При разработке данной темы необходимо:
1. Рассмотреть и представить теоретические основы проведения различных видов самостоятельной работы обучаемых в профессиональной школе.
2. Представить аналитическую работу (см. с.13-14).
3. Выбрать и представить виды и характер самостоятельной работы, которую возможно использовать при изучении выбранной темы. Это могут быть: выполнение расчетных заданий, рефератов, решение задач, контрольные вопросы и др.;
4. Разработать методические указания для выполнения самостоятельной работы обучаемых.
3.3 Текущая методическая работа педагога профессиональной школы по планированию отдельного занятия
Текущая подготовка педагога включает: изучение ФГОС по профессии; изучение учебного плана; изучение и анализ программы предмета; перспективно-тематического плана, корректировку содержания урока, конкретизацию целей учебного занятия, уточнение методов, выбор средств обучения. Результатом текущей методической работы является разработанный план-конспект урока. План-конспект урока составляется в соответствии со структурой урока и содержит следующую информацию:
- тему урока;
- цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая);
- тип урока;
- содержание обучения (с вопросами закрепления полученных знаний);
- методы обучения;
- средства обучения (идеальные, материальные);
- методику выдачи домашнего задания с примером выполнения;
- определение степени реализации целей урока.
Методическая работа педагога при разработке традиционного урока строится по алгоритму, представленному на рисунке 1.
Рисунок 1 - Этапы подготовки педагога к проведению урока традиционного урока теоретического обучения
|
3.3.1. Разработка и обоснование плана-конспекта традиционного урока
При разработке данной темы необходимо:
1. Представить аналитическую работу (см. с.13-14);
2. Разработать план урока в соответствие с представленной структурой, в котором должно быть представлено:
- Выбор темы урока.
- Определение целей обучения.
- Выбор и обоснование типа урока.
- Отбор содержания темы.
- Выбор и обоснование методов обучения.
- Выбор и обоснование средств обучения.
3. Разработать план-конспект урока, представить его в виде таблицы (см. таблица 1).
Таблица 1 – План-конспект урока
Этапы урока, затраты времени | Содержание учебного материала | Описание методики осуществления учебных действий и приемов |
3.3.2. Разработка и обоснование плана-конспекта урока производственного обучения
На уроке производственного обучения происходит изучение профессиональных приемов и навыков, выполнение трудовых операций.
План-конспект урока производственного обучения выполняется в соответствии со структурой урока теоретического обучения, его отличительными компонентами являются инструктажи: вводный, текущий, заключительный.
Вводный инструктаж – элемент, который дает обучаемым ориентировочную основу деятельности при самостоятельной работе в учебной мастерской. Структура вводного инструктажа может быть представлена следующими этапами, они изображены на рисунке 2.
Особое значение имеет текущий инструктаж, заключающийся в целевых обходах рабочих мест учащихся. Это дает возможность оценить правильность выполнения учебно-производственных действий учащихся. Если большинство учащихся выполняют неправильные действия необходимо провести дополнительный коллективный (групповой) инструктаж. Заключительный инструктаж проводят в виде беседы с подведением итогов и выставлением оценок.
|
Рисунок 2 – Схема построения вводного инструктажа урока производственного обучения
При разработке данной темы необходимо:
1. Представить аналитическую работу (см. с.13-14).
2. Разработать план урока в соответствие с представленной структурой (см. с.18), в котором должно быть представлено:
- Выбор темы урока.
- Определение целей обучения.
- Выбор и обоснование типа урока.
- Отбор содержания темы.
- Выбор и обоснование учебно-производственных работ.
- Выбор и обоснование материально-технического обеспечения.
3. Разработать план-конспект урока производственного обучения, представить его в виде таблицы (см. таблица 1).
3.3.3. Разработка и обоснование плана-конспекта интегративного урока
Интегративный урок предполагает объединение материала двух и более изучаемых предметов. Схема подготовки педагога к интегративному уроку представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Схема подготовки педагога к интегративному уроку
При разработке данной темы необходимо:
1. Представить аналитическую работу (см. с.13-14);
2. Разработать план урока в соответствие с представленной структурой (см. с.18-19), в котором должно быть представлено:
- Выбор темы урока.
- Определение целей обучения.
|
- Выбор и обоснование типа урока.
- Отбор содержания темы.
- Выбор и обоснование методов обучения.
- Выбор и обоснование средств обучения.
3. Разработать план-конспект урока, представить его в виде таблицы (см. таблица 1).
3.3.4. Разработка и обоснование плана-конспекта урока с элементами проблемного обучения
Проблемное обучение всегда строится на основе проблемных ситуаций, связанных с поиском новых знаний и способов действий.
При разработке данной темы необходимо:
1. Представить аналитическую работу (см. с.13-14).
2. Разработать проблемную ситуацию по теме урока, которая может возникать между 1) известным и неизвестным понятием; 2) формальными и истинными знаниями; 3) обычным и необычным рассмотрением предмета; 4) между усвоенными знаниями и применения их в новых практических условиях и др.
3. Определить и представить учебную проблему.
4. Определить траекторию умственного поиска и решения проблемы.
5. Осуществить проверку решения проблемы.
6. Оформить план-конспект урока с элементами проблемного обучения в виде таблицы (см. таблица 1).