Психологическое воздействие цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет.
В древности окраска служила для выделения некоторых вещей из природной среды - тем самым на них акцентировалась внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска предметов одежды, архитектуры всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так например, воины в боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы и культовые предметы - благоговение, восторг, экстаз; цари, одетые в золото и драгоценные камни, - трепет, дрожь, чувство собственного ничтожества перед таким великолепием. Отсюда вывод, что на эмпирическом уровне эмоциональное воздействие цвета было очень хорошо освоено и активно использовалось с древнейших времен.
Научная проблема психологического воздействия цвета возникла у истоков капиталистической культуры, в эпоху Возрождения.
В конце XVI в. Ломаццо пишет о «языке цветов в светском обиходе», в XVII в. Роже де Пиль фиксирует установившиеся взгляды на эмоциональную выразительность различных цветов, в конце XVIII - начале XIX в. Гете обобщает проблему в своем «учении о цвете».
В конце XIX в. осознается актуальность проблемы психологического воздействия цвета для фабрично-заводского производства, торговли, рекламы, дизайна. В это время ею занимаются физиологи, психологи, медики, т.е. проблема приобретает научную основу.
В XX в. исследования этой проблемы приобрели экспериментальный характер. Человек стал рассматриваться как комплекс ряда функциональных систем: кровеносной, пищеварительной дыхательной и т.д. Воздействуя на организм цветом, ученые определили, что красный цвет возбуждает деятельность большинства систем, синий успокаивает, зеленый является оптимальным для зрения, оранжевый - для пищеварения, желтый тонизирует, фиолетовый угнетает.
|
В соответствии с этими выводами цвет стали широко применять в производственной сфере - как средство оптимизации производственного процесса, и в медицине - как средство терапии.
Установлено, что психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим началом. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов.
Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.
Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой цвет. Он активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори, некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Оранжевый -тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.
Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий; физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.
Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.
|
Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.
Синий — успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.
Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.
Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать вспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психологические состояния. Все это называют цветовыми ассоциациями.
Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др.
Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др.
Физические ассоциации:
1) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые и т.д.);
2) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие и т.д.);
3) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие);
4) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные и т.д.);
5) пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные и т.д.);
Эмоциональные ассоциации:
1) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические и т.д.);
|
2) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные и т.д.);
3) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешенные и т.д.).
Почти любое прилагательное соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет.
Различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать физиологические реакции. Для оценки этих различий ввели понятие качества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены:
1) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума);
2) интенсивность ощущения:
3) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая
оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.
К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура.
Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные. К групповым можно отнести национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. К индивидуальным относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта.
Многочисленные исследования привели к выводам относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают.
1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.
2. Сложные, малоиасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.
3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одинаково).
4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональные, т.е. связанные с переживаниями и деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут по-разному реагировать на одни и те же цвета.
5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции (Это можно объяснить двойственностью их природы).
6. Желтые и зеленые цвета вызывают набольшее разнообразие ассоциаций (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда богатство ассоциаций).
Одним из факторов, влияющих на эмоциональное переживание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Многие современные ученые работают над описанием соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов. Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге «Ландшафт и архитектура».
Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовые конфликты. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная неуравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутствие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шероховатые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы, резкий ослепительный или вибрирующий свет. Резкие колебания температуры. Пронзительный, действующий на нервы звук.
Разрядка. Простота. Объем может меняться в размере от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и пространства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные удобные очертания, мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, серыми, синими, зелеными.
Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. Отсутствие средств, позволяющих оценить положение или масштаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искаженные или разбитые плоскости. Нелогичные, неустойчивые формы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пустоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространства. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет.
Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и петляющего движения. Движения и ритм, выраженные в сооружении. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взывающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность те-атрализованности. Зачастую светлое, яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, меркающий свет. Веселые, бодрые звуки.
Созерцание. Масштабность не имеет значений, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространство может быть успокаивающим и скромным или же очень просторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих резких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием.
Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конструктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагонали. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фокусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или входных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вызываемое динамическими линями, движущимся светом и решительными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета.
Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обширной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симметричный. Применение дорогих и капитальных материалов. Применение сдержанного белого. Если же применять цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые.
Недовольство. Раздражающая смена направлений и раскрытий. Зоны и пространства, не подходящие для предлагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруднения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадежность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дисгармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная температура или влажность. Неприятное качество света.
Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к использованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательностей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающие в результате качества красоты.
При проектировании окраски любой вещи, предназначенной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения.
Зарубежные ученые в результате многочисленных исследований пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый.
Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обусловлены множеством факторов, Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. Один из факторов - социальный. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факторами физиологического порядка, состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиологические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений.
С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы:
А - простые, чистые, яркие цвета; контрастные сочетания.
Б - сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломанные, зачерненные), а также ахроматические нюансные сочетания.
Цвета группы «А » действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и открытой, прямой натурой. Цвета и сочетание такого типа мы встречаем в следующих случаях: в детском художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего мира; в самодеятельном фольклоре людей неинтеллигентного труда.
Цвета группы «Б » скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворяют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая потребность возникает у субъектов достаточно высокого культурного уровня. По всем этим причинам цвета группы «Б » предпочитаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нервной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в костюме для среднего и пожилого возраста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живописи и прикладном искусстве.
Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушиться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре могут сосуществовать противоположные типы колорита, удовлетворяя одного и того же потребителя.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как влияют цвета на функциональные системы человека:
2. Назовите основные группы цветовых ассоциаций.
3. Назовите основные группы цветов в зависимости от их физиологического воздействия на человека.
ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ЦВЕТОВ
Цвет у истоков культуры был равноценен слову и служил символом различных вещей и понятий. Затем символы входили в существующие мифы и по мере развития сознания передавались из поколения в поколения двумя путям: генетическим и фольклорным.
На Востоке - в Индии, Китае, Тибете символизация цвета появилась раньше, чем в Европе. Там в сложных символических системах цвет связывался с временами года, стихиями, сторонами света, животными. Процесс вербализации цветов во всех культурах и языках шел примерно одинаково: человек сначала называл черный и белый цвета, затем большинство народов - красный. В европейских культурах красное или белое означало добро, а черное - зло.
Самая широкая сфера, где использовался цвет, - это религиозные и магические обряды. Распорядители (жрец, колдун, лекарь и т.п.) и его участники одевались в одежду определенных, строго предписанных цветов, красили тело и лицо, пользовались предметами или животными соответствующей окраски (белый, красный и черный, иногда желтый и синий). Каждому цвету приписывалось определенное смысловое значение и магическая сила.
Белый - это цвет добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, цвет приумножения, очищения, приобщения к миру добрых духов (богов).
Белые животные или птицы у всех народов считались особыми, священными и использовались для жертвоприношений добрым духам или для освятительных обрядов.
Не менее почетное место в культуре первобытных народов занимал красный цвет. Он символизировал такие важнейшие для человека понятие, как жизнь, сила, энергия; он отличал все выдающиеся, возвышающиеся над обыденным — это цвет царей, богов, жрецов. Вместе с белым он образовал «жизнеутверждающую» пару, противостоящую черному как цвечу отрицания, зла и смерти. Красный цвет сопровождал человека от рождения до смерти, помогая ему бороться с болезнями и несчастьями, воодушевляя на большие свершения и войны. Новорожденных детей красили красной краской (целиком или только лицо), надевали на руку красную повязку, чтобы придать им крепкость и силу, а также защитить от злых духов.
В медицинской магии красный был самым употребительным цветом. Почти от всех болезней применялись красные амулеты, повязки, шнурки, привязываемые к больному месту. Также использовали контакты с красными птицами и животными.
У первобытных людей вожак племени или глава рода являлся также главным жрецом, отождествлялся с богом. Его рассматривали как дарителя жизни, пищи, благоденствия и здоровья, как главного воина и охранителя от зла. Поэтому он выделялся красным и белым цветами. Это самое распространенное и устойчивое сочетание цветов, присущие внешности царей, богов, жрецов. Устойчивость этого сочетания в значительной степени была связана с его эстетическими и психологическими воздействиями. В нем есть и яркость, и насыщенность, и контрастность — все то, что привлекает внимание, радует и возбуждает.
Белому и красному - позитивным жизнеутверждающим цветам - противостоялся черный, изображающий зло, темноту, страдание, несчастье, болезнь, смерть.
В раскраске ритуальных масок и предметов, убранстве жертвенных животных, в одежде жрецов наряду с белым и красным большей частью присутствовал и черный цвет. Это говорит о том, что иногда черный цвет выступал в позитивной роли.
В процессе дальнейшего развития человечества мифологизм мышления постоянно сменялся рационализмом. Произошло усложнение общественных отношений, наука стала постепенно занимать место религии. Начался процесс замены символов менее масштабными понятиями - аллегориями – условными обозначениями. Аллегория обычно выбирают из множества символических значений одно (красный - кровь, синий - небо).
Развитие аллегорий шло под влиянием дифференциации общества примерно с X1V-XVI веков, и ведущую роль в нем играли уже не биологические, а социальные факторы. Если мифы порождались общечеловеческим сознанием - национальным или культурным, то аллегория - классовым и групповым. Поэтому аллегории, например, рыцарства отличались от монашеских, а те, в свою очередь, - от крестьянских. Наиболее распространенные современные отечественные аллегории - «белая ворона», «розовые очки», «черный юмор».
Потребность в аллегориях значительно увеличивается в периоды резкого раскола общества и противостояния его частей друг другу. Недаром большое количество аллегорий появлялось во времена войн или политических катаклизмов (гражданская война, разбившая народ на белых, красных и зеленых), и сейчас мы используем цветовые аллегории для определения политической, культурной или сексуальной ориентации окружающих: «красные», «коричневые», «зеленые», «голубые», «розовые».
Аллегория проявляла себя в основном на бытовом уровне. Так, при дворах итальянских феодалов дамы и кавалеры изощрялись в изображении цветовых языков, которые были понятны только им. Например, белое с красным означало «любезность и достоинство», а белое с голубым — «лояльность и достоинство».
Процесс измельчания семантики цвета достиг следующей ступени вербализации - метафоры, которая представляет собой словесный образ. Это уже порождение индивидуального сознания. Смыслы цвета определяются здесь очень узко - только для одного стихотворения, картины и т.д., а в другом произведении тот же цвет может иметь совсем иное значение (поэзия Б. Ахмадулиной и проза В. Набокова).
В нашем веке интерес к мифу и символу и сопутствующему им цвету возрождается вновь: дойдя до абсолютного индивидуализма, представленного в словесных образах, человек начинает выражать то общее, что свойственно всем людям.
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ ЦВЕТОВ СПЕКТРА
Ахроматические цвета
Белый. Восприятие этого цвета, первого, отличаемого человеком, связано с двумя понятиями - свет и начало. Оба эти понятия тесно связаны с рождением человека: это и начало его жизни, и свет, который он в тот момент еще не видит, но уже ощущает. Эти ощущения идут из глубин коллективного бессознательного, будучи заложенными в каждом из нас.
Белый цвет ассоциируется с такими понятиями, как чистота, пустота и освобождение от прошлого. Любое начало - это умирание старого, освобождение от прошлого и появление чего-то нового. В жизни это проявляется в ритуальном наряде невесты. Белый цвет подвенечного платья символизирует переход девушки в новое качество - в женщину. Он означает одновременно чистоту и целомудренность новобрачной, начало жизни новой семьи.
Белый цвет - это ясность, бесстрастие и рациональность, мудрость. Первые два понятия связаны между собой, ибо ясность сознания и мышления наступает при полной бесстрастности. Ясность, бесстрашие и мудрость, соединенные с добром, сливаются в понятие духовности и в ее высшее проявление - святость.
Холод и пустота — это ассоциации, которые вызывает белый цвет основаны на чисто физических ощущениях.
Цвет траура у китайцев и японцев — белый, означает одновременно конец и начало.
В древние времена и в Средневековье белый цвет ассоциировался больше с неэмоциональными понятиями - бесстрастием, безмолвием, холодом, светом и ясностью. В новое время появилось новее значение этого цвета - радость.
Черный. Этот цвет ассоциируется в психике человека также с двумя основными понятиями - конец и тьма. Можно проследить целую цепочку ассоциаций этого ряда: тьма, неизвестность, тайна, будущее. Тьма дает начало неизвестности, а вместе они рождают страх. Всегда неприятности для человека появлялись из темноты и сопровождались страхом и тревогой. Поэтому цепочка: черный, тьма, неизвестность и страх сильно укоренена в нашем бессознательном.
Другой ассоциативный исток Черного - понятие «конец» -связан с завершением, окончанием, а также с абсолютным поглощением чего-либо.
Черный цвет часто ставится символом не столько смерти, окончания, сколько отрицания, протеста и оппозиции к происходящему. Недаром черный цвет предпочитают агрессивные упрямцы, оппозиционеры, разбойники и анархисты (недаром это цвет пиратского флага, партии анархистов, гитлеровских чернорубашечников и т.д.).
Юноши и девушки - часто неосознанно - надевают его в знак протеста против несправедливости к ним отношения окружающих. Пожилые люди чаще выбирают черный цвет одежды как символ душевного кризиса, тупика, разочарования, отказа от личной жизни или активной духовной деятельности.
Признание черного цветом одежды для светских приемов связано больше с такими понятиями символического уровня, как строгость и малая эмоциональность. Цвет в этих случаях должен подчеркивать формальность официальных отношений.
Черный цвет одежды жениха - это аллегорический знак траура по поводу окончания свободной жизни, предчувствия грядущих забот и ответственности за вновь создаваемую семью.
При соединении всех отрицательных символов Черного (агрессивность, страх, протест) в логической цепочке ассоциаций появляется новые понятия: зло, несчастье, горе, страдания. Это один из самых общепринятых символов в нашей жизни, что и проявляется в соответствующем лексиконе («черные» дни, годы, дела, мысли, душа, магия и др.). Логическим завершением цепочки является определение черного как символа смерти - и физической, и ритуальной.
Серый. Нейтральный цвет, избегает крайностей и эмоций. Его главные свойства основываются на тех основных ощущениях, которые он вызывает - стабильность и холодность. Этот цвет не содержит ни прошлого, ни будущего и символизирует настоящее, текущее время. Отсутствие движения, символизирующиеся серым цветом, приводит и таким понятиям, как остановка и порядок.
Еще одно ощущение, вызываемое серым цветом и исходящее из его холодности и стабильности, - это обособленность. То, что он отделен от всех остальных, выражается в таких понятиях, как нейтральность и граница. Оба они отражают отсутствие стремления к чему-либо и ассоциируются с понятиями сдержанности, незаметности, скромности и ограниченности.
Обычность этого цвета проявляется в жизни в выражениях типа «серые будни», «серая личность», «серые способности» и др. Серый цвет зачеркивает индивидуальность, а серая одежда подчеркивает обыденность его носителя, делает его незаметным среди других людей.
Еще одна цепочка понятий, образуемых серым цветом, происходит от такого ощущения, как холодность. Оно ассоциируется с серым туманом, небом, затянутыми тучами, и всем, что связано с ухудшением видимости. Отсюда легко выводятся понятия неясности, скрытности и тайны.
Хроматические цвета
Красный. Это древнее общеславянское слово, которое означает «красивый» или «прекрасный».
В древности на Руси слово «красный» означало красоту физическую, красивую, привлекательную внешность. Затем оно стало определять красоту предметов, явлений природы и общественной жизни. Позже это слово вошло в религиозно-ритуальную литературу, означая качества положительные, с точки зрения христианской морали, - «достойный», «почетный» и даже «святой». В бытовой речи оно еще значило «светлый», «яркий». Прилагательное «красный» вплоть до XVIII века употреблялось как слово, выражающие разнообразные положительные качества: красивый, прекрасный, привлекательный, превосходный, великолепный, драгоценный, отличный, отменный. И только потом оно стало означать цвет красной краски.
В основе физиологического воздействия красного цвета лежат такие его свойства, как физическая активность и возбуждение, а его природные ассоциации - кровь, огонь.
На чисто физическом уровне этот цвет связан с возбуждением, на физиологическом - с сексуальностью, на эмоциональном - со страстью, на высшем сознательном - с любовью.
Красный, как цвет активности и действия, служит символом силы и власти, недаром цари, императоры и короли носили красную одежду. Однако стоить знать, что этот цвет символизирует лишь физическую силу и активность, он лишен духовности.
Розовый. Под влиянием белого и красного в нем утрачиваются активность, напор и сексуальность и приобретаются спокойствие и духовность. Это цвет духовной любви и радости, единения с миром.
Коричневый. В нем бессознательность и мрачность черного цвета подавляют энергию и тепло красного, полностью лишая этот цвет духовного содержания. Коричневый цвет - это концентрация на телесных ощущениях, обыденности, заземленности и повседневности. Недаром его предпочитают ограниченные люди. Этот цвет является символом животного начала в человеке, удовлетворения исключительно физиологческих потребностей, бегства от духовных исканий. Такая направленность делает человека зависимым от общества, послушным существующему режиму и распорядку. Недаром фашисты выбирали своим символом именно коричневый — цвет людей бездуховных, послушных и ограниченных.
Пурпурный. Несет в себе сочетание цветов самых крайних концов цветовой гаммы - красного и фиолетового. Эта особая область сектора, в природе этот цвет не существует и получить его излучение можно только в лабораторных условиях. Пурпурный - символ замкнутого кольца, примирения крайностей или возвышения над борьбой. Он действует вне времени и сознания и служит символом выхода за пределы пространства и времени, символом сверхсознания. Важность и величественность пурпурного цвета привлекали к нему внимание царственных особ.
Оранжевый. Соединяет в себе черты красного и желтого цветов. Это самый теплый цвет хроматического круга и самый энергетичный. Основные понятия, образуемые желтым цветом, исходят из тех ощущений, которые он вызывает: тепло, жар, зной. Это эротическая страсть, более утонченная и одухотворенная, чем физиологическая сексуальность красного цвета, это радость и творческие способности.
Желтый. Его символизм строится на тех основных ощущениях, которые он вызывает - тепло и энергию, свет и гибкость. Состояния вызываемые желтым, - радость, ясность, оптимизм и веселье, обычно связываются с солнцем. Это цвет открытости, энергии, целеустремленности и живости, желания.
Однако легкость и живость желтого имеют и обратную сторону - этот цвет вызывает ощущения доступности, легкомысленности, поверхности и изменчивости. Поэтому во все времена он считался цветом измены.
Отношения к желтому цвету на уровне аллегории сложное, различное на Востоке и Западе. Запад отожествляет желтый цвет с цветом человеческих экскрементов (кал и моча) и оценивает его двойственно. Алхимики и поэты его превозносят, но в то же время он считается цветом презираемых и отверженных: блудницы в средние века должны были носить на головах желтые платки. Презрительное отношение к желтому цвету до сих пор звучит в некоторых выражениях нашего лексикона: «желтый листок», «желтая пресса» и др.
На Востоке желтый цвет считается священным и лечебным. Особенно почитался этот цвет в средневековом Китае, где никто, кроме императора, не имел права носить желтую одежду - нарушивших этот закон казнили.
Охра. Охра утрачивает под влиянием черного одухотворенность, легкость и открытость, становится похожей на коричневый. Это цвет ревности, недоверия и скупости.
Зеленый. Основные ощущения, на которых строится символизм этого цвета - внутренняя сила и равновесие, слияние с природой. Символ зеленого цвета на физиологическом уровне - равновесие, а эмоциональном, подсознательном - спокойствие, на уровне сознания - терпение, ожидание, надежда, безопасность.
Еще одно понятие зеленого цвета берет свое начало в ассоциациях, связанных с природой: незрелость ранних зеленых листьев и плодов и их потенциал развития сравниваются с юностью и неопытностью молодого человека.
Желто-зеленый. Желто-зеленый ассоциируется с ранней весной - раскрытие и расцвет. Радость, активность, энергия желтого цвета здесь соединяются с надеждой, уверенностью и потенциалом зеленого.
Сине-зеленый. Влияние синего цвета на зеленый в этом цвете проявляется большей холодностью, логичностью и рациональностью, меньшей уравновешенностью и инертностью. Это цвет сознания и рациональности, он символизирует напряжение воли, контроль над эмоциями, умение активного и логически решать поставленные задачи. Этот цвет убежденности в своей правоте и полноценности.
Синий цвет. Символизм этого цвета имеет корни в природе - это прозрачная вода, чистое небо. Его основные психофизиологические свойства - успокоение и удовлетворение - лежат в основе таких вызываемых им ассоциаций, как освобождение, мир, спокойствие. Высшими понятиями, символизирующими этот цвет являются вечность и бесконечность.
Темно-синий. Под влиянием черного синий цвет утрачивает свою одухотворенность и чувствительность. Этому цвету соответствуют такие малопривлекательные качества характера человека, как упорство, заносчивость, зловредность и даже жестокость.
Голубой. Белый приносит в синий цвет оттенок свежести, одухотворенности и некоторой холодности. Это исключительно духовный, не чувственный цвет.
Фиолетовый. Этот цвет получается смешением двух цветов: холодного, логического, рационального синего и активного, энергичного, бессознательного красного. Такая смесь порождает скрытое возбуждение, внутреннее напряжение, воздержанность и тайну. Этот цвет уходит от голого рационализма синего и содержит в себе чувственность и интуицию, поэтому считается цветом мистики, магии. Фиолетовому свойственны благородство и консерватизм.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите символическое значение белого, черного и красного цветов.
2. Назовите смысл цветов в аллегориях и метафорах.
3. Семантика ахроматических цветов.
4. Семантика хроматических цветов.