Ольгерд был похоронен по православному обряду, значит, он был крещёным человеком. Какое православное имя у него было? Если это имя было – Иван, многие загадки получают своё объяснение. Например, Корибут Ольгердович становится Дмитрием Ивановичем = Донским. Конечно, на это можно возразить, что Дмитрий Иванович умер в 1389 году, а Дмитрий Ольгердович погиб в 1399-м. Может ли дата 1389 год означать только передачу власти Дмитрием Ивановичем (Донским) своему сыну Василию, а не его смерть?
Отец Дмитрия Донского – Иван II Иванович (Красный), был совершенно бесцветной личностью, более похожей на тень. Кого? Ольгерда? «Даже когда великий князь литовский Ольгерд захватил Брянск и пошел на Можайск, Иван II не стал мешать и дал можайцам возможность самим защищать себя. «Покой – превыше всего!» – так говорил великий князь.»[16] Иван Красный, как и Ольгерд, был женат дважды. Его дочь была женой Дмитрия Ольгердовича. А может быть сестрой? Если Дмитрий Иванович = Дмитрий Ольгердович, то становится понятной патологическая неприязнь Донского к Твери. Дмитрий Ольгердович, родившийся около 1347 года, был последним сыном Ольгерда от первой жены – витебской княжны. Позже Ольгерд женился на тверской княжне, первый сын которой – Ягайло, родился в 1350 году. У Дмитрия Донского-Ольгердовича вполне могли быть детские обиды, связанные с женитьбой отца на тверской княжне, переросшие в последствии в открытую неприязнь ко всему, что было связано с Тверью. Походы Ольгерда на Москву явно не преследуют завоевательские целей. Мягкость Ольгерда может быть объяснена, желанием просто уладить конфликт между сыновьями, женами и другими родственниками. Когда же вопреки отцу, Донской-Ольгердович все-таки разорил Тверь, Ольгерд завещал власть старшему сыну от тверской княжны – Ягайле. Явная несправедливость такого решения лишала всяких перспектив Андрея Полоцкого и делала его естественным союзником Дмитрия Донского.
|
Возможна ещё одна версия. Как известно, в 1362 году Ольгердом в битве на Синих Водах разгромлены три орды: Крымская, Перекопская и Ямбалуцкая. Ордынскими войсками командовали «отчичи и дедичи Подольской земли», султаны: Кутлубук, Качибей и … Дмитрий. Через год, в 1363 году Дмитрий Донской получает власть. Есть ли между этими событиями связь? В средневековье, часто встречается обращение «брат» между равными монархами, а также «сын – отец», как обозначение зависимости. Может ли быть признание себя вассалом одним из побеждённых «султанов» и воспринимается современными исследователями как родство Дмитрия – Корибута с «отцом» Ольгердом? Не буду настаивать на этой версии, тем более что в те времена князей с именем Дмитрий было предостаточно. Есть также мнение, что Дмитрий и Корибут Ольгердовичи – это разные люди, а на Куликовом поле они командовали соответственно резервом и левым флангом русского войска.
Тем не менее, версия о соответствии Дмитрия – Корибута Ольгердовича Дмитрию Ивановичу Донскому объясняет два противоречивых момента: где был Дмитрий Донской во время Куликовской битвы и его странное поведение во время погрома Москвы татарами в 1382 году. В этом случае Дмитрий Донской = Дмитрий Ольгердович находился там, где и положено полководцу – за большим полком, стоявшим по центру.
|
Согласно традиционной трактовке событий, в 1382 году хан Тохтамыш, из союзника Дмитрия Донского превращается в его врага и совершает опустошительный набег на Москву. Дмитрий Донской, чтобы собрать войско, ещё до подхода татар покидает город, оставив за себя … литовского князя Остея, внука Ольгерда. Мягко говоря, странное решение. Представьте, что в случае опасности для государства, президент В. Путин не только покидает Москву, но и просит, например, литовского посла в России, временно исполнять обязанности командующего Московским военным округом. Это ещё не всё. Вместе с литовским князем Остеем, оборонять Москву остаётся литовский митрополит Киприан. Если Дмитрий Донской = Дмитрий Ольгердович, то нет ничего удивительного в том, что он, отправляясь собирать войско, оставил командовать гарнизоном Москвы своего сына – Остея, внука Ольгерда.
Ни у кого никогда не вызывала вопросов странная синхронность двух событий: разгрома Москвы ханом Тохтамышем 23-26 августа 1382 года и государственный переворот в ВКЛ в начале этого же месяца. При существовавшей зависимости Московского княжества от ВКЛ, трудно отрицать взаимосвязь этих событий. Если верно предположение о том, что Дмитрий Донской = Дмитрий Ольгердович, а Андрей Ольгердович = Тохтамыш, события могли происходить следующим образом: в результате анархии и гражданской войны, начавшейся после смерти Ольгерда, второй соправитель ВКЛ – Кейстут в 1381 году подчинил себе восточную, Виленскую часть княжества. В результате этого, спорившие за власть Ольгердовичи остались не у дел. Конфликт Андрея и Дмитрия ещё больше усугубил ситуацию. Воспользовавшись отправкой войска Андрея – Тохтамыша в Москву против брата Дмитрия, Ягайло организовал переворот, в результате которого в башне Кревского замка Кейстут был задушен. Ягайло получил власть над обеими половинами княжества.
|
Не менее интересные события происходят спустя несколько месяцев – в декабре 1382 года. Ягайло просит поддержки у Дмитрия Донского. У московского пепелища что ли? Даже если средневековым москвичам были известны секреты клонирования человека, за три месяца они вряд ли успели бы воспроизвести такое количество людей, которое чужеземцы хотели бы привлечь на свою сторону в качестве военного союзника. Может быть, суздальские князья, присланные к стенам Кремля Тохтамышем, всё-таки сдержали своё слово не трогать простых москвичей, а уничтожен был только гарнизон Кремля под командованием литовского князя Остея?
Союз Ягайлы и Дмитрия не состоялся. Дмитрий Донской потребовал от Ягайлы признания старшинства. В нашей версии он был абсолютно прав – как старший брат, он имел больше прав на Виленский престол. Ягайло отказался и нашёл других союзников – поляков. Он женился в 1385 году на польской королеве Ядвиге и в результате Кревской унии стал королём Польским и Великим Князем Литовским.
Согласно традиционной версии, во время московского погрома 1382 года князь Остей был убит. Вместе с ним из Москвы исчезает сын Дмитрия Донского – Василий. «В одиннадцать лет он возглавил посольство к хану Тохтамышу и просил великокняжеский ярлык для своего отца. Ярлык был дан, но самого Василия оставили заложником в Золотой Орде. Через четыре года он бежал из плена. Путь юноши лежал через Литву, где он дал слово князю литовскому Витовту жениться на его дочери Софье. Впоследствии беглец сдержал своё обещание.»[16] Можно подумать, что скитающийся подросток, сын униженного и зависимого князя мог представлять интерес в качестве жениха. Дело даже не в этом. Чтобы совершить побег через Литву на Русь, согласно традиционным представлениям, Василию пришлось бы из орды сначала через Русь приехать в Литву. Или он летал на ковре-самолёте? Встретиться с князем Витовтом ему было ещё сложнее. Дело в том, что в это время Витовт был в Тевтонском ордене. Как занесло Василия из Орды в Орден? Вопрос остаётся открытым.
Известно, что Витовт водил в походы тевтонскую армию, значит, по крайней мере, он не был пленником. Какую должность он занимал? Комтур? Маршал? Или быть может магистр? Несмотря на кажущуюся фантастичность последней версии, существует несколько интересных фактов, заставляющих задуматься. Витовт появился в Ордене после государственного переворота в ВКЛ 1382 года. Одновременно с этим великим магистром избирается Конрад Цольнер фон Ротенштейн (Konrad Zöllner von Rotenstein), который правил вплоть до занятия Витовтом Вильни в 1390 году. Витовт был крещён в католичество и единственным юридическим препятствием, для занятия им поста магистра было наличие жены, так как орден был организацией духовной, а рыцари – братьями-монахами. Однако, факт проведения закрытых увеселительных мероприятий для орденской верхушки (во время одного из таких пиров сбежал из тевтонского плена отец Витовта – Кейстут) говорит о том, что поговорка «закон, что дышло…» была актуальной и во времена средневековья. При внимательном взгляде на лица великих магистров Тевтонского ордена, правивших в Мальборке, привлекает внимание то, что на портрете Конрада Ротенштейна изображён … предыдущий магистр – Winrich von Kniprode (правил с 1351 по 1382г.). Если факт правления Витовта Тевтонским орденом имел место, кому было нужно и в чьей власти было стереть это из истории? Следует помнить, что сын Ягайлы – Казимир, подчинивший в следующем, XV веке под своей властью три государства: ВКЛ, Польшу и Тевтонский орден имел довольно спорные права наследования власти, и поэтому при нём летописная история подвергалась значительной «корректировке». Но об этом в следующих главах.
Еще одна загадка – сверхлюбезные письма Андрея Полоцкого к тому же магистру Конраду фон Ротенштейну. Являются они подлинными, или это подделка и на что рассчитывал Андрей, отдавая магистру в ленное владение Полоцкое княжество?
Сменивший в 1391 году Конрада фон Ротенштейна, великий магистр Конрад фон Валленрод (Konrad von Wallenrod) был злейшим врагом Витовта. Их конфликт помог Ягайле в 1392 году убедить Витовта вернуться в ВКЛ. Конрад Валленрод в отместку отравил находившихся в Ордене сыновей Витовта. Острейшая личная неприязнь последнего с кланом Валленродов оказала значительное влияние на принятие Витовтом политических решений накануне Грюнвальдской битвы, подорвавшей могущество Ордена и изменившей ход истории.
Снова вернемся на Русь. В рождество 1390 года в Коломне была сыграна свадьба сына Дмитрия Донского – Василия с литовской княжной Софьей, дочерью Витовта. На свадьбе, вместе с Василием появляется Ольгердов внук – Остей, который оказывается не только в добром здравии, но и даже участвует в рыцарском турнире, устроенном ради забавы гостей.[31] То, что он в поединке был случайно «поколот», не обязательно означает смерть, а просто неудачное завершение для него турнира.
Тевтонский орден
Прежде чем описывать Грюнвальдскую битву, необходимо рассказать читателю о бывшем противнике ВКЛ – Тевтонском ордене.
Во времена крестовых походов в Палестину, многие христиане умирали от ран и чужого непривычного климата. В Иерусалиме неизвестным выходцем из Германии была построена каплица во имя святой Девы Марии, где он и его жена оказывали первую медицинскую помощь своим землякам. Доброе дело собирало вокруг себя людей. Калеки ухаживали за больными, способные носить оружие защищали госпиталь. Утверждённый в конце 12-го века римским папой устав ордена обязывал рыцарей Тевтонского госпиталя святой Девы Марии защищать веру, поддерживать и оборонять церковь, монахов, вдов, сирот и убогих. В тевтонский устав вошли положения об уходе за больными из аналогичного документа Иоанитов (впоследствии – Мальтийцев). Боевой устав был скопирован у Тамплиеров. Высшим органом власти в ордене был совет главных рыцарей – капитул. Магистр ордена избирался пожизненно. Суровая дисциплина и аскетизм были постоянными спутниками первых тевтонов.
В марте 1210 года в битве с турками-сельджуками погибла большая часть рыцарей, а магистр был смертельно ранен. Стало ясно, что ещё несколько битв за веру и все рыцари предстанут пред Всевышним. Новый магистр – Герман фон Зальца однажды сказал, что был бы рад потерять один глаз, чтобы до конца жизни иметь под своим началом хотя бы десяток боеспособных рыцарей.
Благодаря исключительным деловым качествам Германа фон Зальца, Тевтонский орден не только сохранился, вышел из кризиса, но и стал преуспевающим. Удивительный синтез религии, политики, рыцарских идеалов и коммерции обеспечил его жизнестойкость. Герман фон Зальца постоянно стремился найти для ордена «запасной аэродром» в Европе на случай неудачи крестовых походов в Палестине.
Венгерский король несколько раз приглашал и выгонял тевтонов со своей земли. Более надёжной оказалась ставка на польского князя Конрада Мазовецкого.
Между северной частью польского королевства и Балтийским морем жили воинственные племена язычников – прусов. Не сумев победить их своими силами, Конрад пригласил тевтонов для выполнения этой задачи. Для проведения переговоров и разведки ко двору князя прибыли два рыцаря и 18 тевтонских солдат. Князя Конрада не было в замке, и гостей встретила его жена. Как раз в это время на замок напали прусы. Тевтонские послы приняли в сражении самое активное участие и показали себя с лучшей стороны.
В 1230 году Конрад Мазовецкий построил для тевтонов замок Vogelsang (птичья песня) на левом берегу Вислы, и в обмен на защиту от прусов, гарантировал им права на все земли, отвоёванные у язычников. Прошло совсем немного времени и уже не птицы, а вдовы голосили в поселениях язычников.
Рыцари захватывали новые земли и строили на них замки. К 1283 году прусы и другие языческие племена были рассеяны.
В 1291 под ударами сарацинов рухнул последний оплот крестоносцев в Палестине – Акра. Европейские монархи не были в восторге от потока вооружённых до зубов крестоносцев, возвращавшихся из Святой земли. Французский король обвинил бывших борцов за веру – тамплиеров в ереси и уничтожил их орден. Тевтоны, чтобы не разделить судьбу братьев по оружию, нашли себе «новую работу». Поддержанная папством агрессия против прибалтийских языческих народов была приравнена к крестовым походам. В 1309 году столица Тевтонского ордена переносится из Венеции в Пруссию. Мариенбург – город святой Девы Марии (по-польски – Мальборк) к тому времени был уже мощной крепостью.
Рассказ о Тевтонском ордене был бы неполным, без описания его столицы. Главная функция любого замка – оборонительная. Исключительно продуманная система стен, башен, ворот, каналов и мостов Мальборкского замка, позволяла гарнизону из нескольких сотен человек обороняться от армии любой численности. Внутри замка находится стратегический запас зерна. Продуманная система вентиляции и другие ухищрения обеспечивали его длительное хранение. Несколько колодцев и каналы обеспечивали гарнизон питьевой водой.
В стенах замка проделаны бойницы, сужающиеся уступами к внешней стороне таким образом, что на них мог стоять стрелок, и у него был максимальный обзор. Все бойницы сделаны на высоте выше человеческого роста, чтобы попадавшие в них стрелы или снаряды не могли ранить людей находящихся в комнате.
Стоящая обособленно от других сооружений, башня Гданиско (Dansker) служила туалетом. Протекавший под башней канал уносил нечистоты. Современными исследователями обнаружен механизм, с помощью которого из соседнего с кабинками помещения открывался пол туалета. Во время пиров, устраиваемых для гостей ордена, рано или поздно все приезжие бывали здесь. Для устранения неугодного человека механизм приводился в действие, и несчастный падал в воду.
Согласно боевому уставу замка, башня Гданиско была также последним рубежом обороны. Узкая и длинная галерея, ведущая к башне, легко перекрывалась или уничтожалась. Снизу, с воды поставить лестницы было весьма проблематично. Тем более под обстрелом сверху. Проточную воду для питья можно зачерпнуть из канала ведром на верёвке. В башне осаждённые могли продержаться ещё несколько дней после взятия всего замка противником. В случае своевременной помощи извне, это означало бы спасение.
Следует отметить, что тевтонам никогда не пришлось пользоваться последним рубежом обороны. Все осады заканчивались ещё на внешних бастионах. Впервые замок был взят шведами в XVII веке, когда кардинально изменилась мощь осадной артиллерии. Даже когда средневековые замки утратили своё значение, Мальборк оставался серьёзным оборонным объектом. В апреле - мае 1945 года Красная армия смогла выбить из него немцев только после того, как советские бомбардировщики, пушки и «катюши» превратили 50% замка в кирпичную пыль.
Средневековые замки строились с таким расчётом, чтобы между ними был один день пути, т.е. от 15 до 30 километров друг от друга. В мирное время все рыцари обязаны были ночевать только в замках. С главной башни замков, как правило, было видно несколько соседних крепостей. С помощь специальных сигналов, связисты передавали предупреждения об опасности, приказы и другую информацию. Если часть земель государства были захвачены противником, сообщения по средневековому «интернету» шли в обход этих территорий. Как говориться: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Благодаря налаженной системе связи, Тевтонский орден мог оборонять совою территорию от многочисленного противника даже с небольшим войском. Если осаждающие вынуждены были распылять силы, блокируя все замки и гарнизоны, то войско ордена появлялось всегда в нужное время и в нужном месте, достигая перевеса в численности на главном направлении.
Кроме оборонительных, замок в Мальборке ещё выполнял функцию резиденции Магистров Тевтонского ордена. Стены официальных и торжественных помещений расписаны преимущественно в зелёных тонах. Зелёная краска в те времена изготавливалась из очень редких морских моллюсков и была фантастически дорогой. Соответствующая роспись стен была призвана подчеркнуть богатство и могущество ордена.
Поражает своей продуманностью система центрального воздушного отопления. Девять специальных печей в разных частях замка топились, нагревая камни. Затем, чтобы в систему не попал угарный газ, перекрывались специальные заслонки и воздух, нагретый на камнях, через проложенные в полу трубки разводился по комнатам. В келье магистра (орден был духовно - рыцарским, а братья - рыцари имели монашеский сан) под кроватью находятся выходы отопления. Интересно, что соседняя комната, предназначенная для рыцарей охраны магистра значительно больше по размеру, но количество отопительных отверстий имеет такое же. Температура там была ниже, и рыцари постоянно бодрствовали, чтобы поддерживать огонь в дополнительном камине. Для недопущения сна на посту, во всех караульных помещениях замка отсутствует не только отопление, но и какие бы то ни было сидения. Из кельи магистра через стену проделаны незаметные слуховые отверстия, чтобы он мог подслушивать разговоры своих подчинённых. Есть из его кельи и маленькая потайная дверь. Магистр мог закрыться для длительного поста или молитвы, а сам был в это время в другом месте.
Собрание высших должностных лиц ордена – капитул проводился в зале, расположенном рядом с молельней. Во время капитула, монахи в молельне должны были громко петь псалмы, чтобы святые помогали принятию правильного решения. Благодаря этому сочетанию «приятного с полезным», никто в соседних комнатах не мог подслушать, о чём говорится на совещании.
Тевтонский орден, благодаря монополии на торговлю янтарём был очень богатым. Казна хранилась в нескольких замках, но главное хранилище было, конечно, в Мальборке. Дверь в сокровищницу, находившуюся на втором этаже замка, закрывалась сложным замком. Для предотвращения казнокрадства, открыть её можно было только одновременным поворотом трёх разных ключей. Один был у магистра, один у казначея и один у главы военного ведомства – маршала ордена.
Известен случай, когда на городском рынке появились монеты из серии, отчеканенной для резервного хранения. Тут же был найден лаз, проделанный снизу, из кухни расположенной на первом этаже. Поварам краденые деньги в прок не пошли.
В современном замке - музее за приличную плату разрешают устраивать торжества в тевтонской столовой.
Как и в любом средневековом замке, в Мальборке была тюрьма. Казематы для простолюдинов находились ниже уровня земли. Для VIP- заключённых была отдельная камера.
Захваченному в плен великому князю литовскому Кейстуту приносил пищу и обслуживал его служащий по имени Адольфо. Родом он был из Литвы. Когда-то его самого в детстве взяли в плен и заставили работать в замке, дав латинское имя. Добросовестностью и исполнительностью он завоевал доверие и постепенно забылось о его происхождении. Менялись магистры и начальники, но Адольфо оставался на службе. Однажды, когда в замке шло пиршество, Адольфо помог Кейстуту бежать.
Высшая власть в ордене принадлежала избираемому пожизненно магистру. Если в Полоцком или Новгородском княжестве, за неудачный поход или неразумную политику вече могло отправить князя править во второстепенный город или даже изгнать, то в Тевтонском ордене магистр из Мальборка мог выехать только «вперёд ногами». Из-за дворцовых заговоров пожизненное правление некоторых магистров продолжалось по два-три года.
Магистр Вернер фон Орсельн был убит в 1330 году в святая святых – Высоком замке Мальборка. Случилось это, когда он выходил после службы из замкового костела. Сделавший это рыцарь, был выходцем из богатой семьи, имел «постыдные наклонности» и много нареканий по службе от командиров и самого магистра. Накануне убийства Вернер фон Орсельн запретил ему садиться на своего коня. Тевтоны отправили убийцу на суд высшей инстанции – к папе римскому. Папский суд признал рыцаря невменяемым.
Отдельная тема – это экономика Тевтонского ордена. После подавления сопротивления на завоеванных территориях, туда устремлялись переселенцы из германских княжеств. Переселенцев на опустошенных войной прусских равнинах можно сравнить с ковбоями и пионерами, осваивающими отвоёванные у индейцев земли Дикого Запада. Для того чтобы они могли быстро встать на ноги, налоги с них взимались минимальные. Основной обязанностью была воинская повинность в военное время. Пословица гласит: «свирепость русских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Основное назначение таких законов не порядок, а поддержание людей в состоянии страха и неопределённости. Подход к законодательству у тевтонов был противоположным – минимальные ограничения, при безусловном их исполнении. В течение короткого времени Пруссия стала процветающим краем с образцовой экономикой. С 1350 года массовое переселение немцев в Пруссию прекратилось, но Тевтонское государство продолжало активно развиваться. Поляки и другие национальности, оказавшиеся под властью Тевтонского ордена ставились в менее выгодные условия, чем немецкие переселенцы. Парадокс в том, что даже в этих условиях славянские народности поддерживали орден, а не своих алчных князей, дравших когда-то с них семь шкур. Патриотизм всегда основывается не только на лозунгах, но на экономической выгоде.
Видимо этим можно объяснить тот факт, что среди орденских знамён, захваченных в Грюнвальдской битве, немецкие составляют абсолютное меньшинство. Все остальные – бело-красные, польские.
Перед битвой польский король Ягайло приказал своим рыцарям для отличия от тевтонов привязать к правой и левой руке по пучку сена. Видимо, по знамёнам отличить своих от чужих было невозможно. В те времена не было нарезного оружия и даже у пушек дальность стрельбы не превышала 400 метров. Основным видом оружия было холодное, т.о. в бою противники слышали речь друг друга. Видимо потому, что в битве с обеих сторон говорили по-польски, потребовались дополнительные знаки различия. Нечто похожее происходило во время Варфоломеевской ночи в Париже в 1572 году. Тогда, чтобы отличаться от французов – протестантов, французы – католики привязывали к шляпам пучки сена.
1. Zygfryd von Feuchtwangen (1303-1311) | 2. Karol von Trewir (1311-1324) | 3. Werner von Orselen (1324-1330) | 4. Luther von Braunschweig (1331-1335) |
5. Dietrich von Altenburg (1335-1341) | 6. Rudolf König von Weizau (1342-1345) | 7. Henryk Düsemer (1345-1351) | 8. Winrich von Kniprode (1351-1382) |
9. Konrad Zöllner von Rotenstein (1382-1390) | 10. Konrad von Wallenrod (1391-1393) | 11. Konrad von Jungingen (1393-1407) | 12. Ulrich von Jungingen (1407-1410) |
13. Henrryk von Plauen (1410-1413) | 14. Michal Küchmeister von Sternberg (1414-1422) | 15. Pawel von Russdorf (1422-1441) | 16. Ludwik von Erlichshausen |
На средневековых картах нет чёткой границы между орденскими землями и соседними государствами: Польшей и ВКЛ. Тевтонские и польские замки расположены вперемешку. Возможно, это следствие многократных перемещений границы, а может быть и неопределённости политической ориентации самих владельцев замков. Тевтонский орден далеко не всегда захватывал новые земли силой. Жители городов переходивших под власть тевтонов получали магдебургское право и налоговые льготы. К
началу XV века, население Тевтонского ордена уже было около 500 – 600 тысяч человек.
Большое распространение получили многочисленные поддельные грамоты, свидетельствовавшие о якобы законности притязаний тевтонов на обладание польскими землями и городами. Если бы горожанам был бы не выгоден переход под власть ордена, никакие бумажки и пергаменты не удержали бы их от упорного вооружённого сопротивления ордену. При большом желании, нашлись бы специалисты, умеющие делать гораздо больше грамот, чем тевтоны. Однако, ясность и реальность тевтонских законов, магдебургское право и льготы привлекали людей. Вместе с тем, польские короли делали походы на непослушные города. После обратного перехода под власть поляков, следовали тевтонские расправы. Поэтому горожане лавировали между двух огней, присягая то одним, то другим. После Грюнвальдской битвы почти все города сдавались союзникам без боя. Точно также они потом вернулись под власть тевтонов.
Во многом, успех ордена в завоевании и освоении Пруссии, а затем и польских территорий является следствием не только сильных сторон тевтонской политики, но и неспособностью королей, правивших в Польше до Ягайлы и Казимира, решать своими силами внутренние экономические и политические проблемы.
Грюнвальдская битва
Победа белорусов и поляков под Грюнвальдом – одна из самых славных страниц нашего прошлого. Это событие определило ход истории и во многом благодаря ему карта Европа выглядит в привычном нам виде.
Огромное влияние Грюнвальдская победа оказала на формирование белорусской нации. Историки пишут, что на битву шли полочане, витебчане, гродненцы, могилевчане, а с битвы – белорусы. Ничто так не объединяет людей, как победы. Если после пережитого вместе несчастия судьба людей складывается по-разному, со временем они перестают понимать друг друга. Добытая вместе победа имеет ценность спустя любое время, при любом дальнейшем развитии событий. Слава Грюнвальда является таким же достоянием нашего народа, как и победа в Великой Отечественной войне. Победы наших предков вселяют в нас уверенность, дают силы, учат успеху и обязывают быть достойными их славы.
О Грюнвальдской битве за границей написано много книг. К сожалению, до недавнего времени от белорусов скрывалось её значение в истории Европы, да и сам вклад белорусов в эту победу всячески принижался. Естественно, никто не будет в ущерб себе восхвалять белорусов. Одна из самых значительных побед средневековья «разобрана» на части и «приватизирована» поляками, современными литовцами и россиянами. Пассивность белорусов привела к тому, что нам не оставляют места ни в географическом, ни в историческом пространствах. Тем не менее, достаточно внимательного изучения даже чужих версий описания битвы, чтобы сделать вывод о том, что вклад наших предков в победу был решающим.
Обо всём по порядку. В 1392 году Витовт, находившийся в Тевтонском ордене и Ягайло (он же король Владислав II) тайно встретились в Острове под Лидой. Была достигнута договорённость о том, что Витовт вернется и займет престол Великого Княжества Литовского. Реакция ордена не заставила себя ждать – рыцари совершили поход на Новогрудок и сильно разрушили замок. С этого времени возобновляется кровопролитная борьба ВКЛ и Польши против Тевтонского ордена. Камнем преткновения в отношениях ВКЛ и ордена был вопрос о Жемайтии. Этот небольшой участок побережья отделял тевтонов от Ливонского ордена. Кроме того, у самих жемайтийских племён была сильна воля к независимости. Многочисленные восстания язычников - жамойтов жестоко подавлялись «цивилизованными» соседями. Витовт начал использовать жамойтов в борьбе против ордена.
В 1398 году Жемайтия в очередной раз была «отдана» Витовтом Тевтонскому ордену. Специфика события такова, что эта и другие передачи осуществлялись только на бумаге. Несмотря на многочисленные средневековые договоры, заочно передававшие предков современных литовцев – жамойтов под юрисдикцию то одной, то другой страны, они не хотели быть ни под властью Литвы, ни под Тевтонским и Ливонским орденами. Жемайтийские вожди вели ожесточённую борьбу за сохранение своей независимости и зачастую были не в курсе, к какому государству они «приписаны». В отличие от прямолинейной завоевательской тактики тевтонов, Витовт вёл свою политику по присоединению Жемайтии намного тоньше. Юридическая передача спорной земли снимала с него и возлагала на тевтонов обязанность крестить язычников – жамойтов. После юридического оформления власти над Жемайтией, папа римский требовал от тевтонов быстрее отчитаться об успехе в деле крещения язычников. Рыцари форсировали события, начинали силой проводить массовые крещения, а в результате получали очередное восстание и вынуждены были отступать на орденские земли. Даже после очередного присоединения Жемайтии к ордену, максимум, что могли сделать рыцари – это совершать туда набеги. Тевтоны вынуждены были снова и снова завоёвывать землю, давно числившуюся по европейским картам за ними. Непрерывная борьба ослабляла и рыцарей и жамойтов. Тайно присылаемые Витовтом к язычникам деньги и военные инструкторы обеспечивали неспокойную жизнь тевтонов, а при очередном восстании жамойтов Витовт присоединял к ВКЛ их земли уже как защитник от тевтонской агрессии.
В конце 1400 года под угрозой расправы жемайтийские вожди были вынуждены дать тевтонам заложников. В январе 1401 года в Мальборке было устроено показательное крещение пленников, но уже в марте началось восстание в Жемайтии. Витовт его, и оно продолжалось вплоть до 1404 года.
Отношения Тевтонского ордена с Польшей в конце XIV века тоже нельзя назвать тёплыми. В 1392 году тевтоны выкупили у польского князя Владислава Опольчика (по-немецки фон Опельн) Добжынскую землю. Поляки были не готовы к войне и ограничились протестами. В 1402 году тевтоны выкупили ещё одну область – Новую Марку и часть польских земель оказались отрезанными от основной территории королевства. С избранием магистром ордена Ульриха фон Юнгингена – сторонника активной и жёсткой политики, отношения с Польшей стали стремительно ухудшаться. 6 января 1408 года в Ковно (совр. Каунас), для решения территориальных споров, приехали Ягайло и Ульрих фон Юнгинген. Посредником между орденом и Польшей выбрали Витовта. Ягайло требовал возвращения земель. Магистр отложил решение до 24 июня, позже передал дело на суд Витовта, а сам выкупил земли у местных польских князей. Стало ясно, что договориться невозможно. Летом магистр выехал на инспекцию замков, расположенных на границе с Польшей и Литвой.
Осенью 1408 года в Жемайтии полным ходом шла подготовка к восстанию против Тевтонского ордена. Тевтонский наместник и комтуры соседних земель с тревогой сообщали в Мальборк, что Жемайтию «вдоль и поперёк проходят литвины, русины и татары, часто одетые купцами, и подбивают население к восстанию». Однако произошло событие, спасшее тевтонские владения в Жемайтии, а возможно и сам орден от разгрома в этом году. Младший брат Ягайлы – Свидригайло, оставшийся без трона, при поддержке тевтонских спецслужб организовал против Витовта мятеж в Москве. У московского князя – Василия, зятя Витовта были свои причины для недовольства. Жена Василия – Софья Витовтовна была женщиной с жестким характером, постоянно вмешивалась в княжеские дела мужа и прославилась бесцеремонным отношением к московским боярам.
На картине П.Чистякова изображены события, происходившие уже после смерти Витовта, но о характере Софьи Витовтовны вполне можно составить представление. Традиций эмансипации на Руси никогда не было, поэтому объяснением её поведению, скорее всего, может близость и могущество Литвы, всегда готовый придти и навести нужный порядок.
На пороге большой войны с Тевтонским орденом, у Витовта за спиной назревал новый конфликт. Вместо того чтобы идти на север, в Жемайтию, армия ВКЛ вынуждена была двинуться на восток. После проведённых Витовтом в Подмосковье военных учений, взаимопонимание с зятем было достигнуто, что было отражено в договоре от 14 сентября 1408 года.
Российские историки, претендуя на часть Грюнвальдской славы, пишут об этом договоре как о проявлении славянской солидарности перед лицом тевтонской агрессии. Почему-то они забывают рассказать, при каких обстоятельствах он был подписан, и сколько жамойтов не пришло под знамена Витовта на Грюнвальдское поле из-за того, что были вырезаны тевтонами за восемь месяцев отсрочки восстания. Главным вкладом москвичей в Грюнвальдскую победу остается нейтралитет в войне 1410 года.
Часто цитируемые российскими историками арабские источники сообщают, что в 1408 году эмир Едыгей (Юрий великий?) разорил Подмосковье, а затем, получив большой выкуп, удалился. Не являются ли рейды по Подмосковью Витовта и Едыгея разными описаниями одного и того же события? Витовт и Едыгей участвовали также в битве на реке Ворскле в 1399 году. Современные историки трактуют эту битву таким образом, что они были противниками. Насколько это правильно? Ещё один факт: в знак благодарности за участие хана Джелал-эд-Дина (сына Тохтамыша) в Грюнвальдской битве, Витовт помог ему стать ханом Золотой Орды. После того как Джелал-эд-Дин был убит в орде, Витовт привёл к власти следующего сына Тохтамыша и так по очереди всех их младших братьев. Едыгей в те же годы делал то же самое – выдвигал своих ставленников на ордынский трон, только считается, что они противостояли ставленникам Витовта. Насколько правильно интерпретированы летописи современными историками? Ведь часто встречающаяся фраза «воевал с…» может трактоваться двояко: «воевал против…», или «воевал вместе с…». Многое зависит также от точности перевода, даже если идёт речь о таких близких языках как белорусский и русский. Например, белорусские слова «нядзеля» и «час» имеют совсем другое значение, чем созвучные им русские, а фразы «благое дзела» и «благое дело» – вовсе противоположны по смыслу. Впрочем, далее не буду утомлять читателя своими предположениями, а изложу описание событий в общепринятой трактовке.