Цели и задачи Стратегии субъекта РФ




Методические рекомендации по подготовке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации

I. Общие положения

 

1. Настоящие методические рекомендации определяют цель, принципы и порядок разработки стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (далее – Стратегии субъектов РФ).

2. Стратегия субъекта РФ представляет собой документ, определяющий важнейшие направления и механизмы и методы развития данной территории на долгосрочный период, обеспечивающие в рассматриваемой перспективе достижение намеченных социальных и экономических целей с учётом долгосрочных приоритетов, целей и задач федеральной и муниципальной политики, а также крупных организаций.

3. Целью разработки Стратегии субъектов РФ является формирование долгосрочного плана, обеспечивающего устойчивое повышение благосостояния граждан субъекта Российской Федерации, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций субъекта Российской Федерации.

 

II. Принципы разработки Стратегии субъектов РФ

 

1. Стратегия субъекта РФ разрабатывается в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегиями (концепциями) социально-экономического развития федеральных округов (отдельных территорий), федеральными программными документами развития отраслей экономики и социальной сферы.

2. Устанавливается единый временной горизонт разработки Стратегии субъектов РФ на период до 2020 года.

3. Стратегия субъекта РФ должна иметь инновационный социально ориентированный тип экономического развития.

4. Стратегия субъекта РФ должна быть увязана со схемой территориального планирования субъекта Российской Федерации.

5. Инвестиционные проекты, содержащиеся в Стратегии субъекта РФ, не должны нести для федерального бюджета дополнительных финансовых обязательств.

6. Подготовка Стратегии субъекта РФ должна осуществляться по результатам публичного обсуждения, с учетом мотивированных предложений по социально-экономическому развитию от муниципальных образований субъекта Российской Федерации развития и крупных организаций, затрагивающих данную территорию.

7. К разработке Стратегии субъекта РФ могут привлекаться представители коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных, независимые эксперты.

8. Обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

III. Порядок разработки Стратегии субъекта РФ

Цели и задачи Стратегии субъекта РФ

В первую очередь Стратегия субъекта РФ должна содержать четко сформулированную долгосрочную (стратегическую) цель социально-экономического развития региона.

Стратегическая цель социально-экономического развития субъекта Российской Федерации заключается в достижении определенного «образа будущего». Формулировка стратегической цели должна удовлетворять нескольким критериям:

содержать обобщенную (интегрирующую) формулировку «образа будущего» субъекта Российской Федерации;

позволять обосновать стратегические направления ее достижения и совокупность требований к действиям, осуществляемым для ее достижения;

содержать общую характеристику средств достижения стратегической цели.

В качестве базовых могут быть выделены следующие цели развития субъекта Российской Федерации:

повышение уровня качества и продолжительности жизни, развитие человеческого потенциала на основе повышения эффективности здравоохранения, образования и жилищного строительства;

создание условий и обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста субъекта Российской Федерации на основе повышения конкурентоспособности производства и сохранения социальной стабильности за счет реализации потенциала субъекта Российской Федерации и комплексного развития инновационного потенциала;

создание потенциала будущего развития субъекта Российской Федерации на основе качественного улучшения инвестиционной привлекательности и развития взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества;

повышение эффективности государственного регулирования социально-экономических процессов в субъекте Российской Федерации, на основе формирования систем стратегического управления, пространственного и территориального планирования;

совершенствование и развитие финансово-кредитного сектора экономики субъекта Российской Федерации.

Далее стратегические цели развития должны быть конкретизированы в виде критериев:

доходы (фактические доходы населения, дифференциация доходов, адресная поддержка социально незащищенных слоев);

занятость (безработица, качество работы, условия труда);

образование (уровень образованности населения, доступность и качество образования);

инвестиции (количество новых эффективных инвестиционных проектов, согласно стратегическим целям субъекта Российской Федерации);

инновационная продукция (доля инновационной продукции в общем объеме производства);

жилищные условия (характеристика проживания по комфорту и безопасности, включая жилую сферу);

здоровье населения (долголетие, качество здоровья и работоспособности, возможность получения высококвалифицированной медицинской помощи);

окружающая среда (использование земель, качество воды и продуктов, экологическая безопасность, устойчивость природного комплекса);

досуг и отдых (разнообразие форм, включая оздоровительные мероприятия, семейный отдых, рекреационные возможности для занятий спортом, проведение зрелищных мероприятий и развитие индивидуальных увлечений).

С учетом стратегических целей определяются стратегические задачи развития субъекта Российской Федерации по экономике и социальной сфере.

Основные задачи разработки Стратегии субъекта РФ:

оценка потенциала социально-экономического развития региона;

корректировка определенных и разработка новых приоритетных направлений социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в целом и на уровне отдельных отраслей (видов экономической деятельности) и макрорайонов, а также выработка механизмов по достижению поставленных целей;

выработка мероприятий и механизмов по реализации намеченных приоритетов с учетом состояния инфраструктуры и ресурсной базы отраслей и территорий (включая формирование перечня и основных параметров крупнейших проектов в сфере экономики, инфраструктуры, социального развития), а также политики по привлечению ресурсов для обеспечения предлагаемых решений;

разработка системы мониторинга за выполнением поставленных задач, а также механизма их корректировки с предложениями по внесению изменений в систему управления субъектом Российской Федерации, выделением подразделения, занимающегося мониторингом и реализацией Стратегии.

 

2. Проблемы и приоритеты развития субъекта Российской Федерации

В данном разделе Стратегии субъекта РФ рекомендуется отражать основные проблемы и приоритетные направления развития субъекта Российской Федерации.

Прежде всего, необходимо выявить и провести анализ основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом субъекта Российской Федерации.

Далее формулируются главные ориентиры развития субъекта Российской Федерации.

Приоритетные направления развития субъекта Российской Федерации – направления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, реализация которых должна быть осуществлена органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в первоочередном порядке, включая обеспечение финансовыми ресурсами и наличие совместных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Стратегические приоритеты развития субъекта Российской Федерации должны быть нацелены на:

обеспечение конкурентоспособности экономики субъекта Российской Федерации на российском и глобальном рынках;

консолидацию ресурсов субъекта Российской Федерации для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики;

развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;

развитие региональной занятости населения;

повышение качества управления и использования ресурсов на региональном уровне.

Реализация этих приоритетов проявляется достижением таких целей и задач развития, как снижение дифференциации в уровне жизни населения, повышение доходов населения, повышение рентабельности производства в различных секторах экономики, развитие и внедрение высоких технологий, инвестирование в наиболее важные и перспективные отрасли и виды деятельности, обеспечение сбалансированного развития различных отраслей, снижение дифференциации в социально-экономическом развитии различных территорий, создание необходимой инфраструктуры, развитие экономических и гуманитарных связей и т.п.

 

3. SWOT-анализ социально-экономического положения субъекта РФ

Проводится анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономического развития субъекта РФ.

 

Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
   
Возможности (O) Угрозы (T)
       


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: