит в колебание соседнюю частицу, а та - следующую и т.д. Распространение этих колебаний в эфире и представляет собой луч света.
В середине XIX столетия было доказано теоретически и экспериментально, что свет - это электромагнитные колебания. Согласно электромагнитной теории света, разработанной знаменитым английским физиком Максвеллом, свет представляет собой электромагнитные колебания, т.е. периодические изменения электрического и магнитного полей в пространстве. Электромагнитная теория света установила, что различные виды энергии излучения, такие, как видимые, ультрафиолетовые и инфракрасные излучения солнца, звезд и искусственных источников света, радиоволны, рентгеновские лучи и т.д. имеют одинаковую природу и отличаются друг о друга лишь длиной волны.
Энергия излучения солнца, звезд, искусственных источников света воздействует на светочувствительные элемента глаза и вызывает световые и цветовые ощущения.
Энергия излучения передающих радиостанций, рентгеновских трубок, ультрафиолетовых и инфракрасных излучений не вызывает у нас зрительных ощущений, но некоторые из них производят на организм человека иное действие. Ультрафиолетовое излучение вызывает покраснение кожи, инфракрасное излучение - нагревание. В первом случае мы имеем дело с видимыми излучениями (светом), а во втором - с невидимыми.
Различные виды энергии излучения образуют спектр электромагнитных колебаний, длина волны которых может составить от миллионных долей нанометра до нескольких километров.
Излучения, имеющие длины волн в пределах 380-770 нм. действуя на глаз, вызывают у нас световые ощущения - это видимые излучения (свет). Каждой длине волны видимого излучения соответствует свой цвет.
В XX столетии на основании ряда экспериментальных исследований выдающийся немецкий физик М. Планк пришел к мысли, что излучение и поглощение света происходят не непрерывно, как это полагали согласно волновой и электромагнитной теориям света, а отдельными порциями. Согласно этой теории свет представляет собой совокупность мельчайших материальных частиц - фотонов, движущихся с колоссальной скоростью.
«Свет, - говорил академик СИ. Вавилов, - одновременно обладает свойствами волн и частиц, но в целом это и не волны и не частицы, и не смесь того и другого».
Световая мощность носит название светового потока, единицей его измерения является люмен (лм).
Степень освещения поверхности характеризуется освещенностью, которая определялся отношением светового потока к площади поверхности, на которую он падет. Единицей освещенности является люкс (лк).
Белый свет - есть свет сложный, составной, состоящий из множества цветовых лучей. Первым это опытным путем доказал английский ученый Исаак Ньютон. Он доказал, что цветовые лучи, составляющие белый свет, по-разному преломляются при прохождении трехгранной призмы. Одни цветовые лучи преломляются больше, другие меньше.
Лучи, различно преломляемые, дают различные цвета, наиболее преломляемые — фиолетовый цвет, а наименее преломляемые — красный, средне-зеленый и зеленовато-синий, синий находится между фиолетовым и зеленым, желтый - между зеленым и красным.
Спектральный состав потока изучения (светового потока) источника света определяет цвет его излучения.
Цвет предметов, окружающих нас, зависит от их способности отражать или пропускать падающий на них световой поток и от распределения светового потока в спектре освещающего их источника света.
Когда мы говорим, что поверхность имеет зеленый цвет (при освещении белым светом), то это означает, что из всей совокупности лучей, составляющих белый свет, данная поверхность отражает преимущественно зеленые лучи. Отраженные поверхностью лучи воздействуют на наш глаз и у нас создается ощущение зеленого цвета.
Все цвета, встречающиеся в природе, разделяются на ахроматические и хроматические. К ахроматическим цветам относятся белый и черный цвета, а также серые цвета, являющиеся промежуточными между белым и черным цветами. Ахроматические цвета в спектре отсутствуют - они бесцветны. Тела и сферы, имеющие неизбирательное отражение или пропускание, имеют ахроматический цвет при освещении дневным светом.
Все тела, имеющие ахроматический цвет, в разной степени количественно отражают свет, но качественно отражают одинаково - неизбирательно, т.е. в равной степени для всех длин волн видимой области спектра. В природе имеется бесчисленнее количество ахроматических цветов. Глаз человека способен различать ограниченное их число - около трехсот.
Хроматическими цветами являются все цвета, имеющие тон или цветовой оттенок. К нм относятся все спектральные цвета: фиолетовый, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный, а также многие другие природные цвета.
Для удобства обозначения цветов принято деление спектра оптического изменения на три области:
длинноволновую - 760-600 нм (от красного до оранжевого)
средневолновую - 600-500 нм (от оранжевого до голубого)
коротковолновую - 500-380 нм (от голубого до фиолетового).
Это деление оправдывается качественными различиями между цветами, входящими в различные области спектра.
Для обозначенного определения цвета часто используются системы психофизиологических характеристик.
К ним относятся:
1. Цветовой тон - качество цвета, позволяющее дать ему название; это то, чем отличаются два цвета друг от друга. Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения - X. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.
2. Светлота - степень отличия данного цвета от черного или отношение величины потока, отраженного от данной поверхности, к величине потока, падающего на нее, измеряется коэффициентом р.
3. Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического.
СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ
Различают два принципиально разных процесса смешения цветов: слагательный и вычитательный. Виды слагательного смешения:
1. Пространственное - совмещение в одном пространстве различно окрашенных световых лучей. Примеры: декоративное освещение, цирковое, театральное, архитектурное.
2. Оптическое - образование суммарного цвета в органе зрения, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены. Примером может служить живопись мелкими штрихами или точкам, пестроткань, кроны деревьев на большом расстоянии.
3. Временное - особый вид оптического смешения. Его можно наблюдать на приборе для смешивания цветов Максвелла (вертушек). Если укрепить на вертушке диски разных цветов и привести ее во вращение со скоростью не меньше 2000 об/мин, цвета дисков станут неразличимы в отдельности и образуют некоторый суммарный цвет.
4. Бинокулярное - смешение, которое мы наблюдаем, надев разноцветные очки. Цвет в данном случае равен сумме цветов.
Основные правила слагательного смешения:
1. При смешивании двух цветов, расположенных на хорде 10-ступенного цветового круга, получается цвет промежуточного цветового тона.
Чем ближе по кругу расположены смешанные цвета, тем больше насыщенность суммарного цвета.
2. При смешивании цветов, противоположных в 10-ступенном круге, получается ахроматический цвет. Цвета, дающие в сумме ахроматический, называются взаимно-дополнительными.
Все цвета круга можно получить из трех исходных. Исходными цветами служат красный, желтый и синий.
Фазическая сущность слагательного, образование цвета - суммирование световых потоков тем или иным способом.
Сущность вычитательного образования цвета заключается в вычитание из светового потока какой-либо его части путем поглощения. Этот процесс возможен лишь при воздействии света материальным телом, например: при смешении красок; при всех видах отражения и пропускания света.
Характеристики цвета могут изменяться при освещении различными источниками света.
При свете ламп накаливания цвета длинноволновой области спектра (красный - оранжевый) становятся теплее и насыщеннее, яркость их повышается, а коротковолновые, особенно синий и голубой, тускнеют, становятся сероватыми и более теплыми. Невыгодно изменяются малонасыщенные холодные цвета. Желтые цвета также теряют насыщенность и светлеют.
При свете люминесцентных ламп белого и холодно-белого света выигрывают коротковолновые цвета и холодные зеленые: их насыщенность и яркость возрастают. Длинноволновые цвета, напротив, могут быть сильно искажены фиолетовым налетом, они теряют насыщенность и становятся более холодными.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое свет? Основные гипотезы.
2. Что такое цвет?
3. Какие цвета являются ахроматическими?
4. Какие цвета являются хроматическими?
5. Что такое цветовой тон?
6. Что такое светлота?
7. Что такое насыщенность?
8. Назовите основные виды слагательного смешения.
9. Назовите сущность вычитательного образования цвета.