Тема 13. Развитие отечественной психологии.




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Предмет, методология и проблематика истории психологии.

План

1. Предмет истории психологии и ее задачи. Основные категории истории психологии.

2. Методологические функции изучения истории науки. Концепция парадигмы Т.Куна.

3. Основные подходы к изучению истории психологии. Персоналистский и контекстный подходы.

4. История психологии как история ментальностей.

5. Методы историко-психологических исследований.

 

Тема 2. Зарождение психологических представлений в начале человеческой истории.

План.

1. Становление первобытной картины мира. Гипотеза Б.Ф.Поршнева о психологических представлениях людей в архиаческих культурах.

2. Социокультурные функции психологического знания в древности.

3. Основные характеристики мифологического сознания. Миф, обряд и ритуал как первичные формы человеческой социальности.

4. Психологическая мысль в странах Древнего Востока. Йога и психология в индуистской традиции. Психологические аспекты дзен-буддизма. Психологические представления в Древнем Египте.

 

Тема 3. Психология в эпоху Античности и Средневековья.

План.

1. Психологические идеи ранней Античности.

2. Психологические воззрения Платона и Аристотеля.

3. Психологические аспекты средневековой философии.

4. Психологические представления в суфизме.

5. Учения о душе в схоластике средневековой Европы: томизм, номинализм.

 

Тема 4. Психологическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени.

План.

1. История философско-психологической мысли Возрождения.

2. Психология Ф.Бэкона.

3. Психологическая мысль ХУП столетия. Психология «рацио» у Р.Декарта. Этико-психологическое учение Б. Спинозы.

4. Эмпирическая психология: эпифеномизм Т.Гоббса, Д.Локк – ассоцианистские идеи.

5. Психологическая мысль в эпоху просвещения.

6. Английская психология в ХУШ столетии: ассоцианизм Т.Гартли,Д.Беркли, Д.Юма.

 

Тема 5. Становление психологии и развитие ее отраслей в ХІХ столетии

План.

1. Итоги развития донаучной психологии.

2. Психология и естествознание в ХІХ столетии.

3. Кризис ассоцианизма как объяснительного принципа и универсальной психологической теории.

4. В.Вундт – основоположник современной европейской психологии.

5. Структурализм В.Вундта и Э.Титченера. Ф.Брентано: психология актов.

6. Функционализм В.Джемса.

7. Развитие прикладных отраслей психологии. Становление системы методов экспериментального психологического исследования.

 

Тема 6. Научные школы в психологии в первой половине ХХ века.

План.

1. Кризис в психологии.

2. Вюрцбургская школа. О.Кюльпе. Н.Ах. К.Штумпф.

3. Гештальт-психология. Х.Эренфельс, М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка. «Теория поля» К.Левина.

4. Теория развития интеллекта Ж.Пиаже.

5. Психологические идеи в работах французских социологов.

6. Психосинтез Р.Ассаджиоли.

7. Американская психология начала ХХ века. Возникновение и развитие бихевиоризма. Социальный бихевиоризм и необихевиоризм. Д.Уотсон. Э.Толмен. Б.Скиннер. Влияние идей бихевиоризма на современные теории обучения.

 

Тема 7. Возникновение и развитие психоанализа.

План.

1. Культурно-исторический контекст возникновения фрейдовского учения. Истоки психоаналитической концепции.

2. Жизнь и творчество З.Фрейда.

3. Этапы развития психоанализа. Модель «ментального аппарата».

4. Структурная модель психики. Механизмы психологической защиты.

5. Развитие психоаналитических представлений в 30-40 годы ХХ столетия.

6. Психоанализ и философия.

 

Тема 8. Индивидуальная психология А.Адлера.

План.

1.Личность и основные этапы научного творчества А.Адлера.

2.Теоретические принципы индивидуальной психологии.

3.Чувство неполноценности, компенсация и гиперкомпенсация. Стиль жизни и жизненные план (прототип). Социальный интерес, его генезис, становление и роль в психическом развитии личности.

 

Тема 9. Аналитическая психология и постъюнгианство.

План.

1. Жизненный путь К.Г.Юнга.

2. Основные положения аналитической психологии.

3. Понятие коллективного бессознательного у Юнга.

4. Структура и развитие личности в юнгианстве.

 

Тема 10. Нео- и постфрейдизм в культурном универсуме современности.

План.

1. Классический (ортодоксальный) психоанализ и попытки его ревизии в 60-70 годы ХХ в.

2. Европейская и американская психоаналитические традиции. В.Райх. О.Ранк. К.Хорни. А.Фрейд. М.Кляйн. Э.Фромм. Селф-психология Х.Кохута. Э.Эриксон. Х.Хартманн.

3. Британские школы психоанализа.

 

Тема 12. Гуманистическая психология Европы и США.

План.

1. Становление и развитие гуманистической парадигмы в психологии.

2. Психология самоактуализирующегося бытия А.Маслоу.

3. Гуманистические идеи К.Роджерса и Р.Мэя.

 

Тема 13. Развитие отечественной психологии.

План.

1. Развитие психологии в дореволюционной России.

2. Возникновение советской психологии.

3. Научные школы в отечественной психологии.

4. Психология в СССР в 50-80 годы ХХ века.

5. Современное состояние психологии в странах СНГ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: