Основные особенности рыцарского средневекового романа




Содержание

Введение

1. Рыцарский роман

1.1 Основные особенности рыцарского средневекового романа

1.2 Рыцарский роман в Германии

2. В. фон Эшенбах "Парцифаль"

3. Готфрид из Страсбурга "Тристан"

Заключение

Список литературы и интернет ресурсы


Введение

 

История рыцарства и споры о его основополагающих концепциях издавна являлись предметом исследования многих ученых.

В наши дни под словом "рыцарь", мы подразумеваем честного и благородного человека, готового всегда прийти на помощь слабым и обиженным. Что же представляло собой рыцарство, как историческое явление? Это был особый привилегированный слой средневекового общества, основным занятием которого было военное дело. Сходные социальные группы существовали и в восточных странах (сипахи в Османской империи, самураи в Японии), но обычно это понятие связывают с историей Западной и Центральной Европы VIII-XV веков.

Изучением рыцарских идеалов занимались многие исследователи, в том числе Й. Хезинга, Ле Гофф, М. Блок, У. Эко и др.

Рыцарь должен быть мужественным, справедливым, правдивым, щедрым; он должен защищать церковь, бороться с "неверными", хранить верность сюзерену, служить опорой слабых и беззащитных.

Существенная роль в создании этого приподнятого над жизнью идеала принадлежала рыцарской поэзии XII-XIII вв. Чаще всего, однако, идеальные рыцарские черты находились в самом резком противоречии с действительной социальной практикой средневекового феодала.

В обстановке и под влиянием всех умственных приобретений рыцарство культурно растет и перестраивается. Оно сохраняет свою классовую природу со всеми ее типическими чертами; феодальные войны и грабежи по-прежнему остаются основным его занятием, его быт и нравы сохраняют свою первоначальную грубость и жестокость. Но наряду с этим в передовых кругах рыцарства формируется некий морально-эстетический идеал, и намечаются ростки светской культуры. Возникают пышные дворы, где приняты хорошие манеры, красивые наряды, занятия музыкой и поэзией. Наряду с любовью к роскоши и стремлением всячески приукрасить жизнь культивируется щедрость, которая считается обязательным признаком рыцарского "благородства" и выливается нередко в формы безудержного мотовства.

Появляется новое понятие - куртуазия. Рыцарь должен быть не только смелым, верным и щедрым, - он должен быть также учтивым, изящным, привлекательным в обществе, уметь тонко и нежно чувствовать.

В связи с этой новой ориентацией на светские увеселения и эстетизацию жизни пробуждается интерес к интимным вопросам личности, к проблемам чувства. Вырабатывается своего рода метафизика любви, возникает поклонение женщине, идеализация возвышенного любовного чувства.

Резко изменяются общественная функция литературы, способ исполнения произведений, состав ее авторов и носителей. Рыцарская лирическая поэзия в силу ее происхождения из народной песни еще связана с музыкой, но повествовательные жанры уже не распеваются, а читаются. Назидательное значение литературы отнюдь не утрачиваются, но одновременно возникает и другая ее функция - светско-развлекательная. Автор - уже не бродячий жонглер, не искушенный в письменности, а поэт, обладающий некоторой школьной образованностью и состоящий на службе при феодальном дворе, иногда даже сам рыцарь. Этот автор стремится закрепить свое имя.

Язык рыцарской поэзии стремится быть чистым и изящным. Все грубое, обыденное из него изгоняется.


Рыцарский роман

 

Основные особенности рыцарского средневекового романа

 

В последней трети XII в. в Германии развивается рыцарский роман. В нем мы находим в основном те же самые чувства и интересы, которые составляют содержание рыцарской лирики. Это, прежде всего тема любви, понимаемая в более или менее "возвышенном" смысле. Другим столь же обязательным элементом рыцарского романа является фантастика в двояком понимании этого слова - как сверхъестественное и как все необычное, исключительное, приподнимающее героя над обыденностью жизни. Обе эти формы фантастики, обычно связанные с любовной темой, покрываются понятием приключений или авантюр, случающихся с рыцарями, которые всегда идут навстречу этим авантюрам. Свои подвиги рыцари совершают не ради общего, национального дела, как некоторые герои эпических поэм, и не во имя чести или интересов рода, а ради своей личной славы.

По своему стилю и технике рыцарские романы резко отличаются от героического эпоса. В них видное место занимают монологи, в которых анализируются душевные переживания, живые диалоги, изображение внешности действующих лиц, подробное описание обстановки, в которой протекает действие.

Раньше всего рыцарские романы развились во Франции, и отсюда уже увлечение ими распространилось по другим странам.

Первыми опытами рыцарского романа явились обработки нескольких произведений античной литературы. В них средневековые рассказчики могли найти во многих случаях, как волнующие любовные истории, так и баснословные приключения, отчасти перекликавшиеся с рыцарскими идеями. Мифология в таких обработках тщательно изгонялась, но легендарные сказания о подвигах героев, имевшие видимость исторических преданий, воспроизводились полностью.

Еще более благодарным материалом для рыцарского романа явились кельтские народные сказания, которые, будучи продуктом поэзии родового строя, были насыщены эротикой и фантастикой.

В рыцарском романе есть основные признаки романного жанра:

романная, а не эпическая картина мира;

в центре внимания - частная жизнь, семейные отношения, дружба, любовь;

Это любовно-авантюрный роман.

вассальные отношения в рыцарском романе мыслятся как дело личностного выбора

романная концепция человека - концепция человека как личности, живущей в соответствии со своими интересами. Признается важность и законность этих интересов.

рыцарский роман стремится показать жизнь не в статике, а в динамике, в движении. В рыцарском романе важная роль принадлежит сюжету (много неожиданного, фантастического). Образы романтических героев редко эволюционируют.

герои рыцарского романа самостоятельно решают важные жизненные вопросы, руководствуются личным опытом, чувствами.

Основные признаки рыцарского романа:

Верность. Во всех произведениях куртуазной литературы важную роль играет понятие верности. Верность понимается как дисциплинированное выполнение своих обязанностей в феодальной сословной пирамиде, где от вассала требуется послушание и преданность сюзерену, тогда как сюзерен своей щедростью должен обеспечить своим вассалам возможность вести достойный их сословию образ жизни.

Воспитание. Рыцарь должен заниматься искусством или иметь способность получать наслаждение от произведений искусства, знание иностранных языков, подчиняться определенным правилам поведения в повседневной жизни, соблюдение нравственных норм, самообладание и чувство собственного достоинства и гордости.

Чувство прекрасного. В феодальной литературе большое внимание уделяется внешнему блеску. Многие произведения перегружены описаниями великолепно сделанного вооружения, сокровищ, сбруи, одежды. Это доказывало, что дворянство вело достойный его положению в обществе образ жизни, который предполагает радость от обладания земным богатством и восхищение красотой человека. Рыцарь в куртуазной литературе - это красивый человек, чьи внешность, одежда и образ жизни отделяют его от угнетенных, большинство которых представляют собой как отталкивающие, внешне безобразные и сомнительные в нравственном отношении персонажи.

Терпимость. В идее терпимости в куртуазной литературе отражается стремление освободиться от опеки церкви. Историческая основа возникла в результате крестовых походов, во время которых западное рыцарство открыло для себя феодальную знать Востока. Высокоразвитая арабская культура вызвала у рыцарей зависть и стремление иметь у себя нечто подобное, как роскошный образ жизни восточных феодалов. Это стремление связывалось с полным уважения признанием храбрости противника и его воинского мастерства. Наконец был понят монотеистический характер ислама как высокоразвитой, родственной христианству религии, стала ясна и лживость представлений церковных догматов, которые изображали магометан мерзкими, коварными, порочными язычниками. Но прежде всего западный рыцарь ощутил себя частью интернационального рыцарского сословия; из его чувства солидарности с рыцарями Востока возник образ "благородного язычника", равноправного представителя того же сословия.

Куртуазная любовь. Из соприкосновения с французской дворянской культурой выросла наложившая свой отпечаток на немецкую идею рыцарства - идея куртуазной любви. Во Франции за благородной дамой были закреплены определенные привилегии: возможность личного наследования и право жаловать земли в ленное владение. Из эмоционально окрашенного отношения трубадура-вассала к супруге сюзерена родилось понимание любви как служения даме. В служении даме и в куртуазной любовной поэзии стихийно-природная эротика связывалась воедино с воспитанием культуры чувств, стремлением выработать образец рыцарского поведения в соответствии с основными принципами феодальной идеологии. Благородная дама - супруга сюзерена выступает как хранительница культурных ценностей и воспитательница рыцаря. Служа даме и выполняя ее волю в сфере культурных запросов, рыцарь совершенствуется и становится образцом привилегированного класса. В рамках служения даме эротические притязания рыцаря и брак дамы являются неразрешимыми противоречиями, то тематика традиционного миннезанга ограничивается восхвалением дамы, выражением тоски и печали из-за невозможности добиться желаемого вознаграждения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: