Новое время – период истории с 16 по 20 в., началом которому послужила Реформация. Его вершина – эпоха окончательного упадка феодализма. На нее приходятся такие масштабные социальные процессы, как буржуазные революции и утверждение конституционных (республиканских) форм правления и гражданского общества, становление капитализма. Естественно, что столь значительные перемены в духовной, экономической и политической жизни не могли не привести к возникновению новых политико-правовых идей и учений, продолжающих традиции эпохи Возрождения и Реформации. Две основных политико-правовых идеи этого времени – идея народного суверенитета и общественного договора. Принцип суверенитета народа делает его высшим источником власти, воле которого никто не мог ставить ограничения. Идея общественного договора предполагает, что всякая государственная власть и форма правления может быть учреждена лишь на основе соглашения всех граждан (т.е. власть не имеет Божественного и сверхъестественного происхождения).
Наиболее значимые политико-правовые – теории Нового времени появляются в Англии и Голландии – странах, которые первыми пошли по пути буржуазных революций и становления капиталистического способа производства.
Политико-правовые учения Англии были тесно связаны (отразили дух Английской буржуазной революции). Особенностями английской буржуазной революции было то, что возглавившая ее городская буржуазия выступала в тесном союзе с джентри (т.е. средним и мелким дворянством, сумевшим приспособиться к развитию капитализма). На стороне революции также выступили крестьянство и мелкая городская буржуазия. Приверженцами феодального строя и абсолютной монархии были старое родовое дворянство и верхи англиканской церкви.
|
При этом различные поддерживающие революцию группы имели собственную идеологию и по идеологическому принципу подразделялись на партии (движения). Интересы ее правого крыла (богатого купечества и банкиров Лондона, примкнувшей к ним части обуржуазившегося дворянства) выражала партия пресвитериан, идеологией которой стало учение кальвинизма – они стремились к устранению элементов католицизма из богослужения, а также к созданию особой (государственной) церкви по образцу Шотландии, где выборные старейшины вместе со священниками составляли общий государственный синод. Позиции средней буржуазии и группировавшейся вокруг нее части джентри выражала партия индепендентов («независимых»). Их требованиями были самоуправление религиозных общин (соотносящихся друг с другом как самостоятельные республики), ликвидация централизованной государственной церкви, свобода совести и веротерпимость, республиканская либо конституционно – монархическая форма правления. Политической партией более радикально настроенных городских слоев являлись левеллеры (уравнители). Они отстаивали демократическое политическое устройство, всеобщее избирательное право при однопалатном и ежегодно избираемом парламенте, возврата огороженных общинных земель, а также провозглашения свободы совести с отделением церкви от государства. Впоследствии от них отделилась еще более радикально настроенная партия (или группа) диггеров (копателей), отстаивавшие интересы беднейших слоев города и деревни – последние прославились тем, что занимали пустующие земли и устраивали на них общинное землевладение.
|
Идеология противников революции наиболее полно была сформулирована профессором Лейденского университета Клавдием Салмазием и англичанином Робертом Фильмером. Салмазий в памфлете «Королевская защита» доказывал, что власть короля имеет божественное происхождение никто из людей не имеет права ее ограничивать и разрушать, а любое покушение на нее означает попрание религии, государственности и всяких законов. Р.Фильмер в сочинении «Патриархат» («Патриархия, или Естественная власть короля», 1642) доказывает, что власть короля идет от прародителя человеческого рода Адама, государство возникает свыше, а не в результате общественного договора, а королевская власть не подчиняется божественным законам. При этом король выступает как данный Богом отец (патриарх) своих подданных, и не может избираться либо отстраняться от своей должности.
В наиболее концентрированном виде новые идеи и опыт революции отразились в творчестве двух крупнейших английских мыслителей этой эпохи – Т.Гоббса и Дж. Локка.