Лекция 9. Каналы и средства ведения информационных войн
Вопросы
Средства массовой коммуникации (СМК) и система массовой информации (СМИ)
Теории средств массовой коммуникации.
Пропаганда как социально-психологический феномен
4. Пропаганда как неотъемлемая часть системы политической коммуникации
Формы и технологии информационно-психологического воздействия
Средства массовой коммуникации (СМК) и система массовой информации (СМИ)
Массовая коммуникация - систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Средство массовой информации - средство распространения информации, характеризующееся:
1) обращенностью к массовой аудитории;
2) общедоступностью;
3) корпоративным характером производства и распространения информации.
К СМК относятся: пресса, радио, телевидение; кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; домашние видео-центры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.
Издательство - предприятие, осуществляющее подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции (документов).
Периодическое издание - сериальное издание, выходящее: через определенные промежутки времени; постоянным для каждого года числом номеров (выпусков); не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и/или датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие.
|
Газета - периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. Обычно газета издается в виде больших листов (полос).
Журнал - периодическое журнальное издание: содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам; литературно-художественные произведения; имеющее постоянную рубрикацию; официально утвержденное в качестве журнального издания. Журнал может иметь приложения.
Дайджест - периодическое издание, перепечатывающее материалы из других изданий, приспосабливая их к интересам и образовательному уровню широкой аудитории.
Корпоративное издание - корпоративная газета или журнал, позволяющие: доносить до широкой общественности без искажений позиции и мнения компании; сообщать общественности о своих достижениях и планах.
Кроме того, корпоративные издания являются эффективным инструментом формирования корпоративной культуры.
Условия функционирования средств массовой коммуникации.
К подобным условиям можно отнести следующее:
1) наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации;
2) социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации:
3) массовая аудитория, которая, учитывая ее рассредоточенность и анонимность, требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
|
4) многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.
Разберем каждый пункт подробнее.
Технические средства.
Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать:
Ø средства массовой информации (СМИ),
Ø средства массового воздействия и
Ø технические средства.
К СМИ относятся периодическая печать (пресса), радио и телевидение. СМИ - отличаются периодичностью.
К средствам массового воздействия относятся кино, театр, цирк, все зрелищные представления и художественная литература. Средства массового воздействия характеризуются периодичностью обращения к массовой аудитории.
Технические средства коммуникации (телефон, телетайп и т.п.) не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми реалиями.
Европейская пресса ведет отсчет времени с XVII в. (впервые появилась коммерческая газета). Первая газета в США - в 1833г. Радио как СМИ - 75 лет. Телевидение - более 50 лет.
Появления новых средств массовых коммуникаций расширяют функции СМИ в следующих направлениях:
Ø децентрализация - выбор программы зависит от индивида,
Ø увеличение объема информационных программ (благодаря кабельному и спутниковому телевидению),
Ø возможность интерактивности - взаимодействия через обратную связь для обмена информацией.
2) Социальная значимость информации.
|
Содержание массовой коммуникации оказывает влияние на аудиторию в разных аспектах (обучение, убеждение, внушение и т. п.). Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и от регулярности выхода в эфир. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации, большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно «ожидает» оценочную информацию. Именно оценочная информация в значительной степени способствует формированию общественного мнения.
3) Массовая аудитория как компонент массовой коммуникации характеризуется неоднородностью, рассредоточенностью (по территориальному признаку) и анонимностью. Индивиды, образующие эту аудиторию, рассматриваются как личности, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. Именно при помощи массовой коммуникации эти личности могут установить и поддерживать отношения и связи не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.
4) Способы и средства массовой коммуникации. Различают следующие способы:
а) направленность;
б) многоканальность;
в) нормативность;
г) вариативность коммуникативных средств.
Раньше массовая коммуникация была однонаправлена. С введением в практику писем и звонков читателей, слушателей и зрителей - стала взаимонаправленной (взаимный интерес).
Заслуживает внимания т.н. скрытая обратная связь (характерная для радио и телевидения). Опытный коммуникатор может прогнозировать реакцию слушателя или зрителя на ту или иную информацию и на ее оценочную интерпретацию.
Эффект соучастия в процессе коммуникации тем сильнее, чем лучше осуществляется эта скрытая обратная связь. Это достигается при помощи продуманного структурирования дикторского дискурса, предусматривающего последовательность информации, и за счет тщательного отбора коммуникативных средств - слов, формул общения, стереотипов речевого поведения, включающего фонационные и кинетические средства невербальной коммуникации (пример - программа «Двое против одного»).
В массовой коммуникации различается степень социальной опосредованности. Телепередачи в прямом эфире (репортажи, интервью) являются непосредственно направленными. Подготовленные и отредактированные телепередачи социально опосредованы.
Массовая коммуникация отличается многоканальностью. Используются следующие каналы: а) визуальный, б) аудитивный, в) аудитивно-визуальный каналы. Основное различие между ними заключается в преимущественном использовании письменной или устной форм коммуникации.
Традиционно массовая коммуникация рассматривается как опосредованное общение - через СМИ, поскольку непосредственное общение (прямой контакт оратора с аудиторией) предполагает большую, но не массовую аудиторию. Этим объясняется, почему из двух базовых функций коммуникации - взаимодействия и воздействия - в массовой коммуникации на первый план выдвигается именно воздействие. В рамках этой базовой функции рассматривается целый ряд частных функций типа социального контроля, контакта и т.п., которые можно объединить в три основные социально значимые функции массовой коммуникации - информационную, регулирующую и культурологическую.
Функции средств массовой коммуникации.
В 1948 г. американским ученым Г. Лассуэллом были выделены три функции:
1) Обозрение окружающего мира (информационная функция).
2) Корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество и его познание через обратную связь).
3) Передача культурного наследия (познавательно-культурологическая функция, функция преемственности культур).
В 1960 г. американский исследователь К. Райт добавил еще одну функцию - развлекательную.
В начале 1980-х годов Мак-Квейл предложил еще одну функцию, так называемую мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных компаний, чаще - политических.
В отечественной психолингвистике (А.А.Леонтьев) выделяются четыре функции, типичные для радио и телевизионного общения:
1) оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность;
2) функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания;
3) функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований;
4) функция социализации личности - воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества.