Итак, мы сформулировали для себя задачу - разработать интерактивный, функциональный, удобный и практичный интерьер детской игровой комнаты младшей группы в ДОУ, который обладал бы эстетической привлекательностью, легко видоизменялся, отвечал санитарно-гигиеническим нормам, принятым в отношении детей младшего дошкольного возраста и способствовал всестороннему развитию детей.
Для оформления интерьера детской игровой комнаты был выбран современный стиль в теплых тонах, с большим количеством деталей, которые носят развивающий характер и очень нравятся детям, но в то же время не утомительны для зрительного и умственного восприятия. Интерьер в целом яркий и многоцветный, что делает его праздничным и жизнерадостным, но при этом очень легкий и гармоничный. Мебели и других вещей здесь минимальное количество, чтобы не занимать лишнего пространства и оставить больше места для детских игр. В интерьере повсюду располагаются рисунки с изображением животных, растений и сцен из сказок, которые создают праздничное настроение, а также позволяют организовывать всевозможные развивающие занятия и игры, направленные на развитие детской памяти, физических навыков, творческих способностей, увеличение словарного запаса и многому другому.
В интерьере преобладают яркие, сочные, веселые оттенки. Никакой серости или вызывающих уныние цветов - дети должны расти в атмосфере доброты и жизнерадостности. Для оформления выбраны цвета радуги как традиционно детские, за исключением темных синих и фиолетовых оттенков, так как они слишком насыщены и считаются цветами зрелости. В то же время, выдержана мера, чтобы не вызывать ощущения дисгармонии, раздражения и перегруженности. Стены мебель и шторы выполнены в основном в теплой гамме, чтобы создать домашний уют.
|
В интерьере нет ничего лишнего, все на своем месте, у всего есть определенная функция. Это позволяет избежать тяжести в интерьере, тесноты и нагроможденности, которая так часто наблюдается в интерьерах наших детских садов. Кроме этого, зачастую бывает так, что ребенок, получая развивающую предметно-пространственную среду, не имеет возможности пользоваться ей, у него просто нет достаточного пространства для свободной деятельности. Эту ошибку мы считаем наиболее грубой и в своей работе постарались сделать все, чтобы избежать ее.
Следуя санитарно - гигиеническим нормам, все предметы интерьера в этом проекте выполнены из экологически чистых и легко обрабатывающихся материалов. Модули выполнены из искусственной кожи и легкого поролона. Чехол снабжен замком-молнией, чтобы при необходимости его легко можно было снять. На полу лежит паркетная доска из натуральной древесины с системой «теплый пол». Роспись на стене выполнена акриловыми красками, не содержащими вредных веществ и покрыта акриловым лаком для защиты. Состав напольного ковра- ворс- 100 % натуральный полипропилен, основа- натуральный джуд (без клея). Детская мебель и стол воспитателя выполнены из массива натуральной сосны и покрыты цветной краской, в состав которой входит защитный лак. Все очень легко можно мыть или обрабатывать в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
С помощью универсальной мебели мы попытались решить такие проблемы, как нехватка места (так как большинство наших детских садов переполнено и в групповых комнатах находится больше детей, чем предусмотрено проектировщиками); так называемой «подвижности» интерьера (маленькие дети быстро привыкают к обстановке и теряют к ней интерес, и только «подвижный», постоянно меняющийся интерьер может решить эту проблему); зонирование помещения (с помощью модульной мебели можно разбивать интерьер на зоны, например, зона питания, игр или зона отдыха). Также, перед нами стояла задача не просто разработать мебель, которая отвечала бы всем этим требованиям, но и сделать эту мебель игровой единицей, с которой дети могли бы играть, и которая способствовала бы их всестороннему развитию.
|
Мягкими кубы, которые состоят из поролонового наполнения и чехла из искусственной кожи, снабженного замком молнией. Благодаря этому замку чехол легко можно снять, чтобы помыть, как требуют того санитарно- гигиенические нормы, починить или заменить его в случае повреждения. Эти кубы выполняют сразу несколько функций:
1. Являются полками для хранения игрушек, что позволяет отказаться от занимающей много места шкафной группы;
2. Являются мягкими стульями, что очень удобно на занятиях воспитателя с детьми. Дети могут рассесться на этих кубах вокруг воспитателя, не трогая при этом стулья, что позволит значительно сэкономить время.
3. Могут выполнять функцию спортивного оборудования (например, из них можно сложить несложные лабиринты для прохождения, создать разнообразные препятствия на беговых дорожках, за ними можно прятаться при игре в прятки и так далее. Ограничением будет только фантазия воспитателя).
|
4. Служить строительным материалом в детских играх (складывая кубы один на другой, можно построить домик, крепость, пирамиду, гараж и абсолютно все, что захочется детям)
5. Кубы могут разбивать пространство на зоны, также меняющиеся по желанию воспитателя.
На все стороны кубов нанесены буквы, объединенные между собой одной общей темой. Из таких кубов можно составлять слова, что служит развитию детей - они запоминают названия цветов, предметов и их взаимосвязь. Рисунки в национальном стиле способствуют развитию фантазии, творческих способностей, воспитывают вкус и просто очень нравятся детям.
Комплект детской мебели включает в себя столик и четыре стула. Представленный интерьер рассчитан на 20 детей, поэтому в нашем интерьере таких комплектов пять. Они выполнены в общей стилистике интерьера. Спокойный бежевый оттенок стола служит противовесом ярким праздничным стульям. Объединяет их в одну композицию не сложный но элегантный авторский рисунок. Мебель выполнена из массива сосны, что отвечает санитарным требованиям.
Вся мебель имеет закругленные углы покрытые мягким пластиком для снижения травматизма детей.
На стену по периметру нанесена роспись, которая, как и все в этом интерьере, решает сразу несколько задач. Во-первых, за счет этой росписи стены не выглядят пустыми, как в большинстве детских садов. Во-вторых, она способствует умственному развитию детей. Роспись, хотя и достаточно яркая и цветная, все же смотрится легко, органично и не утомляет сознание. Выдержана она в теплых тонах, в тон всему интерьеру.
Кроме всего прочего, картинка имеет эстетическое значение. Такой сплошной непрерывный вариант росписи по всему периметру стен позволяет создать впечатление какого-то своего особенного мира, объеденяет пространство, отгораживает его от всего остального. Национальный стиль картинки перекликается с рисунками на модулях и ковре. Рисунок защищен акриловым лаком, что позволяет легко мыть стены, как требуют того санитарно- гигиенические нормы.
Так как в целях экономии места мы отказались от шкафной группы, а модулей - кубов не всегда достаточно для хранения всех детских вещей, на стены мы установили открытые полки оригинальной формы. Мы постарались гармонично вписать их в настенную роспись, чтобы они были естественным ее продолжением, но уже в трехмерном пространстве. Ковер на стене придаст интерьеру ощущение домашнего уюта и национального колорита. Потолок в комнате решен максимально просто. Обычный натяжной потолок белого цвета, никаких сложных утяжеляющих гипсокартонных конструкций. Глянцевая поверхность потолка зрительно увеличивает пространство. Мы посчитали, что в интерьере достаточно деталей и решили не перегружать его еще и массивным потолком, берущим на себя много внимания, так как это не самая главная часть интерьера. Освещение также решено очень просто - обычные осветительные лампы в пластмассовых защитных плафонах крепятся к потолку в два ряда. Окна оформлены шторами, уложенными в два слоя. Внутренний слой составляет длинная легкая прозрачная органза цвета фисташки, внешний слой - более короткие хлопчатобумажные фактурные портьеры глубокого травяного оттенка, убранные декоративными складками. На портьеры нанесен тот же авторский узор, что и на мебели. Этот рисунок объединяет все предметы интерьера в одну цельную композицию и придает интерьеру индивидуальное лицо. Шторы смягчают дневной свет, придают помещению домашний вид и создают уютную атмосферу. Традиционные занавески гораздо более нарядные и уютные, чем популярные в наше время жалюзи, которые придают помещению офисный вид, поэтому выбор был сделан в пользу штор.
В комнате предусмотрено центральное отопление. Чтобы избежать травматизма детей (ожоги, удары и прочее), батареи закрыты специальными защитными экранами, корпус которых изготовлен из шпона натурального дерева темно- коричневого оттенка, а сверху наложена ротановая сетка бежевого цвета.
К выполнению поставленной задачи по проектированию многофункционального интерьера детской игровой комнаты младшей группы мы постарались подойти творчески и разносторонне. Восприятию интерьера как единого целого способствует авторский рисунок на мебели и шторах. Все это создает свой неповторимый уникальный мир, мир детства, беззаботности и жизнерадостности, где каждый отыщет себе уголок. Такой высокохудожественный интерьер будет радовать глаз и ребенка и взрослого и способствовать всестороннему детскому развитию.
Выводы по главе II
Дошкольный возраст - это время, когда в ребенка закладываются все основные знания и умения, формируются модели поведения, развиваются способности. Большую часть этого времени ребенок проводит в дошкольном образовательном учреждении. Можно сказать, что ДОУ - место совершенно особенное, это первая ступень в длинной лестнице образования, и очень важно, чтобы все в нем было направлено на планомерное, педагогически обоснованное, всестороннее развитие ребенка. Не случайно в нашем дизайн - проекте сделан акцент именно на всестороннее развитие, а не на развитие каких- либо определенных способностей, ведь в младшем возрасте ребенку особенно важно развиваться во всех направлениях, для него пока нет ничего приоритетного или напротив, менее важного. Ничего нельзя упустить, последствия могут быть необратимыми.
Можно было бы сделать вывод, что решением проблемы всестороннего развития могут быть постоянные занятия. Но для маленьких непоседливых детей это совсем не выход. Поэтому мы попытались создать такую предметно-пространственную среду, само пребывание в которой способствовало бы развитию малышей. Достигается это за счет подробной детализации интерьера (рисунки на мебели, стене и ковре), многофункциональной модульной мебели и возможности менять пространство по своему усмотрению.
Кроме мобильности и функциональности, важной задачей для нас была эстетическая ценность и создание домашнего уюта, ведь дети младшей группы только-только учатся длительное время находиться вне дома. Для этого в оформлении были использованы теплые оттенки и большое количество рисунков. Рисунки, кроме того, что способствуют развитию детей, очень украшают любое помещение, делают его особенным и уникальным, помогают создать свой мир. Поэтому в нашем проекте мы отвели им так много места.
Дети любят все яркое, в их мире нет места печалям и заботам, поэтому мы в нашем проекте особое внимание уделили цветовому решению. Основной колорит теплый, а акценты расставлены цветами радуги, несколько засветленными, чтобы облегчить общее восприятие и не утомлять взгляд чрезмерной яркостью.
На наш взгляд, все поставленные задачи выполнены. Интерьер получился красочным, легким, по-детски жизнерадостным и веселым, а также очень удобным и функциональным. Мы надеемся,что детям приятно будет проводить здесь время, играть, учиться и развиваться.
Заключение
Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
Дошкольное образовательное учреждение является важнейшим звеном на пути становления человека личностью. Именно в младшем дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Только планомерное систематическое воспитание ребенка сможет сформировать из него полноценную, всесторонне развитую личность, в которой сейчас так нуждается современное общество. Это задача всех детских образовательных учреждений и в первую очередь детских садов.
Задача дизайнеров создавать такие оригинальные интерьеры, которые позволяют избавиться от лишнего загромождения и освободить как можно больше пространства для детского движения и разнообразных игр.
Для этого мы предлагаем использовать такие дизайнерские решения, как модульная мебель, которая является также и игровой единицей; сочетание в одном предмете мебели функций сразу нескольких предметов; правильное зонирование пространства.
Все это помимо своей многофункциональности должно способствовать всестороннему развитию детей, так первоочередная задача ДОУ- это именно развитие всех способностей ребенка.
Обязательным условием является изготовление всех составляющих интерьера из экологически чистых материалов. К сожалению, сейчас в погоне за дешевизной, многие ДОУ используют искусственные материалы- ДСП и ДВП, пропитанные вредными веществами, линолеум, выделяющий токсичные элементы, дешевые пластиковые стеклопакеты, которые в итоге пагубно влияют на детское здоровье. Использование экологически чистых материалов позволит избежать многих проблем с детским здоровьем, в частности с бичом современности - аллергией.
Во многих дошкольных образовательных учреждениях распространено однотонное, серое и унылое оформление интерьера. Такая скучная обстановка еще больше угнетает детский разум, который и без того находится в стрессе из-за разлуки с родителями. Поэтому, на наш взгляд, обязательным условием является использование в интерьере жизнерадостных, праздничных, светлых цветов. Однако, здесь главное не переусердствовать, так как очень яркие цвета быстро утомляют и надоедают. Здесь, как и во всем, нужна умеренность. Такое цветовое решение привлечет внимание ребенка, поможет ему адаптироваться, вызовет интерес.
В целом, проектирование интерьера детской игровой комнаты- довольно сложный процесс, который должен разрабатываться в содружестве нескольких специалистов- психологи, педагоги, художники и, наконец, дизайнеры. К сожалению, в нашей стране, в отличие от зарубежных коллег, данному вопросу не уделяется должного внимания, так как, как не странно, проблемы образования стоят у нас далеко не на первом месте. Надеемся, что новая волна молодых, талантливых, вдумчивых, инициативных специалистов - дизайнеров смогут изменить такое положение вещей. Ведь дети - наше будущее, и то, что мы сейчас вложим в них, через несколько лет напрямую отразиться на будущем нашей страны!
Библиография
а)
1. Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М.: Просвещение, 1977. –228 с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2006. - 320 c.
3. Блонский П.П. Педология. Учебник для высших учебных заведений. – М., 1934. - 334 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. – 354 с.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-ие издание. – М: Просвещение, 1991. - 356 с.
6. Выготский Л.С. Основы педологии. – М.: Изд-во 2 - го Моск. мед. ин-та, 1934. – 80 с.
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 439 с.
8. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: Гос. учеб.-педагогич. Изд-во, 1935.-95 с.
9. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. Психол. 1972. 245 с.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. - 416 с.
11. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. – М.: Просвещение, 1956. - 574 с.
12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 207 с.
13. Малова Р.З. 100 вариантов дизайна окон. - Ростов - на – Дону: Феникс, 2005. – 256 с.
14. Михайленко Н.Я. Формирование совместных предметно-игровых действий (ранний возраст) // Дошкольное воспитание. 1987. № 6. с. 46—48.
15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1998. - 352 c,
16. Оталора М.К. Игра, ее место и развитие у детей индейских племен Колумбии. /Канд. дисс. – М.: Просвещение, 1984. - 254 с.
17. Пропп В. Я. Морфология сказки. – М.: Наука, 1969. - 138 с., с. 20.
18. Сакулина Н. Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника. //Сенсорное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 2003. - 333 с.
19. Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы. //Вопросы психологии. – 1971. - №6. – 130 с.
20. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998, - 205 с.
21. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
22. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, 1960. – 280 с.
23. Эльконин Д. Б. Размышления над проектом. // Коммунист. - 1984. - № 3
б)
24. Официальный сайт Санитарные нормы и правила [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cntd.ru/sanpin.html
25. Официальный сайт Охрана труда в России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.tehdoc.ru/sanitary.htm
25. Официальный сайт Ижевск. Возрастные особенности развития детей в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.izh.ru/izh/info/i22152.html
26. Официальный сайт Интернет-магазин мебельный [Электронный ресурс] Режим доступа: www.mebelny.ru/shop/
28. Официальный сайт Вся мебель Татарстана [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.tat-mebel.ru/show_cat.php
29. Официальный сайт Первый мебельный [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.meb1.ru/index.php
30. Официальный сайт Мебель ручной работы из Белорусии [Электронный ресурс] Режим доступа: www.loranmebel.ru/katalog/div_id/15
Приложение
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение№4