Пропаганда как социально-психологический феномен




Одной из самых востребованных технологий ведения информационно-психологической войны является пропаганда как эффективное средство манипуляции сознанием.

Информационная пропаганда - разновидность информационного воздействия, в котором осуществляется преднамеренное воздействие на объект с целью оказания влияния на его ориентацию, намерения и действия. Применяется в целях:

Ø изменения убеждений;

Ø стимулирования элементов поведения, способствующих снижению (повышению) морально-психологического состояния;

Ø ослабления эмоционально-волевой стойкости человека.

В настоящее время, по мере перехода нашей страны от постиндустриального общества к обществу информационному, доля присутствия пропаганды в нашей жизни будет неуклонно возрастать. Связано это, в первую очередь, с тем, что объёмы потребляемой нами информации резко возросли. Однако нашим системам переработки и хранения информации стало тяжело справляться с огромными информационными потоками, которые буквально обрушиваются на нас с экранов телевизоров, радиопрограмм, газетных статей. Нам становится труднее критически оценивать получаемую информацию, приходится многое принимать на веру и пользоваться той интерпретацией, которую навязывают нам журналисты, деятели культуры и политики. Все эти факторы являются питательной средой для психологического воздействия пропаганды на наше сознание.

Современная пропаганда часто мимикрирует под сообщения СМИ, PR, политическую рекламу, поэтому зачастую выявить её бывает очень сложно. Как показывает политическая практика, пропаганда никуда не исчезла из нашей жизни, она просто проходит очередной этап в своём развитии, ведь мир за последние годы сильно изменился, следовательно, меняются формы и средства пропаганды.

В структуре пропаганды можно выделить следующие элементы:

Ø адресанта (коммуникатора),

Ø информацию,

Ø адресата и его действия, угодные адресанту и вызванные влиянием полученной информации.

В роли адресанта в системе пропаганды, как правило, выступают политический лидер, правительство или политические партии, а в странах с тоталитарной формой правления, адресантом (коммуникатором) могут быть как запрещённые политические партии, так и отдельные диссиденты.

Источником информации в пропагандистской деятельности являются средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации (СМК). Однако в некоторых случаях адресант и источник информации могут меняться местами, то есть в роли адресанта могут выступать СМИ или СМК, а в роли источника информации - политический лидер, правительство или политические партии.

Адресатом же, как в первом, так и во втором случае является массовое сознание граждан своей страны, жителей нейтральных, дружественных или враждебных стран, а также военнослужащих, как своей армии, так и армии противника. Пропагандистская информация направлена на эмоционально-волевую сферу массового сознания, изменения в которой и побуждают адресата совершить нужные адресанту действия.

Для массового сознания характерны две особенности - тенденция к упрощению и т енденция к конкретизации, что было показано ещё в начале ХХ века французским исследователем психологии масс Г. Лебоном. «Упрощение - это выделение нескольких или единственного несложного признака для обозначения сложных явлений реальности. Конкретизация - сочетание более или менее абстрактных понятий с какими-либо конкретными привычными образами». Из двух этих особенностей образуются стереотипы. Данный термин ввёл в социальные науки У. Липпман в своей работе «Общественное мнение», вышедшей в 1922 году. Липпман определил стереотип как упрощённое, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта.

Чтобы обойти сформировавшиеся стереотипы и использовать защитные психологические барьеры в своих целях, пропаганда должна соответствовать следующим требованиям:

1. Быть направленной на конкретную целевую аудиторию;

2. Привлекать внимание этой аудитории и соответствовать её интересам;

3. Преодолеть шум, исходящий от других сообщений, с помощью повторения;

4. Соответствовать представлениям целевой аудитории и избегать конфликтной информации;

5. Удовлетворять интересы и потребности данной целевой аудитории.

Можно сделать следующие выводы:

- Пропаганда - не только средство информационно-психологического воздействия на эмоционально-волевую сферу массового сознания, но и специфический информационный процесс;

- Для оказания нужного информационно-психологического воздействия на массовое сознание пропаганда формирует и использует уже сформированные стереотипы и установки, которые входят в установочно-познавательную призму, влияющую на приём и переработку информации;

- Пропаганда преподносит информацию слушателю так, чтобы он не только точно знал, что произошло в мире, но и захотел передать эти сведения своим знакомым;

- Неся в себе элемент сенсационности, пропаганда даёт человеку возможность почувствовать себя осведомлённым, хорошо информированным «специалистом» в той или иной области;

- Отличие пропаганды от других информационных процессов в интерпретационном и эмоционально окрашенном характере сведений, передаваемом в пропагандистском сообщении;

- Информирование в системе пропаганды имеет психологическую природу, в ней функционируют все элементы познавательного процесса: восприятие, эмоции, мышление и память;

- Пропаганда умеет обходить и использовать в своих целях такие защитные психологические барьеры личности как избирательное внимание, избирательное восприятие, избирательность призыва.

4. Пропаганда как неотъемлемая часть системы политической коммуникации

Выясним соотношение политической пропаганды, политического PR и политической рекламы. Г. Почепцов разграничивает данные средства политической коммуникации по стратегиям, которые они используют, представляя это в виде таблицы:

Коммуникативная технология Базисный инструментарий
Реклама Стратегия желания
Паблик рилейшнз Стратегия доверия
Пропаганда Стратегия убеждения

Пропаганда и PR. В 1928 году вышла книга Э. Бернайза «Пропаганда », в которой автор объединил два этих понятия, назвав PR «новой пропагандой ». С начала 1930-х гг. термин «пропаганда» не входил в обиход западных учёных, имея негативную окраску, и был прикреплён к тоталитарным режимам Германии и СССР.

Американский специалист Ф. Джефкинс считает, что пропаганда направлена на удержание правительства у власти, а PR на то, чтобы действия правительства были понятными и правильными. В данном случае разграничение происходит по «благородству» целей. Но и такой подход нельзя считать конструктивным, потому что пропаганда так же стремится к тому, чтобы действия правительства были понятными и правильными, а PR так же используется для удержания правительства у власти.

Е. Егорова-Гантман и К. Плешаков отмечают: «Что является общим и что частным - пропаганда или PR - сказать трудно. По нашему мнению, и то, и другое - формы политической коммуникации, отличающиеся по методам воздействия на общественное сознание с целью изменения установок в отношении того объекта, в интересах которого ведётся это воздействие».

Можно сделать вывод, что пропаганда и PR - самостоятельные средства (формы) политической коммуникации, тесно взаимосвязанные между собой.

PR - формирует в общественном сознании доверие к политической партии, политическому лидеру или политике правительства.

Пропаганда, на основе сформированного доверия, информирует о тех или иных действиях правительства или политической партии и убеждает широкую общественность в своевременности, необходимости и правильности этих действий.

Пропаганда и политическая реклама. Российский специалист по рекламе А. Лебедев-Любимов рассматривает пропаганду как вид рекламной деятельности, обосновывая это следующим образом: «У пропаганды, условно говоря, есть свои «рекламируемые товары» - это мнения, представления, стереотипы, образ жизни, стиль поведения и т. д. Она рекламирует политику государств, правительств, партий, точки зрения и взгляды на те или иные события и пр., участвует в формировании имиджей, используя для этого как традиционное убеждение, так и методы суггестивного[1] воздействия».

А. Деркач, В. Жуков и Л. Лаптев в своём учебнике «Политическая психология» пишут следующее: «С психологической точки зрения политическую рекламу следует рассматривать как систему политических коммуникаций, призванных изменить сознание и поведение людей в соответствии с политическими целями рекламодателя (в широком контексте - политических партий, движений, лидеров)». И далее: «Следует заметить, что политическая реклама не есть политическая пропаганда или агитация. Пропаганда - это вид деятельности по распространению каких-то идей, принципов. Агитация - деятельность, направленная на побуждение, призыв к конкретным действиям. Соотношение данных определений показывает, что политическая реклама может рассматриваться в качестве интегративной агитационно-пропагандистской технологии ».

Российский специалист в области политического маркетинга Ф. Ильясов так определяет пропаганду и политическую рекламу: «Пропаганда - это специфический вид комбинированного (информационного и возможно физического) воздействия, ставящий перед собой цель увеличить влияние и власть. Пропаганда состоит из рекламы и устрашения. Та часть пропаганды, которая основана на позитивных стимулах, демонстрирует положительные стороны пропагандируемого объекта, называется рекламой и включает в себя ту или иную идеологию (обоснование). Ту же часть пропаганды, которая основана на негативных стимулах, на угрозах и демонстрации (использовании) силы, можно назвать устрашением... Политическая реклама есть основанный на изучении масс процесс информационного воздействия на них с целью побуждения к политическому поведению определённой направленности».

Пропаганда и политическая реклама по методам воздействия на массовое сознание практически не отличаются. Однако у них разные объекты воздействия и разный рекламируемый «товар». Пропаганда популяризирует и прививает в массовом сознании определённые политические идеи и идеалы, стараясь расширить количество их сторонников. В функции пропаганды входит переубеждение идейных политических противников.

Политическая реклама побуждает сторонников определённых политических идей и идеалов проголосовать на выборах за политических лидеров или политические партии, являющихся носителями данных идей и идеалов. Политическая реклама не занимается переубеждением идейных политических противников.

Таким образом, политическая коммуникация есть система мер информационно-психологического воздействия на массовое (общественное) сознание в интересах достижения политических целей определённых политических партий и/или лидеров. Основными составными частями системы политической коммуникации являются: политический PR, политическая пропаганда и политическая реклама. Система политической коммуникации зависит от политического режима, который, в свою очередь, зависит от идеологии, принятой в данном обществе.

Политический PR формирует доверие к определённому политическому деятелю (политической партии), то есть создаёт плацдарм для дальнейшей обработки массового сознания.

Политическая пропаганда на основе сформированного доверия внедряет в массовое сознание определённые политические установки и стереотипы и формирует определённый тип политического поведения.

Политическая реклама побуждает тех, кого удалось «обработать» пропаганде, проголосовать за определённую политическую партию (политического деятеля). Именно в такой последовательности работает система политической коммуникации.

Пропаганда является неотъемлемой частью любой системы политической коммуникации и, как и PR, присутствует и в тоталитарных странах, и в странах «демократических». Существенным отличием систем политической коммуникации тоталитарных стран от стран «демократических» является отсутствие в первых политической рекламы. В такой системе политической коммуникации функции политической рекламы берут на себя политический PR и политическая пропаганда.

Таким образом, политическая пропаганда как социально-психологический феномен представляет собой неотъемлемую часть системы политической коммуникации, которая посредством информационно-психологического воздействия направлена на формирование в массовом сознании определённых политических взглядов и убеждений и, на их основе, соответствующего типа политического поведения, нужного пропагандисту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: