КАК АЛЕКСАНДР ИВАНОВ ПОЖЕРТВОВАЛ ЛЮБОВЬЮ




РАДИ «ЯВЛЕНИЯ ХРИСТА НАРОДУ »

Развернутый анонс а рт - встречи на летней площадке в сквере у библиотеки «Фолиант». Встреча посвящена 215 - летию со дня рождения русского художника. История создания одной легендарной картины. Рассказ об истории создания легендарной картины

«Вылазками в будущее Иванов как бы упразднил следующие полвека нашей живописи. Она пошла круговым путем. Чтобы придти к тому же…» Абрам Эфрос.

Могут ли картины делать мир лучше? Александр Андреевич Иванов (28.07.1806 -15.07 1858), русский живописец, считал, что могут.

13 июля 2021 года, в преддверии 215-летия со дня рождения художника- юбиляра, для всех желающих в сквере у библиотеки «Фолиант» пройдет арт-встреча. Она будет посвящена жизни и творчеству художника - юбиляра.

Читатели полистают книги по живописи, посмотрят репродукции картин Александра Иванова, узнают историю создания его самой известной работы - грандиозного полотна «Явление Христа народу». Поймут, как непросто складывался жизненный и творческий путь художника.

Известно, что когда русские художники, живущие и стажирующиеся в Риме, в марте 1857 года впервые увидели шедевр Иванова, который он создавал 20 лет, они не поверили своим глазам: работа была чудо как хороша!

Позже у «Явления Христа народу» появятся недоброжелатели - скажут, что на переднем плане мало воздуха, природа мертвая, а само гигантское многофигурное полотно похоже на гобелен. Знаменитый поэт Федор Тютчев пустит в обиход остроту: «Тут крестятся люди с лицами семейства Ротшильд». Злые языки еще долго не уймутся - но успех у Иванова не сможет отнять никто!

Почему в годы учебы в Петербургской Академии живописи, ваяния и зодчества его постоянно изводили другие ученики?

Почему отец был против женитьбы сына на барышне Гюльпен, дочери учителя музыки? И какую роль в жизни художника сыграла неаполитанка Тереза, восемь лет хозяйничавшая в его мастерской и родившая ему дочь Мариуччу? Кем она была для Иванова?

Какие отношения связывали художника с графиней Марией Апраксиной, дочерью русской аристократки Софьи Апраксиной? В чем была причина ссоры живописца с писателем Николем Гоголем?

Чем стала для художника его самая известная картина и почему он много лет ее никому не показывал? Что случилось потом? Почему Иванов все же принял решение выставить свою работу на людской суд?

Почему, несмотря на успех, художник ощущал себя мертвецом? Человеком, смотрящим на мир из-за последней черты? Отчего думал, что жизнь потрачена впустую? На самом ли деле он был сумасшедшим?

Но обо всем по порядку. Итак…

 

Бирюк и г ородской сумасшедший

 

До этого автора картины считали городским сумасшедшим, да и внешне он производил на окружающих очень странное впечатление: невысокий, заросший густой бородой, короткорукий человек в темных очках, ходил в старом пальто-хламиде и куцых брюках, прихрамывая и опираясь на суковатую палку. Он редко обедал в тратториях, чаще ел дома - воду для кофе и чечевицы брал в ближайшем фонтане и заедал свою стряпню куском сухого хлеба. Иногда причиной был страх перед вездесущими отравителями, а порой и безденежье.

Русская колония давно уверилась в том, что в голове у художника Иванова живут тараканы. За 27 лет он стал римской достопримечательностью. Говорили, что его огромное полотно - миф: день за днем, год за годом Иванов переделывает свою работу, и она становится все хуже.

И вот теперь вслед за русскими художниками-эмигрантами и русскими аристократами в мастерскую Иванова потянулись английские, немецкие, французские живописцы - все они учились мастерству в Риме, на образцах античных времен и Ренессанса. Перед домом выстраивалась длинная очередь, ведущая на второй этаж, в мастерскую, шаткая лестница скрипела, угрожая развалиться.

Успех был оглушительным, о таком мечтали все русские художники Рима, пенсионеры Императорской академии художеств, и те, кто перебивался в Вечном городе на собственные деньги. Стажеров отправляли сюда на два или четыре года, и многие старались зацепиться за Рим, порой увеличивая изначальный срок раза в два. Среди них были определенные владельцами в Академию художеств крепостные и отставные офицеры, продолжающие семейную традицию дети академиков живописи и увлеченные искусством дворяне.

Весь этот разношерстный русский люд в меру - по-русски - работал и шумно, опять-таки по-русски, гулял, влюблялся в итальянок, не часто заглядывал в музеи и все вечера просиживал в тратториях. Отыскивавшие «своих» русские путешественники определяли столик земляков по гремевшему на все заведение густому мату. Рождество художники отмечали широко, на Пасху столы ломились от крашеных яиц, на Масленицу - от русских блинов, во время застолий они хором пели гимн и поднимали тосты за государя. Александр Иванов бывал на гулянках не часто, поэтому товарищи считали его бирюком.

 

Отцовские заповеди

 

Так повелось еще с Петербурга, с учебы в академии: сын тамошнего профессора Андрея Ивановича Иванова был неловким, замкнутым мальчиком. Не заводил друзей, не шалил, не тратил карманные деньги на табак и пиво. Маленький увалень так хорошо рисовал, что учителя подчас задавались вопросом - не помогает ли ему отец? Кроме бумаги и карандашей, кистей, красок его, казалось, не интересовало ничего. Ученики постоянно изводили толстяка, но разозлить его или заставить расплакаться не удавалось.

Мальчиков в академию принимали на полный пансион, плохо одевали и неважно кормили, а Саша был сытым и ухоженным домашним мальчиком. Ему не прощали круглые щеки, добротную одежду и то, что его работы всегда хвалил руководитель живописного класса профессор Мюллер, горький пьяница и любитель нюхательного табака. Саша отмалчивался, замыкался в себе - и даже к выпускному классу Александр Иванов не приобрел друзей в академии, поэтому никто не догадывался, что у него есть мечта.

Семья Ивановых жила сегодняшним днем. Отец Александра был довольно успешным художником, но воздушных замков не строил. Любил мифологические сюжеты (там можно было дать наготу) и сюжеты из Священного Писания - на них всегда находились заказчики. К живописи отец относился так же, как сапожник к своему ремеслу. Надо честно трудиться - и удача придет…

Так и было: за преподавание в академии платили жалованье, исправно поступали частные заказы, и в доме Ивановых в спрятанной за образами кубышке прибавлялись червонцы и сотенные. Профессор Академии художеств Андрей Иванов верил, что его ремесло всегда обеспечит семье верный кусок хлеба.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: