ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА




Психологическое воздействие цвета было замечено людь­ми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет.

В древности окраска служила для выделения некоторых вещей из природной среды - тем самым на них акцентировалась внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска предметов одежды, архитектуры всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так на­пример, воины в боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы и культовые предметы - благоговение, восторг, экстаз; цари, одетые в золото и драгоценные камни, - трепет, дрожь, чувство собственного ничтожества перед таким великолепием. Отсюда вывод, что на эмпирическом уровне эмоциональное воздействие цвета было очень хорошо освоено и активно ис­пользовалось с древнейших времен.

Научная проблема психологического воздействия цвета возникла у истоков капиталистической культуры, в эпоху Воз­рождения.

В конце XVI в. Ломаццо пишет о «языке цветов в свет­ском обиходе», в XVII в. Роже де Пиль фиксирует установив­шиеся взгляды на эмоциональную выразительность различных цветов, в конце XVIII - начале XIX в. Гете обобщает проблему в своем «учении о цвете».

В конце XIX в. осознается актуальность проблемы психо­логического воздействия цвета для фабрично-заводского произ­водства, торговли, рекламы, дизайна. В это время ею занимают­ся физиологи, психологи, медики, т.е. проблема приобретает научную основу.

В XX в. исследования этой проблемы приобрели экспери­ментальный характер. Человек стал рассматриваться как ком­плекс ряда функциональных систем: кровеносной, пищевари­тельной дыхательной и т.д. Воздействуя на организм цветом, ученые определили, что красный цвет возбуждает деятельность большинства систем, синий успокаивает, зеленый является оптимальным для зрения, оранжевый - для пищеварения, желтый тонизирует, фиолетовый угнетает.

В соответствии с этими выводами цвет стали широко применять в производственной сфере - как средство оптимиза­ции производственного процесса, и в медицине - как средство терапии.

Установлено, что психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетиче­ским началом. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цве­тов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от на­строенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов.

Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.

Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энер­гичный, проникающий, тепловой цвет. Он активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори, некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.

Оранжевый -тонизирующий; действует в том же направ­лении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.

Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий; фи­зиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулиру­ет зрение и нервную деятельность.

Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физио­логически оптимальный; уменьшает кровяное давление и рас­ширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигре­ни; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.

Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряже­ние и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

Синий — успокаивающее действие переходит в угнетаю­щее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.

Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цве­тов; производит угнетающее действие на нервную систему.

Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощу­щения могут также вызывать вспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психологические состояния. Все это называют цветовыми ассоциациями.

Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмо­циональные, географические и др.

Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмо­циональные, географические и др.

 

Физические ассоциации:

1) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие, неве­сомые и т.д.);

2) температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие и т.д.);

3) фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шер­шавые, скользкие);

4) акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музы­кальные и т.д.);

5) пространственные (выступающие, отступающие, глу­бокие, поверхностные и т.д.);

 

Эмоциональные ассоциации:

1) позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические и т.д.);

2) негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные и т.д.);

3) нейтральные (спокойные, безразличные, уравновешен­ные и т.д.).

Почти любое прилагательное соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важ­ном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет.

Различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать физиологические реакции. Для оценки этих различий ввели понятие качества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены:

1) однозначность ощущения (т.е. определенность его, повторяемость при различных условиях для одного и того же индивидуума);

2) интенсивность ощущения:

3) устойчивость в пределах большой группы людей. Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая

оценка цветов зависят как от объективных свойств самих цве­тов, так и от свойств воспринимающего субъекта.

К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его в визуальной структуре, материал и фактура.

Свойства воспринимающего субъекта можно подразде­лить на групповые и индивидуальные. К групповым можно от­нести национальный фактор (раса, этническая группа), культур­ные традиции, классовую принадлежность. К индивидуальным относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъек­та.

Многочисленные исследования привели к выводам отно­сительно связи объективных свойств цвета с реакциями, кото­рые они вызывают.

1. Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.

2. Сложные, малоиасыщенные, среднесветлые цвета вы­зывают весьма различные (неустойчивые) и относи­тельно слабые реакции.

3. К наиболее однозначным ассоциациям относятся температурные, весовые и акустические (самые разные люди оценивают эти качества цвета в основном одина­ково).

4. К наиболее неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные, эмоциональ­ные, т.е. связанные с переживаниями и деятельностью биологических органов чувств. Здесь даже близкие лю­ди могут по-разному реагировать на одни и те же цве­та.

5. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызыва­ют разные реакции (Это можно объяснить двойствен­ностью их природы).

6. Желтые и зеленые цвета вызывают набольшее разно­образие ассоциаций (Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее ко­личество оттенков. В природе богаче всего представле­ны именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда богатство ассоциа­ций).

Одним из факторов, влияющих на эмоциональное пере­живание цвета, является форма предмета или пятна, несущего данный цвет. Многие современные ученые работают над описа­нием соответствий между эмоциями человека и комплексом пластических, звуковых и цветовых образов. Одна из таких попыток принадлежит Дж. Ормсби Саймондсу в книге «Ландшафт и архитектура».

Напряжение. Неустойчивые формы. Дробная композиция. Нелогичные сложности. Обширный ряд значений. Цветовые конфликты. Непрерывная интенсивность цвета. Зрительная не­уравновешенность по отношению к линии или точке. Отсутст­вие точки, на которой может отдохнуть глаз. Жесткие, шерохо­ватые или зазубренные поверхности. Незнакомые элементы, резкий ослепительный или вибрирующий свет. Резкие колеба­ния температуры. Пронзительный, действующий на нервы звук.

Разрядка. Простота. Объем может меняться в размере от интимного до грандиозного. Соответствие. Знакомые объекты и материалы. Плавные линии. Изгибающиеся формы и простран­ства. Явная конструктивная устойчивость. Горизонтальность. Приятные удобные очертания, мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами - белыми, се­рыми, синими, зелеными.

Испуг. Ощущаемое ограничение. Очевидная западня. От­сутствие средств, позволяющих оценить положение или мас­штаб. Скрытые зоны и пространства. Наклоненные, искажен­ные или разбитые плоскости. Нелогичные, неустойчивые фор­мы. Скользкая плоскость пола. Опасность. Незащищенные пус­тоты. Острые выступающие элементы. Искаженные пространст­ва. Тусклость, темнота, мрачность. Бледный и трепещущий или же наоборот, ослепляющий свет. Холодные синие, холодные зеленые тона. Ненормальный монохроматический цвет.

Веселье. Свободные пространства. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого, мечущегося и пет­ляющего движения. Движения и ритм, выраженные в сооруже­нии. Отсутствие ограничений. Формы, цвета и символы, взы­вающие скорее к эмоциям, чем к интеллекту. Возможность те-атрализованности. Зачастую светлое, яркое и стихийное, взятое в контрасте с тяжеловесным и темным. Теплые яркие цвета. Мимолетный, сверкающий, меркающий свет. Веселые, бодрые звуки.

Созерцание. Масштабность не имеет значений, так как субъект погрузится в глубины своего сознания. Все пространст­во может быть успокаивающим и скромным или же очень про­сторным и богато разукрашенным - лишь бы конструктивные формы не привлекали внимание. Отсутствие отвлекающих рез­ких контрастов. Символы, если только они использованы, должны иметь отношение к теме созерцания. Пространство должно обеспечивать ощущение изолированности, уединения, отрешенности и покоя. Мягкий рассеянный свет. Спокойные нейтральные цвета. Низкие приглушенные потоки звуков, не воспринимаемые сознанием.

Динамическое действие. Смелые формы. Мощный конст­руктивный ритм. Плоскости, поставленные под углом. Диагона­ли. Массивные материалы, такие, как камень, бетон, дерево или сталь. Грубые естественные поверхности. Крутая вертикаль. Явный композиционный центр. Концентрация внимания на фо­кусной точке действия - на трибуне, на точке сбора или вход­ных воротах, куда направлено общее движение. Движение, вы­зываемое динамическими линями, движущимся светом и реши­тельными изменениями формы, характера и звука. Сильные простые цвета.

Возвышенное, духовное. Поражающий масштаб, который превосходит обычное человеческое представление и погружает входящего в огромное пространство. Высоко парящие формы в контрасте с низкими горизонтальными формами. Объем устроен так, чтобы держать человека как бы пригвожденным к обшир­ной плоскости пола, в то время как взор и мысли стремятся вверх. Завершенный композиционный порядок, часто симмет­ричный. Применение дорогих и капитальных материалов. При­менение сдержанного белого. Если же применять цвет, то это холодные цвета, такие как сине-зеленые и фиолетовые.

Недовольство. Раздражающая смена направлений и рас­крытий. Зоны и пространства, не подходящие для предлагаемого использования. Помехи. Крайности. Несвоевременные затруд­нения. Отсутствие комфорта. Неприятная фактура. Неверное использование материалов. Нелогичность. Фальшь. Ненадеж­ность. Утомительность. Крикливость. Скука. Беспорядок. Дис­гармоничные цвета. Диссонирующие звуки. Неприятная темпе­ратура или влажность. Неприятное качество света.

Удовольствие. Пространство, формы, фактуры, цвета, символы, звуки, световые качества, явно подходящие к исполь­зованию пространства, каким бы оно ни было. Удовлетворение ожиданий, требований или желаний. Развитие последовательно­стей и их осуществление. Гармоничные соотношения. Единство при разнообразии. Возникающие в результате качества красоты.

При проектировании окраски любой вещи, предназначен­ной для человека, и в особенности для его индивидуального пользования, необходимо учитывать цветовые предпочтения.

Зарубежные ученые в результате многочисленных иссле­дований пришли к выводу, что существует биологическая врож­денность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковые предпочтения: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому. Среди под­ростков и взрослых цвета по своей популярности распределяют­ся следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый.

Цветовые предпочтения, так же как и ассоциации, обу­словлены множеством факторов, Обычно следует учитывать предпочтения не только отдельных цветов, но и сочетаний. Один из факторов - социальный. Но человек - существо не только социальное, его деятельность обусловлена также факто­рами физиологического порядка, состоянием нервной системы. Поэтому цветовые предпочтения в известной мере зависят от физиологических свойств организма. Исследуя психофизиоло­гические реакции человека на цвет, можно выявить некоторые общие закономерности цветовых предпочтений.

С точки зрения физиологического воздействия все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы:

А - простые, чистые, яркие цвета; контрастные сочетания.

Б - сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ло­манные, зачерненные), а также ахроматические нюансные соче­тания.

Цвета группы «А » действуют как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здо­ровой, неутомленной нервной системой. К таким субъектам от­носятся дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физическо­го труда, люди, обладающие кипучим темпераментом и откры­той, прямой натурой. Цвета и сочетание такого типа мы встре­чаем в следующих случаях: в детском художественном творче­стве; в молодежной моде на одежду; в декоративно-прикладном искусстве народов всего мира; в самодеятельном фольклоре людей неинтеллигентного труда.

Цвета группы «Б » скорее успокаивают, чем возбуждают; они вызывают сложные, неоднозначные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании для их восприятия, удовлетворя­ют потребность в тонких и изысканных ощущениях, а такая по­требность возникает у субъектов достаточно высокого культур­ного уровня. По всем этим причинам цвета группы «Б » предпо­читаются людьми среднего и пожилого возраста, интеллигент­ного труда, людьми с утомленной и тонко организованной нерв­ной системой. Цвета и сочетания данного типа встречаются в следующих случаях: в костюме для среднего и пожилого воз­раста; в интерьере жилищ городской интеллигенции; в живопи­си и прикладном искусстве.

Закономерная картина цветовых предпочтений может временно нарушиться колебаниями моды. Часто в одной и той же культуре могут сосуществовать противоположные типы ко­лорита, удовлетворяя одного и того же потребителя.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как влияют цвета на функциональные системы человека:

2. Назовите основные группы цветовых ассоциаций.

3. Назовите основные группы цветов в зависимости от их физиологического воздействия на человека.

 

 

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ЦВЕТОВ

 

Цвет у истоков культуры был равноценен слову и служил символом различных вещей и понятий. Затем символы входили в существующие мифы и по мере развития сознания передава­лись из поколения в поколения двумя путям: генетическим и фольклорным.

На Востоке - в Индии, Китае, Тибете символизация цвета появилась раньше, чем в Европе. Там в сложных символических системах цвет связывался с временами года, стихиями, сторона­ми света, животными. Процесс вербализации цветов во всех культурах и языках шел примерно одинаково: человек сначала называл черный и белый цвета, затем большинство народов - красный. В европейских культурах красное или белое означало добро, а черное - зло.

Самая широкая сфера, где использовался цвет, - это рели­гиозные и магические обряды. Распорядители (жрец, колдун, лекарь и т.п.) и его участники одевались в одежду определен­ных, строго предписанных цветов, красили тело и лицо, пользо­вались предметами или животными соответствующей окраски (белый, красный и черный, иногда желтый и синий). Каждому цвету приписывалось определенное смысловое значение и ма­гическая сила.

Белый - это цвет добра, исцеления, удачи, победы над злыми духами, цвет приумножения, очищения, приобщения к миру добрых духов (богов).

Белые животные или птицы у всех народов считались особыми, священными и использовались для жертвоприноше­ний добрым духам или для освятительных обрядов.

Не менее почетное место в культуре первобытных наро­дов занимал красный цвет. Он символизировал такие важней­шие для человека понятие, как жизнь, сила, энергия; он отличал все выдающиеся, возвышающиеся над обыденным — это цвет царей, богов, жрецов. Вместе с белым он образовал «жизнеут­верждающую» пару, противостоящую черному как цвечу отри­цания, зла и смерти. Красный цвет сопровождал человека от ро­ждения до смерти, помогая ему бороться с болезнями и несча­стьями, воодушевляя на большие свершения и войны. Новорож­денных детей красили красной краской (целиком или только лицо), надевали на руку красную повязку, чтобы придать им крепкость и силу, а также защитить от злых духов.

В медицинской магии красный был самым употребитель­ным цветом. Почти от всех болезней применялись красные аму­леты, повязки, шнурки, привязываемые к больному месту. Так­же использовали контакты с красными птицами и животными.

У первобытных людей вожак племени или глава рода яв­лялся также главным жрецом, отождествлялся с богом. Его рас­сматривали как дарителя жизни, пищи, благоденствия и здоро­вья, как главного воина и охранителя от зла. Поэтому он выде­лялся красным и белым цветами. Это самое распространенное и устойчивое сочетание цветов, присущие внешности царей, бо­гов, жрецов. Устойчивость этого сочетания в значительной сте­пени была связана с его эстетическими и психологическими воздействиями. В нем есть и яркость, и насыщенность, и кон­трастность — все то, что привлекает внимание, радует и возбуж­дает.

Белому и красному - позитивным жизнеутверждающим цветам - противостоялся черный, изображающий зло, темноту, страдание, несчастье, болезнь, смерть.

В раскраске ритуальных масок и предметов, убранстве жертвенных животных, в одежде жрецов наряду с белым и красным большей частью присутствовал и черный цвет. Это го­ворит о том, что иногда черный цвет выступал в позитивной ро­ли.

В процессе дальнейшего развития человечества мифологизм мышления постоянно сменялся рационализмом. Произош­ло усложнение общественных отношений, наука стала посте­пенно занимать место религии. Начался процесс замены симво­лов менее масштабными понятиями - аллегориями – условными обозначениями. Аллегория обычно выбирают из множества символических значений одно (красный - кровь, синий - небо).

Развитие аллегорий шло под влиянием дифференциации общества примерно с X1V-XVI веков, и ведущую роль в нем иг­рали уже не биологические, а социальные факторы. Если мифы порождались общечеловеческим сознанием - национальным или культурным, то аллегория - классовым и групповым. По­этому аллегории, например, рыцарства отличались от монаше­ских, а те, в свою очередь, - от крестьянских. Наиболее распро­страненные современные отечественные аллегории - «белая во­рона», «розовые очки», «черный юмор».

Потребность в аллегориях значительно увеличивается в периоды резкого раскола общества и противостояния его частей друг другу. Недаром большое количество аллегорий появлялось во времена войн или политических катаклизмов (гражданская война, разбившая народ на белых, красных и зеленых), и сейчас мы используем цветовые аллегории для определения политиче­ской, культурной или сексуальной ориентации окружающих: «красные», «коричневые», «зеленые», «голубые», «розовые».

Аллегория проявляла себя в основном на бытовом уровне. Так, при дворах итальянских феодалов дамы и кавалеры изо­щрялись в изображении цветовых языков, которые были понят­ны только им. Например, белое с красным означало «любез­ность и достоинство», а белое с голубым — «лояльность и дос­тоинство».

Процесс измельчания семантики цвета достиг следующей ступени вербализации - метафоры, которая представляет собой словесный образ. Это уже порождение индивидуального созна­ния. Смыслы цвета определяются здесь очень узко - только для одного стихотворения, картины и т.д., а в другом произведении тот же цвет может иметь совсем иное значение (поэзия Б. Ахмадулиной и проза В. Набокова).

В нашем веке интерес к мифу и символу и сопутствующе­му им цвету возрождается вновь: дойдя до абсолютного инди­видуализма, представленного в словесных образах, человек на­чинает выражать то общее, что свойственно всем людям.

 

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ ЦВЕТОВ СПЕКТРА

Ахроматические цвета

Белый. Восприятие этого цвета, первого, отличаемого че­ловеком, связано с двумя понятиями - свет и начало. Оба эти понятия тесно связаны с рождением человека: это и начало его жизни, и свет, который он в тот момент еще не видит, но уже ощущает. Эти ощущения идут из глубин коллективного бессоз­нательного, будучи заложенными в каждом из нас.

Белый цвет ассоциируется с такими понятиями, как чисто­та, пустота и освобождение от прошлого. Любое начало - это умирание старого, освобождение от прошлого и появление чего-то нового. В жизни это проявляется в ритуальном наряде невес­ты. Белый цвет подвенечного платья символизирует переход девушки в новое качество - в женщину. Он означает одновре­менно чистоту и целомудренность новобрачной, начало жизни новой семьи.

Белый цвет - это ясность, бесстрастие и рациональность, мудрость. Первые два понятия связаны между собой, ибо яс­ность сознания и мышления наступает при полной бесстрастно­сти. Ясность, бесстрашие и мудрость, соединенные с добром, сливаются в понятие духовности и в ее высшее проявление - святость.

Холод и пустота — это ассоциации, которые вызывает бе­лый цвет основаны на чисто физических ощущениях.

Цвет траура у китайцев и японцев — белый, означает одно­временно конец и начало.

В древние времена и в Средневековье белый цвет ассо­циировался больше с неэмоциональными понятиями - бесстра­стием, безмолвием, холодом, светом и ясностью. В новое время появилось новее значение этого цвета - радость.

Черный. Этот цвет ассоциируется в психике человека так­же с двумя основными понятиями - конец и тьма. Можно про­следить целую цепочку ассоциаций этого ряда: тьма, неизвест­ность, тайна, будущее. Тьма дает начало неизвестности, а вместе они рождают страх. Всегда неприятности для человека появля­лись из темноты и сопровождались страхом и тревогой. Поэто­му цепочка: черный, тьма, неизвестность и страх сильно укоре­нена в нашем бессознательном.

Другой ассоциативный исток Черного - понятие «конец» -связан с завершением, окончанием, а также с абсолютным по­глощением чего-либо.

Черный цвет часто ставится символом не столько смерти, окончания, сколько отрицания, протеста и оппозиции к проис­ходящему. Недаром черный цвет предпочитают агрессивные упрямцы, оппозиционеры, разбойники и анархисты (недаром это цвет пиратского флага, партии анархистов, гитлеровских чернорубашечников и т.д.).

Юноши и девушки - часто неосознанно - надевают его в знак протеста против несправедливости к ним отношения окру­жающих. Пожилые люди чаще выбирают черный цвет одежды как символ душевного кризиса, тупика, разочарования, отказа от личной жизни или активной духовной деятельности.

Признание черного цветом одежды для светских приемов связано больше с такими понятиями символического уровня, как строгость и малая эмоциональность. Цвет в этих случаях должен подчеркивать формальность официальных отношений.

Черный цвет одежды жениха - это аллегорический знак траура по поводу окончания свободной жизни, предчувствия грядущих забот и ответственности за вновь создаваемую семью.

При соединении всех отрицательных символов Черного (агрессивность, страх, протест) в логической цепочке ассоциа­ций появляется новые понятия: зло, несчастье, горе, страдания. Это один из самых общепринятых символов в нашей жизни, что и проявляется в соответствующем лексиконе («черные» дни, годы, дела, мысли, душа, магия и др.). Логическим завершением цепочки является определение черного как символа смерти - и физической, и ритуальной.

Серый. Нейтральный цвет, избегает крайностей и эмоций. Его главные свойства основываются на тех основных ощущени­ях, которые он вызывает - стабильность и холодность. Этот цвет не содержит ни прошлого, ни будущего и символизирует на­стоящее, текущее время. Отсутствие движения, символизирую­щиеся серым цветом, приводит и таким понятиям, как остановка и порядок.

Еще одно ощущение, вызываемое серым цветом и исхо­дящее из его холодности и стабильности, - это обособленность. То, что он отделен от всех остальных, выражается в таких поня­тиях, как нейтральность и граница. Оба они отражают отсутст­вие стремления к чему-либо и ассоциируются с понятиями сдержанности, незаметности, скромности и ограниченности.

Обычность этого цвета проявляется в жизни в выражениях типа «серые будни», «серая личность», «серые способности» и др. Серый цвет зачеркивает индивидуальность, а серая одежда подчеркивает обыденность его носителя, делает его незаметным среди других людей.

Еще одна цепочка понятий, образуемых серым цветом, происходит от такого ощущения, как холодность. Оно ассоции­руется с серым туманом, небом, затянутыми тучами, и всем, что связано с ухудшением видимости. Отсюда легко выводятся по­нятия неясности, скрытности и тайны.

 

Хроматические цвета

Красный. Это древнее общеславянское слово, которое оз­начает «красивый» или «прекрасный».

В древности на Руси слово «красный» означало красоту физическую, красивую, привлекательную внешность. Затем оно стало определять красоту предметов, явлений природы и обще­ственной жизни. Позже это слово вошло в религиозно-ритуальную литературу, означая качества положительные, с точки зрения христианской морали, - «достойный», «почетный» и даже «святой». В бытовой речи оно еще значило «светлый», «яркий». Прилагательное «красный» вплоть до XVIII века упот­реблялось как слово, выражающие разнообразные положитель­ные качества: красивый, прекрасный, привлекательный, превос­ходный, великолепный, драгоценный, отличный, отменный. И только потом оно стало означать цвет красной краски.

В основе физиологического воздействия красного цвета лежат такие его свойства, как физическая активность и возбуж­дение, а его природные ассоциации - кровь, огонь.

На чисто физическом уровне этот цвет связан с возбужде­нием, на физиологическом - с сексуальностью, на эмоциональ­ном - со страстью, на высшем сознательном - с любовью.

Красный, как цвет активности и действия, служит симво­лом силы и власти, недаром цари, императоры и короли носили красную одежду. Однако стоить знать, что этот цвет символизи­рует лишь физическую силу и активность, он лишен духовно­сти.

Розовый. Под влиянием белого и красного в нем утрачи­ваются активность, напор и сексуальность и приобретаются спокойствие и духовность. Это цвет духовной любви и радости, единения с миром.

Коричневый. В нем бессознательность и мрачность черно­го цвета подавляют энергию и тепло красного, полностью лишая этот цвет духовного содержания. Коричневый цвет - это кон­центрация на телесных ощущениях, обыденности, заземленности и повседневности. Недаром его предпочитают ограниченные люди. Этот цвет является символом животного начала в челове­ке, удовлетворения исключительно физиологческих потребно­стей, бегства от духовных исканий. Такая направленность дела­ет человека зависимым от общества, послушным существующе­му режиму и распорядку. Недаром фашисты выбирали своим символом именно коричневый — цвет людей бездуховных, по­слушных и ограниченных.

Пурпурный. Несет в себе сочетание цветов самых крайних концов цветовой гаммы - красного и фиолетового. Эта особая область сектора, в природе этот цвет не существует и получить его излучение можно только в лабораторных условиях. Пурпур­ный - символ замкнутого кольца, примирения крайностей или возвышения над борьбой. Он действует вне времени и сознания и служит символом выхода за пределы пространства и времени, символом сверхсознания. Важность и величественность пурпурного цвета привлекали к нему внимание царственных особ.

Оранжевый. Соединяет в себе черты красного и желтого цветов. Это самый теплый цвет хроматического круга и самый энергетичный. Основные понятия, образуемые желтым цветом, исходят из тех ощущений, которые он вызывает: тепло, жар, зной. Это эротическая страсть, более утонченная и одухотво­ренная, чем физиологическая сексуальность красного цвета, это радость и творческие способности.

Желтый. Его символизм строится на тех основных ощу­щениях, которые он вызывает - тепло и энергию, свет и гиб­кость. Состояния вызываемые желтым, - радость, ясность, оп­тимизм и веселье, обычно связываются с солнцем. Это цвет от­крытости, энергии, целеустремленности и живости, желания.

Однако легкость и живость желтого имеют и обратную сторону - этот цвет вызывает ощущения доступности, легко­мысленности, поверхности и изменчивости. Поэтому во все времена он считался цветом измены.

Отношения к желтому цвету на уровне аллегории слож­ное, различное на Востоке и Западе. Запад отожествляет жел­тый цвет с цветом человеческих экскрементов (кал и моча) и оценивает его двойственно. Алхимики и поэты его превозносят, но в то же время он считается цветом презираемых и отвержен­ных: блудницы в средние века должны были носить на головах желтые платки. Презрительное отношение к желтому цвету до сих пор звучит в некоторых выражениях нашего лексикона: «желтый листок», «желтая пресса» и др.

На Востоке желтый цвет считается священным и лечеб­ным. Особенно почитался этот цвет в средневековом Китае, где никто, кроме императора, не имел права носить желтую одежду - нарушивших этот закон казнили.

Охра. Охра утрачивает под влиянием черного одухотво­ренность, легкость и открытость, становится похожей на корич­невый. Это цвет ревности, недоверия и скупости.

Зеленый. Основные ощущения, на которых строится сим­волизм этого цвета - внутренняя сила и равновесие, слияние с природой. Символ зеленого цвета на физиологическом уровне - равновесие, а эмоциональном, подсознательном - спокойствие, на уровне сознания - терпение, ожидание, надежда, безопас­ность.

Еще одно понятие зеленого цвета берет свое начало в ас­социациях, связанных с природой: незрелость ранних зеленых листьев и плодов и их потенциал развития сравниваются с юно­стью и неопытностью молодого человека.

Желто-зеленый. Желто-зеленый ассоциируется с ранней весной - раскрытие и расцвет. Радость, активность, энергия жел­того цвета здесь соединяются с надеждой, уверенностью и по­тенциалом зеленого.

Сине-зеленый. Влияние синего цвета на зеленый в этом цвете проявляется большей холодностью, логичностью и рацио­нальностью, меньшей уравновешенностью и инертностью. Это цвет сознания и рациональности, он символизирует напряжение воли, контроль над эмоциями, умение активного и логически решать поставленные задачи. Этот цвет убежденности в своей правоте и полноценности.

Синий цвет. Символизм этого цвета имеет корни в при­роде - это прозрачная вода, чистое небо. Его основные психо­физиологические свойства - успокоение и удовлетворение - ле­жат в основе таких вызываемых им ассоциаций, как освобожде­ние, мир, спокойствие. Высшими понятиями, символизирую­щими этот цвет являются вечность и бесконечность.

Темно-синий. Под влиянием черного синий цвет утрачива­ет свою одухотворенность и чувствительность. Этому цвету со­ответствуют такие малопривлекательные качества характера человека, как упорство, заносчивость, зловредность и даже жес­токость.

Голубой. Белый приносит в синий цвет оттенок свежести, одухотворенности и некоторой холодности. Это исключительно духовный, не чувственный цвет.

Фиолетовый. Этот цвет получается смешением двух цве­тов: холодного, логического, рационального синего и активного, энергичного, бессознательного красного. Такая смесь порождает скрытое возбуждение, внутреннее напряжение, воздержанность и тайну. Этот цвет уходит от голого рационализма синего и со­держит в себе чувственность и интуицию, поэтому считается цветом мистики, магии. Фиолетовому свойственны благородст­во и консерватизм.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите символическое значение белого, черного и красного цветов.

2. Назовите смысл цветов в аллегориях и метафорах.

3. Семантика ахроматических цветов.

4. Семантика хроматических цветов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: