Характеристика посещенных и проведенных занятий




В рамках подготовительных мероприятий осуществлено посещение семинарских занятий проф. д.и.н. Э.Л. Дубмана у обучающихся 1 курса по теме "История России до XX века". Наблюдение за работой преподавателя позволило улучшить свои навыки проведения учебных занятий, выделить наиболее эффективные методы и приемы подачи материала, поддержания связи с аудиторией, ведения обсуждения дискуссионных проблем в том русле, которого требует ситуация. По итогам каждого учебного занятия осуществлялся подробный разбор каждого занятия с руководителем практики и индивидуальные консультации преподавателя по специфике организации учебного процесса, поиску и обработке исторического материала, подготовке разных вариантов презентаций, подаче учебного материала по конкретной тематике в условиях проведения будущих занятий, оценивания работы обучающихся.

Работа над подготовкой к семинарскому занятию была начата с разработки плана-конспекта семинарского занятия. Освоены различные варианты порядка построения семинарского занятия согласно такой логике представления материала, которая обеспечит активную познавательную деятельность обучающихся и повышение качества усвоения информации у обучающихся. Был разработан следующий план семинарского занятия:

Курс: История России до XX века.

Тема семинарского занятия: «Образование русского централизованного государства».

Цели:

1) помочь обучающимся уяснить сложные вопросы, вызывающие трудности при индивидуальной работе, научить самостоятельно мыслить, критически подходить к фактическому материалу

2) приобретение обучающимися навыков самостоятельной научной работы: чтение и анализ научных исследований и исторических источников, систематизация и обобщение материала, адекватное использование исторического материала и наработок других специалистов для собственных научных изысканий.

3) вырабатывание у обучающихся необходимых навыков устного выступления, таких как умение грамотно и доступно изложить суть проблемы, способность быстро формулировать ответ на основные и дополнительные вопросы, соблюдение принципов научной полемики.

4) обеспечить углубление и закрепление знаний обучающихся по теме «Образование Российского централизованного государства», а также осуществить диагностику и контроль знаний студентов по данной теме

Форма и ее обоснование:

семинар-дискуссия как наиболее подходящая для более детального рассмотрения вопросов изучаемой темы.

 

Структура занятия

 

I этап.Организация занятия:

- подготовка аудитории и участников.

Сообщение темы семинара, её актуальности, целей и задач занятия. Самостоятельная работа обучающихся – написание докладов, рецензий.

- ввод в проблемную ситуацию (или в проблему).

В конце ХIV в. и на протяжении ХV в. на русской территории происходит процесс складывания единого централизованного государства.

Централизованным можно называть только такое государство, в котором существуют законы, признаваемые во всех его частях, и аппарат управления, обеспечивающий выполнение этих законов, реализующий политические решения, принятые в одном центре. При этом все звенья аппарата управления действуют согласованно, все государственные чиновники несут ответственность перед своим начальством или монархом и могут осуществлять свои полномочия только в пределах определенных вышестоящей властью.

Теме образования централизованного государства уделяли внимание многие историки. При этом существует несколько точек зрения на объяснение этого процесса. Например, русский философ и историк Г. П. Федотов утверждал, что Москва своим возвышением была обязана татарофильским, предательским действиям своих первых князей, что воссоединение Руси, создание могучего централизованного государства осуществлялось через насильственные захваты территории, вероломные аресты князей-соперников. И само собирание уделов, по его мнению, совершалось восточными методами: снималось большинство трудоспособного населения и уводилось в Москву, его заменяли пришлым и чуждым населением, выкорчевывались местные обычаи и традиции.

Современная историческая наука считает, что ведущую роль в формировании Российского государства играл политический внешний фактор, а именно необходимость противостояния Орде и великому княжеству Литовскому. Благодаря этому фактору широкие слои населения (как господствующий класс, так и горожане, крестьянство) были заинтересованы в централизации. Такой «опережающий» (по отношению к социально-экономическому развитию) характер процесса объединения обусловил особенности сформировавшегося к началу XV в. государства: сильную монархическую власть, жесткую зависимость от нее господствующего класса, высокую степень эксплуатации непосредственных производителей (ее рост в XIV–XV вв. диктовался еще и необходимостью получения средств для выплаты «выхода»). Это было одной из причин складывания системы крепостного права.

- постановка задач:

- проанализировать взаимосвязь территориального расширения страны и совершенствования властных отношений на этапе завершения формирования единого государства в эпоху правления Ивана III (1462-1505 гг.) и проследить проявление самодержавных тенденций.

-выявить факторы, повлиявшие на специфику русской государственности и оценить историческое значение образования Русского централизованного государства.

- форма (ы) и режим работы: семинар-дискуссия.

II этап. Обсуждение проблемы.

- выступление обучающихся с подготовленными работами;

- выступление обучающихся с краткими рецензиями на работы друг друга;

- поэтапное развитие дискуссии по проблемному принципу.

Й вопрос

При подготовке к первому докладу учитель предлагает обучающимся вспомнить, какие методы использовали князья в политике территориального расширения Московского княжества. Насколько эффективны они были в правление Ивана III? Обучающиеся подробно останавливается на вопросах присоединении Новгорода, Твери, Пскова, Рязани, определяются значение и главные последствия присоединения данных регионов.

Й вопрос

При обсуждении второго доклада обучающиеся должны показать, как формировалась система центральных органов управления «государева двора». Как формировались органы центральной и местной власти в Московском княжестве? Какие наблюдались недостатки? Что означало принятие Иваном Ш титула «Государь всея Руси»?

Й вопрос

Завершая объединение русских земель в одно государство, Иван III понимал необходимость введения общерусского законодательства. При обсуждении третьего доклада обучающиеся рассматривают историю создания, авторства Судебника 1497 г., его содержание (судебно-правовые нормы), обращают внимание на то, как решались крестьянский, земельный вопросы, дают оценку этому юридическому документу.

 

III этап. Оценка результатов

Дается оценка работы в целом, отмечаются положительные и отрицательные моменты в работе отдельных учащихся, выставляются баллы за работу на семинаре. Учащиеся, не принимавшие участи в работе семинара, получают задание: к следующему семинару выполнить конспект по одной из предложенных статей:

1.Адализевич О.В. Первая военная реформа в России. // Военно-исторический журнал. 2005. № 3.

2. Горский А.А. Московско-ордынский конфликт начала 80-х годов XIV века: причины, особенности, результаты / А.А. Горский // Отечественная история. – 1998. – № 4

3. Казаков Р.Б. Судебник 1497 г. // Вопросы истории. – 2000. – № 9.

4. Нефедов С. А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние // Вопр. истории. 2002. № 11.

5.Пенской В.В. Военный потенциал Российского государства в конце XV-XVI вв.: количественное измерение. // Российская история, 2008. № 1.

Основным результатом практики явилось подготовка и самостоятельное проведение занятия по теме: «Образование Русского централизованного государства». Были получены навыки организации продуктивной работы студентов в ходе семинарского занятия. Выбранная форма проведения занятия (семинар-дискуссия) позволила эффективно вовлечь большинство студентов группы в различные формы работы: подготовку докладов, рецензирование работ друг друга, обсуждение поставленных в докладах проблем. Получены и развиты навыки ведения дискуссии, оценивания работ обучающихся, представленных как в письменном виде, так и в устной форме, с учетом особенностей каждой из форм подачи материала. Развиты навыки толерантного общения и бережного отношения к различным культурным традициям и ценностям в профессиональной деятельности, толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий. Это позволило создать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, необходимую для продуктивного обсуждения поставленных проблем. Осуществлен контроль знаний, навыков и умений обучающихся по 5ти бальной системе, включающей оценивание за подготовку презентаций и докладов.

В целом проведенная обучающимися работа заслуживает высокой оценки. Необходимо отметить, что докладчиками проработан большой объем материала, который был структурирован в соответствии с требованиями проблематики вопроса. Поставленные цели и задачи в основном достигнуты. Охарактеризована степень изученности выбранных тем в научной литературе, источниковая база изучения данных проблем; наряду с периодическим обращениям авторов докладов как к первоисточникам, так и к проведенным ранее исследованиям, видна самостоятельная работа обучающихся, что придает докладам творческий характер. Достоинством некоторых работ является обращение к истории создания и предшествующей деятельности партии/организации. Также стоит отметить, что обучающиеся в ряде докладов, рассматривая положение тех или иных организаций на местах, изучали их деятельность именно в Поволжье. Однако есть работы, где использованная литература ограничивается только современной историографией, тогда как для полноценного понимания ситуации все-таки следовало обратиться и к исследованиям советского периода. Таким образом, доклады являются логически выверенными и хорошо написанными работами, заслуживающими высоких оценок.

Рецензенты тоже проявили себя с положительной стороны, показав довольно высокий уровень работы - выделив наиболее неоднозначные и спорные места в представленном материале, а также дискуссионные вопросы, подчеркнув как достоинства, так и недостатки, представив рекомендации друг другу таким образом, что тематика докладов раскрылась под другим углом.

Большинство обучающихся приняли активное участие в обсуждении докладов и последующей дискуссии.

В ходе занятия были развиты и закреплены навыки использования компьютерной техники и мультимедийного оборудования (доклады в форме презентаций). Наличие визуального сопровождения докладов было положительно оценено участниками дискуссии, поскольку оно позволило наглядно увидеть реалии изучаемой эпохи, представить часть материала в виде схем и диаграмм.

Проверка письменных работ обучающихся выявила, что большинство из них владеют навыками подготовки и оформления научной работы. Структурные части письменных работ оформлены в соответствии с общими требованиями: в каждой работе есть введение, разделение на главы, заключение, список источников и литературы, справочный аппарат. Требования к оформлению некоторых работ были нарушены, но незначительно.

По завершении занятий были обсуждены методы и приемы проведения занятия, допущенные ошибки и недочеты, альтернативные пути проведения занятия с профессорско-преподавательским составом кафедры Российской истории, приняты к сведению замечания.


Источники и литература для подготовки обучающихся:

1. Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до XVII века. – М., 1994.

2. Политическая история России: Хрестоматия. М., 1995. Ч. 1. Гл. 2 (Судебник 1497 г.).

3. Хрестоматия по истории России / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. М., 2002. Гл. 5.

4. Адализевич О.В. Первая военная реформа в России. // Военно-исторический журнал. 2005. № 3.

5. Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

6. Алексеев Ю.Г. Походы русских войск при Иване III. СПб., 2009.

7. Алексеев Ю.Г. У кормила Российского государства. СПб., 1998

8. Борисов Н.С. Иван III. – М.: Молодая гвардия, 2003.

9. Борисов Н.С. Горький удел. Московское вероломство 7000 года // Родина.2003. № 12.

10. Горский А.А. Московско-ордынский конфликт начала 80-х годов XIV века: причины, особенности, результаты / А.А. Горский // Отечественная история. – 1998. – № 4.

11. Греков И.Б. Мир истории: Русские земли в XIII – XV века / И.Б. Греков, Ф.Ф. Шахмагонов. – М., 1989.

12. Зимин А.А. Россия на рубеже XV - XVI вв. / А.А. Зимин. – М., 1982

13. Казаков Р.Б. Судебник 1497 г. // Вопросы истории. – 2000. – № 9.

14. Каргалов В.В. Конец Ордынского ига / В.В. Каргалов. – М., 1980

15. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985.

16. Нефедов С. А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние // Вопр. истории. 2002. № 11.

17. Пенской В.В. Военный потенциал Российского государства в конце XV-XVI вв.: количественное измерение. // Российская история, 2008. № 1.

18. Развитие Русского права в XV – первой половине XVII вв. М., 1986.

19. Российское законодательство X-XX в. Т. 2. М., 1985.

20. Сахаров А.Н. Образование и развитие Российского государства в XIV XV вв. / А.Н. Сахаров. – М.,1969.

21. Скрынников Р.Г. Иван III. М., 2006.

22. Скрынников Р.Г. Русь X - XVII века. / Р.Г. Скрынников. – СПб., 1999.

23. Судебник 1497 г. В контексте истории российского и зарубежного права XI – XIX вв. М., 2000.

24. Тихомирова М.Н. Российское государство XV-XVII вв. / М.Н. Тихомирова. – М., 1979.

25. Торопцев А. П. Рюриковичи. От Ивана Калиты до Ивана Грозного. М., 2007.

Опережающие индивидуальные задания:

1. Реформа системы центральных органов самоуправления при Иване III.

2.Исторический портрет Ивана III.

3.Судебник 1497 г.

4. Особенности и социально-экономические результаты формирования централизованного государства в Северо-Восточной Руси.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: