Институционализм в социологическом правоведении представлен именами М.Ориу, Г.Гурвича и П.Сорокина. Под институтами в данном случае понимаются первичные элементы, из которых состоят политическая и социальная структуры общества. Институционализм вырос на базе истолкования того факта, что существующие в каждом обществе коллективы (социальные общности, учреждения), такие, как семья, члены одной профессии, добровольные ассоциации, а также коллективы, организованные во имя удовлетворения умственных и иных запросов, следует воспринимать учреждениями интегративными, т.е. обеспечивающими сплоченность общества в нацию – государство. При этом интегративная роль подобных коллективов выполняется ими вместе с выполнением более частных ролей, связанных с таким служением, которое выгодно им самим. От состояния институтов в конечном итоге зависит нормальное функционирование и развитие общества.
После Второй мировой войны идеи институционалистов ожили в концепциях «диффузии власти», «плюрализма», «полиархии» и др. Институционализм не признает монополии государственно – властных учреждений на создание правовых норм; он исходит из предпосылки, что право коренится в обществе (в общественных институтах и их нормах). По этой логике, всех правоведов можно поделить на две категории – на монистов (считающих, что лишь государство имеет правотворческую функцию) и плюралистов (полагающих, что каждая социальная группа в принципе имеет «свое право»).
Теорию институционализма наиболее успешно разрабатывал Морис Ориу (1859 – 1929), который извечную проблему противопоставления интересов индивида и государства истолковал в духе христианского коллективизма первых его веков – однако сделал это с определенными новациями, проявившимися в его эпоху. При этом разработанная им теория институции (понимаемой как учреждение) отказалась от использования договорной теории происхождения институтов (отстаиваемой либерализмом), а также от командно – административного подхода к праву, свойственного социалистам.
|
Теория институции Ориу восходит к идее равновесия, которую в свое время Монтескье положил в основу теории разделения властей. Суть ее состоит в том, что существующий правопорядок является результатом физического равновесия сил, действующих в рамках государства. Право, таким образом, представляет собой продукт компромисса социальных сил. При этом порядок, установленный с помощью права, не является абсолютным и устойчивым – поскольку структура общества постоянно меняется, изменяя баланс сил. Комментируя это принципиальное положение своей теории, М.Ориу в своей самой известной работе «Принципы публичного права» (1910) писал: «Мы верим только, что существует здесь определенное направление, являющееся для обществ линией их прогресса. Существует социальный идеал и существует порядок вещей… но он не предустановлен, он рождается». Исходя из этого принципа, М.Ориу формулирует другие положения своего политико-правового учения:
1) Общество представляет собой не столько взаимодействие индивидов, сколько взаимодействие множества социальных институтов;
2) Вне зависимости от места и роли в обществе все эти институты являются юридическими организациями и обладают общими характерными чертами: организующей и направляющей идеей, нормативно упорядоченной внутренней жизнью, автономностью, структурой принуждения и длительностью существования;
|
3) Будучи по своей природе аналогами государства, существующие в обществе институты выполняют роль противовесов, ограничивающих притязания государства и защищающих права граждан;
4) Государство, в свою очередь, выполняет роль направляющей это взаимодействие силы, нейтральной по отношению к отдельным институтам;
5) В рамках каждого института (т.е. общности или группы) создаются нормативные предписания, определяющие характер отношений между ее членами – они формируются как волей их руководителей («право дисциплины»), так и вследствие одобрения их деятельности членами общества (фактическое право);
6) Существует два основных способа образования правовых норм: вертикальный (правовое выражение властной воли), и горизонтальный, когда происходит узаконивание фактически существующих отношений (когда «норма медленно устанавливается путем длительного спокойного существования, т.е. по существу становится обычаем»).
Так или иначе, любая правовая норма приобретает форму института и становится элементом правопорядка.
7) Право представляет собой действующий порядок отношений, регулирующий как деятельность всего общества, так и отдельных образующих его институтов («Правовой порядок в государстве состоит не только из общих правовых норм, но и из частных правовых состояний»);
8) В праве необходимо различать форму и материю: форму образуют юридические нормы и акты, а материей является содержание норм, «которое по существу сводится к свободе человека, обусловленной социальным порядком и справедливостью»;
9) С точки зрения своего социального содержания право представляет собой форму и способ реализации социального порядка и справедливости, а также средство уравновешивания групповых интересов и установления социального мира;
10) Гражданская жизнь представляет собой объект воздействия государственного режима, и характеризуется разделением между политической властью и частной собственностью. Такое разделение одновременно является основанием и власти, и свободы;
11) Централизация национального (общегосударственного) права сводится к тому, что установление правовых норм и санкций становится делом центральной политической власти, а правовой обычай заменяется писаным законом.