Индивидуальная страховочная система (ИСС) – комплект ремней и поясов, охватывающий спускающегося вокруг груди, пояса и бедер и обеспечивающий как функцию позиционирования и поддержания спускающегося с предохранением от падения, так и его наиболее благоприятное положение при срыве, зависании, а также проведении работ на весу.
Перед надеванием ИСС следует убедиться в её исправности:
§ кожаные и тканевые элементы, а также элементы из кожзаменителя не имеют надрывов, надрезов, прожогов, деформаций, растяжений, разлохмаченных участков;
§ металлические детали не имеют деформаций, трещин, вмятин, заусенец, рисок, обнаруживаемых визуально, утончений и корродированных участков;
§ - ремни, ленты, лямки в местах сшивки не имеют истертых и порванных нитей, разошедшихся швов;
§ ИСС испытана и дата испытаний на маркировочной бирке (трафаретке) не просрочена. Исключение составляют ИСС, имеющие заводской сертификат и срок гарантированной безаварийной эксплуатации. ИСС испытываются на срок 6 месяцев.
Также, перед надеванием ИСС впервые, или использовании ИСС отличной от имеющихся конструкций, необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации для основных и вспомогательных точек подвеса ИСС.
При надевании обращать особое внимание на правильность, отсутствие переворотов лямок и поясов ИСС. Металлические детали не должны располагаться подмышками, между ног, в районе печени и почек.
ИСС подгоняется пользователем под свои антропометрические данные. Она не должна вызывать ощущение дискомфорта, пережатия ремнями и лямками частей тела, при этом должна плотно сидеть на спускающемся. После затягивания концевые ремни поясов и лямок необходимо перепассовывать в направлении (если иное не предусмотрено конструкцией поясов и лямок) во избежание их саморасстёгивания.
|
Правильность и быстрота надевания ИСС отрабатываются личным составом отделения на практических занятиях под руководством командира или ответственного лица, назначаемого из числа наиболее подготовленных спасателей.
Упражнение 36.2. Спуск спасателя (способы самоспуска) с высоты
с использованием спасательных веревок
Самоспуск спасателей является крайней мерой и используется только в экстренных случаях, когда место ведения работ невозможно покинуть обычным образом (по лестницам).
Для самоспуска спасатели организуют навеску спасательных верёвок, состоящую из неподвижно закрепленной основной веревки, используемой непосредственно для спуска, и страховочной веревки, движущейся совместно со спускающимся и контролируемой страхующим.
ФСУ (фрикционные спусковые устройства) – спусковые и тормозные устройства, обеспечивающие создание дополнительного тормозного усилия, приложенного к верёвке.
Конструкция ФСУ, зажимов, блоков, используемых при высотных работах, должна исключать возможность порчи (деформации) и самопроизвольного выпадения заправленных в них верёвок.
Перед спуском спускающийся становится лицом к месту закрепления веревок, присоединяет страховку к ИСС, заправляет в ФСУ основную верёвку и присоединяет к ИСС, убеждается в наличии страховки вопросом к страхующему: «Страховка готова?». Только получив положительный ответ, подходит к месту спуска и начинает спуск.
|
Для этого:
§ выбрать слабину основной веревки, потянув свободный конец к точке закрепления;
§ расположить рабочую руку с зажатым в ней свободным концом основной веревки у бедра;
§ поставить ноги на ширину плеч или шире;
§ плавно нагрузить систему, т.е. перенести вес тела на веревку;
§ вывешиваться таким образом, чтобы ноги, оставаясь прямыми (пружинными), сгибались в тазобедренном суставе (ноги практически перпендикулярны поверхности, вдоль которой происходит спуск), а спина была бы почти параллельна стене;
§ при достижении такого положения начать спуск. Спуск должен быть плавным, без резких торможений и проскальзываний.
Скорость спуска регулируется силой сжатия свободного конца основной верёвки в рабочей руке или силой нажатия на стопор спускового устройства в зависимости от вида применяемого ФСУ.
36.2.1. Спуск на карабине (узел УИАА).
Рисунок 46
Заправить основную веревку в карабин (узел UIAA) таким образом, чтобы её свободный конец не проходил по муфте карабина, убрать слабину основной верёвки, убедиться в наличии страховки, приступить к спуску.
36.2.2. Спуск на ФСУ типа «восьмерка».
Рисунок 47
Заправить основную верёвку в «восьмёрку» таким образом, чтобы при встёгивании «восьмёрки» в карабин ИСС в ней не происходило перехлёстывания верёвок, то есть, чтобы свободный конец основной верёвки выходил под рабочую руку, убрать слабину основной веревки, убедиться в наличии страховки, приступить к спуску.
36.2.3. Спуск на роликовых ФСУ.
Заправить основную веревку в ФСУ, руководствуюсь рисунком, нанесенным на его корпус, убрать слабину основной веревки, убедиться в наличии страховки, приступить к спуску.
|
Все занятия проводятся под руководством командира или ответственного лица, назначаемого из числа наиболее подготовленных спасателей.
Меры предосторожности
При надевании ИСС следует учитывать то обстоятельство, что плохо подогнанная ИСС – источник опасности, а именно:
§ при сильном затягивании бедренных лямок нарушается кровообращение ног;
§ при слабом затягивании поясного ремня возникает опасность того, что при перевороте спускающийся выпадет из ИСС.
При спуске газоспасателей с высоты следует учитывать, что наличие дыхательного аппарата за спиной является фактором, создающим опасность переворота спускающегося.
Для избежания переворота при спуске не следует откидывать корпус далеко назад, спускаться с очень высокой скоростью; осторожно осуществлять приземление.
Соблюдать особую осторожность при выходе на стену, если точка закрепления основной веревки расположена ниже или на уровне места выхода спускающегося.
Упражнение 36.3. Эвакуация отделения с высоты с использованием
спасательных веревок
В случае возникновения ситуации, когда по каким-либо причинам отделение не может покинуть место ведения работ на высоте обычным способом (по лестницам), командир отделения принимает решение об эвакуации отделения с применением высотного оснащения.
Исходное положение: газоспасательное отделение в средствах защиты и ИСС находится на высоте. С собой имеется комплект высотного оснащения.
По команде командира отделения «Подготовиться к спуску!»:
Спасателю №3 выбрать место закрепления основной веревки, указать его спасателю №2, выбрать место закрепления страховочной веревки и начать организацию страховки;
Спасателю №2 жестко закрепить основную верёвку и выдать ее вниз (на конце – предохранительный узел);
Командиру отделения после того, как готовы обе верёвки, дать команду «Спасатель № 1, подготовиться к спуску!»;
Спасателю № 1 закрепить свое минимальное и дополнительное оснащение на себе или концом страховочной веревки таким образом, чтобы оно не создавало помех при спуске и исключалось его падение;
Спасателю № 3 закрепить один конец страховочной веревки к ИСС спасателя №1, на другом конце завязать предохранительный узел, доложить командиру отделения «Страховка готова»;
Спасателю № 1 заправить в ФСУ основную веревку, присоединить ФСУ к ИСС, убедиться в наличии страховки, подойти к месту спуска и доложить командиру отделения: «Спасатель № 1 к спуску готов!»;
Командиру отделения, убедившись в правильности действий спасателей № 1 и № 3, дать команду: «Спасатель № 1 приступить к спуску!»;
Спасателю № 1 осуществить спуск, после приземления доложить об этом наверх сообщением «Земля» или «Дошёл», отойти из зоны приземления в безопасную зону, отсоединить от ИСС страховочную веревку, развязать узел, сообщить: «Страховка свободна!», выстегнуть основную веревку из ФСУ и сообщить: «Основная свободна!»;
Командиру отделения, после получения сообщения «Страховка свободна!», дать команду: «Спасатель № 2 подготовиться к спуску!»;
Спасателю № 3 выбрать страховочную веревку;
Спасателю № 2 закрепить свое минимальное и дополнительное оснащение на себе или конце страховочной веревки таким образом, чтобы оно не создавало помех при спуске и исключалось его падение;
Спасателю № 3 закрепить страховочную веревку к ИСС спасателя № 2, доложить командиру отделения «Страховка готова»;
Спасателю № 2 заправить в ФСУ основную веревку, присоединить ФСУ к ИСС, убедиться в наличии страховки, подойти к месту спуска и доложить командиру отделения: «Спасатель № 2 к спуску готов!»;
Командиру отделения, убедившись в правильности действий спасателей № 2 и № 3, дать команду: «Спасатель № 2 приступить к спуску!»;
Спасателю № 2 осуществить спуск, после приземления доложить об этом наверх сообщением «Земля» или «Дошел», отойти из зоны приземления, отсоединить от ИСС страховочную веревку, развязать узел, сообщить «Страховка свободна!», выстегнуть основную веревку из ФСУ, сообщить «Основная свободна!»;
Командиру отделения, после получения сообщения «Страховка свободна!» дать команду: «Спасатель № 3 подготовиться к спуску!»;
Спасателю № 3 закрепить свое минимальное и дополнительное оснащение на себе или конце страховочной веревки таким образом, чтобы оно не создавало помех при спуске и исключалось его падение;
Командиру отделения убедиться, что длины страховочной веревки достаточно для удержания ее снизу, организовать страховку спасателю №3;
Спасателю № 3 заправить в ФСУ основную веревку, присоединить ФСУ к ИСС, убедиться в наличии страховки, подойти к месту спуска и доложить командиру отделения: «Спасатель № 3 к спуску готов!»;
Командиру отделения, убедившись в правильности действий спасателя № 3, дать команду: «Страховка готова. Спасатель № 3 - приступить к спуску!»;
Спасателю № 3 осуществить спуск, после приземления доложить об этом наверх сообщением «Земля» или «Дошёл», отсоединить от ИСС страховочную веревку, развязать узел, сообщить: «Страховка свободна!», выстегнуть основную веревку из ФСУ, сообщить «Основная свободна!», выбрать слабину страховочной веревки;
Командиру отделения развязать конец страховочной веревки, закрепить свое минимальное и дополнительное оснащение на себе или конце страховочной веревки таким образом, чтобы оно не создавало помех при спуске и исключалось его падение; закрепить страховочную веревку к своей ИСС;
Спасателю № 3, удерживая страховочную веревку снизу, обеспечить страховку командира отделения, выбрать слабину, доложить: «Страховка готова!»;
Командиру отделения заправить основную веревку в ФСУ, присоединить ФСУ к ИСС, убедиться в наличии страховки, подойти к месту спуска и осуществить спуск;
Спасателю № 3 осуществлять страховку;
Спасателю № 1 доложить по радиосвязи на газоспасательную базу.
После спуска командира отделению покинуть загазованную среду.