Что наиболее характерно для австралийских аборигенов?




 

Изготовление предметов заданной формы и происхождение искусства

Для того, чтобы построить лодки, пригодные для достижения австралийского континента, архипелага Бисмарка и Соломоновых островов, необходимо было суметь изготовить сооружение определенной формы из различных материалов. Такое умение явилось новым шагом в эволюции гоминид, который некоторыми рассматривается как поведенческий признак современного человека (Davidson, Noble, 1992а; Mellars, 1989а). В различных частях света развитие человека современного типа ознаменовалось появлением объемных изображений (Фогельхерд и Холен-штайн-Штадель), резьбы (Ла-Ферраси) или живописи (грот Шове). На ранних стадиях развития и в Европе, и в Австралии по-видимому существовали сходные обычаи (Davidson, 1996): сначала появляются "знаки различия" людей в виде украшений (Morse, 1993; White, 1989), а затем - все более сложная система знаков и изображений, отмечающих определенные места, связанные с деятельностью человека (Clottes, et al., 1992; Rosenfeld, 1993). Методы датирования таких отметок сейчас быстро совершенствуются, находясь в центре внимания археологов: применяется радиоуглеродное датирование микроскопических образцов краски, материала резных изделий или минерального налета, покрывающего их (Watchman, 1993b).

В Европе, казавшаяся совершенно ясной последовательность (Davidson, 1996) -сначала (около 28 т.л.н.) система пометки мест обитания трудно распознаваемыми знаками или узорами, а позднее (около 19 т.л.н.) - характерные символические изображения животных (Clottes, et al., 1992) - по-видимому, опровергается новыми гораздо более ранними датировками символических фигур животных в гроте Шове, составляющими 35 т.л.н. (Clottes, et al., 1995). Что касается Австралии, то появившиеся сообщения о возрасте резных изображений в 40 тл, (Nobbs, Dorn, 1993) остаются спорными (Watchman, 1992). Эти нераспознаваемые значки могли быть имитацией некоторых естественных образований, наблюдаемых в ландшафте (Тасоп, 1994). Считавшиеся спорными сообщения о находках следов краски на скалах на юго-востоке п-ова Кейп-Йорк, возраст которых составляет 25 т.л. (Watchman, 1993а), получили подтверждение в виде новых датировок наскальных рисунков в пещере Уокандер-Арч, возраст которых 28 т.л. (Campbell, 1996). В обоих случаях краска обнаружена под слоем минеральных новообразований, что не позволяет судить о характере рисунков. Критический обзор имеющихся данных не позволяет предполагать, что традиция символических изображений возникла ранее 13 т.л.н. (Rosenfeld, 1993).

Мной уже предполагалось (Davidson, 1996), что процесс начинался с нанесения "знаков отличия" на людей, а заканчивался нанесением особых знаков на местность. Появляются факты, указывающие на то, что конечным результатом этого процесса явилась региональная дифференциация стилей искусства, причем специфическими характеристиками могли обладать относительно небольшие участки (Тасоn, 1994). Такое территориальное разделение могло возникнуть уже в начале голоцена (Тасоn, Brockwell, 1995), но другие считают его более поздним - 3,5 тыс.л.н. (David, Chant, 1995) или еще позже (Тасоn, 1993).

Использование растений

Отличительной чертой предыстории Австралии является то, что на самом австралийском континенте так и не появилось земледелие, хотя на возвышенностях Новой Гвинеи оно возникло не позднее, чем в других районах мира (Hope, Golson, 1995), Для этого предлагались различные объяснения (White, 1971; Yen, 1995) и делались попытки показать, что стратегии землепользования, применяемые аборигенами, и земледелие имеют много общего (Balme, Beck, 1996; Hynes, Chase, 1982; Kimber, 1984). При другом подходе предполагается, что нанесение меток на местности являлось частью системы взаимоотношений человеческих коллективов с природными ресурсами, характерной для рыболовов - собирателей - охотников как в Европе, так и в Австралии (Davidson, 1989b, 1996).

Огромная масса фактов, полученных детальными исследованиями в Австралии (Gott, 1982; O'Connell, Latz, Barnett, 1983; Veth, Walsh, 1988) и на Новой Гвинее (Powell, 1982; Rhoads, 1982), показывает, что съедобные растения традиционно играли большую роль в рационе и многие знания в этой области аборигены сохраняют и до сих пор, хотя и произошел некоторый сдвиг в сторону большего употребления углеводов (Airman, 1984). В тех случаях, когда съедобные растения требовали специальной обработки с использованием жерновов (Balme, 1991; Smith, 1986) или других орудий (Beaton, 1982; Beck, 1992), затраты на приготовление из них пищи оказывались слишком высокими, и предпочтение вполне обоснованно могло отдаваться другим ресурсам.

Обряды

Вполне вероятно, что австралийцы использовали межплеменные отношения как средство создания запасов. Определенные обряды сопровождали общение групп, территории которых различались по характеру и доступности ресурсов, в результате чего происходило некоторое усреднение и снижение естественого риска, характерного для природной среды Австралии. Подобные доводы получили распространение за пределами Австралии (Gamble, 1982; Strehlow, 1970; Yengoyan, 1968). О некоторых особенностях обрядового поведения на раннем этапе можно судить по материалам исследования захоронения Мунго 1 (Bowler, et al., 1970). Обнаруженное в этом захоронении тело было целиком подвергнуто сожжению, затем обгорелый скелет разбит на части, и раздробленные кости собраны вместе и погребены. Радиоуглеродный возраст этого объекта 26 тыс.л.н., и он представляет собой одно из древнейших бесспорных погребений в мире.

Наблюдаемое перемещение по территории каменного сырья, экзотического для района стоянки Пунтутжарпа, было связано с тем, что эти камни считались священными и люди носили их с собой, приписывая им религиозное значение (Gould, 1980). Однако эти артефакты - насаженные на рукоятку орудия для обработки дерева - переносят с собой люди в своих обычных перемещениях по территории, поэтому вряд ли необходимо придавать им какую-то ценность помимо чисто утилитарной (Davidson, 1988).

Топоры с заточенным острием появились в Австралии 20 тыс. лет назад (Schrire, 1982), несколько раньше, чем в других местах. Доводом в пользу древности обмена здесь являются некоторые находки, например, фрагменты заточенных топоров из Грамана в Новом Южном Уэльсе, обнаруженные в 200 км от места их изготовления. Их радиоуглеродный возраст составил 3820 л.н. (McBryde, 1974). В какой мере это явилось результатом обмена или торговли - остается неизвестным. Исследования, проведенные вблизи горы Маунт-Айза, откуда происходят наиболее широко распространенные типы топоров, выявили сложное распределение материала. В ходе раскопок на Кукаду 1 мне удалось обнаружить обломки топоров из Маунт-Айза в 150 км от места их изготовления; их радиоуглеродный возраст составил менее 1000 лет. Были найдены топоры, скрытые в отверстии в скале, а также целые орудия и их обломки на открытых стоянках. В том же районе обнаружены местные источники каменного материала, изготовленные из котрого топоры перемещались на меньшее расстояние (Davidson, Cook, Fischer, 1992).

В нескольких районах Австралии существуют определенные мотивы в искусстве, отличающиеся от других районов (Layton, 1992). Их можно принять за индикаторы территорий, внутри которых существует общая традиция. Более того, по-видимому, внутри определенного набора мотивов можно выделить отдельные, встречающиеся более редко. Они позволяют предполагать связи между районами, в которых доминирующие группы достаточно различны. Можно предположить, что это как-то связано с обрядами - это правдоподобно, но трудно доказуемо. Трудности представляет и датирование, поскольку большинство полученных до сих пор датировок не связано с конкретными мотивами.

Возможно, указанием на то, что люди собирались большими группами с какой-то конкретной целью, является существование определенных мест погребения. На них сосредоточено так много захоронений, что они могут рассматриваться как кладбища (Pardoe, 1988). Такие кладбища встречаются вдоль р.Муррей, а также и в других местах (Haglund, 1976), и имеют различный возраст, начиная с 13 тыс.л.н.. Часто они обнаруживаются в песчаных дюнах около пресных озер. До сих пор не ясно, каким образом удавалось размещать захоронения без каких-либо обозначений для отдельных могил. Во многих местонахождениях концентрация захоронений коренным образом отличается от того беспорядочного скопления (более 100) в окрестностях оз. Мунго, образовавшегося за период более 25 тысяч лет (Webb, 1989). Пока не ясно, как именно возникали такие кладбища: специально ли доставляли умерших на кладбища; размещались ли они преимущественно в местах с богатыми ресурсами и мягким грунтом, который легко копать, или на этих кладбищах хоронили людей, которые умерли во время этих больших собраний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: