Содержание
Вступление_________________________________________________________________________ 3
Современность______________________________________________________________________ 4
История__________________________________________________________________________ 16
Начало белорусской истории_________________________________________________________ 20
Всеслав Чародей.___________________________________________________________________ 23
Основание Риги____________________________________________________________________ 24
Чингиз-хан________________________________________________________________________ 29
Где ты, иго татарское?_____________________________________________________________ 30
Литва и Русь.______________________________________________________________________ 39
Где ты, поле Куликово?_____________________________________________________________ 47
Дмитрий Донской и его сыновья._____________________________________________________ 56
Тевтонский орден__________________________________________________________________ 58
Грюнвальдская битва_______________________________________________________________ 65
Европа после Грюнвальда.___________________________________________________________ 81
Потерянная корона.________________________________________________________________ 87
Наследники Ягайлы и его наследие.___________________________________________________ 94
Нулевая мировая война._____________________________________________________________ 98
Петр I___________________________________________________________________________ 103
Цена империализма._______________________________________________________________ 107
«Броня крепка и танки наши быстры»_______________________________________________ 110
Вместо эпилога___________________________________________________________________ 114
Список основной использованной литературы________________________________________ 115
Автор выражает огромную благодарность Владимиру Орлову, а также Михасю Чернявскому и Олегу Хмуровичу за бесценную помощь, оказанную при написании этой книги.
Почему Александр Невский носил герб "Погоня"? На каком языке писал князь Витовт? Была ли Москва в составе Великого Княжества Литовского, Русского и Жамойтского? Этим и многим другим вопросам белорусской истории посвящена эта книга, которая, надеюсь, будет интересна широкому кругу читателей.
|
Вступление
А хто там iдзе?
Беларусы.
Я.Купала
Кто мы – современные белорусы? К сожалению, такой вопросы возникает в наши дни – во время существования самостоятельного и независимого государства белорусов, о котором мечтали многие поколения наших предков. Сомнения свойственны каждому мыслящему существу. Попробуем разобраться, что же это за страна – Беларусь, загадочная и непознанная для многих её жителей.
Приходится констатировать, что национальные традиции и связь поколений нашего народа во многом прерваны. В отсутствии преемственности опыта кроется причина многих наших нынешних бед. Государство в своем развитии проходит те же стадии, что и человек. Когда маленький ребенок подрастает до определённого возраста, у него появляются вопросы о том, как он появился на свет. От того, насколько продуманы ответы его родителей, часто зависит формирование мировоззрения ребёнка, его будущие успехи и неудачи. Пожалуй, один из самых тяжёлых результатов получается тогда, когда до самого совершеннолетия человека убеждают в том, что его принёс аист. Вырастает недоверчивый, озлобленный неудачник с набором комплексов и внутренних противоречий. Таких людей не любят и зачастую эксплуатируют их недостатки. Причина отставания в развитии такого человека проста – он учится только на своих ошибках, а другие – на чужих. Даже гений не может понять всё многообразие жизни, опираясь только на собственный разум.
С большинством возникающих у человека проблем уже кто-то сталкивался в прошлом. Критический анализ чужого опыта позволяет с минимумом затрат найти правильный путь, или хотя бы не повторять ошибок. Исторический опыт Беларуси настолько насыщен и многообразен, что его с лихвой хватит нескольким народам, только изучай.
|
Белорусам достаточно хорошо знать своё прошлое, чтобы избегать ошибок при движении в будущее. Наша история – это не сплетни третьесортного уезда, претендующего на роль второсортной губернии. Находящаяся в центре Европы Беларусь влияла на глобальные исторические процессы Старого света. Длительное игнорирование роли нашего народа привело к современному состоянию европейской исторической науки. Она выглядит в виде двух, ничем не связанных обрывков – истории Западной и Восточной Европы. Связующее звеном между ними – это история Белой Руси и Великого Княжества Литовского, которая только теперь «стала выходить из подполья».
Наше государство не такое уж маленькое, как считают некоторые белорусы. Величие народа сильно приуменьшает комплекс национальной неполноценности. К примеру, Швеция, имея такое же по численности население, как и у нас, никому не позволяет к себе относиться снисходительно. Население целого континента – Австралии всего в два раза больше населения Беларуси. Наши ближайшие соседи – латыши восхищаются тем, что у нас есть мощная промышленность и большое население. Например, эстонцев на полмиллиона меньше, чем минчан, но для них это не является поводом для самоуничижения. Главным является не то, как к нам относятся россияне, немцы или американцы, а в то, как мы сами позволяем к себе относиться.
|
Белорусы чувствуют себя маленьким и беспомощным народом из-за недостатка национальной сознательности. Автору приходилось служить в Советской армии далеко от дома, в Сибири. Среди множества национальностей, составлявших армейский коллектив, каждая была уникальна по-своему. Основной отличительной чертой белорусов, иногда доходившей до абсурда и поражавшей военнослужащих других национальностей, была крайняя разобщенность. Белорусы, составлявшие половину личного состава части, к удивлению многих, никогда не имели решающего голоса. Мусульмане - казахи, не задумываясь, вступались за кавказцев, хотя между их родинами были тысячи километров. Белорусы же, находясь за тысячи километров от родины, делились на минчан, витебчан, гродненцев и т.д. К тому же, для полного контроля над белорусами от них добивались полной разобщенности. Особист, курировавший воинскую часть, даже дружбу гродненцев или минчан называл «опасным проявлением национализма».
Белорусы уже более десяти лет живут в самостоятельном государстве. То, что называлось «национализмом» и «сепаратизмом» во времена Советского Союза, теперь является основой государственности. Тем более досадно видеть противостояние людей, выступающих за сохранение независимости, т.е. за сохранение конституционного строя и тех, кто по долгу службы обязан этот строй охранять. На кого только не делятся белорусы! На социальные классы, слои, группы, группки, сторонников и противников чего только возможно. Белорусы делят свои силы и противопоставляют друг другу. В итоге, каждый остаётся одиноким и беспомощным винтиком, а потенциал нации близок к нулю.
Иногда приходится слышать о том, что все проблемы белорусов были бы решены, если бы они не были такими мягкотелыми, «памяркоўнымі». Следует заметить, что при отсутствии четких национальных ориентиров, «памяркоўнасць» – является единственным механизмом самосохранения. Берись белорусы при любом конфликте за автоматы, уже давно не было бы такой нации. Примеров же того, как белорусы воевали друг против друга и так предостаточно.
То, что в мирное время является лишь досадным недоразумением, в годы испытаний становятся трагедией. Говорят: «ворон ворону глаз не выклюет». То, чего не делают даже птицы, к сожалению, часто делают белорусы. Они не только запросто бьют, но и стреляют друг в друга. Во время Второй Мировой войны по разным оценкам от трёхсот до пятисот тысяч белорусов воевало в партизанских отрядах. Примерно такое же количество было по другую сторону баррикады. Люди с оружием в руках воевали против возвращения зверств НКВД и узаконенных грабежей под названием «раскулачивание». Целые деревни становились полицейскими. Естественно, ни немцев, ни большевиков не интересовали мотивы поступков белорусов. И тем и другим белорусы были нужны лишь в качестве солдат. Многочисленные художественные фильмы о войне воспроизводят только половину правды. Вся правда слишком страшна и сейчас, спустя более полувека. Например, знаменитое сражение при прорыве блокады Полоцко - Лепельской партизанской зоны в 1944 году. С одной стороны воевали бригады Данукалова, Короленко, Романова. С другой – полки бригады Каминского и группа Ветвицкого. Первым помогали русские, а вторым – немцы.
Случай, когда одну нацию используют другие в качестве пушечного мяса отнюдь не уникальный. В начале 20-го века Польша оставалась разделенной между Австро-Венгрией, Германией и Россией. Во время Первой Мировой войны, поляки в австрийских мундирах и поляки в русских шинелях стреляли друг в друга. Чем успешнее они это делали, тем меньше становилось людей, создававших «польскую проблему». Только сильная личность – Пилсудский смог объединить поляков в единую нацию.
Во время Великой Отечественной войны обезлюдела значительная часть территории Беларуси. Например, в Россонском районе погиб каждый второй. Никто не хотел погибать, но почему так получалось? Много раз с экранов телевизоров твердилось, что уроки войны не должны быть забыты. В чём же они заключаются? Многочисленные фильмы и книги о войне пропагандируют национальную нетерпимость к немцам, но не несут никакой информации о причинах возникновения военных конфликтов и о том, как себя вести в случае их возникновения. Нам твердят: фашизм не должен повториться. Но нигде не говорят, что такое фашизм? Как узнать современных фашистов, если они славяне, не носят свастику и называются по-другому? Как белорусам не попасть в очередной раз между молотом и наковальней? Как бы ни складывалась ситуация у наших границ в будущем, жизненно необходимо воспитание хотя бы у молодёжи чувства национального единства, как абсолютного приоритета.
Внутренние проблемы у белорусов оказались значительно более сложными и глубокими чем у соседних народов. Только досконально разобравшись и устранив внутренние противоречия, мы сможем перестать быть нацией неудачников. Быстрее найти своё место в современности и восстановить мир в душе белорусам поможет изучение своей истории.
Психологи-криминалисты считают, что чаще всего изнасилованиям подвергаются женщины определённого склада характера, имеющие комплекс жертвенности. Своим поведением они неосознанно будят агрессивные инстинкты и морально готовы к тому, что жертвой будут именно они. Происходящие с ними беды не заставляют их бороться, а лишь подтверждают внутреннее ожидание несчастий.
Белорусов называют многострадальным народом. Если беды происходят вновь и вновь, значит, что-то неправильно в нас самих. Что? Автор является лишь историком-любителем и высказанные здесь умозаключения не претендуют на то, чтобы стать догмами, а лишь предлагают направление поиска путей разрешения застарелых национальный проблем. Цель этой книги – побудить профессиональных литераторов, историков, учёных других специальностей и политиков разобраться в причинах белорусских комплексов, по возможности их устранить и выработать современную национальную идеологию, способствующую гармоничному и благополучному развитию нации. Автором сначала перечислены наиболее часто встречающиеся современные проблемы белорусов, а затем сделана попытка анализа истории, с позиций современной логики.
У Беларуси великая история и описать её всю в одной книге невозможно. Автор и не ставит перед собой такую задачу. Основное внимание уделено тем периодам белорусской истории, которые чаще всего замалчиваются или преднамеренно искажаются. Читатели, для которых проблемы современности не представляют интереса, могут перелистнуть следующие две главы и открыть страницу, где находится «Начало белорусской истории».
Надеюсь, книга будет интересной не только для специалистов, но и для тех, кто не обладает глубокими познаниями истории.
Современность
Значительное место в системе по воспитанию комплекса неполноценности у белорусов занимает российская и советская историческая «наука». Она настолько прочно вошла в наше сознание, что уже кажется естественным то, что белорусов всегда представляют недалёкими и отсталыми лапотниками. Описание нашей республики начинается со «счастливых» лет революции или как исключение с начала XX века. Возьмём, к примеру, детскую энциклопедию «Что такое. Кто такой» образца 1975 года. Тысячелетняя (а возможно и 1500 летняя) история Беларуси сжата до нескольких абзацев. В доверчивые детские души западает мрачная картина: «Это был один из самых нищих и отсталых краёв царской России. В деревнях, носивших горькие названия – Голодное, Бесхлебицы, Мохоеды, Короеды, виднелись покосившиеся, полуразвалившиеся домишки, а зачастую просто землянки. Лишь в некоторых местах дымились трубы маленьких заводиков. За годы Советской власти Белоруссия стала развитой промышленной республикой. Над ней поднялся новый лес – лес заводских и фабричных труб.» Просто «Кошмар на улице Вязов» с хэппи-эндом. Воспитанием комплекса неполноценности занималась поощряемая царизмом и Советами псевдобелорусская литература, показывавшая всё самое неприглядное в жизни народа. Произведения в стиле «Пяць лыжак зацiркi», были образцом так называемой «белорусской литературы». В любой стране есть нищета. В жизни каждого народа, да и любого человека есть моменты, которыми не принято гордится. Белорусам длительное время внушали мысль, что в их истории все было только негативным.
Для образованных («особо умных») белорусов схема навязывания комплекса неполноценности была более сложной. Культивировался образ многострадального народа-неудачника. Почему многострадального? Да потому что он «отсталый» и «забитый» (читай: «недалёкий»). Человека с развитым интеллектом это ставит в тупик или вызывает апатию, что собственно и требуется. Например, правительство даже такой благополучной страны как США запретило демонстрацию по ТВ терактов 11-го сентября, чтобы не развивать у американцев комплекс жертвы и неполноценности. Белорусам же столетиями «вдалбливают» в головы, что они отсталые и недалёкие.
Человеческая психика обладает странным свойством: чем более наглой и чудовищной является ложь, тем в неё легче верится. Поколения белорусов, выросшие на такой вот «истории» и «литературе» трудно переубедить в том, что их предки не были убогими. Псевдобелорусское воспитание продолжается и сейчас. В учебных заведениях делают так называемые «белорусские хатки», основными атрибутами которых являются прялки, лучины и лапти. Автор не имеет ничего против лаптей, обутых на артистов фольклорных ансамблей. Но в качестве высшего достижения нации – увольте.
Конечно, легко засорять мозги детям. Они не могут критически оценивать информацию. Статистика, на основе которой можно сделать выводы о позитивности или отрицательности влияния России на Беларусь тщательно скрывалась. Например, данные о соотношении количества зерна, собираемого до и после коллективизации, не публикуются до сих пор. Конечно, в 20-м веке в Беларуси появилось много фабрик и заводов. Но в европейских странах, в которые большевиков не впустили, их построено намного больше. При любой власти люди пашут, сеют, рождаются и умирают. Заслуга в этом не властей, а природы. Оценить качество политического строя можно, только сравнивая соотношение положительных и отрицательных факторов, влияющих на естественный ход жизни.
Не так давно в Гродно проходили празднества, посвящённые 200-летию образования Гродненской губернии. Как писалось в официальных источниках, это «эпохальное» событие «способствовало развитию» Гродненщины. Как же получилось, что в результате этого «развития» Гродно из центра передового воеводства, где находилась ставка короля Стефана Батория, превратился в «один из самых нищих и отсталых краёв царской России»? Российская история утверждает, что до захвата белорусских земель, тут жили плохо. Это очень напоминает советскую байку о «загнивающем Западе». Почему же тогда из России бежали на запад, на белорусские земли целыми губерниями, а не наоборот? Ещё в середине XVIII века русская императрица Елизавета требовала от короля Речи Посполитой вернуть с белорусских земель миллион (!) беглых крестьян–россиян. Позже, императрица Екатерина II восхищалась трудолюбием и отсутствием беспробудного пьянства у своих новых подданных – белорусов, «возвращённых» с помощью суворовских штыков. Если «снять с ушей» российскую историческую «лапшу», можно найти причину, объясняющую экономическую деградацию белорусских губерний во времена царизма. Согласно постановлению от 1795 года, налоговые платежи в бюджет Российской империи допускалось перечислять как в звонкой монете, так и ассигнациями. Лишь белорусам, «временно», предписывалось делать это только металлическими деньгами. На первый взгляд второстепенная инструкция, регламентирующая порядок использования платёжных инструментов, на самом деле уничтожила экономику белорусских земель. Если официальный курс обмена металлических денег на бумажные, был равен 1:1, то реально, за 22 рубля серебром давали 100 рублей ассигнациями. Таким образом, налоговая нагрузка на белорусские губернии была почти в 5 раз больше, чем на российские. О каком развитии может идти речь, если выгоднее было не работать вовсе? Этот акт вынуждал белорусских помещиков вкладывать деньги в развитие экономики России. За устойчивостью такого «развития» белорусских земель следил генерал - губернатор Муравьёв, прозванный нашими предками «вешателем». Политика польских властей на территории Западной Белоруссии и Украины в 20-30-х годах XX века ничем не отличалась от предшествующей, царской. Так в бюджете 1924 года первые два места в структуре польского экспорта занимали белорусский лес и украинская нефть. Недовольных экономической и национальной политикой отправляли в польский концлагерь в Березе-Картузской.
С тех пор прошло много времени, изменилось социальное и государственное устройство страны, а белорусские чиновники по привычке выполняют ту же функцию – вытесняют трудолюбивых людей и их деньги за рубеж. Трудно сказать, чем обоснована такая настырность – сознательным подрывом основ государственной безопасности или недомыслием. Нелепые разговоры о привлечении иностранных инвестиций идут на фоне массового оттока капитала куда угодно, но только не в Беларусь. Стоит ли удивляться, когда за объединение с Россией голосуют не только пенсионеры, но и молодые люди, которые видят в этом возможность смены существующей разорительной экономической политики. Судя по тому, что те же молодые люди готовы уехать на Запад, речь идет не о славянском братстве народов, а о попытке избежать безысходности и бесперспективности существования на родине. Те, кто пока остаются дома, не видят никакого просвета впереди. Разве это нормально? Прекращая предпринимательскую деятельность, субъекты хозяйствования перестают выплачивать зарплату своим сотрудникам и содержать за счёт налогов убыточные госпредприятия и пенсионеров. Оставшиеся бюджетные крохи приходится делить на пособия по безработице (или псевдозарплату на госпредприятиях) уже и для бывших предпринимателей. Люди начинают ходить не на работу, а на митинги.
До наших дней дожило очень мало белорусов, «имевших счастье» своими глазами видеть коллективизацию 20-30-х годов. Зато рассказов очевидцев «исторических» преобразований на селе в Западной Беларуси в 50-х годах ХХ века предостаточно. Ещё до воссоединения 1939 года, исчёрканные цензорами письма от родни, проживавшей в Советской Белоруссии, читали всей деревней: «… живём мы так хорошо, что на обед едим даже брюкву». Над сельчанином, поверившим в реальность этого, смеялась вся острая на язык родня. После воссоединения и коллективизации уже не смеялись. Брюкву ели и сами.
Устанавливать советскую власть в белорусскую деревню ехали «двадцатипяти…» и прочие «тысячники». Лодыри и бездельники со всей России, которых никто не брал на работу дома, ехали учить жизни белорусов. Не удалось услышать ни одного положительного отзыва об их «помощи», зато отрицательных – только записывай. Тунеядцы и алкоголики, люди непутевые даже по российским меркам, они отучили работать и споили белорусскую деревню. Результат их деятельности читатель может увидеть в ближайшем к себе колхозе. Ситуация напоминает поговорку «один с сошкой, а семеро с ложкой». Целые хозяйства превратились из кормильцев в нахлебников. В самой России сейчас критически и здраво оценивают результаты коллективизации. Возможно, в недалёком будущем российским фермерам будет возвращено право собственности на землю. Почему же белорусы цепляются за глупости, от которых отказываются даже их авторы?
Строительство промышленных предприятий на территории Беларуси с участием российских специалистов, конечно же, явление положительное. Но не надо забывать, что белорусы не были обузой. На многочисленных ударных стройках, разбросанных по территории Советского Союза, трудились тысячи белорусов. Рабочие и ученые – белорусы внесли значительный вклад в союзную науку и обороноспособность. Вспомнить хотя бы уроженца города Глубокого, П.О.Сухого, самолеты которого составляют основу российской истребительной авиации и теперь. Среди пятнадцати советских республик БССР была среди немногих, имевших положительное сальдо функционирования экономики. Из-за принципа уравниловки, трудовой вклад белорусов перераспределялся для поднятие уровня благосостояния кавказских и среднеазиатских республик. Никто не сказал за это даже спасибо.
Важную роль в воспитания национального самосознании играет язык. Проблема белорусского языка стоит весьма остро. Его современная версия – «трасянка» не вызывает желание на ней говорить. Если я не прав, пусть филологи меня поправят. С позиции обывателя, «трасянка» выглядит как испорченный русский язык. Многие слова, фразы режут слух, поэтому на «трасянке» трудно думать. Её развитие скорее напоминает мутацию: «Калгас Акцябр», «вёска Кірпічоўшчына», «ўрэмя работы 8-17», «не курыць» – этих пародий не заслуживает ни белорусский, ни русский языки.
Главная проблема современного белорусского языка заключается даже не в замене многих слов на искажённые русские, а в разрушении его внутренней структуры. Ведь язык – это не только словесный набор. Язык отражает национальный способ мышления. В соответствии с внутренней логикой языка строятся предложения и фразы. Попробуйте заменить польские слова на русские в фразе «вытворня фильтров самоходовых». Получившаяся конструкция «фабрика фильтров автомобильных» не является русской. Аналогично, при механической замене русских слов не получаются польские фразы. Подмена внутренней структуры белорусского языка русской, наносит самый большой ущерб. Фразы напоминают русифицированный WINDOW'S: все внутренние процессы идут на английском, а конечные результаты воспроизводятся на русском, причём зачастую некорректно.
На Белосточчине, где язык подвергался меньшему давлению, приходится слышать ласкающие слух белорусские фразы. Даже заимствованные слова звучат мягко. Сравните «рэклама» и «рэкляма». К сожалению, белостоцский диалект для нас, как недоученный иностранный язык: всё понимаешь, но сам так говорить не можешь. Может быть, филологи смогут собрать всё лучшее в белорусском языке из его сохранившихся диалектов? Популяризации белорусского языка, безусловно, способствовала бы поддержка государства. Например, налоговые льготы при размещении рекламы на белорусском языке. Чтобы не стать источником злоупотреблений и не опорочить идею, эти льготы должны быть небольшими. Вместе с тем, не допустима дискриминация русского языка, так как это повлечёт за собой межнациональную напряженность.
О том, "Як бальшавікі рэфармавалі беларускую мову" писал в 1994 году Янка Войніч: Бальшавікі імкнуліся да стварэння імперыі, у якой усе было б аднолькавае, стандартнае. Ім належыць ідэя "зліцця моваў", г.зн. пераходу ўсіх народаў на расейскую мову. Першы этап "зліцця" – "збліжэнне" моваў, якое праводзілі прымусовымі, рэпрэсіўнымі метадамі.
Беларуская літаратурная мова адрадзілася ў XIX - пачатку XX стагодзя. Складаліся граматыкі, слоўнікі, стваралася навуковая тэрміналогія. Але праца гэтая не была завершаная. Пры канцы 20-х гадоў бальшавіцкія ўлады абвінавацілі мовазнаўцаў у шкодніцтве і за некалькі хваляў рэпрэсіяў вынішчылі фізічна. Сярод знішчаных – Браніслаў Тарашкевіч, Вацлаў Ластоўскі, Язэп Лёсік, Сцяпан Некрашэвіч, Мікола Байкоў ды іншыя.
"Варожымі" былі абвешчаны і іхнія працы, у тым ліку пастановы Акадэмічнае канферэнцыі па рэформе правапісу 1926 года, праект рэформы правапісу 1930 года. У 1933 годзе беларускай мове спешна, без грамадскага абмеркавання, дэкрэтам навязалі бальшавіцкую рэформу. Мэтай яе было "ліквідаваць штучны бар'ер паміж беларускай і рускай мовамі", г. зн. спыніць развіцце беларускае мовы, пазбавіць яе непаўторнага аблічча. Скасавалі мяккі знак, які абазначаў памякчэнне (песьня – песня, зьява – з'ява), сталі пісаць не як чуецца, а на расейскі лад (чэскі – чэшскі, ня быў – не быў), у выніку чаго пачало страчвацца характэрнае для беларусаў вымаўленне. Запазычаныя словы мелі пісацца ўжо не на заходнееўрапейскі, а на расейскі ўзор (дакляраваць – дэклараваць, газэта – газета). Нават скланяцца і спрагацца словы беларускай літаратурнай мовы цяпер даводзілася аналагічна расейскім (у садох, у палёх – у садах, у палях; не ганеце – не ганіце). Уводзілася зусім не ўласцівыя беларускай народнай мове дзеепрыметнікі, "асабліва калі яны азначаюць сацыяльны сэнс" (эксплуатуючы і эксплуатуемы клас). Востры пратэст супраць рэформы выказала інтэлігенцыя Заходняй Беларусі, з ціхім незадавальненнем успрынялі гвалт над мовай у самой сталінскай БССР." Автор этих слов - Янка Войніч говорил тогда о необходимости избавления и очищения родного языка от тяжелого сталинского наследия. За прошедшие восемь лет белорусское правительство не сделало в этом направлении никаких шагов. «Воз и ныне там».
Воспитание комплекса неполноценности у подневольного народа является обязательным элементом любой колониальной политики. Силы колонии подпитывают метрополию и тяжелому положению вассалов требуется какое-то объяснение. Поэтому культивируется образ недалекого и пропащего народа - неудачника, который если бы не метрополия, давно бы уже исчез. Когда-то, ещё до Октябрьской революции, финны просили Россию предоставить им самостоятельность. На заседании Государственной Думы депутат Марков говорил с трибуны: «Отпустить не жалко, жалко людей. У них ведь только шишки да болота. Пропадут же!» От такой речи можно было бы платочком утирать слезы умиления, если бы Марков не продемонстрировал свое истинное отношение к финнам, уже сходя с трибуны. Он толкнул финского депутата, ждавшего слова со словами: «Посторонись, чухна, Русь идёт».
Ни в одной постколониальной стране Европы, Африки или Азии не удалось построить благополучное общество сразу. Отсутствие политического опыта у властной элиты, длительное уничтожение национальных корней, да и просто всех здоровых сил общества дают о себе знать. Беларусь в этом отношении не является исключением. Национальная сознательность не только значительно ослаблена, но продолжает подвергаться давлению, а ведь она является единственной серьезной опорой власти. Да, национальное самосознание белорусов размыто. Это означает, что важнейшим направления действий властей, для своей же безопасности, является укрепление «нацыянальнай свядомасцi». В одной детской сказке королевский олень гордился своими шикарными рогами и сетовал на слабые ноги. Когда на него напали волки, ноги хоть были слабы, спасали, как могли, а развесистые рога только цеплялись за ветки. Слабость национальной сознательности в постколониальных странах приводит к тому, что интересы внешних «друзей» и врагов оказывают на политическую жизнь больше влияния, чем внутренние процессы. В результате, страна, де-юре имеющая независимость, долгие годы остается марионеточным государством, сотрясаемым борьбой внешних сил за господство в регионе. Существует два варианта такого «развития»:
1) Внутренние силы страны контролируются одним соседним государством. Применительно к Беларуси это может выглядеть следующим образом: вдобавок к пророссийскому правительству, создаётся пророссийская оппозиция. Правительство и оппозиция борются между собой, набивая, друг другу «синяки» и «шишки», а потом вместе бегут к «матушке» России, чтобы плакаться «в подол». При любом исходе внутренней борьбы, внешняя ориентация остаётся неизменной.
2) Внутренние силы контролируются разными государствами. Примеров такого развития событий в белорусской истории предостаточно. Вспомнить хотя бы времена русско-шведского «потопа» XVII века.
Единственный выход – повышение уровня собственной экономики и национального сознания, а сделать это можно только консолидацией всех внутренних сил государства. Ничто так не волнует людей, как свои собственные доходы. Люди прощают любые ошибки власти, если видят реальный рост своего благосостояния. Разумеется, правительство любой страны говорит, что только этим оно и занимается. Таков «закон жанра». Возможно, обывателю и не надо знать всех тонкостей экономических механизмов. Пользуясь телевизором или компьютером, человек, как правило, мало интересуется особенностями работы микросхем, находящихся внутри. Приходя на работу, наемные работники, естественно, заинтересованы работать как можно меньше, а получать как можно больше. Интересы нанимателя и работников в этом смысле прямо противоположны, и чтобы работники не голодали, а хозяин не разорился из-за высокой себестоимости продукции, необходим баланс интересов сторон, поддерживать который могут только профессионалы. К примеру, попытка создать «социально ориентированную» экономику в Швеции и Германии приводит к оттоку капитала в страны с меньшей налоговой нагрузкой, в том числе и в бывшие советские республики. Белорусский «рыночный социализм» страдает теми же «болезнями», только проходят они в более жесткой форме.