Основные требования к проектированию игровой комнаты дошкольного образовательного учреждения




К проектированию и оформлению интерьеров, предназначенных для детей, в том числе и дошкольников, предъявляются особенно строги требования со стороны психологов, педагогов и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего, вся мебель и игрушки в игровой комнате должны быть выполнены из экологически чистых материалов. Они также должны быть безопасными не только с санитарно-гигиенической, но и, что не менее важно, с психологической точки зрения. Большое значение имеет эстетическая привлекательность и способность обеспечить малышу комфортное состояние и благоприятные условия для развития. Мебель по возможности должна быть изготовлена из мягких материалов, без острых углов, чтобы ребенок не ушибся. Не рекомендуется использовать в интерьере высокие подиумы или же ограждать возвышения небольшим декоративным заборчиком, чтобы малыш не мог упасть оттуда. Игры и игрушки должны служить целям психического, физического и духовного развития, способствовать самостоятельной творческой деятельности детей.

Для групп раннего возраста предназначаются игрушки крупных размеров, в рост ребенка, а также меньших размеров, «оживающие» на руке воспитателя - театр «бибабо».

Удобны изделия из пластика (бассейны, оборудование для игровой площадки на участке: качалки, каталки, песочницы и пр.), т. к. хорошо гигиенически обрабатываются, красивы.

Игровые уголки-комплекты («Ясли», «Больница», «Магазин»), выполненные в пастельных тонах, представляются комплексно, с большим количеством необходимых аксессуаров для развития игровых сюжетов. Дидактические столики, подиумы «Улица города», мольберты для показа картин и изобразительной деятельности, выполненные также из пластика, дополняют интерьер группы.

Спортивное оборудование современного образца включает различные пособия: мячи-гиганты (диаметром 42, 53, 65, 75, 85, 95, 105, 120 см) разнообразных цветов для занятий оздоровительной и лечебной гимнастикой; «сухие бассейны» с надувным каркасом и из мягких модулей; диски, кольца, обручи и пр. - все это дополняет традиционное гимнастическое оборудование для групп раннего возраста.

Окружающая ребенка среда должна носить развивающий характер для его разностороннего воспитания - и умственного, и нравственного, и эстетического, и, конечно, физического.

Однако было бы глубоким заблуждением считать, что достаточно только приобрести все перечисленные выше изделия, и эффект развивающей ребенка среды возникнет сам по себе. Это не так.

Интерьер каждого группового помещения должен быть разработан с точки зрения всех составляющих, а именно, архитектурного состояния группы, ее габаритов и полезной площади, освещенности и пр., должен включать сомасштабные, сочетающиеся друг с другом предметы, не только эстетически выдержанные и подобранные в определенной цветовой гамме, но и выполняющие свою функциональную принадлежность в какой-либо деятельности человека, т. е. отвечающие своему функциональному назначению.

Типичные ошибки в оформлении интерьеров групп дошкольный образовательных учреждений:

Постоянная, «застывшая» структура предметной среды.

Оборудование группы составлено без ориентации на возрастной контингент детей, без учета их психологического возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Цветовое оформление групповых помещений выполнено хаотично, т. е. без учета эстетических и психологических требований.

Загроможденность группового пространства предметами мебели и игрушками, которые не используются в повседневной жизни или не соответствуют раннему возрасту.

Разностилевое оформление интерьера одного помещения (например, несочетаемость гарнитура мягкой мебели с гарнитуром в народном стиле, с его росписью и резьбой по дереву и пр.).

Кукольный уголок оформлен не подходящей по габаритам и цвету игровой мебелью разного стиля. Несочетаемость решения утомляет глаз.

На шкафах, где располагаются игрушки и пособия для детей, расставлены комнатные растения в качестве украшения группы, что категорически запрещено в целях исключения детского травматизма.

Вся мебель в интерьере группы раннего возраста состоит из высоких шкафов, которые в нижней части наглухо закрываются створками. Такая мебель не рассчитана на самостоятельное пользование детьми. Ее громоздкость и конструкция не соответствует возрасту и не только затрудняет ее функциональное использование, но и подавляет ребенка.

Окна заставлены большим количеством растений. Наличие растений в жестяных банках, кастрюлях и т. п. Растения должны быть в цветочных горшках, которые можно помещать в кашпо. На одном окне допускается 1-2 растения, не затеняющих свет.

Ковер (палас) расположен в той части комнаты, где дети не играют. Вещь служит украшением, не выполняя своего функционального назначения.

В группе стационарно находятся игрушки развлекательного назначения, крупногабаритные, занимающие много места. В результате значительно сокращается двигательное пространство комнаты.

Указанные виды игрового оборудования: качели, железная дорога, ширма кукольного театра и пр. используют избирательно, т. е. вносятся на время.

В открытом доступе уголок ИЗО в группе 2-го года жизни. Изобразительные средства не должны быть в открытом доступе, так как используются индивидуально и при непосредственном контроле и участии взрослого.

Уголок природы необходимо оборудовать с учетом возраста малышей. Так, например, для малышей 3-го года в нем должны постоянно отражаться сезонные изменения в природе, картины, соответствующие текущему времени года.

Весной ставят ветки растений в воду, сажают лук. Осенью располагают в уголке желтые листья, поделки из желудей, шишек и т. п. Если в группе присутствуют дети-аллергики, необходимо убрать провоцирующие факторы (например, корм для рыбок, ароматические растения и т. п.) В уголке природы не должны использовать искусственные растения.

Нумерация кроватей в спальне выполнена так, что попадает в поле зрения ребенка и взрослых, что делает интерьер этой комнаты казенным, отдаляет от домашней обстановки.

Нумерация кроватей должна быть выполнена (слева или справа) под матрацем. Индивидуальный номер кроватки, закрепленный за ребенком, отражается в специальном списке. Вся документация такого содержания должна храниться в особой папке и предъявляться по первому требованию.

Локальные игровые пространства (игровые «зоны») созданы без учета совместимости разных видов детской деятельности, например музыкальные игрушки располагаются рядом с книжным уголком, уголок снаряжения около напольного строителя и т. п.

Игровые «зоны» условны, поэтому переходят одна в другую, органично дополняя виды деятельностей. Так, например, уголок снаряжения и кукольный уголок логично расположить рядом, а уголок с книгами полезно совместить с уголком природы и т. п.

Постоянная застывшая система пользования игрушками и пособиями, т. е. в одном определенном месте. Ребенок может взять любую игрушку и играть, где ему хочется. Но убрать игрушку он должен на ее место. Следовательно, стационарно распределены лишь места, на которых хранятся игрушки. Это приучает детей к порядку. В условиях детского коллектива необходимо, так как облегчает и обеспечивает определенный ритм жизни малышей в условиях детского сообщества.

Напольный строительный набор смешан с настольным строителем в одном игровом пространстве.

Эти наборы в некоторых случаях используют вместе, но хранят в разных местах.

Приступая к проектированию цветового климата, мы прежде всего решаем вопрос: какой должна быть общая цветовая гамма в данном интерьере - возбуждающей, тонизирующей или успокаивающей. Этот вопрос решается в зависимости от характера производственного процесса или от художественного замысла.

Возбуждающие цвета уместны там, где требуется большая двигательная активность или мышечное напряжение, где нужно развеселить и взбодрить человека, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-психический тонус. Примерами могут служить помещения ресторанов и кафе, аттракционы и ярмарки, танцплощадки, цехи сборки крупных деталей, помещения для душевнобольных с угнетенными психическими функциями и т. д.

Следует помнить, что возбуждающим действием обладают не только цвета красно-пурпурной области, но и контрастные сочетания насыщенных цветов, например красный с зеленым и др.

Тонизирующие цвета применяются в любой производственной обстановке или в общественных интерьерах, где не ставятся задачи особо направленного духовного воздействия на человека, но нужно поддержать в нем деловую бодрость и работоспособность. К тонизирующим цветам мы относим, как известно, оранжевый и желтый, а также некоторые зеленые (типа травяных и лиственных).

Желтый цвет особо рекомендуется в помещениях для напряженной умственной работы, для дневного пребывания детей, в жилых комнатах. Оранжевый также является тонизирующим цветом, но область применения его значительно менее широка по причинам эстетического порядка. (О подробностях психологического воздействия различных цветов уже было сказано в соответствующей главе.)

Успокаивающие цвета - зелено-голубые, голубые и синие - применяются обычно в помещениях для пассивного отдыха: в спальнях, холлах, фойе зрелищных учреждений, некоторых залах собраний или аудиториях, иными словами, там, где требуется успокоить нервную систему человека, затормозить его двигательные реакции и снизить интенсивность эмоций.

В холодной спокойной гамме решаются также некоторые сугубо деловые репрезентативные помещения (кабинеты администрации, приемные и вестибюли административных зданий). Чаще, однако, голубой и синий цвета употребляются для компенсации вредного действия избыточного тепла (в южных помещениях, горячих цехах).

Во всяком помещении и при всяком трудовом процессе имеют место те или иные производственные вредности или угнетающие факторы. В заводских цехах - шум, пыль, грязь, копоть, избыточное тепло или холод, запахи, избыточная влажность и т. д.; в учебных аудиториях - многолюдье, теснота, повышенное содержание углекислоты и недостаток кислорода; в коридоре - избыточная длина помещения и недостаток естественного света и пр. Очень многие из этих вредных факторов могут быть в значительной степени нейтрализованы при помощи окраски. Здесь, как и везде, требуется творческий подход к решению каждой конкретной задачи, так как с одним и тем же вредным фактором в разных случаях следует бороться разными способами.

В помещениях с избыточными выделениями тепла или холода рекомендуется соответственно холодная или теплая гамма окраски. В шумных помещениях желательно применение "тихой" гаммы - холодных и малонасыщенных цветов. В помещениях с избыточной влажностью хорош белый цвет в виде облицовки глазурованными плитками. Его можно дополнить голубым, зеленым и подчеркнуть черными акцентами. В пыльных помещениях рекомендуется окраска более насыщенная и контрастная, так как под неизбежным слоем пыли все цвета смягчаются и сближаются.

Запахи можно отчасти нейтрализовать цветом с противоположным психологическим воздействием. Так, при выделении сладких запахов лучше применять "горькую" гамму: синие, зеленые, голубые с белым и черным; при горьких запахах можно применять теплую гамму; при очень неприятных запахах лучше всего максимально гигиеничная гамма: белый, светло-голубой, светло-серый.

В многолюдных производственных помещениях цветовая гамма должна быть как можно спокойнее, независимо от прочих условий. Иными словами, при большой психической нагрузке от внешних раздражителей не следует усугублять их утомляющее действие введением добавочных цветовых впечатлений.

Иначе говоря, для всякого интерьера существуют "запретные" цвета, использование которых может вызвать негативный психофизиологический эффект. Так, например, во всех помещениях медицинских учреждений неуместен красный цвет, особенно алый. Вместо чистого красного лучше использовать кирпичный, терракотовый, или даже жженую охру. В помещениях для принятия пищи недопустимо применение каких-либо пыльно-грязных, розово-оранжевых или тепло-коричневых цветов, тем более с брекчиевидной текстурой. В том месте, где едят или готовят пищу, ничто не должно напоминать грязной посуды или отходов. В серьезных деловых помещениях запретны все розовые цвета, так как они внушают несерьезные и неделовые эмоции.

В настоящее время считается, что физиологическая реакция человека на конкретный цвет достаточно определена. Воздействие цвета можно охарактеризовать следующим образом: Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, повышает кровяное давление, ускоряет частоту дыхания.

- Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет сердечный ритм.

- Жёлтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение.

- Зелёный (наиболее привычный для органов зрения) - физиологически оптимальный; снижает кровяное давление, успокаивает, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.

- Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

- Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.

- Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.

- Известно также, что с возрастом любимая цветовая гамма изменяется, причём преимущественно в направлении от холодных сине-зелёных к тёплым жёлто-коричневым тонам

- Стены синего цвета слишком успокаивают, поэтому школьники с трудом смогут сосредоточиться на учебе. От стен желтого цвета дети быстро будут утомляться, так как это слишком яркий цвет. Стены в школе должны быть оформлены в теплых тонах. Можно дополнительно пригласить художника, который поможет украсить стены рисунками школьной тематики.

Интерьер игровой комнаты должен быть так выдержан, чтобы было как можно больше света, поэтому шторы должны быть полупрозрачными, хорошо пропускающими свет [25].

Маленькие дети любят все цветное и яркое, окружающий мир представляется им скоплением красок, им все интересно. Поэтому лучше, чтоб стены не просто были выкрашены в один цвет как в школе, где детей ничто не должно отвлекать от занятий, а содержали информативную роспись, которая не только украсит помещение, но также будет носить познавательный и развивающий характер. Однако, тут важно не перестараться, чтобы роспись не была слишком яркой, не «приедалась» и не утомляла.

Подводя итог, можно сказать, что теплая домашняя обстановка- основа развивающей среды детского сада. Ребенок не должен чувствовать себя сковано, а напротив, должен ощущать комфорт и спокойствие. Только в таких условиях он сможет спокойно развиваться. Предметная среда группового помещения должна быть оптимально насыщена, но выдержана мера «необходимого и достаточного», чтобы в итоге дети получили не только материал, с которым можно действовать, но и само пространство для действия [26].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: