Сущность внутреннего финансового контроля, виды и методы




Введение

 

Образование фондов денежных средств государства и их использование в процессе выполнения государственных задач во многом происходит посредством хозяйственной деятельности как государственных, так и негосударственных организаций (например, исполнение ими своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных программ и т.д.). При этом государственный финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и инициирующей их финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, от параметров его законности, эффективности и целесообразности (при наличии же таких отклонений государственный финансовый контроль обеспечивает принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер).

Любые государственные программы реформирования и развития областей экономики для их успешной реализации должны предусматривать эффективную систему государственный финансовый контроль. От того, насколько качественной будет информация, предоставляемая системой государственного финансового контроля, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные сферы как государственной финансово-экономической политики, так и финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства. А это, как известно, является основной предпосылкой устойчивости хозяйственного и, как следствие этого, социально-политического развития страны в целом.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что государственный финансовый контроль является одним из основных средств осуществления финансово-правовой политики, важнейшим рычагом финансового механизма. Его назначение состоит в содействии успешной реализации финансовой стратегии и тактики, целесообразном и эффективном распределении и использовании финансовых ресурсов. Высокий уровень законности и дисциплины в сфере формирования, распределения и использования публичных денежных фондов - один из критериев правового государства.

Целью курсовой работы является исследование вопросов организации внутреннего финансового контроля и аудита в органах финансового контроля на примере Счетной палаты РФ.

В соответствии с поставленной целью, при написании работы решаются следующие задачи:

- рассмотреть понятия внутренний финансовый контроль, выделить его цели и задачи, виды, основные методы;

- определить сущность и значение внутреннего финансового контроля в современных условиях;

- исследовать критерии эффективности и принципы организации внутреннего финансового контроля;

- рассмотреть вопросы планирования внутреннего финансового контроля;

- охарактеризовать деятельность Счетной Палаты РФ;

- рассмотреть систему планирования деятельности Счетной Палаты РФ;

- отразить проблемы осуществления внутреннего финансового контроля Счетной Палатой РФ;

- предложить пути оптимизации планирования деятельности Счетной Палаты РФ в области внутреннего финансового контроля.

Предмет исследования - планирование внутреннего финансового контроля.

Объект исследования - Счетная Палата РФ.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, научные труды российских и зарубежных ученых, публикации экономических газет и журналов.

 

 

Глава 1. Организация внутреннего финансового контроля в

Российской Федерации

Сущность внутреннего финансового контроля, виды и методы

 

Финансовый контроль является практическим воплощением контрольной функции, присущей финансам как экономической категории.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1.Строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2.Неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором - упор делается на аналитическую сторону финансового контроля. Финансовый контроль за состоянием экономики, развитием социально- экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности. Можно сказать, что финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке проводимых финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления трудовых форм и методов его организации. Финансовый контроль является компонентом финансовой деятельности государства, федерации, так как финансы выполняют не только распределительную функцию, но и контрольную.

Однако финансовый контроль получил развитие как самостоятельное направление. Контроль как функция характерен к не только государственному управлению, но также и управлению экономическими объектами. В современных условиях контрольные полномочия выполняются именно на уровне финансового управления хозяйствующих субъектов, а субъекты государственного управления выполняют надзорные полномочия. Отличительная черта контроля и надзора состоит в том, что надзор проводится в отношении объектов, которые не подчинены уполномоченным органам и направлены на обнаружение нарушений законодательства, не вмешиваясь в деятельность объекта [5, c.134].

Цель же государственного финансового контроля состоит в обеспечении соблюдения бюджетного законодательства, выявления и других актов, регламентирующих бюджетные правоотношения.

В задачи финансового контроля входит:

1.Обеспечение безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

2.Выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

3.Рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

4.Соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

5.Повышение эффективности финансовой политики государства [9, c.138].

Выполняя данные задачи, финансовая дисциплина будет неуклонно укрепляться. Обеспечение полноты и своевременности формирования доходов, обоснование расходов является частью финансового контроля и обязательным условием проведения социально-экономической политики.

Формы финансового контроля подразумевают способы конкретного выражения позиций и организации контрольных действий. Полномочия органов финансового контроля регламентированы Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

По характеру взаимоотношений контроль между субъектом и объектом делится на внутренний и внешний. Внешний контроль осуществляется уполномоченными государственными и муниципальными контрольными органами. Внутренний контроль осуществляется специально созданными подразделениями. Применительно к бюджетным учреждениям внутренний контроль организуется и проводится специально созданными комиссиями госструктур и специально назначенными должностными лицами.

Внутренний финансовый контроль осуществляется исполнительными органами власти - Министерством финансов, Федеральным казначейством, Федеральной аудиторской службой финансово-бюджетного надзора, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой, финансовыми и контрольно-ревизионными органами отраслевых субъектов РФ.

Косвенно относятся и другие органы финансового контроля, например Центральный банк РФ. На местном уровне деятельность осуществляется местными администрациями, финансовыми органами муниципальных образований.

Внутренний контроль является зависимым, т.к. субъекты управления в ведомственных органах и подчинены высшему органу исполнительной власти. Объекты внутреннего финансового контроля - это государственные финансы и имущество, их учет, использование и обращение. Большинство контролирующих органов осуществляют свою деятельность над объектом в определенной сфере государственных финансов [21, c.52].

Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.

Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической модернизации хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Анализ литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две группы: общенаучные методы и специфические контрольные методы.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, представляющий индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Собственные методические приемы финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции контроля. Например, методические приемы работы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук.

Вместе с тем методические приемы финансового контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).

По информационному обеспечению различают методы документального и фактического контроля.

Документальный контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной операции по данным первичной документации, также регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, оперативном и статистическом учете.

Так, связи планов проведения производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит в определении действительного, реального состояния объекта путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методические методов проверки.

К объектам контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов счетной проверки и их сохранности, разрабо мероприятия по устранению недостатков.

Основными государственного финансового являются:

-;

- обследования;

- надзор;

- финансового состояния;

- (мониторинг);

- ревизии.

производятся по вопросам финансово-хозяйствен-ной на основе отчётных, и расходных бюджетных до [11, c.157].

В проверки выявляются финансовой дисциплины и мероприятия по их устранению. документальных про являются бухгалтерская,, операционно-техническая отчетность, расходов и расчеты по на и т.п.

Обследование в от проверки охватывает широкий спектр показателей обследуемого субъекта для его финансового состояния и перспектив развития. В обследования могут контрольные выполнения работ, материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор аконтролирующими власти за экономиче субъектами,аполучившими на тот или иной вид финансовой, иапредполагает ими установленных правил и ативов, влечёт заа отзыв лицензии., осуще надзор со стороны ЦБ заадеятельностью коммерческих; со стороны Депар страховогоа Минфина России - за стра фирмами.

Анализ состоянияакак разновидность контроля детальноеа изучение или годовой финан-аотчетностиас целью оценки финансовой деятельности и, обеспеченности собственным и эффективностиаего.

Наблюдениеа() - постоянный контроль со субъекта кредитных зааиспользованием выданной ссуды и овымасостоянием предприятия-клиента; использование полученной иаснижение ликвидности привести к условий кредитования, адосрочного возврата.

Ревизияа- наиболее и всеобъемлющий финансового контроля, асобой взаимосвязанный проверок финансово-хозяйственной апредприятий, и организаций, провоас помощью определенных фактического и документального [19, c.65].

Ревизия адля установления целесообразности, нности, эффективности ахозяйственных операций, финансовой,апланирование достоверности финансового бухгалтераучета и отчетности - для нарушений и в деятельностиа объекта.

Комплекснаяа охватывает все стороны и финансовой объектааконтроля, а ее часть соответст подходам,априменимым к.

Другой ачертой комплексной является охват ею уровнейауправления: - ведомство - (выборочно). Результатом ее не аопределяет выводы, но и по улучшению не толькоа, но и производственной остиаобъекта контроля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: