13.1. Они вышли из поморских разбогатевших крестьян. Создали солеваренное производство в Сольвычегодске. В XVI веке получили от царя разрешение на право поиска железных и медных руд. Их фамилия вошла в историю Сибири в связи с походом Ермака. Ответ: _______________.
13.2. Легендарная личность, воспетая в народных песнях, сказаниях и поэмах. С его именем связано летописное выражение «Взятие Сибири». Ответ: ______________________.
13.3. Самолёты, какого конструктора изготавливались на авиационном комбинате им. В. Чкалова в Новосибирске во время Великой Отечественной войны? Ответ: __________________.
13.4. Кто составил первый русский географический атлас из 23 карт – «Чертёжную книгу Сибири» (1699 – 1701 гг.)? Ответ: ___________________.
13.5. С 1766 по 1847 гг. на территории современной НСО находился монетный двор. Как называется районный центр, где находился этот завод? Ответ: ________________.
Задание 14. Установите соответствие между фамилиями выдающихся деятелей культуры и сферами их творческой деятельности. Во втором перечне есть лишняя характеристика.
(За каждый верный ответ – 1 балл. Максимальный балл - 4)
ФАМИЛИЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) Владимир Немирович-Данченко А) театр
2) Исаак Дунаевский Б) балет
3) Вера Мухина В) кинематограф
4) Вера Холодная Г) скульптура
Д) музыка
Ответ:
Задание 15. Вставьте пропущенный термин: (За каждый верный ответ - 1 балл.
Макс. балл – 5)
1. В начале XX века ответом российской экономики на кризис стало усиление концентрации производства и создание _________________.
2. Наряду с такими методами борьбы, как агитация или стачка, эсеры признавали действенность ______________________.
3. Экономическая политика, принятая на X съезде РКП (б), установившая переход от продразверстки к продналогу, называлась _____________________.
4.Процесс восстановления утраченного доброго имени, отмены необоснованного обвинения невинно осуждённых, шедший в СССР с 1953 г. в отношении жертв сталинских политических репрессий - ________________________.
5. Процесс практически бескровного перехода от социалистической общественно-политической системы к либеральной, произошедший в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в странах Восточной Европы, получил название «_____________________________ революции».
Задание 16. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. (За верный ответ - 2 балла, одна ошибка – 1 балл)
А) ____________ — первая женщина, Герой Советского Союза, партизанка, награжденная посмертно, замученная и казненная фашистами в ноябре 1941 г. в деревне Петрищево.
Б) Летом 1942 г. немецкая армия Паулюса нанесла удар по городу ____________.
В) Белорусская операция была проведена в ____________.
Пропущенные элементы:
1) 1941 г.
2) 1944 г.
3) Вера Волошина
4) Зоя Космодемьянская
5) Киев
6) Сталинград
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В |
Задание 17. Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задания:
17.1. Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме, произошли в тысяча девятьсот ___________________________________________________________________ году». Ответ запишите словом (словами). 1 балл.
17.2. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1». _______________________ 1 балл.
17.3. Укажите название военной операции, обозначенной на схеме. _______________________ 1 балл.
17.4. Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой «2». ______________ 1 балл.
17.5. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (За 4 верных ответа – 2 балла, 1 ошибка – 1 балл).
1) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2) События, обозначенные на схеме, произошли после открытия союзниками Второго фронта в Европе
3) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Уран».
4) Город Кенигсберг был взят Красной армией в ходе событий, обозначенных на данной схеме.
5) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион».
6) В ходе событий, обозначенных на схеме, территория Белорусской ССР была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков.
Ответ:_________________________________________________________________________
(Максимальный балл – 6)
Задание 18. Установите соответствие между реформами и фамилиями руководителей СССР, в период правления которых эти реформы были проведены. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. (Максимальный балл – 2)
РЕФОРМЫФАМИЛИИ
А. ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов 1) И.В. Сталин
Б. принятие закона «О кооперации СССР» 2) Н.С. Хрущев
В. реформа А.Н. Косыгина по расширению самостоятельности 3) Л.И. Брежнев
предприятий
Г. денежная реформа и отмена карточной системы 4) Ю.В. Андропов
5) М.С. Горбачев
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г |
Задание 19. Рассмотрите изображения и выполните задания. (Максимальный балл – 4. За каждый верный ответ – 2 балла.)
19.1. Какие суждения о данном плакате являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1. Плакат относится к периоду в отечественной истории, начавшемуся в 1980-х гг.
2. Руководителем СССР во время создания данного плаката был Л.И. Брежнев.
3. В том же десятилетии, к которому относится создание плаката, в СССР была начата косыгинская экономическая реформа.
4. В том же десятилетии, к которому относится создание плаката, в СССР был провозглашён курс на построение коммунизма за 2020 лет.
5. На плакате изображены символы, являвшиеся частью герба и знамени СССР.
Ответ – порядок цифр.
Ответ: ___________________
19.2. Какие из представленных марок посвящены событиям того же десятилетия, что и десятилетие начала периода, которому посвящён плакат, изображённый выше?
Запишите в поле для ответа две цифры, под которыми они указаны.
Ответ:_____________________
1. 2.
3. 4.
Задание 20. Историческое сочинение. Выберите одно из высказываний в качестве темы сочинения-эссе. (За каждый критерий - 4 балла. Макс. балл - 20)
При написании работы постарайтесь руководствоваться следующими критериями:
1) обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
2) грамотность использования исторических фактов и терминов.
3) чёткость и доказательность основных положений работы.
4) знание различных точек зрения по избранному вопросу.
5) наличие обоснованных выводов, соответствующих поставленным участником задачам.
1. «Жестоко расправляясь со своими противниками из числа других русских князей, не брезгуя для этого татарской помощью, Калита добился значительного усиления могущества Московского княжества» (Л.В. Черепнин).
2. «В Смуту общество, предоставленное самому себе, поневоле приучалось действовать самостоятельно и сознательно… Рядом с государственной волей, а иногда и на ее месте теперь не раз становилась другая политическая сила… воля народа». (В. Ключевский)
3. Опричнина стала второй после создания «Избранной рады» попыткой царя Ивана IV Васильевича найти верный путь внутреннего развития (А. А. Зимин)
4. «Законодательные акты Екатерины надолго пережили ее и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности» (Е.В. Анисимов).
5. «Коренной из всех его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая от полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет о защите родины» (Е.В. Тарле).
6. «…Правление Александра II было, с одной стороны, возвращением к более гибкой и маневренной политике, которую демонстрировали Екатерина II и Александр I, с другой – осуществлением уже поставленных жизнью и обществом… реформ» (В.Г. Чернуха).
7. «На некоторых этапах боевых действий в 1941-1943 гг. проблема второго фронта имела для Советского Союза критическое значение» (О. А Ржешевский).
8. «Наследие Победы – это не просто наша память, но и моральный ресурс развития государства» (Д.А. Медведев)