Начало белорусской истории 6 глава




Из многочисленных описаний татарского ига и поездок в Орду за ярлыком следует, что верховная власть находилась вне пределов русских княжеств. Куда же ездили за ярлыком русские князья? В леса и пустыни на восток и юг от Москвы и Владимира?

Российские историки, описывая картину средневековья, настаивают на существовании ига, навязанного неимоверно далеким и малочисленным народом. Конечно, любая, даже самая фантастическая версия имеет право на существование. Но почему мы должны принимать как истину невероятные истории и упорно не замечать реальное соседство Московии с могущественными государствами: конфедерацией Полоцка и Новгорода, а позднее, с огромной и могущественной империей – Великим Княжеством Литовским, простиравшимся от Балтийского до Чёрного моря?

Еще один гигант – Византийская империя, после разграбления Константинополя в 1204 году не исчезла совсем. Крестоносцами была создана Восточная Латинская империя только на землях центральных областей бывшей Византии. На окраинах сохранилась власть византийских династий, и образовались три государства: Трапезунд, Эпирский деспотат и Никейская империя. Глава последней – Феодор Ласкарис более полувека вел упорную борьбу за восстановление императорской власти, которая успешно завершилась в 1261 году, когда его преемник Михаил VIII возродил Византийскую империю, просуществовавшую до её второго уничтожения турками в XV веке. Коллеги византийцев по несчастью: полочане и новгородцы, также все это время вели борьбу против экспансии крестоносцев. Разгром рыцарей у озера Дурбэ в 1260 году надолго отбил охоту у любителей крестовых походов на полоцкие и новгородские земли.

По большому счёту, нет полной ясности с понятием «турки». Кто это, пришлый народ, или граждане Византии, принявшие мусульманство? Может быть, здесь кроется разгадка тайны: откуда взялись «туркмены» в армии Батыя? Turkman – это просто “турок”? Тогда борьба Константинополя с турками в XV веке – это гражданская война? С течением времени географические, и этнические названия меняют привязку и зачастую начинают обозначать совсем другие понятия. Например, современные литовцы и русские имеют лишь косвенное отношение к средневековым литвинам и русинам.

Батый пришёл в Киев со стороны Софийских ворот. Может быть, участниками походов на Киев и в Западную Европу являются византийцы? В этом случае нет ничего удивительного в высоком качественном уровне «монгольского» оружия. В российской исторической литературе иногда указывается на родственность корней «цар» и «сар». Может быть, столица Золотой Орды находилась на берегах бухты Золотой Рог, а Царьград и есть не найденный поныне Сарай? Константинополь, переименованный турками в Стамбул, распространял свою власть и на крымских татар, с которыми поочередно вели войны ВКЛ, Речь Посполитая и Российская империя вплоть до XIX века. Взятие Суворовым Бахчисарайского дворца крымских ханов – это уничтожение последнего оплота Золотой Орды?

Новгородский князь Александр Невский известен, пожалуй, каждому. Однако мало кому известно, что «национализирован» он Московией необоснованно. Средневековые русские княжества были самостоятельными государствами, которые постоянно враждовали друг с другом. Новгородская республика была, пожалуй, самым мощным из этих государств. Оно было силой присоединено к Московскому княжеству только в самом конце XV века. Дух свободы Новгорода удалось сломить только в 1570 году. Чтобы предотвратить переход Новгорода под юрисдикцию Великого Княжества Литовского, Иван Грозный уничтожил население города. В этой связи, установленный в 1862 году в Новгороде памятник «1000-летие Руси», иначе как фиктивным не назовёшь. О 1000-летии какой Руси идёт речь? Если о Киевской или Белой, то памятник нужно ставить соответственно в Киеве или Полоцке. Если о Новгородской, то памятник нужно называть по-другому: «в память о 300-летии уничтожения Новгорода». С 1000-летием России, под правлением Ивана Грозного и династии Романовых можно согласиться, только если жизнь россиян в это время приравнять к службе в «горячих точках» – год за три.

Обычно, биографию Александра Невского начинают описывать с 1240 года – победой на Неве, а заканчивают 1242-м – Ледовым побоищем. Следующий 21 год активной деятельности энергичного князя описывают одним предложением: «Умелой политикой Александр Невский ослабил тяготы монгольского ига». Для особо любознательных есть вариант из нескольких предложений, суть которых сводится к попыткам Александра Невского создать политический союз Руси и Орды. В связи с отсутствием успехов в деле интеграции, между князем и ханом возникли трения, и Александр был отравлен во время одной из поездок в Орду.

Независимо от моральной оценки политики Александра Невского, следует признать, что он был незаурядной личностью и многие его поступки имели далеко идущие последствия. Поэтому, изучение периода его правления имеет большое значение для понимания средневековой истории.

У Новгорода и Полоцка в первой трети XIII века были идентичные проблемы. Укрепившийся в устье Двины рыцарский орден препятствовал торговле и непрерывно совершал походы на соседей. Его объединение в 1237 году с Тевтонским орденом потребовало консолидации Новгородского и Полоцкого княжеств, что и нашло своё воплощение в династическом браке Александра с дочерью полоцкого князя Брячислава – Александрой, состоявшимся в 1239 году.

К своим документам, как гарантию подлинности, князья подвешивали вислые сургучные печати, на которых с двух сторон ставили свои гербы. Разумеется, Александр Невский носил герб Погоня не потому, что был членом БНФ. Герб Полоцкого княжества достался ему вместе с невестой – Александрой Брячиславовной.

«Во Владимирском Успенском монастыре имеется надгробие некой княжны Вассы (или Василисы), где указано, что она была супругой Александра Невского.»[16] Попутно заметим, что слово “Василиса” не всегда означает просто женское имя. Basilikξ – по-гречески означает «царский дом». Теперь мало кто помнит значение имен Василий и Василиса: соответственно «царь» и «царица».

Если с изображением Георгия Победоносца, убивающим копьем змея более или менее понятно, то в отношении появления герба "Погоня" вопросов намного больше. На печати ясно виден нимб вокруг головы всадника. Это красноречиво свидетельствует о христианском происхождении герба. Какой святой изображен здесь? Может быть, ответ на этот вопрос можно найти в византийских источниках? Шестиконцовый крест, появившийся позже на щите у всадника, пришел в Полоцкое княжество из Византии.

Попробуем собрать информацию о жизни Александра Невского из современных книг по истории. После смерти новгородского князя Ярослава, два его сына – Андрей и Александр Невский поехали в Орду, где Андрей получил ярлык на Владимирское княжество, а Александр на Киевское, Новгородское и Переяславльское. В 1250 (или 1248) году папа римский Иннокентий IV предложил Александру Невскому помощь в борьбе против татарского ига, в обмен на обязательство крестить подвластные ему земли в католичество. Согласно мнению православной церкви, он принял единственно правильное решение – остаться православным. Если иго было таким страшным, и речь шла о спасении от физического уничтожения населения Руси, какая разница кто и на каких условиях предлагал помощь? Тут уж не до амбиций. Может быть, иго не было таким страшным? Представляется, что мотивация решения Александра значительно искажена. Следует вспомнить, что основой его власти был военно-политический союз с Полоцком. Полочане активно поддерживали Александра Невского. Например, в битве на Неве треть его войска составлял отряд Якова Полочанина.

Разумеется, полочане тоже требовали от Александра поддержки, в том числе в борьбе против Ливонского ордена. После крещение Новгорода и Киева в католичество, Полоцкое княжество оказалось бы с трёх сторон окружённым иноверцами. Поэтому, отказ папе римскому означает, что интересы Полоцка Александр считал более важными, чем проблемы угнетённых русских княжеств. Не следует забывать, что полоцкие князья приходились родственниками византийской императорской династии. Шестиконцовый крест полочан идентичен византийскому. Если Византия = Золотая Орда, то предложение папы носит вполне конкретный смысл – ослабить союзников Константинополя. Породнившись с помощью брака с полоцкой династией, Александр Невский стал родственником и союзником византийских императоров.

В Орде Александр Невский породнился с сыном Батыя – Сартаком. Опять встречаем этот корень «сар» = «цар». Сартак – это царевич, а может быть царевна? Тогда Батый – это «батька» жены Александра Невского – полоцкий князь Брячислав?

Возможно, высказанные здесь предположения слишком необычны и на первый взгляд совершенно невероятны. Но так ли достоверна история монголо-татарского ига на Руси, которую нам преподавали в школе? Предлагаю читателям ещё раз внимательно перечитать учебники и книги по истории этого периода. На трезвую голову трудно увидеть логику в описании заслуг Александра Невского перед Русью, в борьбе против татарского ига:

Брат Александра – Андрей принял помощь папы римского и начал бороться за освобождение русских земель от ига. В 1250 году он упрочил союз с галицким князем Даниилом и женился на его дочери. Создавая антимонгольскую коалицию, Андрей заключил союз со шведами, Ливонским орденом и поляками. Александр Невский, как настоящий патриот … сообщил Батыю о намерениях своего брата. По мнению российских историков, в этом поступке Александра Невского проявилось гениальное политическое чутьё. В июле 1252 года, монголы, не став дожидаться, пока сформируется против них коалиция, опустошили Владимирское княжество. Андрей был вынужден бежать в Швецию. Александр Невский получил от Батыя ярлык на владимирский престол.

В Новгороде, где верховной властью обладало вече, Александр Невский, в обход «Новгородской правды» - законов государства, лично выносил судебные решения таким образом, что расширял свои земельные владения и своих сторонников за счёт неугодных ему людей. Российские историки считают, что это не беспредел, а «создание сильной княжеской власти».

В 1257 году татары решили переписать население Новгорода и Пскова, чтобы и их обложить данью. Как всегда, «впереди паровоза» ханских желаний, Александр Невский взялся за перепись. Возмущение новгородцев было так велико, что они убили ставленника Александра – посадника Михаила. Против Александра выступил даже его сын – Василий. Александр Невский, вместе со своей дружиной и монголами «навёл порядок» в Новгороде. Новгородцам отрезали носы и выкалывали глаза. Василий бежал в Псков. Как только Александр уехал из Новгорода, горожане убили его очередного ставленника. Ставленников Невского убивали вплоть до 1259 года, когда, получив известие о приближении большого татарского войска, новгородцы были вынуждены подчиниться. Считается, что Руси это было во благо.

В 1262 году в Переяславе, Суздале, Ростове, Владимире, Ярославле и других городах из-за требования монголов выплатить большую дань началось народное восстание, которое было подавлено … Александром Невским. Получается, что национальным интересам русского народа соответствовало его истребление. Чем отличается геноцид Невского от татарской резни? Получается, что Александр был для русских ничем не лучше, чем монголы. Может быть, правление Александра Невского и есть установление «татарского ига»?

Предположу, что разорение русских городов в XIII веке могло быть следствием междоусобной борьбы. Например, Рязань могла быть завоевана Владимирским княжеством, которое в свою очередь после поражения на реке Сить, попало в зависимость от Новгорода. В это время в Новгороде при поддержке Полоцка Александр Невский утверждал свою власть.

За «большие заслуги» Александр Невский был канонизирован православной церковью. Произошло это в XIV веке – во времена расцвета Золотой Орды и Византии. Заслуги Александра Невского перед кем послужили причиной его канонизации византийским патриархом?

Ещё одна из загадочных страниц прошлого – это перенос киевской православной митрополии в Москву в 1299 (1300) году. Считается, что это было сделано для духовной поддержки борьбы русского народа против татарского ига. Тем, кто не видит в таком объяснении ничего странного, предлагаю представить себе открытие официального представительства партизан в оккупированном немцами Минске. Может ли длительное существование православия под татарским игом обозначать лояльное к нему отношение со стороны Золотой Орды? Скорее да.

Добавим к этому, что в украинских учебниках по истории написано, что Киевская митрополия во второй половине XV – в XVI веках была не в Москве, а в Вильно и Новогрудке, хотя номинально находилась в Киеве. Разумеется, что перенос Киевской митрополии мог быть сделан только с разрешения константинопольского патриарха. Выскажу предположение о том, что главным в этой истории является не то куда перенесли митрополию, а откуда. Полоцкие князья, постоянно соперничавшие с киевскими, могли вести интриги при дворе константинопольского патриарха с целью ослабления конкурентов. Перенесение престола митрополита автоматически понижало статус Киевского княжества, которое позже было присоединено к ВКЛ.

 

Литва и Русь.

 

 
 

Российские историки не балуют своих читателей обилием информации о событиях XIII, XIV, XV веков. Чаще всего ограничиваются лишь словом из трех букв – «иго». Получается, по букве на столетие. Как правило, единственное событие, которому уделяют внимание – это Куликовская битва. Между тем, этот период был весьма сложным, неоднозначным. Прежде чем начать анализ Куликовской битвы, необходимо рассказать читателю об общей политической обстановке в регионе. Россияне все беды списывают на орду. Такая вырванная из исторического контекста картина, создаёт у читателей, мягко говоря, искажённое представление о том времени и в целом о средневековом периоде развития Восточной Европы.

 

Упорно не замечаемое российскими историками соседнее с Москвой – Великое Княжество Литовское, никогда не было в зависимости, ни от какой орды. Где же были белорусы во времена средневековья?

Современные литовцы необоснованно приписывают себе историю Великого Княжества Литовского. При этом ставится знак равенства между современными литовцами и жителями ВКЛ – литвинами. Следует вспомнить, что древняя столица ВКЛ – Вильно досталась литовцам совсем недавно: в октябре 1939 года, благодаря И.В.Сталину. Среди жителей Вильно, представители современной литовской национальности составляли тогда всего 3%. Следует пояснить, что Литовская республика имеет такое же отношение к Великому Княжеству Литовскому, как и современная Македония к империи Александра Македонского, т.е. составляет мизерную часть площади когда-то огромного государства. Площадь территории ВКЛ превышала 900 тысяч квадратных километров. Это в 4,5 раза больше современной территории Беларуси.

 

ВКЛ включало в себя не только все земли Белой Руси, но и значительную часть современной Литвы, Латвии, России, Украины, Молдавии и Польши. Современная Литовская республика включает лишь две небольшие области ВКЛ: Жемайтию и Аукштайтию. То, что эти земли не являлись всем государством, видно даже из титула правителей: Великий князь Литовский, Русский и Жамойтский. Самый знаменитый и почитаемый Великий князь Литовский – Витовт четырежды (в 1384, 1390, 1398 и 1404 гг.) отдавал Жемайтию Тевтонскому ордену! Эта территория хотя и была важной, но всё-таки разменной монетой в политической борьбе того времени.

На каком языке разговаривали, писали указы и чеканили монету литовские князья? Литовцы говорят, что на литовском. Необходимо очень существенное уточнение того, какой язык в данном случае считать литовским. Современный язык, который сейчас называется литовским, впервые встречается в документах XVI века. Напомню, что в XVI столетии ВКЛ уже вошло в состав Речи Посполитой. Художественная литература, написанная на нём, формировалась ещё позже – в XIX веке, во времена Мицкевича. Предки современных литовцев долго были язычниками и после официального принятия христианства в 1387 году. Монет и указов, написанных на «литовском» в современном понимании языке не существует.

Притязания современных литовцев на право обладания древним гербом ВКЛ – «Погоней» не обоснованны. Жамойты были язычниками, почему же тогда на гербе крест? Утверждения о том, что крест появился после начала крещения жамойтов в католичество не состоятельны. Зачем католикам православный византийский шестиконцовый крест? Единственной обладательницей этого символа во всем регионе была династия полоцких князей, ведущих свою родословную от византийских императоров.

Кто же это такие – литвины? На каком языке они писали и разговаривали? Обратимся к документам, хранившимся в архивах Латвийской ССР и описанных еще в советские времена. Например, Великий князь Литовский – Ягайло, уже более года бывший польским королем, в своем указе о назначении полоцким наместником своего брата – Скиргайлы, продолжает писать «по-литовски». Для того чтобы прочитать этот документ, не нужно идти в библиотеку за словарем современного литовского языка. Все понятно и так. К слову сказать, правил Скиргайло в Полоцке не долго. Присылаемые в Полоцк наместники, прежде чем приступить к обязанностям, всегда крестились в православие. Язычник Скиргайло «забыл» это сделать, поэтому полочане, усадив его на паршивую кобылу, вытолкали за городские ворота. Князь Витовт (Александр), когда-то уничтожавший язычников - жамойтов без счёта, теперь стал национальным героем Литовской республики – «Витаутасом». Не существует документов, в которых было бы написано «Я, Витаутас…», зато есть тексты, написанные на языке, понять который читатель может без переводчиков. Современные специалисты называют его «старославянским». Для литовских князей этот язык был не «старым» или «древним», а современным и называли они его «русским».

Сохранились также грамоты Витовта, написанные на старонемецком языке. В одной из них, текст которой приводится здесь, великий князь называет язык, на котором он писал свое предыдущее послание – «русский». Попутно отметим мягкость письменной речи Витовта. Несмотря на могущество великого князя, тексты написанные им, предельно корректны. Например, во время подготовки похода 1399 года против Тимур-Кутлука, закончившегося битвой на Ворскле, Витовт хотел получить у рижских купцов кредит на закупку сукна для нужд своей армии. В ответ на отказ рижан, князь ограничил им торговлю с Полоцком. Свое жесткое решение он облачает в такие любезные формы, что невольно возникает чувство досады на поступок рижских купцов. Еще один интересный документ – торговый договор между Полоцком и Ригой, подписанный Витовтом от имени полочан. Поражает степень компетентности представителей договаривающихся сторон. Многочисленные тонкости экономических, правовых, метрических и других аспектов торговли прописаны с такой тщательностью, что не уступают современному ИНКОТЕРМСу.

 
 

Предки современных литовцев – жамойты, были одним из многих народов, проживавших на территории Великого Княжества Литовского. Нет никаких оснований, считать их титульной нацией ВКЛ. Автор готов отказаться от этого утверждения, если будет найден хотя бы один-единственный документ, написанный великими князьями на языке, который сейчас принято называть литовским.

 

 
 

В 1919-м году, после получения литовцами независимости, они потребовали от России возврата старинных литовских летописей. Советское правительство «пошло на встречу» и предложило критерий отбора: все документы на литовском языке будут непременно возвращены. Литовцы согласились на это условие и остались ни с чем, так как среди более чем пятисот томов метрики Великого Княжества Литовского таких текстов не нашлось ни одного. Абсолютное большинство документов ВКЛ оказались написанными на старобелорусском, и лишь небольшая часть на польском и латыни.

Белая Русь – центральная, главная часть Великого Княжества Литовского, Русского и Жамойтского. Беларусь является правопреемницей исторического наследия ВКЛ. Наши древние летописи и сейчас хранятся в Москве, в Российском Государственном архиве исторических актов. На их возврате наше правительство не настаивает. При обнаружении белорусскими пограничниками и правоохранительными органами российских исторических ценностей, россияне сразу требуют их возврата. Если когда-нибудь буду найдены в белорусских лесах и болотах драгоценности, вывезенные Наполеоном из Москвы, нет сомнения, что они будут востребованы Россией. О нашем национальном достоянии, хранящемся в российских, польских и других архивах и музеях просто никто не вспоминает.

 
 

Есть немало свидетельств тесных торговых и политических связей Полоцка и Киева с варягами. Одно из проявлений культурного обмена – заимствование имен. Некоторые адаптировались к своему языку. Например «вар»=воин – Ингвар – Игорь. Были также прямые заимствования варяжских слов, например «Ольгерд»=удар копья. Многие имена князей ВКЛ имеют перевод со скандинавских языков. А как они переводятся с помощью современного литовского языка? Никак. Никакой взаимосвязи.

Может быть, уже после Витовта и Ягайлы, в ВКЛ стали говорить и писать на современном литовском языке? Взглянем на титульные листы конституции Великого Княжества Литовского – Статут 1588 года, или Трибунала – аналога современного уголовного кодекса. Разумеется, конституция всегда пишется на государственном языке. Кто-то из читателей, возможно, уже давно воскликнул: это тоже русский язык! Действительно, так он тогда и назывался. Однако наши предки отнюдь не заимствовали его из книг русского первопечатника Ивана Федорова, скорее наоборот. Первая книга Ивана Федорова была напечатана спустя 47 лет, после выхода в свет первой печатной белорусской книги Франциска Скорины.

 
 

Российские историки не любят вспоминать, что первые московские книгопечатники: Петр Мстиславец и Иван Федоров были нашими земляками. Тем, кто не силен в географии, напомню, что Мстиславль – это город на востоке Белоруссии. Иван Федоров, а если быть точным – Федорович, был происхождением из белорусского шляхетского рода герба «Шранява».

 
 

Книгопечатание было враждебно встречено московским духовенством и вскоре после начала их деятельности, появились обвинения в «распространении ереси». В 1566 году фанатиками была разрушена московская типография Ивана Федоровича и Петра Мстиславца. Печатники вынуждены были вернуться на родину, где нашли пристанище у высокообразованного гетмана Р. Ходкевича. В его имении, расположенном в Заблудове (совр. Белостоцкое воеводство Польши), ими были изданы Евангелие (1569г.) и Псалтырь (1570г.). Позже П.Мстиславец открыл свою типографию в Вильно, а И.Федорович в Львове.

 

Современному читателю, порой, трудно отличить литвинов – граждан ВКЛ от предков современных прибалтов. Литовцев вполне устраивает миф о том, что ВКЛ было маленьким гордым княжеством, разговаривавшим на современном литовском языке. Российские политики и историки, как правило, для обоснования территориальных притязаний к соседям, используют любую зацепку, любое, даже весьма сомнительное упоминание о принадлежности к русскому. Однако они совершенно не хотят замечать официальное название языка ВКЛ - "русский". Причина такой "слепоты" проста – придется объяснять своим читателям, что средневековые Литва и Русь были если не одним и тем же, то являлись частями единого целого – Великого Княжества Литовского, Русского и Жамойтского. Следом придется пояснять, что Русь и Москва – это не одно и то же, а роль Московского княжества в средневековой Руси была далеко не первая. При воспроизведении полной и объективной истории Восточной Европы, события во Владимиро-Суздальском, а позже в Московском княжестве выглядят не "великими", а предстают всего лишь грызней за власть удельных князьков на задворках Великого Княжества Литовского. Поэтому царскими летописцами было исписано немало бумаги, чтобы синтезировать новую, «российскую» историю и отгородиться от древней Литвы и Белой Руси. Ярким примером такого дистанцирования является запрет Николая I употреблять в официальных документах названия «Белая Русь» и «Литва», утвержденный сенатом 18.07.1840г.

 
 

Как получилось, что земли литвинов-белорусов перестали быть центром восточных славян, а потом и вовсе попали в зависимость? В причинах этого необходимо объективно разобраться для того, чтобы выработать национальную идею (идеологию), которая объединяла бы современных белорусов и не дала им повторить ошибки прошлого.

В современном мире существуют три основные разновидности языка, появившиеся в результате развития старославянского "русского". Это: белорусский, украинский и тот, который называется русским сейчас. Основы современного русского языка сформулированы при Петре I. Его основное развитие проходило в XIX веке. Дистанцируясь от древней Руси, российское дворянство не разговаривало на славянском языке. Но не могли же они общаться только при помощи жестов или все время молчать. Заменителем естественного языка стал французский. Например, юный Александр Пушкин тоже писал свои первые стихотворения по-французски. Его жена так никогда и не привыкла к русскому. Благодаря государственной поддержке появилась литература, написанной на новом русском языке, ставшая мировой классикой. Понятие «Русь» постепенно стало вытесняться новым – «Россия». Дворянство с середины XIX века стало переходить с французского на современный русский язык.

Вводит в заблуждение то, что предки белорусов и украинцев называли себя русскими, а возникшее намного позже Московское княжество монополизировало древнее название – «Русь». Вот и получилось теперь, что поздняя версия древнего языка ВКЛ, содержащая многочисленные заимствованиями из языков западноевропейских и поволжских народов, теперь называется русским, а прямое развитие «русского» языка, в современной лексике имеет два названия: современные белорусский и украинский. Старославянские тексты, написанные в разных регионах, имеют свои особенности и отличия. Язык наших предков теперь принято называть «старобелорусским».

Интересно, что современные латыши, предки которых были подданными полоцких князей, называют Россию – «Кревия». Нетрудно догадаться, что это слово происходит от древнего название жителей Белой Руси – «кривичи».

 
 

Большую путаницу при исследование истории ВКЛ создаёт наличие множества имён у каждого литовского князя. Связано это с тем, что граждане княжества исповедовали разные религии: православие, католичество или были язычниками. В зависимости от направления политики, князья крестились в ту веру, которая была необходима в данный момент. При этом каждый раз выбиралось новое имя. Почти у всех правителей ВКЛ был «комплект» из трёх имён: языческое + православное + католическое. После вхождения Великого Княжества Литовского в состав Речи Посполитой, в результате проводимой политики полонизации, православные имена князей, да и других исторических персонажей тщательно вымарывались из летописей при их копировании. Та же участь постигла католические имена во времена Российской Империи. Оставшиеся в истории языческие имена князей теперь пытаются «национализировать» современные литовские историки, добавляя к ним свои окончания. Так полоцкий князь Товтивил не только остался без православного имени, но и стал "Товтивиласом", хотя править в Полоцке князь-язычник без крещения в православие не мог в принципе. Часто происходит так, что разные имена одного человека отождествляются с разными людьми. К сожалению, не всегда можно собрать и систематизировать эту информацию.

Существует несколько версий появления Великого Княжества Литовского. Интересно, что в одно время с возникновением летописной Литвы, произошло первое столкновение киевлян с татарами на реке Калке, и Тевтонский орден обосновался в Пруссии. Современные литовские историки считают, что в верховьях Немана некогда существовало языческое племя Литва, которое дало своё имя образовавшемуся вокруг государству. Из-за недостатка дошедшей до нас информации, серьезные исследования этого вопроса заходят в тупик. Выскажу предположение о том, что события, связанные с возникновением слова «Литва» могли развиваться в противоположном направлении. Одному из непокорных племён, проживавших на территории Литовского княжества, вместо своего названия могло быть силой навязано общегосударственное. В этом случае утрачивается национальная самобытность и народ «растворяется» среди многих других, входящих в состав княжества. Примеры подобной политики можно найти в более поздней истории. Например, в Мордовии очень часто встречаются фамилии: Ивановы, Петровы, Степановы, Васильевы, Семеновы. На первый взгляд можно даже подумать, что отсюда «есть пошла земля Русская». Так ли это? Секрет открывается просто. Во время насильственного крещения мордвы царскими войсками, семьям давались фамилии по имени крестившего их солдата. В многонациональном государстве титульная нация не обязательно должна иметь свои атрибуты и быть привязанной к конкретной точке на карте. Например, в СССР, единственной «ущемлённой» республикой, не имевшей ни гимна, ни национальной компартии была РСФСР. Всем было и так понятно, что эти функции выполняли гимн СССР и компартия Советского Союза. Для сохранения целостности многонационального и многоконфессионального государства маскировка атрибутов титульной нации просто необходима.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: