Другая видная фигура политико-правой мысли Голландии – выдающийся философ и политический мыслитель Бенедикт (или Барух) Спиноза (1632 – 1677). Родился в семье еврейских переселенцев из Португалии, учился в религиозном училище (ешиве), но не окончил его из - за необходимости помогать отцу в ведении торговли. Однако вскоре отошел от дел из - за глубокого интереса к науке и философии, установил контакты с христианскими сектами – противниками доминировавшей в Голландии идеологии кальвинизма. За критику Талмуда был проклят вместе со всем своим родом соплеменниками, а за враждебность кальвинизму – преследовался пресвитерианами. Скрывался некоторое время в Рейнсбурге («городе свободных сектантов»), занимался философией и зарабатывал на жизнь шлифовкой линз; но неожиданно заболел и умер. Значение Спинозы как мыслителя состоит в том, что он попытался сформулировать в своем творчестве новый рационалистический (т.е. основанный на разуме) подход к проблемам государства и права. Его политико – правовые взгляды изложены в «Богословско – политическом трактате» (1670), «Этике, доказанной геометрическим методом» (1675) и «Политическом трактате» (1677). Вполне естественно, что созданное им политико-правовое учение тесно связано с общими принципами его философии. Основные положения философско-политической доктрины Спинозы таковы:
1) Единственно подходящим и достоверным способом познания природы, где все подчинено закону необходимости, является дедуктивно – аксиоматический математический («геометрический») метод;
2) Все познаваемые (постижимые) вещи подразделяются те, что «законно доказываются» (подтверждаются опытом), и те, которые могут быть только приняты на основе «моральной достоверности» (т.е. приняты на веру);
|
К первому типу относятся теоремы геометрии, а ко второму – все человеческие «права, постановления и нравы».
3) Законы природы («решения Бога») познаются человеческим разумом, а не дается людям в откровении;
4) На человека как часть природы распространяются естественные закономерности и необходимости, и в том числе нормы естественного права;
5) Естественное право запрещает только то, что никто из людей никому не желает и чего никто не может – т.е. препятствуют проявлению человеком агрессивности и насилия по отношению к другим;
6) Естественное право наделяет всех людей равными правами поступать по своему произволу и желанию (но реальные возможности это делать них, естественно, различаются);
7) В постоянной борьбе всех против всех высший закон природы состоит в стремлении всех людей к самосохранению («каждый стремится остаться в своем состоянии, и притом не считаясь ни с чем другим, а только с собой»), но в условиях господства естественного права оно не может быть обеспечено;
8) Для этого необходим переход к государству и гражданскому состоянию, которые создаются не по разумному плану, а являются результатом естественного развития человеческой природы и договора, по которому люди передают власти неограниченные полномочия (всю силу);
Т.е. он фактически отрицает возможность построения наилучшей модели государства на основе разума, и считает, что естественное состояние не отличается в корне от гражданского, а только предшествует ему (и сам общественный договор вытекает из общественных законов);
|
9) Отличительный признак гражданского состояния, по Спинозе - наличие верховной власти (империум), которая распространяется на государство (цивитас) как на «совокупное тело» (т.е. фактически здесь речь идет о государственном суверенитете);
10) При этом действие естественного права не прекращается и в гражданском состоянии, поскольку в обоих случаях человек руководствуется одними и теми же законами, соображениями страха или собственной пользы.
Далее Спиноза дает развернутую характеристику нового состояния общества, возникшего после создания государства:
1) Главное отличие естественного состояния от гражданского состоит в наличии государства как верховного арбитра и гаранта общих законов, которые стоят выше естественного права и ставят его в определенные рамки (но не отменяют);
2) Верховная власть не связывается никаким законом, и все обязаны ей беспрекословно подчиняться (даже если она повелевает исполнять величайшую нелепость) – Спиноза признает, что она может совершать преступления с точки зрения естественного права, но не с точки зрения законов, потому что сама их создает; однако в крайней ситуации он допускает право людей на восстание;
3) В ведении верховной власти находятся издание, толкование и отмена законов, избрание должностных лиц, вопросы правосудия и право войны и мира;
4) Верховная власть определяет общий дух (т.е. мировоззрение) государства, и только она имеет право решать, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо (отдельные люди не имеют права высказывать такие оценки);
|
5) После заключения общественного договора отдельный человек сохраняет за собой только «частное гражданское право», которое призвано обеспечить в условиях гражданского состояния частные права индивида (на жизнь, свободу и собственность) – при этом осуществление всех остальных естественных прав (которые не дозволены государством) представляет собой преступление;
6) Свобода человека является его личным делом, тогда как государство обязано лишь обеспечивать ему безопасность и возможность реализовать свои естественные права без нанесения ущерба другим; в конечном итоге свобода есть подчинение законам разума, т.е. необходимости;
7) Наилучшей формой правления и верховной власти является та, которая наилучшим образом мир и безопасность жизни подданных, и в этом отношении аристократическое правление лучше монархии и демократии: монархии – поскольку при ней монарх вверяет общее благополучие скрытым от общества советникам и приближенным, а демократии (при которой из участия в управлении исключаются иностранцы, рабы и несовершеннолетние) – из несовершенного механизма формирования власти и элиты (правители избираются не патрициями, а законом); при этом следует сказать, что при всех отмеченных недостатках Спиноза видел в демократии наивысшее воплощение человеческой свободы (поскольку при ней все люди равны на основании законов).
8) Поскольку все государства находятся в естественном состоянии (естественно вырастают из природного порядка), они по природе свой – враги, и обладают «правом войны», которая не есть преступление.
Значение Спинозы как мыслителя состоит в том, что он одним из первых обосновал этатистскую концепцию гражданского состояния (у Гоббса этатизм исключал гражданское начало), подчеркнув роль естественных прав (на жизнь, свободу и собственность) уже после создания государства.