Спасателю, заступающему на дежурство:
§ проверить визуально исправность маски, обращая внимание на отсутствие повреждений ее элементов, наличие дыхательных клапанов, плотность фиксации панорамного стекла обоймой и клапанной коробки - хомутом, надежность крепления легочного автомата в патрубке клапанной коробки маски;
§ проверить исправность и надежность крепления подвесной системы аппарата, баллонов, манометра; отсутствие механических повреждений узлов и деталей;
§ проверить отключение механизма избыточного давления, при необходимости, нажать на кнопку легочного автомата;
§ надеть маску и умеренно затянуть ремни оголовника;
§ открыть вентиль (ли) баллона (нов);
§ проверить исправность легочного автомата, клапана выдоха и газового редуктора, для чего сделать 2-3 глубоких вдоха-выдоха, при этом избыточное давление должно включиться автоматически при первом вдохе; отсутствие сопротивления дыханию подтверждает исправность легочного автомата, клапана выдоха маски и газового редуктора;
§ проверить наличие избыточного давления, для чего задержать дыхание, слегка отвести край маски от лица; наличие избыточного давления определяется на слух по шипящему звуку выходящего из-под маски воздуха;
§ задержать дыхание и определить на слух отсутствие утечки воздуха по полосе обтюрации маски и через клапан выдоха;
§ выключить избыточное давление, нажав на кнопку легочного автомата;
§ снять маску;
§ определить давление воздуха по манометру;
§ закрыть вентиль(ли) баллона(ов);
§ проверить исправность сигнального устройства и величину давления его срабатывания по манометру, медленно выпуская воздух из системы плавным нажатием на кнопку легочного автомата.
|
§ уложить аппарат на место хранения.
Упражнение 18.7. Проверка исправности аппарата
АП-98-7К (АП-2000)
Для проверки необходимо иметь: проверочный диск в сборе с муфтой и индикатор ИР-2. Спасателю, заступившему на дежурство, необходимо проверить:
§ исправность маски;
§ исправность аппарата в целом;
§ наличие избыточного давления в подмасочном пространстве и герметичность системы высокого и редуцированного давления;
§ давление срабатывания сигнального устройства;
§ исправность устройства дополнительной подачи воздуха (байпаса);
§ давление воздуха в баллоне.
18.7.1. Проверку исправности маски производят визуально. Проверяют укомплектованность маски и отсутствие повреждений ее элементов.
Для этого:
§ отсоединить маску от легочного автомата;
§ вывернуть наружу подбородочную чашу;
§ произвести осмотр стекла маски и ее обтюрации, подмасочника, клапана выдоха и переговорного устройства;
§ убедится в отсутствии повреждений панорамного стекла, переговорного устройства, проколов обтюрации маски и подмасочника.
18.7.2. Проверку исправности аппарата в целом производят внешним осмотром.
Для этого:
§ подсоединить легочный аппарат к маске, предварительно проверив отсутствие повреждений уплотнительного кольца;
§ убедиться в надежности крепления легочного автомата с маской;
§ проверить исправность и надежность крепления подвесной системы аппарата, баллона(ов), манометра, отсутствие механических повреждений узлов и деталей.
18.7.3. Перед проверкой наличия избыточного давления в подмасочном пространстве и герметичности системы высокого и редуцированного давления выключить механизм легочного аппарата, убедиться в надежности подсоединения маховиков редуктора, вентиля(ей) и тройника (маховичка шланга высокого давления и вентиля), а также в том, что маховичок байпаса находится в выключенном положении или выключить его, повернув на 90° по часовой стрелке.
|
Для проверки:
§ надеть маску на проверочный диск;
§ соединить ниппель переходника из состава индикатора ИР-2 с диском;
§ открыть вентиль баллона;
§ сделать один глубокий вдох через переходник и соединить его с индикатором ИР-2;
§ зафиксировать положение показывающей стрелки индикатора.
Результат проверки считается положительным, если показывающая стрелка индикатора находиться в пределах зоны «Р» аппарата АП-98-7К или от начала зоны «ЛА КИП» до начала зоны «КИП» аппарата АП-2000.
Затем:
§ отсоединить индикатор ИР-2 от переходника;
§ заглушить отверстие переходника;
§ подключить к АП-98-7К спасательное устройство;
§ определить по манометру давление воздуха;
§ закрыть вентиль баллона и наблюдать за показателями манометра в течение
1 минуты;
§ отсоединить спасательное устройство;
§ открыть вентиль баллона;
§ закрыть вентиль баллона и наблюдать за показаниями манометра в течение
1 минуты.
Если в течение 1 минуты падение давления воздуха не превышает 1МПа (10кгс/см2) с подключенным спасательным устройством и 2МПа (20кгс/см2) с отсоединенным спасательным устройством, аппарат АП-98-7К считается исправным.
18.7.4. Для определения герметичности системы высокого и редуцированного давления в аппарате АП-2000 после того, как отверстие переходника ИР-2 будет заглушено:
|
§ определить по манометру аппарата давление воздуха;
§ закрыть вентиль баллона и наблюдать за показаниями манометра в течение
1 минуты;
§ стравить воздух из воздуховодной системы, плавно нажимая на кнопку байпаса (вариант 1) или поворачивая маховичок байпаса (вариант 2);
§ подключить к аппарату спасательное устройство;
§ выключить легочный автомат нажатием на кнопку до упора;
§ открыть вентиль баллона;
§ определить по манометру аппарата давление воздуха;
§ закрыть вентиль баллона и наблюдать за показателями манометра в течение
1 минуты.
Если в течение 1 минуты падение давление воздуха в системе не превышает 1МПа (10кгс/см2) с подключенным спасательным устройством и 2МПа (20кгс/см2) с отсоединенным спасательным устройством, то аппарат АП-2000 считается герметичным.
Если падение давления превышает вышеуказанные значения, необходимо найти место утечки воздуха.
18.7.5. Проверка величины давления срабатывания сигнального устройства проводится в следующей последовательности:
§ открыть и закрыть вентиль баллона,
§ плавно нажимая на кнопку байпаса (АП-2000) или поворачивая маховичок байпаса (АП-98-7К) стравливать воздух из аппарата, одновременно наблюдая за показаниями манометра;
§ в момент срабатывания звукового сигнала отметить показания манометра; величина давления должна составлять 55 ± 5 кгс/см².
18.7.6. Проверку дополнительной подачи воздуха (байпаса) проводят при открытом вентиле баллона в следующей последовательности:
§ плавно повернуть маховичок на 90° против часовой стрелки (нажать кнопку легочного автомата) и по характерному звуку подачи воздуха убедиться в исправности устройства.
18.7.7. Проверку давления воздуха в баллоне(ах) производить при открытом вентиле по манометру. Давление должно быть не менее 250 кгс/см².
Исправный аппарат уложить на место хранения.
Упражнение 18.8. Проверка исправности аппарата ПТС+90Д «Базис»
Для проверки необходимо иметь проверочный диск (муляж головы),прибор «СКАД-1».
Спасателю, заступающему на дежурство необходимо:
§ проверить исправность маски;
§ провести внешний осмотр аппарата;
§ проверить величину давления, при котором срабатывает сигнальное устройство;
§ проверить герметичность систем высокого и редуцированного давления;
§ проверить исправность легочного автомата и клапана выдоха;
§ проверить герметичность воздуховодной системы с подключенным спасательным устройством (при его наличии);
§ проверить исправность устройства дополнительной подачи воздуха;
§ проверить давление воздуха в баллоне(ах).
18.8.1. Проверку маски провести визуально. Если маска полностью укомплектована и отсутствуют повреждения ее элементов, она считается исправной.
18.8.2. При осмотре аппарата необходимо проверить исправность и надежность крепления подвесной системы, баллона(ов) и манометра, убедиться в отсутствии повреждений узлов и деталей, а также проверить надежность крепления легочного автомата с маской.
18.8.3. Проверку величины давления, при котором срабатывает сигнальное устройство, провести следующим образом:
§ отсоединить легочный автомат от маски;
§ открыть вентиль(ли) баллона(ов), заполнить систему аппарата воздухом; закрыть вентиль(ли);
§ плотно закрыть ладонью или защитным колпачком выходное отверстие в легочном автомате;
§ включить легочный автомат, нажав на кнопку дополнительной подачи (байпас) легочного автомата;
§ плавно открывая отверстие в легочном автомате, стравливать воздух до срабатывания звукового сигнала;
§ в момент срабатывания звукового сигнала отметить показания манометра; величина давления должна составлять 55 ± 5 кгс/см².
18.8.4. Для проверки герметичности системы высокого и редуцированного давления:
§ подсоединить маску к легочному автомату, отключить легочный автомат;
§ надеть лицевую часть маски на проверочный диск или муляж головы;
§ открыть вентиль(ли) баллона(ов),
§ определить по манометру давление воздуха,
§ закрыть вентиль(ли) баллона(ов) и наблюдать за показаниями манометра в течение 1 минуты.
18.8.5. Для проверки исправности легочного автомата и клапана выдоха:
§ не снимая лицевой части с проверочного диска (муляжа головы) сбросить давление, включив и выключив легочный автомат;
§ один отвод диска (муляжа головы) соединить с соответствующим гнездом СКАД-1, другой отвод – заглушить;
§ создать насосом СКАД-1 разряжение, при котором включится легочный автомат;
§ снять показания с манометра СКАД-1; величина избыточного давления должна составлять 290-400Па;
§ проверку герметичности клапана выдоха маски производить на слух; утечек воздуха из клапана при создавшемся избыточном давлении не должно быть слышно.
18.8.6. Для проверки герметичности воздуховодной системы с подключенным спасательным устройством:
§ надеть лицевую часть спасательного устройства с легочным автоматом на проверочный диск (муляж головы);
§ подключить спасательное устройство к разъему аппарата;
§ создать насосом СКАД-1 разряжение 900Па и дать выдержку 2,5 ± 0,5 мин. для стабилизации системы;
§ установить вакуумметрическое давление 800 ± 20Па; воздуховодная система считается герметичной, если в течение 1 минуты падение давления не превышает 50Па.
18.8.7. Для проверки исправности дополнительной подачи воздуха:
§ включить легочный автомат;
§ открыть вентиль(ли) баллона(ов);
§ нажать кнопку включения дополнительной подачи воздуха (байпас), если при этом слышен характерный звук сильного потока воздуха, устройство считается исправным;
§ закрыть вентиль(ли) баллона(нов).
18.8.8. Проверку давления воздуха в баллоне(ах) производить по показанию манометра, открыв и закрыв вентиль(ли) баллона(ов) при выключенном легочном автомате. Давление воздуха в баллоне(ах) аппарата контролировать с учетом температуры окружающего воздуха.
Исправный аппарат уложить на место хранения.