Цвет как средство информации




Цвет может выступать в роли носителя информации, ко­торая воспринимается мгновенно, без всяких усилий и на боль­шом расстоянии. Цветовые коды использовались в практике че­ловечества с древнейших времен. В наше время цветовое коди­рование широко применяется в производственном интерьере, на транспорте, в рекламе и визуальных коммуникациях. Красный цвет означат запрещение, опасность, остановку; зеленый - раз­решение, пуск, безопасность; желтый - предупреждение; соче­тание желтого с черным - «отпугивающая окраска»; синий - это нейтральный цвет для ориентирующих знаков и указателей; оранжевый предупреждаете потенциальной опасности.

Употребление цвета как средства информации регламен­тируется специальными нормами для промышленности, транс­порта и других отраслей народного хозяйства.

 

ЦВЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ

 

Благоприятный цветовой климат в производственных зда­ниях - одно из важнейших условий хорошего самочувствия лю­дей и одно из условий повышения производительности труда и качества продукции.

Проектирование цветовой отделки производственного по­мещения начинается с анализа следующих факторов: назначе­ния помещения; характера протекающих там процессов (катего­рия работ, разряд зрительной работы); освещения (количествен­ные и качественные характеристики); санитарно-гигиенических условий в помещении (выделение вредностей, их тип); особен­ностей объемно-пространственной структуры интерьера (абсо­лютные размеры и пропорции помещений, их планировочное решение, степень насыщенности оборудованием и коммуника­циями, характер конструкции); цветовых предпочтений людей (в зависимости от возраста, пола, культурного уровня, нацио­нальности, рода занятий); цветового климата окружения; харак­тера имеющихся отделочных материалов; технических возмож­ностей. Все эти факторы определяют тип цветовой гаммы и ос­новные характеристики цветового решения.

В процессе анализа факторов, влияющих на выбор гаммы, может оказаться, что требования к цветовому решению проти­воречат друг другу. В таких случаях отдают предпочтение тому цвету, который имеет набольшее значение в данных условиях. Такой решающий характер принято называть критерием опти­мальности цветового решения.

Нередки случаи, когда решающим критерием при выборе цветовой гаммы следует считать эстетический, даже если он вступает в противоречие с функционально-технологическим. Высокие эстетические качества среды способны дать многосто­ронний полезный эффект, окупающий все издержки.

Основные принципы гармонизации цвета в производст­венном интерьере:

1. Количество основных цветов должно быть минималь­ным. В одном помещении количество колеров недолжно превышать 2-3. Для решения световой схемы самого крупного предприятия достаточно 12-14 коле­ров.

2. Тип цветовой композиции должен быть ясным и легко узнаваемым. Предпочтительнее монохромная или по­лярная композиция, возможны сочетания и в среднем интервале.

3. На основных поверхностях не следует применять цвета верхней части круга (красный, пурпурный, оранже­вый), а также фиолетовый. В насыщенном виде эти цвета чрезмерно возбуждают и раздражают, а в разбе­ленном - вызывают негативные ассоциации, их отно­сятся к негативным цветам.

4. По психологическому воздействию в производствен­ном интерьере уместны цвета и сочетания следующего характера: спокойные, мужественные, терпкие, суро­вые, бодрые, деловые. Неуместны: слащавые, притор­ные, пошлые, сентиментальные и т.д.

5. Не следует употреблять слишком насыщенные цвета и диссонирующие сочетания; например, недопустимо сочетание желтого с оранжевым, тепло-коричневым или любым другим теплым цветом, следует придержи­ваться классического типа цветовых сопоставлений.

6. Всегда предпочтительнее вводить цвет в интерьер в виде натуральных материалов: дерева, металла, камня, а также керамики, стекла и т.п.

7. При окраске оборудования следует согласовать его размер с масштабностью цвета. Чем крупнее габариты оборудования, тем менее насыщенным и более светлым должен быть его цвет. При окраске основных поверх­ностей в помещении поступают наоборот: чем обшир­нее помещение, более насыщенной может быть окраска его стен, пола и пр.

8. Цветовая схема должна обеспечивать как единство цветового решения производственной среды, так и раз­нообразие визуальной структуры при переходе из одного помещения в другое, а также при смене точек зре­ния.

9. В помещениях, не имеющих контактов с окружающей средой, следует вводить как можно больше натураль­ных средневолновых цветов, а также следует использо­вать озеленение цехов и уголков отдыха живыми рас­тениями.

Всякий производственный комплекс состоит из помеще­ний различного назначения. Помимо цехов, в него входят адми­нистративные, бытовые и прочие помещения. Их цветовое ре­шение обычно строиться по контрасту с цветовой схемой произ­водственных помещений. Вестибюль, столовая и душевые ре­шаются в более оживленной и насыщенной гамме, чем цеха. Отдыхая от производственного процесса, рабочий получает здесь эмоциональную разрядку; активность цвета помогает снять утомление от монотонности труда.

Целый ряд объектов в производственной среде окрашива­ется в строгом соответствии с установленными нормами. В ок­раске этих объектов закодировано то или иное сообщение: о ре­жиме работы, об опасности, о содержании емкости, о фазе тока и пр. Такая условная окраска называется функциональной. Для нее выбраны определенные цвета, которые делят на сигнальные (основные и вспомогательные), отличительные и опознаватель­ные.

Основные сигнальные цвета и их значения:

1) красный - «стоп», запрещение, явная опасность, окра­ска противопожарных средств;

2) желтый - внимание, предупреждение о возможной опасности;

3) зеленый - безопасность, разрешение, путь свободен.

Вспомогательные сигнальные цвета и их значения:

1) оранжевый - опасность, явная или потенциальная;

2) синий - информация.

При окраске баллонов, трубопроводов и прочего оборудо­вания необходимо руководствоваться строительными нормами и правилами (СНиП).

 

ЦВЕТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Школьные здания расчленяются на несколько относи­тельно независимых комплексов: классы и кабинеты с рекреа­циями для детей младшего, среднего, старшего возрастов; вес­тибюль с кабинетами администрации; актовый зал с фойе; спор­тивный зал с раздевалками и душевыми; столовая и учитель­ская. Каждая из этих групп требует особого подхода к цветово­му решению, и в то же время все они вместе должны составлять некоторое целое, слаженную цветовую структуру.

Дети младшего школьного возраста предпочитают цвета теплые, относительно насыщенные и яркие, т.е. красный, оран­жевый и желтый, а из холодных - травяной зеленый и светло-синий. Доминирующим хроматическим цветом в классах дол­жен быт желтый. Классная мебель должна быть светлой (но темнее бумаги) и гармонировать с цветом стен. Классные доски окрашиваются в темно-коричневый, темно-зеленый или темно-синий. Переднюю стенку можно слегка притемнить для сниже­ния контраста между классной доской и стеной. Пол может быть светло-коричневым, темно-оранжевым, темно-желтым.

В рекреации для младших классов так же должны доми­нировать предпочитаемые цвета, но их сочетания должны быть более контрастными и насыщенными. Общая гамма в рекреаци­онном помещении должна компенсировать цветовое утомление от обстановки класса. Здесь может быть достаточно разнообраз­ная гамма, но с преобладанием теплых и насыщенных цветов.

У детей среднего возраста предпочитаемые цвета сдвига­ются в сторону средневолновых и менее насыщенных. Для клас­сов можно выбрать доминирующий зеленовато-желтый или светло-зеленый цвет. Остальные цвета подбираются в гармонии к выбранному. Рекреацию можно решать в охристо-бежевой гамме с введением синих или голубых цветов.

Исследования цветовых предпочтений юношеского воз­раста показывают, что предпочтительные цвета сосредоточены в области относительно холодных, сложных и малонасыщенных. Поэтому окраску основных поверхностей кабинетов и классов необходимо сделать в малонасыщенной, сдержанной, относи­тельно холодной или ахроматической гамме, но необходимо включить туда небольшие по площади элементы более ожив­ленной окраски. Кроме того, при разработке цветовой схемы кабинетов следует учитывать их специализацию. Кабинет исто­рии или математики желательно окрашивать в теплой гамме, кабинет литературы или изобразительного искусства - в ней­тральной, светло-серой. В кабинете химии нельзя применять желтый цвет или желто-зеленый, здесь лучше серо-голубой или холодно-белый.

Актовый зал должен отличаться по гамме от всех других помещений школы. Здесь можно применять более насыщенные цвета, которые не встречаются в других помещениях школы.

В спортивном зале необходимо применять светло-холодные цвета с небольшими насыщенными теплыми акцента­ми (скамьи, снаряды и т.д.)

Школьная столовая может решаться в веселой, теплой, оживленной гамме, но нужно избегать пестроты.

В учительских и кабинетах администрации цветовую гам­му лучше решать в спокойных бело-серых цветах.

 

ЦВЕТ В ЭКСПОЗИЦИОННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

 

Цветовое решение экспозиционных помещений тесно свя­зано с назначением и характером выставки. Роль дизайнера в оформлении выставок сводится к созданию оптимальных усло­вий зрительного восприятия, что обеспечивается соблюдением некоторых принципов.

Цвет стендов и прочих приспособлений для выставки прежде всего должен выгодно выявлять и «оттенять» экспонаты, служить для них оптимальным фоном. Чаще всего в качестве фоновых цветов используются ахроматические, в особенности белый, светло-серый, черный. Если нужен хроматический фон, для него используют спокойные малонасыщенные цвета: песоч­ный, беж, коричневый, синевато-серый, терракотовый. Экспонат должен контрастировать с фоном по яркости или цветовому то­ну. Яркостный контраст берется большой или средний.

Цвет также может вносить в экспозицию оживляющие акценты и тем самым оказывать благоприятное психо­гигиеническое воздействие - снятие утомления от просмотра выставки. Яркие пятна принято располагать в определенном ритме, сосредотачивая цвет на специальных стендах, где экспо­натов может и не быть.

В экспозиционной структуре «делового» типа цветовые пятна вносят в композицию ритм, задают масштабные характе­ристики пространства, объединяют множество элементов ком­позиции в одно целое. Иногда возникает необходимость расчле­нения ее на несколько зон. Такое зонирование можно осущест­вить при помощи цвета, варьируя общий колорит отделов экс­позиции.

Если экспонаты однообразны, полезно создавать про­странственные паузы, чтобы не переутомлять зрителя. Роль та­ких «пауз» могут играть особые стенды, цвет которых контра­стирует с доминирующим цветом экспозиции.

Очень большое значение на «деловых» выставках имеют правильное естественное или искусственное освещение.

 

ЦВЕТ В ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Театр. Цветовое оформление должно соответствовать ду­ху театрального искусства. В зале театра должна быть создана атмосфера, способствующая наиболее полному восприятию представления и не только интеллектуально, но и эмоционально. Психическая напряженность у зрителя должна получить свое разрешение в воздействии цветов, применяемых в оформлении театрального зала. Это достигается таким сочетанием красок, когда цветовое оформление привлекает внимание зрителя к сце­не.

В театральном зале стены и потолки - это сочетание форм, которые должны создавать подъем настроения. Потолок не только ограничивает помещение по высоте, но совместно со стенами должен способствовать общению зрителя со сценой. Дизайнер должен с помощью цвета решать задачи, как наилуч­шим способом динамически создать переход теплых тонов в холодные, как приглушить контрасты. Цвета, применяемые в оформлении, не могут быть резкими, а динамичность их сочета­ния не должна приводить к ощущению неуверенности.

При окраске входа в фойе можно применять акцентирую­щие цвета. Как правило, стенка, на которой висят зеркала, должна быть окрашена в красновато-желтый, а противополож­ная ей стена - в зеленоватый или синеватый цвет.

Кинотеатр. Цветовое оформление кинозала воспринима­ется зрителем недолго: когда гаснет экран и на короткое время освещается зал. Цвета, в которые окрашены стены, должны спо­собствовать переключению внимания на экран.

 

ЦВЕТ В ТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

 

В цветовой отделке продовольственных магазинов надо обеспечить и подчеркивать чистоту. Для этой цели пригодны следующие группы цветов: синий, белый, зелено-белый.

Для булочной - цвет слоновой кости, серый; белый, сереб­ристо-серый, синий; светло-синий, белый, красно-коричневый.

Для магазина по продаже мяса рекомендуются следующие цвета: цвет слоновой кости, зеленовато-синий, серый; белый, светло-зеленый, оливковый.

Рыбный магазин должен казаться прохладным и влажным. Сочетания светлого синевато-зеленого цвета с белым и блестя­щие поверхности придают помещению необходимую атмосферу.

Кафетерий окрашивают в теплые цвета: желтый, желтова­то-коричневый. В качестве сопутствующего достаточно доба­вить немного оливкового цвета. Контраст матовых окрашенных и блестящих металлических поверхностей оборудования сдела­ют интерьер эффективным.

 

ЦВЕТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗДЕЛИЙ

 

Исследования показывают, что цвет в изделиях промыш­ленного производства выбирают с учетом:

1) функционального назначения изделия и условий эксплуатации;

2) функционально-конструктивной структуры изделия;

3) особенностей композиции формы изделия;

4) условий среды, в которой изделие будет использо­ваться.

По назначению изделия можно разделить натри основные группы: производственное оборудование разных видов, включая аппараты контроля и управления технологическими процесса­ми; средства транспорта; предметы культурно-бытового назна­чения.

Фома и цвет выявляют особенности и функциональное на­значение промышленного изделия, одновременно облегчая зри­тельное восприятие и взаимодействие между изделиями и чело­веком с учетом процесса потребления.

Цвет способствует распознанию сферы применения изде­лий и их эксплуатационной специфики. Он обусловлен требова­ниями безопасности, занятости и легкости распознавания пред­метов на разных цветовых фонах.

Цвет фона должен быть контрастным к цвету детали: свет­ло-коричневый для стали, чугуна и алюминия; светло-голубой для бронзы, дерева и других изделий теплого цвета; ахроматический для разноцветных деталей. Особое значение имеет цвет при конструировании кнопок и рычагов управления приборов и пультов, мнемосхем и других элементов для безо­пасности и надежности работы. Недостаточный контраст между фоном и кнопкой пульта может привести к браку и аварии.

Некоторые изделия требуют контрастных и ярких тонов (планеры, спортивные парашюты, детские игрушки, туристиче­ские плакаты и др.), а другие - светлых и мягких тонов (меди­цинское оборудование, приборы, станки).

Окраска изделий должна быть связана с их функциональ­но-конструктивной структурой. Конструкция изделия может быть открытой или полностью скрытой. Изделия с открытой конструктивной структурой обычно состоят из многих элемен­тов различной конфигурации и разных размеров. С помощью цвета в этом случае целесообразно объединять отдельные груп­пы по функциональным признакам для того, чтобы выявлять наиболее характерные части. Взаимная цветовая увязка отдель­ных групп должна быть гармонической, композиционно отрегу­лированной, с учетом назначения изделия и процесса его упот­ребления.

В изделиях с частично открытой конструктивной структу­рой цветом следует подчеркивать отдельные элементы по функ­циональным признакам и потреблению. Например, при окраске станка цветом выделяются зоны управления и рабочие зоны.

К изделиям со скрытой структурой относятся приборы и пульты управления, в которых большинство конструктивных элементов скрыто. Щиты пульта управления или приборы яв­ляются их структурой. Цвет здесь играет очень важную визу­альную роль. Лицевая панель выделяется особым цветом, от­личным от обрамляющего, и при большой величине пульта она может быть расчленена цветом на отдельные по назначению зоны.

По этому же принципу цвет окраски решается и в других изделиях (в автомашинах, радиоприемниках, телевизорах).

Правильная взаимосвязь цвета и формы обеспечивает хо­рошее восприятие изделий различной формы.

Цветовой тон, насыщенность, светлота являются основ­ными параметрами, обеспечивающими наиболее правильное ассоциативное восприятие: абсолютные размеры, масштаб изде­лий, динамические ритмические построения, чувство весовой и тепловой характеристики изделий, близость и дальность.

При рассмотрении объема с близких расстояний насы­щенность цвета может быть незначительной, а с больших рас­стояний цвет должен быть более четким и разграничиваться на части вплоть до контрастных цветов. В динамических формах цвет и форма должны выражать идею движения с преобладани­ем горизонтальных и наклонных линий по направлению движе­ния.

Изделия, решенные в сдержанной гамме с применением минимума цветов, воспринимаются в более крупном масштабе, и, наоборот, применение увеличенного количества цветов с по­вышенной контрастностью между ними создает впечатление более мелкого масштаба.

Темные цвета (пурпурные, фиолетовые, коричневые, тем­но-серые, черные) кажутся более «тяжелыми» в отличие от светло-голубых и желтых. Так как впечатление излишней тяже­сти и массы плохо отражается на психике, то громоздкие изде­лия лучше всего окрашивать в «легкие» цвета.

Важно учитывать и другие иллюзии зрения, связанные с цветом - удаляющиеся от зрителя цвета (холодные) и высту­пающие (теплые). По сравнению с холодными цветами, теплые насыщенные кажутся более «напряженными» и вызывают ассо­циации силы, энергичности.

Для эстетической выразительности облика изделия нема­ловажное значение имеет фактурная отделка. Обрабатываемые поверхности изделия могут быть глянцевыми, матовыми или шероховатыми, полуматовыми или полуглянцевыми. Наиболее полно и красиво цвет выявляется на матовой фактуре, глянец же в какой-то мере маскирует цвет. Матовая фактура широко ис­пользуется в современных интерьерах. Она скрадывает нюансы формы при рассеянном освещении. Глянцевая фактура исполь­зуется при окраске автомобилей — блики, получающиеся на гра­нях формы, выгодно подчеркивают структуру объема и рисунок машины. В то же время блики на оборудовании в цеху могут вызывать ослепление и быть причиной травматизма, вести к снижению производительности труда.

 

ЦВЕТ В РЕКЛАМЕ

 

Цвет, вносимый в городскую среду рекламой, способству­ет решению важнейшей социальной задачи эмоционального на- сыщения городской среды и ее коммуникативности. Цветовое пятно само по себе может украсить улицу, о чем-то сказать че­ловеку, развлечь, доставить эмоциональную разрядку и т.д.

Основные положения колористки в рекламе

1. Язык цвета должен быть лаконичным. Количество до­минирующих хроматических цветов ограничивается одним-двумя (самое большее - тремя). Широко используются белый и черный ( в дальней зоне восприятия) и серый (в ближней зоне).

2. Тип цветовой композиции предпочтителен четкий и легкоопределимый (однотоновая, полярная или трехцветная композиция).

3. Отдельные цвета должны быть легкоузнаваемыми. Они должны относиться преимущественно к основным. Следует из­бегать всяких неопределенных и слишком сложных цветов.

4. Отношения цветов предпочтительны классического ти­па, т.е. ясные и достаточно контрастные. Не следует сопостав­лять тонко нюансирующие пятна.

5. Чем дальше от зрителя расположена композиция, тем насыщеннее должны быть ее цвета и контрастнее отношения. В композиции, воспринимаемой с близкого расстояния, насыщен­ность цвета следует снижать, контрастность уменьшать.

6. Фактура цветового пятна предпочтительнее гладкая, контуры пятен должны быть четкими.

7. Следует избегать психологически негативных цветов и сочетаний: сентиментальных, слащавых, пошлых, комических, вульгарных, грубых, гнилостных и ядовитых. Из палитры лучше исключить розовый, розово-оранжевый цвета, сочетание розо­вого цвета со светло-зеленым, цвет «какао с молоком», смеси желтых цветов с черным, чистый стронциановый, сочетания желтых с зелеными и др. Упомянутые цвета и их сочетания уме­стны больше в сатирическом жанре.

8. При решении цветовой композиции необходимо учиты­вать условия освещения. На ярком солнечном свете лучше всего сохраняют свои характеристики желтый и голубой цвета. Остальные цвета изменяют цветовой тон, как бы выгорают. В те­невых местах лучше выглядят красный, зеленый, синий цвета. Для теплых цветов выгоднее освещение лампами накаливания, для холодных - люминесцентными лампами белого света.

9. Рекламные установки не должны быть сложными по форме и перегруженными цветом.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите основные типы помещений в зависимо­сти от назначения объекта.

2. Назовите основные факторы, влияющие на цветовое решение интеръера.

3. Какие цвета используют в производственных здани­ях?

4. Назовите основные принципы гармонизации цветов в производственном интеръере.

5. Перечислите основные сигнальные цвета и их значе­ния.

6. Назовите основные принципы цветового решения по­мещений в образовательных учреждениях.

7. Назовите основные принципы организации цветового климата в экспозиционных помещениях.

8. Каким должен быть цвет в зрелищных учреждениях?

9. Как используется цвет в художественном конструи­ровании изделий?

10. Назовите основные положения колористки в рекла­ме.

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!