Цвет как фактор психологического воздействия




Цвет в интерьере всегда был могучим средством воздей­ствия на душу человека, на его настроение и поведение. При­ступая к проектированию цветового климата, необходимо ре­шить, какой должна быть общая цветовая гамма в данном ин­терьере - возбуждающей, тонизирующей или успокаивающей. Этот вопрос решается в зависимости от характера производст­венного процесса или от художественного замысла.

Возбуждающие цвета уместны там, где требуется большая двигательная активность или мышечное напряжение, где нужно развеселить и взбодрить человека, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-психологический тонус. Примерами могут служить помещения ресторанов и кафе, аттракционы и ярмарки, цехи сборки крупных деталей, помещения для душевнобольных с угнетенными психическими функциями. Необходимо пояс­нить, что возбуждающим действием обладают не только цвета красно-пурпурной области, но и контрастные сочетания насы­щенных цветов.

Тонизирующие цвета применяются в любой производст­венной обстановке или общественных интерьерах, где не ста­вятся задачи особо направленного духовного воздействия на человека, но нужно поддерживать в нем деловую бодрость и работоспособность. К тонизирующим цветам относят оранже­вый, желтый и некоторые зеленые. Желтый цвет особо рекомендуется в помещениях для напряженной умственной работы, для дневного пребывания детей, в жилых комнатах. Оранжевый цвет также является тонизирующим цветом, но область приме­нения его ограничена по эстетическим причинам.

Успокаивающие цвета-зелено-голубые, голубые и синие -применяются обычно в помещениях для пассивного отдыха: в спальных, холлах, фойе зрелищных учреждений, некоторых за­лах собраний или аудиториях, иными словами, там, где требует­ся успокоить нервную систему человека, затормозить его двига­тельные реакции и снизить интенсивность эмоций. В холодной спокойной гамме решаются также некоторые сугубо деловые помещения (кабинеты администрации, приемные, вестибюли административных зданий). Чаще голубой и синий цвета упот­ребляются для компенсации вредного действия избыточного тепла (в южных помещениях, горячих цехах).

Во всяком помещении имеют место те или иные произ­водственные вредности или угнетающие факторы. В заводских цехах - шум, пыль, грязь, копоть, избыточное тепло или холод, запахи, избыточная влажность и т.д.; в учебных аудиториях -многолюдье, теснота, повышенное содержание углекислоты и недостаток кислорода; в коридоре - избыточная длина помеще­ния и недостаток естественного света и т.д. Очень многие из этих вредных факторов могут быть в значительной степени ней­трализованы при помощи окраски. Здесь, как и везде, требуется творческий подход к решению каждой конкретной задачи, так как с одним и тем же вредным фактором в разных случаях сле­дует бороться разными способами.

В помещениях с избыточными выделениями тепла или холода рекомендуется соответственно холодная или теплая гам­ма окраски. В шумных помещениях желательно применение холодных и малонасыщенных цветов. В помещениях с избыточ­ной влажностью рекомендуют применять белый цвет в виде об­лицовки глазурованными плитками. К белому можно дополнить голубой и зеленый цвета, и подчеркнуть черными акцентами. В пыльных помещениях рекомендуется окраска более насыщенная и контрастная, так как под неизбежным слоем пыли все цвета смягчаются и сближаются.

Запах можно отчасти нейтрализовать цветом с противопо­ложным психологическим воздействием. Так при выделении сладких запахов лучше применять «горькую» гамму: синие, зе­леные, голубые с белым и черным. При горьких запахах реко­мендуют применять теплую гамму; а при очень неприятных за­пахах применяют максимально гигиеническую гамму: белый, светло-голубой, светло-серый.

В многолюдных производственных помещениях цветовая гамма должна быть как можно спокойнее, независимо от прочих условий. При большой психологической нагрузке от внешних раздражителей не следует усугублять их утомляющее действие введением добавочных цветовых впечатлений. Мельтешение в поле зрения можно сделать незаметным, включив в визуальную структуру броское пятно.

Любой цвет в зависимости от ситуаций может быть и пре­красным, и безобразным. Часто это зависит от материала и фак­туры. Особо чувствительны к фактуре и материалу зеленый, желтый, коричневый и серый цвета. Так, например, серый мех или шерсть — элегантнейший материал, а серая масляная окраска стен наводит на грустные мысли.

Для всякого интерьера существуют цвета, использование которых может вызвать негативный психологический эффект, например, во всех помещениях медицинских учреждений не­уместен красный цвет, особенно алый. Вместо чистого красного лучше использовать коричневый, терракотовый. В помещениях для принятия пищи недопустимо применение каких либо пыль­но-грязных, розово-оранжевых или тепло-коричневых цветов. В том месте, где едят или готовят пищу, ничто не должно напоми­нать грязной посуды или отходов. В серьезных деловых поме­щениях не рекомендуют применение розовых цветов, так как они внушают, несерьезные и неделовые эмоции.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!