Интрижка с натурщицей или судьба?




Однажды художнику приглянулась хорошенькая натурщица, девятнадцатилетняя неаполитанка, приехавшая в Рим к тете и устроившаяся продавщицей в табачную лавку. Тереза подрабатывала позированием и копила деньги на приданое: она мечтала выйти замуж.

Художники испокон веку заводили интрижки с натурщицами, и никто не делал из этого трагедий…Тогда Иванов не слишком отличался от прочих живших в Риме русских художников. Ходил в траттории и пил вино, шатался по городу, болтал ни о чем и не думал, что это преступление по отношению к его картине. Та стояла наверху, в мастерской, и Александр занимался ею в свободное от другой работы время.

За «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» Иванову присвоили звание академика живописи, впереди - должность профессора, хорошее жалованье и пенсия. А работа над «Явлением Христа народу» шла своим чередом... Потом Тереза забеременела и уехала домой, в Неаполь. Он наказал ей избавиться от ребенка и сильно осерчал, когда она явилась к нему через несколько месяцев с отчаянно пищащим свертком.

Он велел унести ребенка прочь, она заявила, что в этом случае он не увидит и ее. В итоге Тереза и маленькая Мариучча остались в мастерской. Девочка подрастала, он качал малышку на ноге и рисовал для нее смешные картинки. Постоянно запаздывающих переводов из Петербурга и нерегулярных заработков худо-бедно хватало на троих.

А картина жила своей жизнью, не имевшей отношения к тому, что происходило в комнате внизу, где стояла детская кроватка, и сушились пеленки. Он поднимался наверх и запирал за собой дверь - бестолковой женщине и несмышленому ребенку нечего делать в его святилище. В мастерской он зажигал свечи, разводил краски и, затаив дыхание, приступал к работе, переделывая то, что написал вчера. Мечта ускользала, картина, о которой он грезил с детства, не приближалась к идеалу.

А внизу шла давно опостылевшая, бедная жизнь: гремели кастрюли, хныкал младенец. Там было душно и сыро, пахло капустой и застиранным бельем - быт оборачивался мерзостью. Возможно, гений искусства наказывает его за предательство? Не потому ли картина не движется?

Месяц проходил за месяцем, складываясь в годы, Тереза полнела, Мариучча подрастала - жена привратника говорила, что девочка похожа на отца, как две капли воды. А потом случилось чудо, и оно обрушилось на него неожиданно, словно весенний ливень. Добрый друг, писатель Гоголь, привел его в дом к русской аристократке, графине Софье Апраксиной, и Иванов по уши влюбился в ее дочь. Он - немолодой, неловкий, бедный художник. Она - юная, прелестная, богатая наследница, окруженная светскими львами… Со стороны это казалось безумием, но Александр внушил себе, что он тоже любим, что Машенька Апраксина непременно станет его женой, будет переводить необходимые ему для работы над картиной французские и немецкие книги.

Он навсегда рассорился с Гоголем, написавшим ему, что все это бред и его судьба - жизнь бесприютного художника-бобыля. В те дни он изобразил Машу на акварели «Вирсавия» такой, как он о ней мечтал - полуобнаженной и с распущенными волосами.

За обедами на римской вилле Апраксиных Александр Иванов прятал протертые локти и задвигал под стул ноги в прохудившихся ботинках. Он даже не смел поднять глаза, когда Мария к нему обращалась, отвечал кратко - «да-с» или «нет-с». Сбивался и путался, когда юная Апраксина просила рассказать что-либо о своей работе, багровел, как рак, услышав от нее дежурный комплимент…Домой возвращался в полной уверенности, что сегодня они наконец объяснились и его чувства нашли ответ.

Терезе он устроил скандал, обвинив в краже своих пропавших перчаток и плаща. Тогда он и сам в это поверил и не слишком огорчился, когда вещи нашлись, - это случилось через две недели после того, как Тереза ушла от него, забрав дочь. Наверное, она почувствовала себя лишней... Однажды, вернувшись домой, Иванов обнаружил, что дом опустел (заодно пропали и несколько сотен скудо, которые он прятал в тайнике). Художник так никогда и не узнал, что сталось с женщиной и его дочкой.

 

Затворничество

Вскоре Апраксины объявили о помолвке Маши и князя Мещерского. Узнав об этом, Александр Иванов закрылся в своей мастерской и десять лет работал над «Явлением Христа народу», забыв о заработке и друзьях, не часто вспоминая о стрижке и мытье. Выручали отцовское наследство да императорская субсидия, которую художнику пожаловал великий князь Александр Николаевич.

...Александр Иванов часто вспоминал звонкий голос Терезы и то, как Мариучча играла старыми кистями. Знакомый художник Григорий Лапченко, одновременно с которым он приехал в Италию, давно женился на дочке содержателя постоялого двора Кальдони и счастлив. Сейчас Лапченко ослеп, и о нем заботится Виттория - супруги живут душа в душу…

Он подумал о том, чего сам себя лишил, а потом решил, что все это неважно: жена и ребенок могли помешать, он обязан был закончить картину. Но так ли она хороша? Вдруг это морок, наваждение и жизнь потрачена впустую?

Пора возвращаться домой

Принимая посетителей, Александр Иванов заглядывал им в глаза и смиренно соглашался с критикой:

— … Да, на переднем плане и впрямь мало воздуха…

— …Возможно, и краски слишком ярки…

— …Вам кажется, что я написал не палестинский, а италийский ландшафт? Что ж, оставляю это на ваше усмотрение…

Но все-таки большинство зрителей восторгалось «Явлением Христа...» Соотечественники недоумевали: многие слышали, что очень долго Иванов работал вхолостую, подправляя готовое полотно. В последнее время он прятал картину от людей, скрывался и сам, не пожелал открыть дверь даже приехавшему из России младшему брату-архитектору. Сергей Иванов долго стучал, наконец, створка чуть приоткрылась и на него уставился перепуганный, обросший человек:

- Какой еще брат? Вы лжете, мой брат - мальчик…

Потом художник сообразил, что со времени их последней встречи прошла целая жизнь, откинул запоры и обнял Сергея. Брат поселился на Виколо-дель-Вантаджо, но в мастерскую Александр пускал его редко, да и сам ухитрялся почти не показываться ему на глаза.

Что же случилось, почему Иванов открылся людям и выставил свою работу на их суд? Он никому об этом не говорил, да и сам не вполне понимал, что с ним происходит. В 1857 году ему стало казаться, что жизнь уходит, ускользает, как вода сквозь пальцы, и дело не только в том, что у него все чаще подкашивались ноги, и к горлу подкатывала тошнота. С тошнотой вроде все понятно - это враги убивают его медленно действующим ядом, у них есть агенты и в римских тратториях, и на виллах знатных русских, куда его иногда приглашают отобедать.

Страшнее то, что он везде чувствовал себя чужим: вокруг шла жизнь, играли дети, улыбались женщины… А он ощущал себя мертвецом, человеком, смотрящим на мир из-за последней черты. Значит, пришла пора возвращаться домой. Быть может, там он вернется к жизни?

«Явление Христа народу» сняли с рамы и скатали в рулон - картина отправится в Петербург. Художник начал собирать вещи.

Он едет через всю Европу, его прекрасно принимают в Париже. Русский посол, до которого дошли известия о необыкновенной картине, встречает художника как знатного гостя. Александр Иванов выговаривает посольскому чиновнику за то, что тот не сохранил в тайне место его пребывания, - кругом враги, они сносятся с римскими недоброжелателями по телеграфу...

Художник заказывает себе в Париже новые фраки, проезжает Германию, пересекает русскую границу и останавливается в Петербурге. Город кажется ему чужим: родителей нет, сестра умерла, судьба разбросала по свету старых знакомых. Александр Иванов надевает фрак и отправляется с визитом в Михайловский дворец, навестить великую княгиню Елену Павловну, видевшую «Явление Христа» в Риме и выхлопотавшую ему субсидию. Великая княгиня добра и любезна, обещает содействие, говорит, что император купит картину для Эрмитажа.

На следующий день художник едет к другой своей покровительнице - президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, сестре нынешнего царя. Она тоже его обласкала и уверила в том, что за картину заплатят большие деньги. Иванов польщен: он собирался продолжить свой труд, написать цикл на евангельские темы, а перед этим совершить путешествие в Палестину.

Все происходило как во сне. Показ «Явления Христа народу» в Зимнем дворце, лестные слова императора, подготовка зала в Академии художеств, переговоры с министерством двора - ему собирались заплатить десять тысяч рублей серебром, или восемь тысяч и пенсию…

Александр Иванов кланялся и чувствовал, что все это происходит не с ним. За окном Петербург, ему улыбаются придворные, а он уходит туда, где придирчивые критики увидели не палестинский, а италийский ландшафт: на свою картину, за желтую равнину, голубую реку и далекие горы.

3 июля 1858 года нарочный из министерства двора сообщил, что

картина «Явление Христа народу» куплена за пятнадцать тысяч рублей серебром. Александр Иванов выслушал известие, но обрадоваться не успел - у него подкосились колени, и он тяжело осел на пол.

В Петербурге говорили, что художник умер от холеры, те же, кто знал его по Италии, не очень верили в это. Симптомы были те же, что и в Риме: слабость в ногах, головокружение, тошнота - убежать от судьбы ему не удалось. Что он видел в свои последние минуты: слезы Терезы, ласкающуюся к нему Мариуччу, машущих с причала отца и мать? Жизнь прошла, будто ее и не было, но Александр Иванов об этом не жалел. Он знал, что будет жить до тех пор, пока люди смотрят на его картину.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Александров А. Александр Иванов пожертвовал любовью ради «Явления Христа народу»/Алексей Александров// Караван историй.- 2014.- №2.

2. Алленов М.М. Александр Андреевич Иванов. - Л.: «Художник РСФСР», 1989. - 32 с. - (Серия «Мастера русской живописи»). – Тираж: 50 000 экз.

3. Алленов М.М. Александр Иванов. - М., 1997.

4. Алленов М.М. О некоторых особенностях композиционного построения картины Иванова «Явление Мессии» // Советское искусствознание.- М.,1980.

5. Бернштейн Б. Снова об Иванове и Пуссене //Вопросы искусствознания. - М.,1993.- № 2-3.- Стр.25- 40.

6. Все о живописи. Самые знаменитые шедевры/Сост И.И. Мосин.- Вильнюс, Санкт-Петербург, ООО «СЗКЭО», 2014. - 112 с. (об Иванове АА. – Стр. 40)

7. Евстратова Е.Н. Павел Третьяков и его знаменитая коллекция.- М.: «Олма Медиа Групп», 2015.- 448с., ил. (об Иванове А.А. - Стр. 112-121)

8. Загянская Г.А. Пейзажи Александра Иванова. - М., 1976.

9. Неклюдова М.Г. Александр Андреевич Иванов / Оформление Э. И. Копеляна; Ред. Я. В. Брук; Науч. ред. Т. М. Коваленская; Государственная Третьяковская галерея. - Л.: «Художник РСФСР», 1966. - 64 с. - (Серия «Народная библиотечка по искусству»). –Тираж: 20 000 экз. (обл.)

10. Поликаров В.П. Философские предпосылки творчества А. Иванова // Советское искусствознание.- М., 1974.

11. Собко Н. Иванов, Александр Андреевич // Русский биографический словарь: в 25 томах. - СПб-М., 1896-1918.

 

6.07. 21. Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», руководитель лит. клуба «Прикосновение»; e-mail:rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте https://vk.com/library_foliant; 30-78-00

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: