Политико-правовое учение Т.Гоббса




 

Томас Гоббс (1588 – 1679) – выдающийся английский философ и политический мыслитель эпохи Английской буржуазной революции. Был близок к роялистским кругам, и в начале революции демонстративно перевел с греческого сочинение Фукидида с критикой демократии. В период ее разгара вынужден был покинуть Англию и жил в Париже, будучи наставником и воспитателем наследника престола (Карла 2). За это после возвращения в Англию король назначил ему пенсию и держал дома его портрет. В то же время О.Кромвель предлагал ему пост лорда канцлера за обоснование модели протектората. Исток учения Гоббса – резкое неприятие революции. Революция представлялась ему проявлением темных страстей и наклонностей человека, и поэтому в своем творчестве он пытался сформулировать модель власти, ограничивающей эти темные стремления.

 

Основные положения политико-правового учения Гоббса высказаны им в произведениях «Философское начало учения о гражданине» (1642), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Изложенные в них идеи в общем виде таковы:

1) Государство представляет собой искусственное политическое тело, создаваемое человеком по научному плану для удовлетворения своих потребностей (ибо «Нужда есть мать всех изобретений»);

2) До создания государства человек находился в естественном состоянии, когда жизнь не регулировалась законами, был свободен и жил по своей природе и усмотрению;

3) Человек по своей природе (в соответствии с «естественным законом») был эгоистичен, горд и склонен к насилию, творил произвол в отношении других людей – в результате началась «война всех против всех», грозящая самоистреблением общества

Считается, что при изображении естественного состояния Гоббс отразил картину эпохи первоначального накопления капитала с жесткой конкуренцией и борьбой за существование – самому же Гоббсу казалось что он распознал природу человека вообще;

4) В то же время, наряду с разрушительными наклонностями в человеке присутствуют и здоровые начала – инстинкт самосохранения и разум, которые приводят их к осознанию необходимости учредить законы;

5) Однако, эти законы не будут действовать, если их не заставит исполнять сильная (в идеале абсолютная власть);

6),Государство есть сила или власть призванная обеспечить внутренний мир, порядок и совместный труд людей теми средствами, которые она сочтет необходимыми;

7) Чтобы создать (или учредить) такую власть, люди должны заключить между собой договор и передать всю «власть и силу» одному человеку или группе людей, отречься от всех своих прав и свобод в их пользу (в результате возникает «политическое государство, отличное от государства, основанного на завоевании);

В результате такого общественного договора возникает государство – суверен (или политическое государство), «Левиафан», «царь над всеми сынами гордости», которое:

1) Сосредотачивает в своих руках абсолютную и неделимую власть, может принимать любые решения и законы («Делить власть государства – значит, разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга»; сама же власть – это «не что иное, как право повелевать, доколе это физически возможно»);

2) Может распоряжаться жизнью, собственностью и честью подданых, быть судьей всех учений и мыслей (ибо «Все, что повелевает верховная власть, уже оправдано этим повелением»);

3) Все, что делает такой суверен для защиты интересов общества, справедливо и правомерно, и никаких ограничений его власти не может быть; («В абсолютной власти нет ничего тягостного, если не считать, что человеческие установления не могут существовать без некоторых неудобств»);

4) Отдельные люди не имеют права рассуждать о том, хороши или дурны действия властей – и только «приказания государства могут установить, что есть беспристрастная справедливость и добродетель». И именно поэтому не стоит интересоваться чужими формами правления и пытаться усовершенствовать свою;

5) Правитель обязан обеспечивать благо народа путем его просвещения и издания хороших законов;

6) При этом в случае ущемления жизненных интересов людей они могут воспользоваться правом на вооруженное восстание против власти.

Т.е. Гоббс фактически отрицает возможность общественного самоуправления и возникновения гражданского общества (т.е. общественных отношений и объединений, не подчиненных государству, с помощью которых люди решают свои проблемы). С точки зрения некоторых исследователей, Гоббс фактически разработал первую в эпоху Нового времени концепцию тоталитарного государства, исходя из дурной природы людей и их неспособности создать твердый общественный порядок (идеи Гоббса, в частности, использовал идеолог Петра 1 Ф.Прокопович, который в своем произведении «Правда воли монаршей» обосновывает модель неограниченного полицейского государства, созданного Петром). Другая точка зрения исходит из того, что Гоббс в своей теории абсолютной власти предвосхитил неизбежность установления жесткой единоличной диктатуру для преодоления разрушительных последствий революции. И такая диктатура в послереволюционной Англии действительно была установлена в виде протектората О.Кромвеля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: