Цвет в интерьере всегда был могучим средством воздействия на душу человека, на его настроение и поведение. Приступая к проектированию цветового климата, необходимо решить, какой должна быть общая цветовая гамма в данном интерьере - возбуждающей, тонизирующей или успокаивающей. Этот вопрос решается в зависимости от характера производственного процесса или от художественного замысла.
Возбуждающие цвета уместны там, где требуется большая двигательная активность или мышечное напряжение, где нужно развеселить и взбодрить человека, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-психологический тонус. Примерами могут служить помещения ресторанов и кафе, аттракционы и ярмарки, цехи сборки крупных деталей, помещения для душевнобольных с угнетенными психическими функциями. Необходимо пояснить, что возбуждающим действием обладают не только цвета красно-пурпурной области, но и контрастные сочетания насыщенных цветов.
Тонизирующие цвета применяются в любой производственной обстановке или общественных интерьерах, где не ставятся задачи особо направленного духовного воздействия на человека, но нужно поддерживать в нем деловую бодрость и работоспособность. К тонизирующим цветам относят оранжевый, желтый и некоторые зеленые. Желтый цвет особо рекомендуется в помещениях для напряженной умственной работы, для дневного пребывания детей, в жилых комнатах. Оранжевый цвет также является тонизирующим цветом, но область применения его ограничена по эстетическим причинам.
Успокаивающие цвета-зелено-голубые, голубые и синие -применяются обычно в помещениях для пассивного отдыха: в спальных, холлах, фойе зрелищных учреждений, некоторых залах собраний или аудиториях, иными словами, там, где требуется успокоить нервную систему человека, затормозить его двигательные реакции и снизить интенсивность эмоций. В холодной спокойной гамме решаются также некоторые сугубо деловые помещения (кабинеты администрации, приемные, вестибюли административных зданий). Чаще голубой и синий цвета употребляются для компенсации вредного действия избыточного тепла (в южных помещениях, горячих цехах).
Во всяком помещении имеют место те или иные производственные вредности или угнетающие факторы. В заводских цехах - шум, пыль, грязь, копоть, избыточное тепло или холод, запахи, избыточная влажность и т.д.; в учебных аудиториях -многолюдье, теснота, повышенное содержание углекислоты и недостаток кислорода; в коридоре - избыточная длина помещения и недостаток естественного света и т.д. Очень многие из этих вредных факторов могут быть в значительной степени нейтрализованы при помощи окраски. Здесь, как и везде, требуется творческий подход к решению каждой конкретной задачи, так как с одним и тем же вредным фактором в разных случаях следует бороться разными способами.
В помещениях с избыточными выделениями тепла или холода рекомендуется соответственно холодная или теплая гамма окраски. В шумных помещениях желательно применение холодных и малонасыщенных цветов. В помещениях с избыточной влажностью рекомендуют применять белый цвет в виде облицовки глазурованными плитками. К белому можно дополнить голубой и зеленый цвета, и подчеркнуть черными акцентами. В пыльных помещениях рекомендуется окраска более насыщенная и контрастная, так как под неизбежным слоем пыли все цвета смягчаются и сближаются.
Запах можно отчасти нейтрализовать цветом с противоположным психологическим воздействием. Так при выделении сладких запахов лучше применять «горькую» гамму: синие, зеленые, голубые с белым и черным. При горьких запахах рекомендуют применять теплую гамму; а при очень неприятных запахах применяют максимально гигиеническую гамму: белый, светло-голубой, светло-серый.
В многолюдных производственных помещениях цветовая гамма должна быть как можно спокойнее, независимо от прочих условий. При большой психологической нагрузке от внешних раздражителей не следует усугублять их утомляющее действие введением добавочных цветовых впечатлений. Мельтешение в поле зрения можно сделать незаметным, включив в визуальную структуру броское пятно.
Любой цвет в зависимости от ситуаций может быть и прекрасным, и безобразным. Часто это зависит от материала и фактуры. Особо чувствительны к фактуре и материалу зеленый, желтый, коричневый и серый цвета. Так, например, серый мех или шерсть — элегантнейший материал, а серая масляная окраска стен наводит на грустные мысли.
Для всякого интерьера существуют цвета, использование которых может вызвать негативный психологический эффект, например, во всех помещениях медицинских учреждений неуместен красный цвет, особенно алый. Вместо чистого красного лучше использовать коричневый, терракотовый. В помещениях для принятия пищи недопустимо применение каких либо пыльно-грязных, розово-оранжевых или тепло-коричневых цветов. В том месте, где едят или готовят пищу, ничто не должно напоминать грязной посуды или отходов. В серьезных деловых помещениях не рекомендуют применение розовых цветов, так как они внушают, несерьезные и неделовые эмоции.