Пропаганда воздействует на эмоционально-волевую сферу массового сознания. Следовательно , психологическому воздействию пропаганды подвергаются, в первую очередь, эмоции. По тому, какие эмоции у людей пробуждает пропаганда, российский социолог А. Цуладзе различает позитивную и негативную пропаганду.
Позитивная (конструктивная) пропаганда доводит до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды - способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную, информационную, разъяснительную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда не преследует манипулятивных целей, не допускает ложь и сокрытие фактов.
Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды - разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать ей выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды - создание иллюзорной, параллельной реальности, выгодной пропагандисту, с перевёрнутой системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования ими в интересах узкой группы лиц.
По целевой направленности психологического воздействия пропаганды на массовое сознание выделяют следующие формы: пропаганда созидания, пропаганда стойкости и героизма, пропаганда просвещения, пропаганда разрушения, пропаганда разделения, пропаганда устрашения и пропаганда отчаяния.
Пропаганда созидания рекламирует строительство общества нового типа и побуждает людей принять участие в этом строительстве.
Пропаганда стойкости и героизма призывает мужественно переносить издержки строительства общества нового типа или военного времени, демонстрирует героизм и самопожертвование отдельных личностей и на этих примерах проповедует массовый героизм.
Пропаганда просвещения информирует о тех или иных действиях правительства, политического лидера или политической партии, об экономической или военной мощи того или иного государства, рекламирует определённый, например, американский, образ жизни, преподносит систему ценностей какого-либо общества как единственно правильную.
Пропаганда разрушения работает против идеологии враждебного государства, убеждая население, что система ценностей этого государства глубоко порочна, а канонизированные герои - это больные люди или преступники.
Пропаганда разделения разжигает национальные, религиозные, социальные противоречия, использует трения между солдатами, офицерами и генералами, а также между разными родами войск противника.
Пропаганда устрашения запугивает руководство и население враждебной страны или военнослужащих противника экономической и военной мощью своего государства. Иногда пропаганда устрашения, помимо психологического, использует и физическое воздействие.
Пропаганда отчаяния акцентирует тяжёлое экономическое и социальное положение во враждебной стране, внушая населению, что до их нужд правительству нет никакого дела, что оно не способно улучшить обстановку. В военное время пропаганда отчаяния внушает солдатам и офицерам армии противника, что их положение безнадёжно (по причине окружения, нехватки оружия и продовольствия и т.п.), а дальнейшее сопротивление бесполезно.
Заметим, что последние пять форм пропагандистского воздействия могут использоваться не только против населения и военнослужащих враждебных государств, но и против населения и военнослужащих собственной страны.
По типологии источника информации пропаганда делится на белую, серую и чёрную.
Белая пропаганда ссылается на официальные источники (например, на информацию правительственных органов). Она является открытой, использует проверенные данные и не маскирует свои цели.
Серая пропаганда не всегда указывает свои источники информации, использует как проверенные, так и непроверенные сведения, стремится подтасовать факты и мнения, чтобы навязать свои выводы и оценки. Так, один из бывших руководителей ЮСИА Алвин Снайдер (США) вспоминал, что после гибели южнокорейского «Боинга-747» они срочно готовили 5-ти минутный фильм на основе представленного им текста перехвата переговоров пилота СУ-15 с землёй. Получился ролик, из которого следовало, что майор Осипович хладнокровно расстрелял «Боинг», зная, что это пассажирский самолёт и не попытавшись с ним связаться. Этот ролик потом показали в Совете Безопасности ООН. В итоге, мировой общественности была навязана выгодная американской стороне интерпретация гибели южнокорейского «Боинга».
Чёрная пропаганда всегда скрывает свои подлинные источники информации, ставит своей целью введение массового сознания в заблуждение. В качестве примера приведём текст листовки, имевшую значительный успех среди русских солдат в 1915 году, во время Первой мировой войны, которую распространяли немцы:
«Возникла сия несчастная война против воли моей: она вызвана интригами Великого князя Николая Николаевича и его сторонников, желающих устранить меня, дабы ему самому занять престол... Солдаты! Отказывайтесь повиноваться вашим вероломным генералам, обращайте своё оружие на всех, кто угрожает жизни и свободе Вашего Царя, безопасности дорогой родины! Несчастный Ваш Царь Николай II».
Центральное место в пропаганде занимает пропагандистское сообщение - соответствующим образом подготовленная информация, учитывающая потребности пропаганды.
По Л. Войтасику, в структуру пропагандистского сообщения входят следующие элементы:
1) пропагандистки насыщенная информация о фактах и их оценке. Факты составляют главную часть пропагандистского сообщения и отражают замыслы коммуникатора или потребности реципиента;
2) призыв, цель которого состоит в том, чтобы объединить людей вокруг какого-либо дела или идеи. Призыв всегда содержит некоторые указания на то, какое именно действие ожидается от тех, кому предназначается это сообщение:
- Пропагандистское сообщение
- Пропагандистки насыщенная информация о фактах и их оценке
- Призыв, побуждающий к определённому действию
Факты, используемые в пропаганде, могут быть достоверными, искажёнными, ложными. Для пропагандиста «факты» - строительный материал, не обладающий никакой самостоятельной ценностью. Разрозненные и не имеющие между собой никакой реальной связи факты могут быть объединены в общую картину благодаря повторению.
Практически любое пропагандистское сообщение строится так, как будто бы в нём заинтересован адресат (реципиент), интересы адресанта (коммуникатора) в сообщении скрываются. Таким образом, в пропагандистском сообщении можно выделить два уровня: поверхностный и глубинный.
На поверхностном уровне сообщение строится с позиции интересов получателя, а на глубинном - с позиции интересов пропагандиста.
В качестве примера рассмотрим листовку первой войны в Персидском заливе, распространяемую армией США среди иракских военнослужащих. Вот её текст: «Два дня мы предупреждали вас о намерении бомбить 10-ю пехотную дивизию. Мы сдержали своё обещание и бомбили её вчера. Мы повторим эту бомбардировку завтра. Итак, у вас есть выбор: или встреча лицом к лицу со смертью, или принятие приглашения объединённых вооружённых сил и сохранение своих жизней».
Следует заметить, что листовка составлена с учётом национально-психологических особенностей иракцев. Обидная для восточных людей фраза «сдача в плен» заменена более привлекательной для их менталитета фразой - «принятие приглашения объединённых вооружённых сил».
На поверхностном уровне армия США предупреждает иракских военных о готовящейся бомбардировке их позиций, давая тем самым иракцам возможность сохранить свои жизни.
На глубинном уровне соблюдены интересы армии США, ибо, убедив иракских военных прекратить сопротивление, американцы сразу решают две проблемы: сокращают финансовые расходы на войну и минимизируют потери среди своих военных.
Текст листовки, информируя иракских военнослужащих о надвигающейся угрозе для их жизней, тем самым увеличивает их стрессовое состояние, («Мы повторим бомбардировку завтра») и тут же предлагают путь к спасению («принятие приглашения объединённых вооружённых сил») с позитивным разрешением стрессовой ситуации («сохранение своих жизней»). Таким образом, структурно листовка состоит из трёх компонентов: Негативной ситуации, её Исправления и Позитивных последствий (сокращённо - НИП). Однако данная листовка не позволяет оправдать нарушение воинской присяги. Угроза смерти не может являться убедительным оправданием сдачи в плен, ведь профессия военного, кстати, одна из самых высокооплачиваемых в Ираке, связана с риском для жизни даже в мирное время. Американские специалисты психологической войны учли это обстоятельство в другой листовке того же периода, так же построенной по системе НИП, предназначенной для окружённых частей иракской армии. Вот её текст: «ВЫОТРЕЗАНЫ! Саддам Хуссейн повернулся к вам спиной. Он бросил вас умирать. Не будет ни пополнения, ни подкрепления. Бросай своё оружие и присоединяйся к своим арабским братьям в интересах мира!».
Пропаганда тяготеет к упрощению и созданию двухмерной картины мира, не допуская, кроме чёрного и белого, других цветов, оттенков и полутонов. Ярким примером тому служит высказывание госсекретаря США при Президенте Трумэне Джона Фостера Даллеса, брата Аллена Даллеса - директора ЦРУ С 1953 по 1961 гг.: «Коммунизм упорно держится за плохое. Давайте упорно держаться за хорошее».
На этих же принципах построена технология создания образа врага и самообраза, вклад в которые, с точки зрения американского психолога Р. Уайта, делают шесть принципиальных компонентов:
«Дьявольский» характер врага. Враг угрожает целям и ценностям. Это умная и коварная сила, склонная вредить из принципа и имеющая наклонность к трусливым и закулисным методам.
Мужественный образ себя. Пропаганда стойкости и героизма своей группы и публичное наказание отступников и сторонников мирного разрешения конфликта.
Моральность себя - аморальность противника. Один из вариантов подчёркивания собственной моральности и справедливости - это предположение о несчастных и, в принципе, хороших рядовых членах группы противника, которых обманывает «чёрная верхушка», погрязшая в коррупции и лжи.
Селективная невнимательность. Воспринимаются только те темы, которые подтверждают сложившийся образ врага и отвергаются все остальные.
Отсутствие эмпатии [1]. Трудно убить кого-то или нанести ему существенный вред, если воспринимаешь его таким же человеческим существом. Категоризация противника как существа неодушевлённого, биологического или аморального, ставит его вне закона, делает эмпатию в отношении него очень слабой и тем самым защищает личность от психологического ущерба при совершении его агрессивных действий.
Милитаристская самоуверенность. Рост страха часто сочетается с милитаристской самоуверенностью, особенно у профессиональных солдат. Образ врага создаётся не только в военное время. Он активно используется при проведении избирательных кампаний и является обратной стороной образа героя, так как без врага герой существовать не может.
В образе героя всегда присутствуют следующие пять элементов:
Борьба со злыми силами. Злыми силами могут быть представлены политический режим, коррумпированные чиновники, организованные преступные группировки, мировой терроризм. Злые силы, как правило, очень могущественны и коварны, не знают жалости и сострадания. В борьбе с героем всегда используют подлые и антигуманные методы.
Защита слабых и обездоленных. Герой всегда становится на защиту тех, кто сам не может противостоять злым силам, кого эти силы нещадно эксплуатируют в своих аморальных целях, то есть мирных граждан.
Порядочность. В борьбе со злыми силами герой никогда не опускается до использования подлых и аморальных приёмов.
Человечность. Герой любит свою страну, стариков и детей. Герой великодушен, он прощает тех, кто по собственному неразумению служил силам зла, но в конце концов осознал свою ошибку и встал на сторону добра. Однако герой беспощаден к тем, кто служит силам зла из-за своих «шкурных» интересов.
Отсутствие страха и уверенность в победе. Герою не ведом страх, он вступает в неравную схватку с силами зла и демонстрирует свою уверенность в том, что дело, за которое он сражается - правое, что зло будет повержено, а добро восторжествует.
Украинский специалист по избирательным технологиям Г. Почепцов замечает: «Реально коммуникатор передаёт не сообщение, он передаёт «ключ» к новой программе действия, поэтому более удачным вариантом становится опора на уже записанные в сознании или близкие программы. Т.е., это опора на уже известное, имеющее положительную окраску для получателя информации. Эта модель действует на любом уровне».
Образы врага и героя - программы, записанные в массовом сознании. Опора на эти программы помогли Ельцину стать Президентом России в июне 1991года и спустя два месяца одержать победу над ГКЧП, а Путину уверенно победить в первом туре выборов Президента России в апреле 2000 года.
Анализ воздействия СМК на массовую аудиторию показал, что они действуют не непосредственно на потребителя, а через дополнительную ступень - лидеров мнений, с которыми потребитель информации обсуждает полученную новость, в результате чего формируется её понимание и происходит определение её значимости. Лидеры мнений - политически активные граждане, использующие получаемые сведения для информирования и совета другим.
Именно лидеры мнений становятся объектом американской пропаганды за границей. Рассматривая людей как каналы коммуникации, ЮСИА так формирует свои приоритеты: для нас более важно достичь одного журналиста, чем десятерых домохозяек и пятерых врачей.
Количество лидеров мнений среди аудитории определяется цифрой от 10 до 20 процентов. Именно они становятся целевой аудиторией любой кампании.
[1] Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.