3.1.1. Анализ учебного плана подготовки рабочих (специалистов) по одной из профессий, выявление его соответствия современным принципам разработки, его пригодности и путей совершенствования
Анализ (разложение, расчленение) – 1) метод научного исследования, состоящий из мысленного или реального расчленения предмета или явления на составные части; 2) разбор, рассмотрение чего-либо.
В рамках теоретического обоснования дидактической целесообразности предлагаемой разработки необходимо определить назначение рассматриваемого документа, его место в системе учебно-программной документации подготовки рабочих, цели и задачи разработки учебного плана. Далее структура основной части работы по анализу учебного плана включает:
· структурный анализ данного документа (выделение циклов учебных предметов и других элементов структуры, в том числе предметов федерального, национально-регионального и местного компонентов, характеристика их объемов, оценка целесообразности установленного в учебном плане количества часов на циклы и курсы);
· выявление межпредметных связей учебных предметов, построение схемы межпредметных связей;
• определение и характеристику современных принципов разработки учебного плана подготовки рабочих, в их число входят следующие: профессиональная мобильность, унификация и дифференциация, интенсификация образования, вариативность и индивидуализация подготовки, интеграция образования, гуманизация и демократизация образования, гуманитаризация образования, повышение информационной насыщенности, информатизация образования и компьютеризация, учет требований работодателей;
• дидактический анализ учебного плана по выявлению его соответствия современным принципам разработки;
|
• выявление пригодности учебного плана для подготовки рабочих в современных условиях;
• определение возможностей совершенствования подготовки рабочих с учетом реализации современных принципов построения содержания обучения, выработка рекомендаций по корректировке рабочего учебного плана.
3.1.2. Составление плана индивидуальной методической работы педагога профессиональной школы
В процессе теоретического обоснования дидактической целесообразности предлагаемой разработки необходимо определить понятие и назначение методической работы педагога, показать ее целевую направленность, функции, структуру и содержание.
Разработать план методической работы педагога на учебный год по месяцам и датам, в котором отразить все виды индивидуальной самостоятельной методической работы (деятельности по подготовке к учебному году, к проведению учебных занятий, что включает создание педагогических проектов и всего сопровождения к этим проектам, разработку учебно-методического сопровождения и материально-технического оснащения учебного процесса, научно-методическую деятельность и деятельности по самообразованию).
3.1.3. Разработка и обоснование плана оборудования и развития кабинета теоретического обучения по специальным предметам
В процессе теоретического обоснования дидактической целесообразности предлагаемой разработки необходимо показать особенности теоретического обучения по дисциплинам профессионального цикла при реализации программы подготовки квалифицированных рабочих (ППКР) в системе СПО, определить понятие «специальные предметы в подготовке рабочих», дать их характеристику.
|
В практическом разделе основной части необходимо представить следующее:
1) Требования к учебным кабинетам (дидактические, санитарно-гигиенические, эргономические, экономические).
2) Группы оборудования для учебных помещений.
3) Дать характеристику помещений, в которых проводятся уроки по теоретической и частичной практической подготовке:
• класс-кабинет, как главное помещение;
• лаборатория;
• препараторская.
4) Выбрать профессиональный модуль (ПМ) или междисциплинарный курс (МДК), для изучения которого будет спроектирован кабинет и проанализировать его содержание.
5) Разработать необходимый перечень средств наглядности (плакаты, образцы, стенды) и технических средств обучения, которые будут использованы при обучении по выбранному ПМ или МДК.
6) Составить схему кабинета.
7) Определить направления возможного развития обеспеченности кабинета теоретического обучения.
3.1.4. Разработка и обоснование плана оборудования учебно-производственной мастерской
В теоретическом разделе разработки необходимо рассмотреть необходимость и функциональную характеристику учебно-производственных мастерских в образовательных учреждениях СПО.
При разработке плана учебно-производственных мастерских необходимо представить:
1. Дидактические требования, которые реализуются при проведении обучения в учебно-производственных мастерских.
2. Производственно-технические требования, отражающиеся в потребности осуществления в мастерских не только производственного обучения, но и производительного труда (при заказах сторонних лиц и организаций).
|
3. Санитарно-гигиенические правила по помещениям, описанные в документе «О введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.3.1186-03».
4. Требования экономической целесообразности плана учебно-производственных мастерских.
5. Эргономические требования.
6. Требования к организации рабочего места учащегося.
7. Требования к организации рабочее место мастера производственного обучения.
8. Выбор вида сварки, обучение которому состоится в разрабатываемой мастерской. Анализ ФГОС СПО по рабочей профессии и выбор ПМ, в рамках которого будет проводиться учебная практика (производственное обучение) в проектируемой мастерской.
9. Перечень учебно-производственных работ, выполнение которых будет осуществляться в мастерской.
10. Схему учебно-производственной мастерской с перечнем оборудования.
11. Подробное описание представленной схемы (рабочие места и их оснащение; оборудование мастерской, средства обучения, место мастера производственного обучения).
12. Перспективы развития учебно-производственной мастерской.